Сокровенный замысел РоссииБеседа О.Дорогань. Книга о В.Ганичеве
В 21-22 июня 2011 года на героическую землю Смоленска прибывает многочисленный писательский десант, где откроется Фестиваль литературы и искусства ЦФО, посвященный 50-летию полёта в космос космонавта №1 Юрия Алексеевича Гагарина и 70-летию начала Великой Отечественной войны.
В канун открытия культурного форума смоленский поэт и критик Олег Дорогань встретился и побеседовал с председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым.
– Валерий Николаевич, мы встречаемся с вами в канун очередного Всемирного Русского Народного Собора, который будет проходить в Москве в главном соборе России – Храме Христа Спасителя 25-26 мая. Обычно на повестку дня Собора ставятся насущные вопросы русской действительности и традиционно рассматриваются с позиций духовности, с высоты православных духовно-нравственных ценностей. Какие вопросы вами поставлены во главу угла?
– Соборный съезд мы посвящаем осмыслению непреходящих ценностей России, её новым духовным состояниям, базисным основам единства и братства российских народов. Несмотря на кризисные вызовы, вопреки всем искушениям современности духовная доминанта Руси святой и непреходящей не снижается. Её поднимают символы веры христианской, поддерживает обращение в веру всё большего числа людей, окормляют всё новые служители церкви православной, среди них немало и наших писателей. Русская цивилизация имеет тысячелетние пласты – и почвенные, и небесные, сколько годовых колец, представляете, окольцовывают её... И снять их, словно слои с луковицы, не так-то просто. Через лучших представителей нашей нации проявляется божественный сокровенный замысел России. У нас великие пространства, и они в целом биоэнергетически сильны, это благодатная почва для возрождения страны и её духовного воскресения. Прирастание всё новыми землями продолжалось в течение тысячелетий. Можно смело сказать, их космос наиболее близок к области мирового духа. Разрушительный мах исторического маятника, пущенный поспешными переменами, достигнув крайнего состояния своей амплитуды, непременно пойдёт на разворот, в созидательном направлении. И на это устремлены усилия лучших наших писателей, а их у нас сегодня немало, назову наиболее крупных и авторитетных – это Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, Станислав Куняев, Александр Проханов, Владимир Бондаренко. Совсем недавно в журнале "Наш современник", в №1 за этот год, вышла повесть Александра Сегеня "Московский Златоуст" о Филарете, митрополите Московском. Побольше бы нам таких книг. Каждому из нас важно видеть главное, не разменивать по мелочам дар души вселенской, даденный русскому генофонду и духовному космосу.
– Планируемый вами приезд вместе с писательской делегацией свидетельствует об интересе к Смоленщине, её героическому прошлому, ведь Смоленск – это ворота России. Город-герой обычно первым принимал на себя удары иноземных захватчиков. Ваши встречи на Смоленской земле имеют отношение и к тому непреложному факту, что простой смоленский парень Юрий Гагарин с открытой всему миру улыбкой стал первым человеком, покорившим космос.
– Смоленщина всегда приковывала к себе наши взгляды. Земля её издревле славна героями и гениями русскими, от легендарного Меркурия Смоленского до Юрия Гагарина. Много славных имён связано со Смоленщиной. Новоспасское под Ельней стало знаменито благодаря великому композитору Глинке, Хмелита – благодаря Грибоедовым и Лыкошиным. На духовщинских землях родился светлейший князь Григорий Потёмкин, сподвижник державницы Екатерины Великой. Гагарин – тоже княжеская фамилия, и у Юрия Алексеевича, несмотря на простое советское происхождение, несомненно, благородная космическая составляющая, которая роднит его с лучшими воителями и святителями великорусскими. Не обошла она своим духовно-нравственным космосом Михаила Исаковского и Александра Твардовского. Весь фронт Великой Отечественной пел задушевные песни Михаила Васильевича и читал остроумную искромётную поэму "Василий Тёркин" Александра Трифоновича. И это воодушевляло нашу армию, весь народ, приближало победу. Гитлер уже пообещал назвать Смоленск Бокбургом в честь своего главнокомандующего на смоленском направлении, да не тут-то было! Смоленская земля горела, это обернулось адом для оккупантов, а для советского русского солдата и партизана она стала огненной купелью победы.
– Вам не раз доводилось встречаться с Юрием Гагариным. И о своих впечатлениях от этих встреч вами написано немало. И всё же, как вы оцениваете это событие теперь, когда за плечами 50 лет с того дня, когда он первым в мире взмыл в космос? Этот день помню даже я, хоть было мне всего пять лет. Помню как день всеобщего ликования и вселенской радости. На всех гагаринская улыбка оставила свой лучезарный отсвет, казалось, весь мир подобрел. А вы лично общались с Юрием Алексеевичем, и он даже искренне назвал вас первым нашим идеологом, за что вы чуть не поплатились комсомольской карьерой. Ведь вас связывала с ним не только формальная дружба, но и связь особая, космически духовная?
