Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 19:05:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Троицкая Родительская Суббота  (Прочитано 4423 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Июня 2011, 08:58:49 »

Троицкая Родительская Суббота



В субботу, в канун праздника Пятидесятницы, дня Святой Троицы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан.

По древней традиции суббота эта также носит название Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминовение усопших в эту субботу крайне необходимо. Особое поминовение всех умерших установлено в субботу перед днем Святой Троицы ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.

Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их.

Молитва в церкви имеет особую благодать. Во время богослужения Церковь земная ходатайствует за своих усопших. Молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Аминь.

http://kstati.dp.ua/article/troitskaya-roditelskaya-subbota-0
« Последнее редактирование: 14 Июня 2019, 14:43:07 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 01 Июня 2012, 12:46:02 »

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА


   
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении. Но, кроме того, Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, удостоившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

      В родительские дни всегда можно увидеть множество людей, которые идут на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках. Но также очень важно в этот день придти в храм Божий к началу Божественной литургии, подать записку с именами усопших и помолиться о их упокоении, или хотя бы поставить свечку. Записки можно отдавать сразу в несколько храмов, потому как, чем больше будет возноситься молитв, тем лучше это для наших близких. Именно молитвы наши за усопших являются главной и неоценимой помощью отшедшим в мир иной.

      В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но это можно сделать и накануне, в пятницу - подать записку, чтобы за наших близких мог помолиться священник. За этим вечерним Богослужением также следует панихида по усопшим. А также хорошо, если мы будем молиться о них каждый день на домашней молитве.

      Очень хорошо говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем".

      Кроме того, весьма полезно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем. А также жертвовать на церковь и, когда во время Богослужения будут молиться о всех благоукрасителях, благоустроителях и жертвователях храма сего, то вас и ваших близких обязательно будут поминать.

+++++++++++++++



По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".

Источник: сайт Храма Христа Спасителя




        Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага". Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни, тем более, в поминальном столе - все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших - это долг всякого православного.

        Чтобы правильно помянуть усопшего в грядущую Димитриевскую субботу, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем в церковный киоск. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог - наш Отец и для Него каждый человек как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем. В заупокойных записках имена пишутся полностью и в родительном падеже (например: о упокоении - Людмилы, Михаила и т.д.). У священнослужителей нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7 до 16 лет - отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло 40 дней - нужно добавлять слово "новопреставленный". Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является возжжение свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

        После богослужения православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле Литию (краткую заупокойную службу). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, дабы могила не попиралась, например, собаками. Продукты следует отдавать нищим.

        Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся "участниками небесных наград". Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой - готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.

        Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

Источник: "Православная газета" г.Екатеринбург

http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/230/215/
« Последнее редактирование: 02 Июня 2023, 16:58:46 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 22 Июня 2013, 15:05:41 »

Сегодня отмечается Троицкая родительская суббота

Православные христиане поминают усопших



Сегодня православные христиане отмечают Троицкую родительскую субботу. По достоинству Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.

В день Святой Троицы, или Пятидесятницы, Дух Святый сошел на апостолов, дабы они научали, освящали и приводили всех людей к вечному спасению. Поэтому святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Во всех храмах сегодня совершаются заупокойные литургии и панихиды. В храме можно заказать поминовение имен усопших священнослужителями на Литургии. Это поминовение совершается в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Идти на кладбище следует после посещения храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/22/segodnya_otmechaetsya_troickaya_roditelskaya_subbota/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 03 Июня 2017, 13:51:37 »

«Со святыми упокой»

Слово в Троицкую родительскую субботу



Царство Небесное, вечная память всем, за кого сегодня святая Церковь накануне праздника Пресвятой Троицы приносит свою молитву, о всех от века почивших православных христианах, всех сподобившихся крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, всех, кто по Превечному замыслу Божию должны быть в славе Божественной со всеми святыми. Мы приносим наши молитвы, вверяя души наших близких милосердию Божию, ищем заступничества у Божией Матери и всех святых, тех кто уже достиг жизни, для которой создан человек. Мы всех стараемся включить в нашу молитву — не только наших близких, но и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что мы их просто не знали, и тех, за кого некому помолиться. Наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь. Но тем не менее то, что здесь в храме происходит, имеет очень большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех дел, какие могут быть.

