Русская беседа
 
17 Декабря 2018, 16:09:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы  (Прочитано 17832 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 13 Октября 2017, 21:09:58 »

(Окончание)

…В период этих страшных холодов Андрей промерзал до кости. Он пытался согреться возле бедняков, но те гнали его и не принимали. Наконец, он решил лечь возле уличного пса, чтобы согреться о его мохнатый бок, но пес убежал. И тогда блаженный начал умирать, замерзая в одиночестве на городской мостовой, но все же не оставляя молитву к Богу, которую он творил практически непрестанно.

Внезапно теплый золотой свет полился неведомо откуда! И святой Ангел Божий явился, чтобы его согреть! Он восхитил Андрея прямо на небо, где святой смог отдохнуть от своих тяжелых трудов в дивном райском саду, где пели чудесные птицы и прекрасные деревья, которых не встретишь на земле, раскачивались и дрожали листвой на невидимом ласковом ветре. Потом блаженный Андрей удостоился великой чести увидеть самого Господа нашего Иисуса Христа, окруженного бесчисленными легионами Ангелов, и облобызать Честный и Животворящий Крест, стоящий посреди облаков, распростершийся над грешною землею, чтобы защитить ее.

Андрей юродивый был возвращен на эту землю, когда лютые холода уже миновали. И именно тогда он пришел к отцу Никифору, чтобы рассказать ему об этом.

Очень много интересного и душеполезного о духовном подвиге святого Андрея написано в его житии, но, к сожалению, мы ограничены рамками газетной статьи и потому сразу перейдем к самому известному видению блаженного, во время которого он удостоился лицезреть саму Божью Матерь – Пресвятую Богородицу!

Глава 4. Покров Пресвятой Богородицы

Однажды, как повествует нам отец Никифор в своем сочинении «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого ради Христа», святой вместе со своим учеником, благочестивым юношей из знатной византийской фамилии Епифанием молились во Влахернском храме. Влахерна – это северо-западный пригород Константинополя. В свое время в столицу Византии из израильской земли были привезены риза и пояс Пресвятой Богородицы. Именно для них во Влахерне был построен храм, где эти величайшие святыни православного мира хранились.

Историки говорят о том, что именно в это время Константинополь подвергся одному из нападений славян, которые так часто совершались в X веке, и что жители столицы собрались во Влахернском храме, чтобы помолиться Пресвятой Богородице о спасении города. Но, честно говоря, вышеупомянутое житие умалчивает об этом.

Мы знаем только, что «когда совершалось всенощное бдение во святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи (по- нашему – 10-11 часов вечера. – Прим. авт.) увидел блаженный Андрей воочию Пресвятую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских ворот (раньше в Византийской церкви Царскими вратами назывались двери центрального входа в храм, куда входил император. – Прим. авт.) с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын грома («Сыны грома» – такое имя дал святым апостолам от двенадцати, братьям Зеведеовым Иакову и Иоанну, Господь наш Иисус Христос за ревность по вере. Здесь имеется в виду святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Прим. авт.), держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали перед Нею, а иные следовали за Ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. Когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий (в переводе с греческого «наплечник» – длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Он же «омофор». – Прим. авт.), который носила на Своей беспорочной голове, и который видом был, как молния, и взяв его Своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи, распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Пресвятая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение, как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой…»

Из описания этого видения мы видим, какою духовною силою обладал блаженный Андрей, наподобие той, какая была у преподобного Серафима Саровского. Потому что и того, и другого святого почтила своим посещением сама Дева Мария со многими святыми!

Глава 5. Кончина блаженного Андрея

Умер блаженный Андрей следующим образом…

Однажды под вечер он пришел домой к Епифанию – своему духовному ученику. Они всю ночь проговорили. Их беседы помещены в житии в специальных разделах «Вопросы и ответы» и «Откровения Андрея о конце мира». Среди прочего святой предрек Епифанию то, что он будет Патриархом Константинопольским. Под утро учитель с учеником простились. Андрей знал, что шел умирать. Он помолился и благословил Епифания. Юноша горько плакал при этом. Затем блаженный вышел на улицу, походил немного по городу и в одном из портиков лег. Там он мирно, с улыбкой на лице, испустил дух, предав свою святую душу в руки Господу. От тела его исходило очень сильное благоухание – аромат мира и фимиама – так что жители из соседних домов вышли на улицы. Как повествует житие, «поток мира, чудесно изливающийся от останков его, словно река». Его святые мощи нашла одна женщина, она побежала сообщить своим соседям, но, когда они пришли на место блаженной кончины, тела Андрея там не было, только сильный аромат мира и фимиама исходил из того места.