– Да, все мы тогда почувствовали: начинается новая эра – светлая, победительная, триумфально-возвышенная. И если бы сегодня спросили меня, каким датам нашего прошлого я придал бы статус святости, то назвал бы День Победы 9 мая и 12 апреля – День космонавтики. Однако нельзя забывать, скольких усилий, борений и свершений они потребовали от нашего народа, ратных и учёных дарований. Юрий Алексеевич вдохнул во всех веру в силу русского духа, дал уверенность, что для нас действительно нет преград не только на море и суше, но и в космосе. Я рад, что судьба не раз меня сводила с первым космонавтом планеты. Да, действительно однажды за дружеским столом он назвал меня первым комсомольским идеологом. Это было доложено первому секретарю по идеологии ЦК КПСС М. Суслову и вызвало не однозначную реакцию. Думаю, искали повода одёрнуть меня за чрезмерную для советских времён русскую направленность моей общественной и издательской деятельности. В комсомол я старался внести русский духовный космос, вместе с русскими патриотами мы создавали очаги культурно-исторических ценностей, и они становились очагами борьбы за русскую национальную идею. Помню, как наш художник Илья Глазунов впервые на выставке своих картин обнародовал полотно Сергия Радонежского, святого духовидца, вдохновителя и окормителя победы на поле Куликовом. Это был открытый вызов советскому партийно-номенклатурному ангажементу. Я считал своим долгом поддерживать проявления подлинного патриотического служения Отечеству. И сегодня могу убеждённо сказать: Гагарин со своей широкой обаятельной улыбкой на виду у всего мира стал лицом нашей страны, всей нашей эпохи, и он поистине наш русский святой. Есть несколько версий, что Юрий пел в космосе, так вот совершенно точно скажу: напевал он слова из кантаты "Родина слышит, Родина знает". Даже не верится, что с ним мы почти ровесники, так молод он в нашем общем представлении. Его непроизвольная оценка моей деятельности мне дорога, она всегда стимулировала меня на дела созидательные. Что ж, всякого рода "серые кардиналы" в идеологическом ключе всё старались профильтровывать. А кто не знает: чем серее личности, тем чернее дел от них жди. И в эпоху так называемого застоя не всё так было бесконфликтно просто: суровые (и ещё какие!) обструкции применялись. Конечно, при Л.И. Брежневе эти формы цивилизовались, до открытого физического насилия старались уже не доходить. Снимали с высоких постов, отлучали от общественно значимых дел. Но мне, несмотря ни на что, повезло: после того как я вынужден был уйти из "КП", мне поручили редактировать "Роман-газету", и она стала изданием, где лучшие русские наши писатели, особенно, деревенщики-почвенники, могли опубликовать свои произведения.
– И всё-таки за первые антикоррупционные материалы в "Комсомольской правде" в 1980 году над вами навис дамоклов меч физического истребления, трижды были срежиссированы загадочные автомобильные катастрофы, после которых вы, – слава Богу, – уцелели, но долго залечивали травмы и раны.
– До сих пор не могу точно сказать, кто и за что со мной хотел рассчитаться, – то ли за антирусофобскую направленность, то ли за антикоррупционную. Но, думаю, кому-то явно не пришёлся по нраву тот поиск правды и справедливости, который стал у нас в "КП" в конце 70-х годов издательской политикой, и попытки моего устранения связаны были с чьими-то финансовыми интересами. Конечно же, я ничего бы от этого, кроме неприятностей от руководства, не приобрёл, а вот они боялись, преданные огласке, потерять свои дивиденды и левые доходы.
А сегодня именно финансовые интересы стали возобладать, за свободное слово так не преследуют, если чьи-то материальные выгоды не пересеклись. Стало обычным явлением финансовое воздействие и выдавливание, чтобы закрыть уста. Свобода слова всё больше приобретает форму хорошо оплаченного "независимого" слова, но мы-то знаем, что и кто за этим стоит. Проблема выживания русской цивилизации мало волнует тех, кто готов пустить всё под откос ради наживы. Страшны идеологические русофобы, но сейчас не менее страшны и русофобы поневоле, марионетки под нитями корпоративно-коррупционных схем, созданных для собственного обогащения и ограбления России. Везде и во всём важно увидеть идеологическую подоплеку, какой бы деидеологизированной страну ни объявили. И борьба за Русь не исчерпывается противостоянием на поле материальных целей, она выходит в область духа.