Когда мы выйдем из храма, мы постепенно снова погрузимся в свои обычные дела и заботы, и память об усопших как бы уйдет от нас. И это естественно. Но есть вечная память — память, которая принадлежит Богу и которая пребывает всегда. Как бы ни была неглубока наша молитва, наша надежда всегда заключается в том, что Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить любовь тех, кто молится. Он открывает нам тайну Церкви, когда мы молимся за всех словами: «со святыми упокой».

Когда происходит прославление святого, совершается необыкновенное. Один человек рассказывал мне, как он присутствовал на прославлении священномученика Илариона в Сретенском монастыре. Прежде чем Церковь провозгласит кого-то святым, в последний раз звучит песнопение, которое мы слышим каждый раз во время панихиды, за всеми нашими заупокойными службами: «Со святыми упокой». И во время этого пения ему вдруг дано было узнать, что весь храм заполнился Божественной благодатью, святостью Божией, той новой жизнью, для которой создан человек. Церковь не создает святых. Сам Бог Духом Святым свидетельствует о Своем новом избраннике. И в то же время это значит, что и наши молитвы имеют значение. Они приняты, Церковь домолилась до Бога, и Бог открывает ей, что этот человек святой. Остается только возвестить всему миру о его святости.

И мы с вами в такой же надежде молимся о всех усопших, и, наверное, в первую очередь о праведниках, чтобы Господь упокоил их со святыми. Может быть, не будут они прославлены, как великие угодники Божии, но всякий раз, когда мы среди наших записок встречаем имена людей, которые приняли достойную христианскую кончину, мы знаем, что соединяемся с ними сокровенным, таинственным образом. Они уже имеют власть ходатайствовать за нас перед Богом, и Бог иногда дает нам каплю благодати, если наша молитва истинна. Каплю той благодати, которая идет от океана благодати, когда прославляются великие святые, и мы сподобляемся участвовать в этой тайне молитвы Церкви.

Но в то же время Церковь призывает нас, если мы хотим действительно быть причастными жизни вечной, с не меньшей заботой предстательствовать о людях грешных — в этом жизнь Церкви. Святые отцы говорят нам, что горе будет миру, если христиане отвернутся от него, — мир погибнет. И горе будет всем умершим без должного покаяния, если мы перестанем за них молиться. Горе будет и нам, потому что мы не узнаем, что такое любовь Христова, мы не достигнем ни Бога, ни одного человека, потому что это одна и та же обнимающая всех на Кресте любовь.

Преподобный Силуан Афонский предупреждает нас о тех, кто лишен после смерти Божественного света: «Не говори: "сам виноват", или сердце у тебя железное? Но в раю железо не нужно». Семя фарисейства с его зловредными побегами постоянно угрожает нашей жизни, и они будут исторгнуты с корнем только при конце истории, когда все раскроется до конца, и мы предстанем обнаженными пред Богом.

Вот тайна, которую открывает нам Церковь, — этот не имеющий никакой надежды человек оказался достойным любви. Бог остановил на нем взгляд — на том, кто не хотел смотреть на Бога, и Бог вверяет его любви того, кто молится. И тому, кто молится, дается от Божией любви, так что он может видеть, как Бог любит этого грешника.

Нигде так не открывается нам, что наша любовь рождается от Божественной любви, как в молитве за усопших. Чем больше мы молимся, чем чаще и постояннее наша молитва, тем больше возрастает наша любовь к Богу и ко всем людям — только бы молитва наша была связана со всей нашей жизнью. И чем больше в нас эта любовь, тем большее желание в нас возрастает молиться за них. Кто молится, тот узнает, что каждый человек — самый драгоценный для Бога. Он узнает, что у Бога все живы, потому что любовь воистину побеждает смерть. Он узнает тайну Церкви, день рождения которой мы будем праздновать уже завтра на всенощной. И ему открывается, что есть Бог и что есть человек, что Бог помнит его и здесь на земле и в вечности.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/03/so_svyatymi_upokoj/
« Последнее редактирование: 02 Июня 2023, 17:00:38 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 26 Мая 2018, 02:56:55 »


