О Положении об управлении Русской Православной Церковью 1945 годаПроведенный в январе-феврале 1945 года в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках, Поместный Собор Русской Православной Церкви стал одним из значительнейших событий в жизни Русской Церкви. Его главным деянием было избрание Патриарха Московского и всея Руси – им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Кроме того, 31 января 1945 года соборяне приняли исторический документ – Положение об управлении Русской Православной Церковью, состоящее из 48 статей.
Собор был созван и проходил в сложных исторических и политических условиях: Великая Отечественная война еще не окончена, и в стране, несмотря на некоторые послабления, господствует атеистическая идеология.
Понятно, что указанное Положение было подготовлено при тщательном контроле со стороны советского правительства, вмешательстве НКВД и личном участии И.В. Сталина.
Положение об управлении Русской Православной Церковью было разработано Московской Патриархией еще осенью-зимой 1943–1944 годов.
Главный его разработчик – архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) – предложил ликвидировать прежнюю практику полной зависимости священников от исполнительных органов и приходских общин (двадцаток), которые допускали превышение своих полномочий, вмешивались в практику совершения богослужения и треб, бесконтрольно расходовали церковные средства, отстраняли настоятеля храма от участия в деятельности исполнительных органов: «Во главе каждой приходской общины православно-верующих стоит настоятель храма, избираемый и рекомендуемый общиною или непосредственно назначаемый епархиальным архиереем из числа священников для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель храма является ответственным пред епархиальным архиереем за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужения и за точное исполнение указаний епархиального архиерея в отношении духовного управления причтом и приходской общиной»[1]. «В случае незаконных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом епархиальному архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с уполномоченным от Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполоргана новыми лицами»[2].
Предложения владыки были одобрены Священным Синодом и представлены в Совет по делам Русской Православной Церкви, который в начале 1944 года выступил с инициативой разработать проект полноценного устава[3]. Однако эта инициатива не была поддержана церковными иерархами, которые предпочли ограничиться принятием Положения об управлении Церковью. Разумеется, члены Совета по делам Русской Православной Церкви принимали непосредственное участие в подготовке проекта данного документа. 28 января 1945 года он был утвержден постановлением Совета народных комиссаров СССР.
Новые нормы церковно-приходского устройства изложены в IV отделе Положения[4].
Итак, в центре системы приходского управления находится приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В Положении предусмотрено существование четырех органов управления общиной: распорядительный орган – двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный – церковный совет, контрольный – ревизионная комиссия и настоятель храма.
Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.
В состав церковного совета входят настоятель в качестве председателя совета и избираемые собранием староста, его помощник и казначей.
Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. На его попечении –содержание, ремонт, освещение и отопление храма, снабжение его богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и др. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и епархиальное управление.
В Положении говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма.
Что касается обязанностей старосты, его помощника и казначея, они в целом соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи. На этих лиц возлагается забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества.
Ревизионная комиссия, согласно Положению, состоит из четырех членов прихода. В ее обязанности входит постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов.
Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.
Настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.
Надо особо подчеркнуть: сформулированные нормативы определялись постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», которое хотя и подвергалось уточнению, редактированию и дополнению, в целом сохраняло свою силу вплоть до конца 1980-х годов. Оно законодательно закрепило мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих преимущественно в пределах молитвенного здания, и что следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер жизни общества. По сути дела, религиозные общества превращались в некие «резервации» для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно деятельность религиозных организаций и по части удовлетворения чисто духовных потребностей населения была связана с множеством ограничительных и регламентирующих ее условий.
Ревизионная комиссия, согласно Положению, состояла из четырех членов прихода и постоянно наблюдала за церковным имуществом, проводила ревизии имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Во всех церквях были заведены приходо-расходные книги, а все поступающие средства вносились в Госбанк. В некоторых случаях при приеме дел настоятелями от прежних председателей церковных советов была обнаружена большая запущенность делопроизводства по церковному хозяйству. После решений Поместного Собора и принятия Положения была сведена к минимуму текучесть кадров духовенства, оно стало дисциплинированнее, уменьшилось число случаев самозванства.
Понятно, что далеко не везде новое Положение было встречено положительно.
Характерно, что в инструкции Совета по делам РПЦ для его уполномоченных на местах, утвержденной 5 февраля 1944 года, многие положения постановления ВЦИК 1929 года были воспроизведены почти дословно: «Деятельность религиозных общин и служителей культа должна строго ограничиваться культовыми целями… Ввиду того что религиозные общины не пользуются правами юридического лица, им воспрещается какая бы то ни было производственная, торговая, воспитательная, лечебная и иная деятельность. Религиозным общинам предоставляется право: собирать добровольные пожертвования, совершать религиозные шествия вокруг храмов, являющиеся необходимой частью богослужения, если они не нарушают уличного движения, а также производить звон внутри молитвенных зданий, совершать зарегистрированному священнику в пределах его прихода отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих».
Кроме постановления «О религиозных объединениях» и производных от него актов, правовое положение РПЦ регулировалось еще рядом нормативных документов: распоряжениями и постановлениями СНК СССР, Президиума ВЦИК и ЦИК СССР и союзных республик, ЦК ВКП(б), решениями съездов Советов, циркулярами и инструкциями НКВД и другими актами союзного и республиканского значения.
Очевидно, несмотря на многочисленные сложности, в годы Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви укреплялось.
Безусловное значение Положения об управлении РПЦ состояло, прежде всего, в том, что оно поставило деятельность Церкви в советском государстве на правовую основу. Вместе с тем документ, на подготовку которого было отведено не вполне достаточное время, не содержал четких нормативов, регулирующих систему церковного управления, и не давал ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высших иерархов, так и служащего духовенства и мирян.
В Положении 1945 года зеркально отразились все черты советской Конституции: призрачный демократизм и чрезмерная централизация. Стоит признать, что данный документ из-за своей фрагментарности, неполноты и краткости многими воспринимался в качестве временного, который вскоре должны были заменить на постоянный устав, что произошло, однако, только спустя 33 года – в 1988 году.
Таким образом, Положение об управлении Русской Православной Церковью 1945 года являлось первым сводным документом, регулирующим религиозную жизнь в СССР, который не утратил своего историко-канонического значения.
Георгий Битбунов_______________________________
[1] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 2а. Л. 13.
[2] Там же.
[3] См. подробнее: Звонарев Сергий, священник. Проект «Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви» 1943 года – малоизвестный документ истории высшего управления Русской Православной Церкви // Вестник церковной истории. 2008. № 2(10). С. 271–278.
[4] Журавский А.В. Приход в Русской Православной Церкви XX в. // Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 286.
________________________________
http://www.pravoslavie.ru/arhiv/46967.htm