– Валерий Николаевич, в последнее время острый литературно-общественный резонанс произвели ваши книги и публикации о русскости, о подменах русских национальных ценностей, о современных идеологических и культурных носителях русской цивилизации, которые не всегда и во всём соответствуют насущным потребностям России. Это явление напоминает мимикрию или маскировку под русские категории культуры и православные ценности. Понятно: что мимикрирует, то выживает. А это явление парадоксальным образом паразитирует на нравственном и материальном состоянии нации, и без того критическом.
– Да, спекуляции и подмены в рыночно ориентированной стране имеют место во всём, в том числе и в духовной, морально-нравственной сферах, есть хамелеонская хищная тенденция наживаться на выживающей в трудных условиях русской нации, русской цивилизации. Это было и в советский период, когда, как я уже говорил не раз, пытались подменить советским русское. Но не в такой мере, не в таких формах. С одной стороны, советские функционеры выполняли социальный заказ выхолащивать всё национальное, с другой стороны, нельзя было полностью уничтожить русское в русском народе. Вот и приспосабливались, приспосабливая. В первом ряду таких функционеров был А. Яковлев, будущий "архитектор перестройки". Он был апологетом концепции единой советской нации во главе с гегемоном – преемником классовой борьбы пролетариата, но с либеральным уклоном. Такая несовместимость идей в мировоззрении, провозглашённая потом как плюрализм, в годы перестройки и расколола нацию морально и материально; нация перестала быть таковой, утратив державные скрепы.
Те номенклатурные либералы и сегодня на плаву, под ними хорошие финансовые вливания. Вот от них в большей степени и идёт подмена цивилизационных славяно-русских и православных ценностей суррогатными социоконцепциями. Они туманят головы, уводят от борьбы за национальную идею, а под них подведены каналы СМИ, масс-медиа, коммерческая печать.
В действии тот самый плюрализм, провозглашённый вместе с концепцией перестройки по "наводке" А. Яковлева. Уже более четверти века брожение в умах и душах, а пора бы на весы истории положить взвешенные выкладки. Ведь до чего доходит – школьники изучают по учебникам уже не ту историю, которой жила страна. И если определённая часть элиты с русофобским уклоном думает, что готовит себе достойную смену, она глубоко ошибается. Есть ещё опасность в том, что от русскости всё более далеки те, кто имеет средства и возможности заводить связи на Западе и Востоке, посылает учиться туда своих детей. Но и там русские диаспоры стремятся сохранить свою национальную русскую идентификацию, культуру и язык, исторические и христианские ценности. Очевидное же большинство, не имея возможности ездить по заграницам, так или иначе всё ближе становится к своим корням. Земля зовёт к себе как духовная почва, а голос крови едва ли умолкнет под влиянием случайных подголосков. Поэтому, вопреки внешне демонстрируемым модным течениям, ничего общего с русским не имеющим, в среде молодёжи вновь и вновь пробуждаются национально-патриотические порывы. Иногда они даже приобретают крайние формы, когда сталкиваются с царящей несправедливостью обуржуазившейся среды. И задача нашей элиты цивилизованно не допускать этих крайностей. Сегодня в имени страны нет аббревиатур, маскирующих её национальную принадлежность. И это уже хорошо. Только не хотелось бы, чтобы как на рынке, где написано "колбаса", на самом деле был суррогатный продукт. Что можно утверждать, говоря о качестве культурного продукта? Даже в советские времена он мог быть выше. Молодёжь тянется к эстраде, там у неё закладываются первичные вкусы. Однако всё реже услышишь песни, например, на стихи В. Бокова или Н. Рубцова. Русский мелос вырождается в низкопробную иностранщину, в примитивный шансон. Слава Богу, у нас не вымер ещё русский романс, жаль, его исполнители не получают такую популярность, а с нею дивиденды за своё творчество, как барды шансона. Легче всего опуститься на потребу публике, а вот поднять её на качественно иную высоту – это, видно, не входит в культурную политику. Продолжается "культурная революция" низких смыслов. Либеральный рынок предлагает нам массу всего, но за качество отвечать никто не хочет, и спроса в достаточной мере ни с кого нет. А вот что касается качественной связи с космосом, важно сказать, что там сам уровень проверяет на вшивость. Попробуйте где-то схалтурить – и космос быстро накажет.