У рая нет дверей


Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Троицкой родительской субботы …



Прежде праздника Пресвятой Троицы Церковь приглашает нас к молитве за всех усопших, за наших братьев и сестер, которые, так же как и мы, были причастны хрупкости человеческого существования. Это наш долг и в то же время глубокая потребность сердца. Завтра на великой вечерни впервые после Пасхи мы преклоним колена в покаянном приношении Богу, и будем снова и снова умолять нашего Творца и Спасителя, чтобы всякая человеческая немощь наших умерших, препятствующая блаженной встрече с Ним, была решительно устранена. Апокалипсис открывает нам, что не войдет на небо «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27).

Души, отягченные заблуждением и нераскаянными смертными грехами, не могут пребывать в небесных обителях. Чтобы достигнуть вечного блаженства, они должны быть «не имеющими пятна или порока, или нечто от таковых». У рая нет дверей, говорят нам наши святые, и всякий, кто хочет, может войти в него. Ибо Бог наш, Пресвятая Троица, — весь милосердие и любовь, и Его объятия всегда открыты, чтобы принять нас в Свою славу. Но Божественная сущность столь чиста, что душа, видящая в себе малейшее несовершенство, останавливается в трепете. Однако зная, что Церковь молится о ее спасении, дерзновенно устремляется ко Господу и обретает от Него великую милость — прощение своих грехов. Нет больших мук, чем согрешить против Божественного всепрощения, не уготовив себя покаянием к встрече с Господом в этой жизни. Так нуждается в новом мире человеческая душа в молитве Церкви — в освобождении от грубых и как будто не очень грубых грехов, не дающих ей соединиться с Богом! Горе ей, если она не обрела любви к Богу подлинным поклонением Ему, не избавилась от склонности ко греху, воспринятой от первородного греха, а затем увеличенной ее собственным грехом. Но даже прощенные в таинстве исповеди грехи и прегрешения остаются в душе неоплаченным долгом, нарушенным равновесием, которое требует восстановления в этой или будущей жизни. И может быть также, что предрасположенность к уже прощеным грехам осталась в час смерти укорененной в душе, потому что не была устранена глубоким покаянием в этой жизни. Когда человек умирает, он видит их с абсолютной ясностью и все готов отдать, только бы избавиться от них, чтобы быть с Богом.

Единственной реальной возможностью для этого является надежда на молитву Церкви. Душа испытывает великую скорбь — ее жжет огонь более мучительный, чем все, что на земле может причинить страдание. Но есть и великая радость, потому что с предельной ясностью она узнает, что Христос умер за всех, и Церкви дана власть ходатайствовать за своих чад, находящихся в самых безнадежных обстоятельствах. И потому со страхом и надеждой ждет спасительной встречи с Богом.

Кто-то сравнил состояние такой души с тем, что переживает путник, стоящий перед пустыней. Солнце палит, впереди удушающий зной, а у него такой малый запас воды! Он видит вдали, за пределами бескрайних песков, долину, где находится его сокровище, где освежающая прохлада, и где он хочет пребывать всегда. Он отправляется в путь, исполненный решимости преодолеть это долгое расстояние. Он идет среди удушающего зноя, не останавливаясь, пока не останавливается  наша молитва. Кто обретает молитву Церкви, с несомненностью узнает, что он достигнет зеленой долины, потому что в этой молитве присутствует сила Божия, благодать Святого Духа. И ничто — ни палящее солнце, ни раскаленные пески — не может разлучить его с Богом.

Что касается нас, отсюда с земли мы можем помочь этим душам скорее пройти через пустыню, отделяющую их от Бога. Нашей верностью Богу, покаянием в наших грехах мы соделаем более кратким их и наш собственный переход от земли на небо. Если благодатью Пятидесятницы мы принесем плоды, достойные покаяния, в печали по Бозе и в любви к нашим ближним, нам дано будет после смерти идти прямо на небо. Это то, что было дано святым. И они зовут нас следовать за ними.



Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России


http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/07/u_raya_net_dverej/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 14 Июня 2019, 14:55:07 »

Троицкая (родительская) суббота



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://ok.ru/video/83904957178
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 05 Июня 2020, 20:19:20 »

Троицкая поминальная суббота: что мы можем еще сделать для своих усопших помимо молитвы о них и добрых дел милосердия?

День Святой Троицы всегда приходится на воскресенье, а в субботу перед этим великим праздником Церковь вспоминает всех почивших в Боге православных христиан.



Называется этот день поминовения Троицкой родительской субботой. Подобно Мясопустной поминальной субботе данный день имеет вселенский характер поминовения, так как День Святой Троицы – это День сошествия Святого Духа на апостолов, День рождения новозаветной Церкви. Поэтому мы перед данным праздником вспоминаем всех почивших членов Православной Церкви и просим у Бога для них прощения грехов и Царствия Небесного.

Хочется отметить, что, как правило, люди очень любят своих усопших и поэтому приходят в храмы помолиться о них, ведь действительно переживают о загробной участи своих сродников и стараются исполнять за них все то, что поможет им войти в рай, совершают о них молитвы различного рода и творят дела милосердия. Люди в большинстве своем являются неустанными ходатаями перед Всевышним за своих усопших. Практически каждый раз, служа панихиду, ты поворачиваешься при каждении или на отпусте к прихожанам и видишь их серьезные, часто заплаканные глаза и лица, погруженные в молитву. Это не может не радовать. Это очень радует нас, священников.

Также хочется сказать и о том, что, слава Богу, люди приглашают часто священников к тяжело больным и умирающим людям, чтобы поисповедовать их, причастить Святых Христовых Таин, совершить над ними Таинство Елеосвящения (в народе – соборование). Это тоже очень радует, потому что за одно мгновение покаяния кающийся разбойник попал в рай. И поэтому мы верим, что покаянное чувство, искренняя исповедь, причастие Тела и Крови Христовых, Таинство Елеосвящения очень угодны Господу Богу, и Он по неизреченной Своей милости открывает людям, принявшим эти Святые Таинства, особенно перед смертью, двери в Царствие Небесное.

Однако расскажу и о таком своем наблюдении. Есть категория христиан, которые ходят в храмы (за редкими исключениями) только ради поминовения своих усопших. Это хорошо, но нужно думать не только о спасении их душ, но и о спасении своей души. И то нужно делать, и этого не оставлять, говоря евангельскими словами. Надобно приходить не только на заупокойные службы, но и на богослужения вообще. Важно полюбить церковное храмовое богослужение как таковое, потому что в нем мы максимально приближаемся к Богу. Нужно полюбить Святую Евхаристию, причащение Тела и Крови Христовых, это ощущение освящения Богом тебя, ощущение наиболее тесного соединения с Ним, какое может быть только во время причастия Святых Христовых Таин. Это словно бы возрождение, воскресение, обновление в тебе жизни, когда все внутри тебя наполняется Светом Христовым. Думаю, что каждый участвующий в Таинстве Евхаристии христианин знает это. И очень жаль тех, кто не знает этой великой радости причащения Тела и Крови Христовых.

Хочется сказать всем тем людям, которые приходят в храмы часто только ради панихиды: не только близких нужно продвигать молитвенно к Богу, но и самим продвигаться тоже. Потому что не только родственников своих усопших нужно любить, но и Господа тоже. Следует желать общения с Ним, соединения с Ним и для своих усопших сродников, и для себя самих. Надо не только нести молитвенно на своих плечах родственников усопших в храм, но и начать свой личный путь к Богу, чтобы и ты сам всей душой, всем сердцем возлюбил Его, чтобы Он стал тебе нужен.

Это, конечно, хорошо, что ты отстоял полчаса на панихиде, перед работой или на обеденном перерыве пришел в храм, чтобы свечечку поставить за упокой или записочку подать на завтрашние Литургию и панихиду. Это все очень хорошо, правда. И спасительно для твоих усопших и для тебя. Но лично для тебя этого мало.

«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Прит. 23:26), – говорит Господь нам в Священном Писании. И если мы не только по житейским нуждам будем заходить в храм, но и по неотступному пламенному желанию, потребности любви к Богу, то тогда нам откроются такие духовные сокровища, о которых мы даже не подозревали и без которых мы не сможем жить, потому что они есть жизнью самой.

