Троицкая Родительская Суббота
Александр Васильевич:
Троицкая Родительская Суббота
В субботу, в канун праздника Пятидесятницы, дня Святой Троицы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан.
По древней традиции суббота эта также носит название Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминовение усопших в эту субботу крайне необходимо. Особое поминовение всех умерших установлено в субботу перед днем Святой Троицы ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.
Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их.
Молитва в церкви имеет особую благодать. Во время богослужения Церковь земная ходатайствует за своих усопших. Молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.
Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей.
Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви.
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Аминь.
http://kstati.dp.ua/article/troitskaya-roditelskaya-subbota-0
Александр Васильевич:
ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении. Но, кроме того, Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, удостоившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.
В родительские дни всегда можно увидеть множество людей, которые идут на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках. Но также очень важно в этот день придти в храм Божий к началу Божественной литургии, подать записку с именами усопших и помолиться о их упокоении, или хотя бы поставить свечку. Записки можно отдавать сразу в несколько храмов, потому как, чем больше будет возноситься молитв, тем лучше это для наших близких. Именно молитвы наши за усопших являются главной и неоценимой помощью отшедшим в мир иной.
В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но это можно сделать и накануне, в пятницу - подать записку, чтобы за наших близких мог помолиться священник. За этим вечерним Богослужением также следует панихида по усопшим. А также хорошо, если мы будем молиться о них каждый день на домашней молитве.
Очень хорошо говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем".
Кроме того, весьма полезно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем. А также жертвовать на церковь и, когда во время Богослужения будут молиться о всех благоукрасителях, благоустроителях и жертвователях храма сего, то вас и ваших близких обязательно будут поминать.
+++++++++++++++
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".
Источник: сайт Храма Христа Спасителя
Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага". Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни, тем более, в поминальном столе - все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших - это долг всякого православного.
Чтобы правильно помянуть усопшего в грядущую Димитриевскую субботу, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем в церковный киоск. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог - наш Отец и для Него каждый человек как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем. В заупокойных записках имена пишутся полностью и в родительном падеже (например: о упокоении - Людмилы, Михаила и т.д.). У священнослужителей нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7 до 16 лет - отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло 40 дней - нужно добавлять слово "новопреставленный". Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является возжжение свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.
После богослужения православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле Литию (краткую заупокойную службу). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, дабы могила не попиралась, например, собаками. Продукты следует отдавать нищим.
Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся "участниками небесных наград". Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой - готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.
Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.
Источник: "Православная газета" г.Екатеринбург
http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/230/215/
Александр Васильевич:
Сегодня отмечается Троицкая родительская суббота
Православные христиане поминают усопших
Сегодня православные христиане отмечают Троицкую родительскую субботу. По достоинству Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.
В день Святой Троицы, или Пятидесятницы, Дух Святый сошел на апостолов, дабы они научали, освящали и приводили всех людей к вечному спасению. Поэтому святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Во всех храмах сегодня совершаются заупокойные литургии и панихиды. В храме можно заказать поминовение имен усопших священнослужителями на Литургии. Это поминовение совершается в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Идти на кладбище следует после посещения храма.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/22/segodnya_otmechaetsya_troickaya_roditelskaya_subbota/
Александр Васильевич:
«Со святыми упокой»
Слово в Троицкую родительскую субботу
Царство Небесное, вечная память всем, за кого сегодня святая Церковь накануне праздника Пресвятой Троицы приносит свою молитву, о всех от века почивших православных христианах, всех сподобившихся крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, всех, кто по Превечному замыслу Божию должны быть в славе Божественной со всеми святыми. Мы приносим наши молитвы, вверяя души наших близких милосердию Божию, ищем заступничества у Божией Матери и всех святых, тех кто уже достиг жизни, для которой создан человек. Мы всех стараемся включить в нашу молитву — не только наших близких, но и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что мы их просто не знали, и тех, за кого некому помолиться. Наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь. Но тем не менее то, что здесь в храме происходит, имеет очень большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех дел, какие могут быть.
