Троицкая Родительская Суббота
Александр Васильевич:
Троицкая (родительская) суббота
См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://ok.ru/video/83904957178
Александр Васильевич:
Троицкая поминальная суббота: что мы можем еще сделать для своих усопших помимо молитвы о них и добрых дел милосердия?
День Святой Троицы всегда приходится на воскресенье, а в субботу перед этим великим праздником Церковь вспоминает всех почивших в Боге православных христиан.
Называется этот день поминовения Троицкой родительской субботой. Подобно Мясопустной поминальной субботе данный день имеет вселенский характер поминовения, так как День Святой Троицы – это День сошествия Святого Духа на апостолов, День рождения новозаветной Церкви. Поэтому мы перед данным праздником вспоминаем всех почивших членов Православной Церкви и просим у Бога для них прощения грехов и Царствия Небесного.
Хочется отметить, что, как правило, люди очень любят своих усопших и поэтому приходят в храмы помолиться о них, ведь действительно переживают о загробной участи своих сродников и стараются исполнять за них все то, что поможет им войти в рай, совершают о них молитвы различного рода и творят дела милосердия. Люди в большинстве своем являются неустанными ходатаями перед Всевышним за своих усопших. Практически каждый раз, служа панихиду, ты поворачиваешься при каждении или на отпусте к прихожанам и видишь их серьезные, часто заплаканные глаза и лица, погруженные в молитву. Это не может не радовать. Это очень радует нас, священников.
Также хочется сказать и о том, что, слава Богу, люди приглашают часто священников к тяжело больным и умирающим людям, чтобы поисповедовать их, причастить Святых Христовых Таин, совершить над ними Таинство Елеосвящения (в народе – соборование). Это тоже очень радует, потому что за одно мгновение покаяния кающийся разбойник попал в рай. И поэтому мы верим, что покаянное чувство, искренняя исповедь, причастие Тела и Крови Христовых, Таинство Елеосвящения очень угодны Господу Богу, и Он по неизреченной Своей милости открывает людям, принявшим эти Святые Таинства, особенно перед смертью, двери в Царствие Небесное.
Однако расскажу и о таком своем наблюдении. Есть категория христиан, которые ходят в храмы (за редкими исключениями) только ради поминовения своих усопших. Это хорошо, но нужно думать не только о спасении их душ, но и о спасении своей души. И то нужно делать, и этого не оставлять, говоря евангельскими словами. Надобно приходить не только на заупокойные службы, но и на богослужения вообще. Важно полюбить церковное храмовое богослужение как таковое, потому что в нем мы максимально приближаемся к Богу. Нужно полюбить Святую Евхаристию, причащение Тела и Крови Христовых, это ощущение освящения Богом тебя, ощущение наиболее тесного соединения с Ним, какое может быть только во время причастия Святых Христовых Таин. Это словно бы возрождение, воскресение, обновление в тебе жизни, когда все внутри тебя наполняется Светом Христовым. Думаю, что каждый участвующий в Таинстве Евхаристии христианин знает это. И очень жаль тех, кто не знает этой великой радости причащения Тела и Крови Христовых.
Хочется сказать всем тем людям, которые приходят в храмы часто только ради панихиды: не только близких нужно продвигать молитвенно к Богу, но и самим продвигаться тоже. Потому что не только родственников своих усопших нужно любить, но и Господа тоже. Следует желать общения с Ним, соединения с Ним и для своих усопших сродников, и для себя самих. Надо не только нести молитвенно на своих плечах родственников усопших в храм, но и начать свой личный путь к Богу, чтобы и ты сам всей душой, всем сердцем возлюбил Его, чтобы Он стал тебе нужен.
Это, конечно, хорошо, что ты отстоял полчаса на панихиде, перед работой или на обеденном перерыве пришел в храм, чтобы свечечку поставить за упокой или записочку подать на завтрашние Литургию и панихиду. Это все очень хорошо, правда. И спасительно для твоих усопших и для тебя. Но лично для тебя этого мало.
«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Прит. 23:26), – говорит Господь нам в Священном Писании. И если мы не только по житейским нуждам будем заходить в храм, но и по неотступному пламенному желанию, потребности любви к Богу, то тогда нам откроются такие духовные сокровища, о которых мы даже не подозревали и без которых мы не сможем жить, потому что они есть жизнью самой.