Будем же, дорогие братья и сестры, не только желать спасения для наших усопших сродников, но и спасаться вместе с ними в Матери-Церкви во Христе Иисусе, Господе нашем.

Царствие Небесное всем в надежде воскресения усопшим православным христианам!

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/troickaya-pominalnaya-subbota-chto-my-mozhem-eshche-sdelat-dlya-svoih-usopshih-pomimo
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 19 Июня 2021, 01:15:28 »

Слово в Троицкую родительскую субботу

Преп. Антоний Оптинский





За пределы жизни человеческой сегодня простирается наша молитва. Туда, в далекое и близкое царство мертвых, с молитвой, как с горящей свечой, мы стремимся принести скромный дар благодарной памяти и любви, прося у Бога милости ко всем усопшим, да во святых души их водворятся!

Поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.

Между Церквами земной и Небесной существует прямая связь; мы молимся святым, просим у них и они нас слышат. В день основания Церкви – день Святой Троицы – Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших, поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер, и по внушению Духа Божия устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы.



Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» — в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.

Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье — кутию. Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.


http://zachatevmon.ru/?p=19081
« Последнее редактирование: 02 Июня 2023, 17:04:04 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 11 Июня 2022, 02:49:12 »


Молитесь об усопших

Митрополит Калужский и Боровский Климент



Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»     

Приближается День Святой Троицы, и накануне этого праздника церковь призывает нас к молитве за умерших. Троицкая родительская суббота — особая. Она называется Вселенской, потому что в этот день совершается поминовение всех от века усопших православных христиан.

Но когда мы говорим о молитве за усопших, то люди неверующие порой ставят нам это в укор. В частности, по их мнению, вера православных в то, что молитвы об усопших могут изменить их участь, наивна. «Неужели вы думаете, задаются они вопросом, что ваши слова, молитвы, панихиды могут что-то изменить в посмертной судьбе тех, кто уже ушел от нас? Вы думаете, — говорят они, — что если вы помолились, то тому, кто в мире ином, стало от этого лучше?»

Да, мы верим в это и надеемся, что наши молитвы облегчают участь наших усопших сродников. Мы не можем говорить об этих реалиях совершенно определенно, потому что не знаем в точности, как совершается процесс пребывания души человека в ином мире, но мы знаем, что жизнь со смертью человека не прекращается. И тот мир, где находятся души умерших, познаваем нами настолько, насколько Сам Господь дал эти знания. Мы знаем, что там есть место, которое мы называем рай, место пребывания с Богом, и ад — место вечного мучения. Назвать это знание практическим мы не можем, но мы верим Слову Божию, и знаем, где бы душа умершего ни находилась, Бог в силе по нашей молитве изменить ее участь. Но где находится душа того или иного сродника, знать не можем. Бывает, человек прожил внешне праведную жизнь, никому не причинил зла, не сказал плохого слова, но мы не знаем его внутренний мир, может быть, у него в душе были какие-то изъяны, незалеченные покаянием, которые в итоге и сказались на его судьбе.

Каждый человек знает, что его внешнее поведение, т. е. как он выглядит в глазах других, может сильно отличаться от внутренней жизни его души, от того, чем она наполнена. Достоевский как-то говорил о себе: с виду все прилично выглядит, но выверни мою душу наружу, такой смрад поднимется. Один человек нам кажется отпетым грешником, о другом думаем, что он прожил явно святую жизнь и попал в рай. Но человек, давая оценку другому, очень легко может ошибаться как в одну, так и в другую сторону, т. к., по словам апостола Павла, никто не знает, «что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (1 Кор. 2:11).

Внутренние процессы другого человека сокрыты от нас, мы видим только то, что человек хочет нам показать, даже маленький ребенок имеет свои секреты от родителей. Человек может совершать много разных добрых дел, но делает их ради своих личных интересов: тщеславия, для того, чтобы оставить какой-то о себе след, или чтобы его поместили на доску почета и так далее.