Когда мы выйдем из храма, мы постепенно снова погрузимся в свои обычные дела и заботы, и память об усопших как бы уйдет от нас. И это естественно. Но есть вечная память — память, которая принадлежит Богу и которая пребывает всегда. Как бы ни была неглубока наша молитва, наша надежда всегда заключается в том, что Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить любовь тех, кто молится. Он открывает нам тайну Церкви, когда мы молимся за всех словами: «со святыми упокой».
Когда происходит прославление святого, совершается необыкновенное. Один человек рассказывал мне, как он присутствовал на прославлении священномученика Илариона в Сретенском монастыре. Прежде чем Церковь провозгласит кого-то святым, в последний раз звучит песнопение, которое мы слышим каждый раз во время панихиды, за всеми нашими заупокойными службами: «Со святыми упокой». И во время этого пения ему вдруг дано было узнать, что весь храм заполнился Божественной благодатью, святостью Божией, той новой жизнью, для которой создан человек. Церковь не создает святых. Сам Бог Духом Святым свидетельствует о Своем новом избраннике. И в то же время это значит, что и наши молитвы имеют значение. Они приняты, Церковь домолилась до Бога, и Бог открывает ей, что этот человек святой. Остается только возвестить всему миру о его святости.
И мы с вами в такой же надежде молимся о всех усопших, и, наверное, в первую очередь о праведниках, чтобы Господь упокоил их со святыми. Может быть, не будут они прославлены, как великие угодники Божии, но всякий раз, когда мы среди наших записок встречаем имена людей, которые приняли достойную христианскую кончину, мы знаем, что соединяемся с ними сокровенным, таинственным образом. Они уже имеют власть ходатайствовать за нас перед Богом, и Бог иногда дает нам каплю благодати, если наша молитва истинна. Каплю той благодати, которая идет от океана благодати, когда прославляются великие святые, и мы сподобляемся участвовать в этой тайне молитвы Церкви.
Но в то же время Церковь призывает нас, если мы хотим действительно быть причастными жизни вечной, с не меньшей заботой предстательствовать о людях грешных — в этом жизнь Церкви. Святые отцы говорят нам, что горе будет миру, если христиане отвернутся от него, — мир погибнет. И горе будет всем умершим без должного покаяния, если мы перестанем за них молиться. Горе будет и нам, потому что мы не узнаем, что такое любовь Христова, мы не достигнем ни Бога, ни одного человека, потому что это одна и та же обнимающая всех на Кресте любовь.
Преподобный Силуан Афонский предупреждает нас о тех, кто лишен после смерти Божественного света: «Не говори: "сам виноват", или сердце у тебя железное? Но в раю железо не нужно». Семя фарисейства с его зловредными побегами постоянно угрожает нашей жизни, и они будут исторгнуты с корнем только при конце истории, когда все раскроется до конца, и мы предстанем обнаженными пред Богом.
Вот тайна, которую открывает нам Церковь, — этот не имеющий никакой надежды человек оказался достойным любви. Бог остановил на нем взгляд — на том, кто не хотел смотреть на Бога, и Бог вверяет его любви того, кто молится. И тому, кто молится, дается от Божией любви, так что он может видеть, как Бог любит этого грешника.
Нигде так не открывается нам, что наша любовь рождается от Божественной любви, как в молитве за усопших. Чем больше мы молимся, чем чаще и постояннее наша молитва, тем больше возрастает наша любовь к Богу и ко всем людям — только бы молитва наша была связана со всей нашей жизнью. И чем больше в нас эта любовь, тем большее желание в нас возрастает молиться за них. Кто молится, тот узнает, что каждый человек — самый драгоценный для Бога. Он узнает, что у Бога все живы, потому что любовь воистину побеждает смерть. Он узнает тайну Церкви, день рождения которой мы будем праздновать уже завтра на всенощной. И ему открывается, что есть Бог и что есть человек, что Бог помнит его и здесь на земле и в вечности.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/03/so_svyatymi_upokoj/
Дмитрий Н:
У рая нет дверей
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Троицкой родительской субботы …
Прежде праздника Пресвятой Троицы Церковь приглашает нас к молитве за всех усопших, за наших братьев и сестер, которые, так же как и мы, были причастны хрупкости человеческого существования. Это наш долг и в то же время глубокая потребность сердца. Завтра на великой вечерни впервые после Пасхи мы преклоним колена в покаянном приношении Богу, и будем снова и снова умолять нашего Творца и Спасителя, чтобы всякая человеческая немощь наших умерших, препятствующая блаженной встрече с Ним, была решительно устранена. Апокалипсис открывает нам, что не войдет на небо «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27).