– Валерий Николаевич, какие условия видите вы для стабилизации единства и братства многонациональной России, чтобы не раскололась она, как до этого в 1917 году Российская империя, а затем в 1991 году Советский Союз? Ведь это действительно сегодня насущно как никогда. Сколько руин оставила советская империя, и они множатся. Недавно одной бабушке на Смоленщине я сказал, что у них в деревне развалин больше, чем в 1943 году, когда отсюда погнали фашистов, и она ответила: "Милок, тогда развалин было меньше, чем сейчас". Вызовом к новым разрушительным тенденциям стало социальное расслоение, разделяющее общество на очень богатых и очень бедных, и оно растёт. Не зря сейчас немало прогнозов, пророчеств, что наступает заключительный этап российской цивилизации как Третьего Рима. Всё в мире бесконечно, в том числе, как мне представляется, и Апокалипсис. Может, и этот этап временный, и действительно всё пойдёт на разворот. Вот только дошли ли мы до той точки, когда начинается спасительный обратный ход?
– Я верю в небесный, сокровенный замысел России, её избранность в океане духа. Есть разные концепции её пути, идёт всесторонний поиск и реализация русской национальной идеи. Но она не оторвана от мирового состояния духа и его реализуемым проявлениям, следуя закону вселенской связи. Приведу слова митрополита Московского Филарета: "От добровольного соединения Греции и Севера родилась Русь; от насильственного соединения Рима с Севером родились западные царства. Греция и Рим отжили. Русь одна наследница Греции, у Рима много было наследников. На три духовных владычества по сие время разделяют христианский мир...". В своё время державница Екатерина решила осуществить проект Новой Эллады. Сколько дворцов и целых городов было выстроено в эллинском стиле с окончанием "поль" (Симферополь, Севастополь, Ставрополь, Мелитополь и т.д.). А флотоводец Фёдор Ушаков по её повелению освобождал греческие острова из-под османского ига и создал республику семи свободных греческих островов со своей конституцией. Вот и теперь много зависит от умных волевых лидеров с концепцией национального возрождения. Если они победят коррупционного спрута, оплетающего страну, выращенного по западным образцам, – России быть!
Отчего пал первый Рим? От деградирующей аристократии, от утраты нравственного здоровья, "восстания" низких смыслов, когда даже латынь – язык философов, поэтов и врачевателей – была приведена к выхолащиванию и вырождению. В Риме стал господствовать вульгарный плебейский говор. Византия – второй Рим – пала под османами, тоже ослабев духовно и государственно от падения нравов среди знати. Да, есть определённые аналогии и в развитии России с Римом. При преемственности византийской православной культуры идёт ослабление государственности, разгул безнравственности и аморализма, сворачивание экономических базисных основ, особенно военно-оборонного потенциала, через либерализацию всех сфер жизни страны. И как следствие – тоже обеднение и засорение языка как носителя русской культуры. Слава Богу, у нас богатейшая отечественная литература, и она – стойкий носитель культурно-исторических ценностей. Смешно смотреть, когда какой-то новый бунтарь-однодневка становится кумиром у молодёжи, лидером андеграунда, а не умеет грамотно сложить несколько слов, да и те вымучены и невесть откуда извлечены из закоулков подсознания.
Смешно и грустно, когда с виду солидные либеральные литературные издания предоставляют свою печатную площадь под такого рода ахинею. Мы же стремимся поддержать тех, кто культивирует настоящий русский язык, как это делал Александр Трифонович Твардовский, вопреки всем веяниям литературной моды. Мы за литературу синтезирующую, соборующую, несущую животворную энергетику. Ведь даже реквием служит для того, чтобы дать жизненный импульс, воодушевить и поднять дух.
Подлинная русскость и состоит в умении сохранять жизненную силу и не терять духа вопреки давлению обстоятельств; и если требует душа, утолять свои печали общением и песнями, молитвами и исповедями. Русскость может быть присуща не только человеку сугубо русскому, но украинцу или белорусу, татарину или дагестанцу, осетину или башкиру и т.д. – представителю любой национальности на территории России и за её пределами в рамках союзного образования. Она – в лучших чертах многонациональной русской нации – доброте и всеотзывчивости, душевности и милосердии, исторической героической преемственности, готовности встать на свою защиту и поспешить на помощь другим. Залогом дружбы и коллективизма между народами России служит и сотрудничество различных религиозных конфессий. Велик и многообразен Божий замысел России. В нём такие глубины и высоты, устремление к которым выведет Русь и её спутников на спасительный путь, вопреки всяческим пророчествам грядущего светопреставления. Будем выше и духовнее – и всем миром выйдем к высотам, на орбиту всеобщего спасения. В Россию надо только верить, как верили столетия назад, творя её неповторимую историю. И это спасет и её, и весь мир.
*«Смоленская газета», 24 мая 2011 г . №54 (782)
Олег Дорогань, Валерий Ганичев
http://voskres.ru/interview/dorogan.htm