Всегда важна мотивация в совершении того или иного поступка: ради чего он совершается? К примеру, пожилой человек стоит на перекрестке, и вдруг молодой человек подбегает и забирает у него сумку. Какую мы дадим оценку этому поступку? Если молодой человек хочет помочь пенсионеру перейти дорогу, а в мои школьные годы нас учили помогать старшим, то мы его похвалим. А если он желает овладеть сумкой ради наживы? Действия одни и те же, но мотивация разная. И утвердительно сказать, где находится душа человека после смерти, мы не можем, потому что есть поступки, о которых мы не знаем, чем они были мотивированы.

Поэтому Церковь призывает молиться, поминать наших усопших сродников. В течение года есть несколько суббот, когда Церковь совершает особое поминовение усопших. Есть и дни для поминовения новопреставленных родственников и близких людей: третий, девятый, сороковой после кончины. В эти дни совершается частный суд, когда душа приходит к Богу и определяется ее участь. Молитва близких и родных в эти дни очень нужна для того, чтобы изменить его состояние.

Кому-то, может быть, все же непонятно: как слова молитвы могут принести пользу усопшему? Произнес человек о ком-то: «Господи помилуй!» Что изменилось в этот момент для усопшего? Человек верующий знает, что молитва изменяет наше состояние. Когда благоразумный разбойник, обращаясь ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое», то услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39). Значит, это не просто были слова со стороны разбойника. Это было выражение состояния его души, ее желания быть с Богом, просьба о прощении и помощи. И эта мольба была услышана.

А что стоило другому разбойнику так же сказать? Но он, возможно, в своем сердце помышлял: «Как слова мольбы могут что-то изменить?» Вместо этого он требовал от Христа чуда, хотел получить неких внешних изменений, избавления от страданий. А так не бывает. Надо трудиться. Главный наш труд ради усопших — это наша молитва о них. Если благоразумный разбойник, будучи на кресте, успел изменить свою вечность в положительную сторону обращением к Господу, то и кто-то из наших близких, может быть, за минуту до смерти тоже успел обратиться к Богу, и наша молитва поможет ему, как свидетельство его добрых дел.

Кроме молитв, чем еще мы можем облегчить их участь? Добрыми делами. Церковь напоминает, что мы должны их делать постоянно. И ради спасения своей души, и ради наших усопших, которые сами уже ничего для себя сделать не могут.

Впереди всех нас ждет Страшный суд, где все дела всех людей будут взвешены. Сейчас мы еще имеем возможность подкрепить наших родных и близких, перешедших в мир иной, нашими молитвами и добрыми делами. Подготовить их к Страшному суду, когда будет окончательно решаться участь каждого человека. Мы живы, и мы можем действовать в этом мире, творить, молиться, помогать людям, радоваться каждому дню и благодарить Господа за то, что нам даны такие необыкновенные возможности. Надо только воспользоваться этими Божиими дарами.


https://pravoslavie.ru/131656.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 02 Июня 2023, 17:13:20 »

Троицкая Родительская Суббота



Наступила вторая (после Мясопустной) Вселенская родительская суббота[1]. В субботу Мясопустную, перед неделей о Страшном Суде, мы заранее ободрялись возгласом «Христос воскресе!» Теперь же, после многократных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»

Но почему именно суббота избрана нарочитым поминальным днем? Да потому, что каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днём покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат. Но в этот же день уснувший накануне плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».

Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Но не только за них. Во Вселенские субботы Церковь призывает нас на время отвлечься от естественной, но несколько эгоистичной кровной любви и молиться «об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть ещё множество братий во Христе, которых мы, и не видев их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нём будет непрестанно возноситься до скончания века»[2].

Как писал ещё раньше другой наш святой учитель – епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».

Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви – Земная и Небесная; для Бога же она – Одна и Едина, как едины и неразделимы и её насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог – «Бог не мёртвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк.20:38).

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия



Примечания

[1] Кроме этих двух официальных поминальных суббот, предусмотренных церковным Уставом (Типиконом) и имеющих статус «Вселенских», Русская Православная Церковь имеет ещё два «особых поминальных дня»: Димитриевскую субботу и Радоницу. Подробнее о характере всех этих дней см.: Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999, с. 37–42.

[2] Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших … с. 40.


https://azbyka.ru/days/p-o-vseh-i-za-vsja
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!