Души, отягченные заблуждением и нераскаянными смертными грехами, не могут пребывать в небесных обителях. Чтобы достигнуть вечного блаженства, они должны быть «не имеющими пятна или порока, или нечто от таковых». У рая нет дверей, говорят нам наши святые, и всякий, кто хочет, может войти в него. Ибо Бог наш, Пресвятая Троица, — весь милосердие и любовь, и Его объятия всегда открыты, чтобы принять нас в Свою славу. Но Божественная сущность столь чиста, что душа, видящая в себе малейшее несовершенство, останавливается в трепете. Однако зная, что Церковь молится о ее спасении, дерзновенно устремляется ко Господу и обретает от Него великую милость — прощение своих грехов. Нет больших мук, чем согрешить против Божественного всепрощения, не уготовив себя покаянием к встрече с Господом в этой жизни. Так нуждается в новом мире человеческая душа в молитве Церкви — в освобождении от грубых и как будто не очень грубых грехов, не дающих ей соединиться с Богом! Горе ей, если она не обрела любви к Богу подлинным поклонением Ему, не избавилась от склонности ко греху, воспринятой от первородного греха, а затем увеличенной ее собственным грехом. Но даже прощенные в таинстве исповеди грехи и прегрешения остаются в душе неоплаченным долгом, нарушенным равновесием, которое требует восстановления в этой или будущей жизни. И может быть также, что предрасположенность к уже прощеным грехам осталась в час смерти укорененной в душе, потому что не была устранена глубоким покаянием в этой жизни. Когда человек умирает, он видит их с абсолютной ясностью и все готов отдать, только бы избавиться от них, чтобы быть с Богом.
Единственной реальной возможностью для этого является надежда на молитву Церкви. Душа испытывает великую скорбь — ее жжет огонь более мучительный, чем все, что на земле может причинить страдание. Но есть и великая радость, потому что с предельной ясностью она узнает, что Христос умер за всех, и Церкви дана власть ходатайствовать за своих чад, находящихся в самых безнадежных обстоятельствах. И потому со страхом и надеждой ждет спасительной встречи с Богом.
Кто-то сравнил состояние такой души с тем, что переживает путник, стоящий перед пустыней. Солнце палит, впереди удушающий зной, а у него такой малый запас воды! Он видит вдали, за пределами бескрайних песков, долину, где находится его сокровище, где освежающая прохлада, и где он хочет пребывать всегда. Он отправляется в путь, исполненный решимости преодолеть это долгое расстояние. Он идет среди удушающего зноя, не останавливаясь, пока не останавливается наша молитва. Кто обретает молитву Церкви, с несомненностью узнает, что он достигнет зеленой долины, потому что в этой молитве присутствует сила Божия, благодать Святого Духа. И ничто — ни палящее солнце, ни раскаленные пески — не может разлучить его с Богом.
Что касается нас, отсюда с земли мы можем помочь этим душам скорее пройти через пустыню, отделяющую их от Бога. Нашей верностью Богу, покаянием в наших грехах мы соделаем более кратким их и наш собственный переход от земли на небо. Если благодатью Пятидесятницы мы принесем плоды, достойные покаяния, в печали по Бозе и в любви к нашим ближним, нам дано будет после смерти идти прямо на небо. Это то, что было дано святым. И они зовут нас следовать за ними.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/07/u_raya_net_dverej/
Навигация