Теперь я узрел Бога Истинного!Выступление на секции XV ВРНС «Восточно-славянская цивилизация. Наследие князя Владимира» Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский
Так по преданию воскликнул князь Владимир, когда после Святаго Крещения вместе с возвращением телесного зрения открылось в его душе зрение духовное. Вместе с душой князя возрадовалась и душа всех славянских племен, которым промыслом Божьим было определено слиться в единый славный и великий русский народ - создателя великой православной цивилизации.
Князь Владимир крестился в 988 г. и был наименован Василием. Исполнилось желание благочестивой княгини Ольги, и Русь, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось христианство, наконец, вся и с великим торжеством признала над собой благое иго Христово, отметая прочь иго языческих идолов и суеверий.
В завоеванном древнем Херсонесе (Корсуни) князь не только принял Крещение, но и породнился с Императорами Византийскими, взяв в жены царевну Анну. На Русь вместе с царевной Анной со свитой, клиром и многими святынями прибыл (посвященный святым патриархом Николаем II Хризовергом на Киевскую кафедру) митрополит Михаил, положив начало в ряду святых архиереев земли Русской.
Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Князь Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божий вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» - словно путеводные знаки, светочи народной святости.
Народ, совершив своё духовное самоопределение к православию, начал интенсивно развивать на этой основе культуру, отражая в ней и свойства характера души славян, и географические особенности русской земли, уже простиравшейся с юга на север и с запада на восток на тысячи километров. Наречия славянских племен, способные развиться в различные несходные между собой диалекты, могущие стать причиной обособления и вражды, были объединены единым языком, выражающим православное миропонимание и раскрывающим сакральные смыслы бытия, ценности и идеалы жизни. Этот язык, охарактеризованный И. С. Тургеневым как «великий, могучий, правдивый и свободный», стал языком русской литературы, давшей миру «Слово о полку Игореве», поучения Владимира Мономаха, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, русские летописи, произведения Н. В.Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского. Миросозерцание, передаваемое этим языком, нашло своё отражение в народных песнопениях и у великих русских композиторов, выражавших в гармонии музыки смысл глубоких духовных процессов русской души. Архитектура, именуемая «застывшей музыкой», на века запечатлевала устремленность к небесной красоте горнего мира, к которому куполами возведенных и благоукрашенных храмов и церквей горела душа русского народа.
Крещение Руси, воспринятое от православной Византии, явилось важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Объединение славянских земель и оформление государственных границ Русского Царства происходило в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами, большинство из которых, приняв католичество, ислам, или оставаясь язычниками, были враждебно настроены и к православному русскому народу и к его государству.
Только недалекий человек может думать, что государство создается правителями, и что по воле правителей может быть изменено духовное начало государства. Государство строится народом, главной целью которого является полнота и свобода реализации религиозных устремлений, проецируемых затем и в государственные порядки, в культурную и экономическую жизнь общества. Русское государство на всем протяжении своего тысячелетнего существования, никогда не мыслилось вне Православной веры. Только единая вера способна объединить народ для нелёгкого труда - создания своей собственной государственности! Истинная же Вера - Православие - как воплощение слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия, и вся сия приложится вам», - способна творить чудеса, что и отразилось в появлении такого феномена как Святая Русь, географически расположившуюся на одной шестой части суши, а в сакральном смысле ставшей центром вселенской Православной Цивилизации.
Можно без преувеличения сказать, что история России - это, прежде всего история Святой Руси, ибо судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния народа, от его преданности Богу и Его Святой Церкви.
Только великое отступление народа от своей Веры явилось причиной революции и атеистического мрака в XX в. Вслед за духовным падением, произошла деградация культуры, проявившаяся в разрушении храмов, в примитивности литературы, искусства и архитектуры т. н. «социалистического реализма», в деформациях системы образования и воспитания, в отношении к природе, в бытовом пьянстве и сквернословии.
Однако уже Второе Крещение Руси, весьма символично начавшееся от празднования Тысячелетия Крещения Руси, показало, что даже 70-летнее атеистическое иго и последовавшая за ним духовная агрессия со стороны богоборческих сил, не сломили дух нашего народа. Не отринул нас Бог сказавший: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя...» (Ис.54:7-9).
Свидетельством милости Божьей к нам явилось отмеченное Святейшим Патриархом Кириллом на состоявшемся 3 декабря 2010 г. в храме Христа Спасителя заседании Патриаршего совета по культуре, чудо восстановления попранных святынь: «За эти 20 лет восстановлено 23 тыс. храмов. Ничего подобного не происходило ни в одной стране, никогда в истории... Мир должен увидеть, на что оказалась способной Русь православная - на великий подвиг воссоздания из небытия всего, что было разрушено». Все это вселяет веру и дает нам надежду, что духовное возрождение Святой Руси необратимо, но при условии нашего единения с Богом. Мне думается, что опыт истории Руси, имеющий начало от святого равноапостольного великого князя Владимира, должен быть стимулом и добрым уроком для нас и будущих поколений нашего Отечества.
«С нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2Пар.32:
.
Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский
http://voskres.ru/bratstvo/pavel1.htm