Будем же, дорогие братья и сестры, не только желать спасения для наших усопших сродников, но и спасаться вместе с ними в Матери-Церкви во Христе Иисусе, Господе нашем.
Царствие Небесное всем в надежде воскресения усопшим православным христианам!
Иерей Андрей Чиженко
https://pravlife.org/ru/content/troickaya-pominalnaya-subbota-chto-my-mozhem-eshche-sdelat-dlya-svoih-usopshih-pomimo
Дмитрий Н:
Слово в Троицкую родительскую субботу
Преп. Антоний Оптинский
За пределы жизни человеческой сегодня простирается наша молитва. Туда, в далекое и близкое царство мертвых, с молитвой, как с горящей свечой, мы стремимся принести скромный дар благодарной памяти и любви, прося у Бога милости ко всем усопшим, да во святых души их водворятся!
Поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.
Между Церквами земной и Небесной существует прямая связь; мы молимся святым, просим у них и они нас слышат. В день основания Церкви – день Святой Троицы – Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших, поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер, и по внушению Духа Божия устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».
Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» — в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.
Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.
Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.
Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.
Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.
Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье — кутию. Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.
Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.
http://zachatevmon.ru/?p=19081
Дмитрий Н:
Молитесь об усопших
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Приближается День Святой Троицы, и накануне этого праздника церковь призывает нас к молитве за умерших. Троицкая родительская суббота — особая. Она называется Вселенской, потому что в этот день совершается поминовение всех от века усопших православных христиан.
Но когда мы говорим о молитве за усопших, то люди неверующие порой ставят нам это в укор. В частности, по их мнению, вера православных в то, что молитвы об усопших могут изменить их участь, наивна. «Неужели вы думаете, задаются они вопросом, что ваши слова, молитвы, панихиды могут что-то изменить в посмертной судьбе тех, кто уже ушел от нас? Вы думаете, — говорят они, — что если вы помолились, то тому, кто в мире ином, стало от этого лучше?»
Да, мы верим в это и надеемся, что наши молитвы облегчают участь наших усопших сродников. Мы не можем говорить об этих реалиях совершенно определенно, потому что не знаем в точности, как совершается процесс пребывания души человека в ином мире, но мы знаем, что жизнь со смертью человека не прекращается. И тот мир, где находятся души умерших, познаваем нами настолько, насколько Сам Господь дал эти знания. Мы знаем, что там есть место, которое мы называем рай, место пребывания с Богом, и ад — место вечного мучения. Назвать это знание практическим мы не можем, но мы верим Слову Божию, и знаем, где бы душа умершего ни находилась, Бог в силе по нашей молитве изменить ее участь. Но где находится душа того или иного сродника, знать не можем. Бывает, человек прожил внешне праведную жизнь, никому не причинил зла, не сказал плохого слова, но мы не знаем его внутренний мир, может быть, у него в душе были какие-то изъяны, незалеченные покаянием, которые в итоге и сказались на его судьбе.
Каждый человек знает, что его внешнее поведение, т. е. как он выглядит в глазах других, может сильно отличаться от внутренней жизни его души, от того, чем она наполнена. Достоевский как-то говорил о себе: с виду все прилично выглядит, но выверни мою душу наружу, такой смрад поднимется. Один человек нам кажется отпетым грешником, о другом думаем, что он прожил явно святую жизнь и попал в рай. Но человек, давая оценку другому, очень легко может ошибаться как в одну, так и в другую сторону, т. к., по словам апостола Павла, никто не знает, «что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (1 Кор. 2:11).
Внутренние процессы другого человека сокрыты от нас, мы видим только то, что человек хочет нам показать, даже маленький ребенок имеет свои секреты от родителей. Человек может совершать много разных добрых дел, но делает их ради своих личных интересов: тщеславия, для того, чтобы оставить какой-то о себе след, или чтобы его поместили на доску почета и так далее.