Закончить же повествование об Андрее, Христа ради юродивом, хочется словами отца Никифора:

«Останков же праведника нигде не смогли обнаружить, потому что Господь перенес их по Своему решению в те места, которые знает один лишь Он, ведающий даже о тайных подвигах святого.

Скончался же блаженный Андрей, тайное солнце и столп огненный, высотою с небо, бедный странник и безумец ради Господа, отвергаемый всеми, в месяце мае, 28-го дня, проведя 66 лет в тайной борьбе – но Богу его служение было известно».

Глава 6. Покров Пресвятой Богородицы, или Промысел Божий по отношению к Руси

На Руси всегда любили блаженных, юродивых. Путь Православия отличался от христианства в эллинских странах. Интеллектуалам-грекам нужна была доказательная база правоты христианства. Именно потому в эллинском мире появлялись святые, которые не только вели праведную жизнь во Христе, но были еще и выдающимися богословами. Это и святой мученик Иустин Философ, и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, и многие другие.

Православие же на Руси развивалось совсем иным путем. У нас – восточных славян – в чертах национального характера есть что-то детское. Мы долго чему-то не верим, можем над этим смеяться, но если уже верим, то беззаветно, отдавая всю душу без остатка. Нам не нужны философские обоснования и аргументы. Нам требуется личный пример. Именно потому у нас появились такие светила, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Именно потому у нас начали очень рано почитать невинно убиенных мучеников Бориса и Глеба. Именно потому у нас на Руси уже в X веке творение священника Никифора «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого Христа ради» было одной из самых популярных книг.

Мы, славяне, как дети, верим чудесам и личному подвигу и этим очень похожи на тех простых галилейских рыбаков, которые по призванию Божьему стали святыми апостолами.

Феноменом кажется тот факт, что событие, происшедшее в Греческой Церкви – видение Покрова Пресвятой Богородицы блаженным Андреем во Влахернском храме, никак не было отмечено греками. Этот праздник благодаря житию святого Андрея впервые был установлен на Руси и уже потом стал известен всему остальному православному миру. Причем о нем знали уже в глубокой древности. В списках христианских праздников на Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии числился уже в XII веке. В летописях упоминается о том, что в это время он широко праздновался в Киеве и что в 1148 году в Новгороде существовал Покровский Зверинецкий монастырь. По одной из версий историографии события, установлению этого праздника на Руси много поспособствовал князь Андрей Боголюбский.

Почему именно этот праздник так выделился на Руси и остался незамеченным в эллинском мире?

На мой взгляд, это связано с особым почитанием Девы Марии у славян. Мы всегда очень любили Пресвятую Богородицу и относились к Ней как к своей родной Матушке-Заступнице. И как при таком отношении мы могли обойти видение Андрея юродивого, в котором Она распростерла над людьми Свой божественный покров?!

Конечно, никак.

Наоборот, в празднике Покрова Пресвятой Богородицы есть нечто от отношений матери и ребенка. Когда вся Русь, как дитя, взывает к Деве Марии, как к своей родной матери, а Она окутывает нас своим омофором – СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ. Потому Божья Матерь и любит славян, и покровительствует нам. И не оставляет своей лаской…

Кстати говоря, есть еще одна интересная историческая теория, которая имеет под собой достаточно крепкое фактическое обоснование. Из жития Андрея блаженного мы достоверно знаем, что Епифаний Божьей волею стал Святейшим Патриархом Константинопольским – главою Византийской Церкви. Конечно, при этом по монашескому обычаю ему было дано другое имя. Вопрос в том, кто из известных нам константинопольских патриархов был в начале своей жизни учеником Андрея Епифанием? Многие ученые считают, что это патриарх Николай Хрисоверг, правивший Константинопольской Церковью 12 лет и 8 месяцев (982–994 гг.)