Всегда важна мотивация в совершении того или иного поступка: ради чего он совершается? К примеру, пожилой человек стоит на перекрестке, и вдруг молодой человек подбегает и забирает у него сумку. Какую мы дадим оценку этому поступку? Если молодой человек хочет помочь пенсионеру перейти дорогу, а в мои школьные годы нас учили помогать старшим, то мы его похвалим. А если он желает овладеть сумкой ради наживы? Действия одни и те же, но мотивация разная. И утвердительно сказать, где находится душа человека после смерти, мы не можем, потому что есть поступки, о которых мы не знаем, чем они были мотивированы.
Поэтому Церковь призывает молиться, поминать наших усопших сродников. В течение года есть несколько суббот, когда Церковь совершает особое поминовение усопших. Есть и дни для поминовения новопреставленных родственников и близких людей: третий, девятый, сороковой после кончины. В эти дни совершается частный суд, когда душа приходит к Богу и определяется ее участь. Молитва близких и родных в эти дни очень нужна для того, чтобы изменить его состояние.
Кому-то, может быть, все же непонятно: как слова молитвы могут принести пользу усопшему? Произнес человек о ком-то: «Господи помилуй!» Что изменилось в этот момент для усопшего? Человек верующий знает, что молитва изменяет наше состояние. Когда благоразумный разбойник, обращаясь ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое», то услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39). Значит, это не просто были слова со стороны разбойника. Это было выражение состояния его души, ее желания быть с Богом, просьба о прощении и помощи. И эта мольба была услышана.
А что стоило другому разбойнику так же сказать? Но он, возможно, в своем сердце помышлял: «Как слова мольбы могут что-то изменить?» Вместо этого он требовал от Христа чуда, хотел получить неких внешних изменений, избавления от страданий. А так не бывает. Надо трудиться. Главный наш труд ради усопших — это наша молитва о них. Если благоразумный разбойник, будучи на кресте, успел изменить свою вечность в положительную сторону обращением к Господу, то и кто-то из наших близких, может быть, за минуту до смерти тоже успел обратиться к Богу, и наша молитва поможет ему, как свидетельство его добрых дел.
Кроме молитв, чем еще мы можем облегчить их участь? Добрыми делами. Церковь напоминает, что мы должны их делать постоянно. И ради спасения своей души, и ради наших усопших, которые сами уже ничего для себя сделать не могут.
Впереди всех нас ждет Страшный суд, где все дела всех людей будут взвешены. Сейчас мы еще имеем возможность подкрепить наших родных и близких, перешедших в мир иной, нашими молитвами и добрыми делами. Подготовить их к Страшному суду, когда будет окончательно решаться участь каждого человека. Мы живы, и мы можем действовать в этом мире, творить, молиться, помогать людям, радоваться каждому дню и благодарить Господа за то, что нам даны такие необыкновенные возможности. Надо только воспользоваться этими Божиими дарами.
https://pravoslavie.ru/131656.html
Александр Васильевич:
Троицкая Родительская Суббота
Наступила вторая (после Мясопустной) Вселенская родительская суббота[1]. В субботу Мясопустную, перед неделей о Страшном Суде, мы заранее ободрялись возгласом «Христос воскресе!» Теперь же, после многократных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»
Но почему именно суббота избрана нарочитым поминальным днем? Да потому, что каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днём покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат. Но в этот же день уснувший накануне плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Но не только за них. Во Вселенские субботы Церковь призывает нас на время отвлечься от естественной, но несколько эгоистичной кровной любви и молиться «об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть ещё множество братий во Христе, которых мы, и не видев их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нём будет непрестанно возноситься до скончания века»[2].
Как писал ещё раньше другой наш святой учитель – епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».
Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви – Земная и Небесная; для Бога же она – Одна и Едина, как едины и неразделимы и её насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог – «Бог не мёртвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк.20:38).
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
[1] Кроме этих двух официальных поминальных суббот, предусмотренных церковным Уставом (Типиконом) и имеющих статус «Вселенских», Русская Православная Церковь имеет ещё два «особых поминальных дня»: Димитриевскую субботу и Радоницу. Подробнее о характере всех этих дней см.: Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999, с. 37–42.
[2] Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших … с. 40.
https://azbyka.ru/days/p-o-vseh-i-za-vsja
Навигация