Русь была крещена в 988 году. Значит, к этому патриарху присылал послов святой равноапостольный князь Владимир с просьбой доставить на славянскую землю православного митрополита со священниками. И именно этот патриарх вместе с императором принял историческое решение о необходимости Крещения Руси.

У Господа ничего не бывает просто так. Все взаимосвязано, все имеет конечной целью спасение людей. Мальчик-славянин попадает в рабство в Константинополь, становится выдающимся византийским святым – Андреем, юродивым Христа ради, духовно воспитывает своего ученика Епифания, которого позже возводят в сан Святейшего Патриарха Константинопольского, и он напрямую способствует Крещению Руси.

Воистину Промысел Божий! Дивны дела Твои, Господи!

Нам же в светлый праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии остается воскликнуть со всем остальным православным миром:

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором!»

Иерей Андрей Чиженко

Портал «Православная жизнь»

http://www.pravoslavie.ru/97822.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 14 Октября 2017, 18:00:50 »

Епископ Егорьевский  Тихон  (Шевкунов)

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Проповедь наместника Сретенского монастыря



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь - в России и в очень немногих приходах других Православных Церквей (в основном, это чисто русский праздник) - отмечает день Покрова Пресвятой Богородицы. Большинство из вас знает, что праздник этот возник в Греции, в Константинополе. Во Влахернском храме святой Андрей, Христа ради юродивый, известный тогда в Константинополе подвижник, во время богослужения увидел, как Матерь Божия стоит над всеми верующими и держит над ними свой Покров, омофор архиерейский, невидимо покрывая каждого молящегося, находящегося в храме, каждого, кто всей душой стремится к Богу. Только два человека видели это своим духовным зрением: Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик. А остальные по-прежнему молились, благочестиво стояли, внимали словам молитвы. Но какова же разница между теми двумя, которые видели Пресвятую Богородицу, и нами всеми, которые верою стоят в храме и вера возносит их души к Богу?

В жизни каждого из нас было такое вышеестественное событие, одно или несколько, которое с несомненностью уверило нас в существовании духовного мира, в том, что Господь Бог, Непостижимое Существо, Владетель, Хозяин мира управляет всеми судьбами человеческими, приводит человека и в этот мир, а от жизни временной - к жизни вечной. Перед Ним каждый из нас понесет ответ за прожитую жизнь, за каждое дело и даже за каждую мысль, которые мы сотворили и привнесли в этот мир. И все же великая разница между подвижником, избранником Божиим, который живет в реальности духовного мира, и нами, которые лишь время от времени сподобляются особых откровений, особых прозрений. В чем же здесь тайна и в чем же здесь недостоинство и недостаток наш?

Мы пришли сегодня в храм Божий, чтобы принести жертву Богу - покаянием, молитвой, свечой. Что еще человек может дать Богу? Вообще общение между Богом и человеком может быть только на одном уровне, на уровне жертвы. Здесь, в нашем храме, стоит жертвенник Богу, на котором Бог Сам Себя приносит в жертву нам, всего Себя, так же, как была принесена великая жертва на Голгофе, когда Господь Иисус Христос умалился, Божество умалилось до состояния человека и всего Себя принесло в жертву от любви к нам, для того чтобы вывести нас из состояния смерти в состояние жизни вечной, к которому мы все призваны.

Мы все знаем о жертве Христовой и все этой жертвой живем, но и от нас Господь ждет только жертвы. Только жертва - то, что мы отнимаем от себя важного и дорогого и отдаем кому-то другому, - есть истинный дар и истинный признак любви.

Современный человек, к несчастью, как правило, не способен на жертву. Мы не имеем решимости отсечь от себя свои привычки, которые идут вразрез с заповедями Христовыми, мешают богообщению, которые пусты или вредны для нас. Но слишком привычны они для нас, слишком драгоценны они для наших страстей. И эти слабости, немощи, грехи, привычки, а самое главное - леность нашу мы не можем принести в жертву Богу, отсекая их от себя. А Господь ждет только этого.

И вот люди приходят в храм, и в первые годы удивительно плодоносная и сильная духовная жизнь бывает у людей, познавших Бога, пришедших в Церковь и начавших жить новой жизнью. Почему? Да потому, что первая ревность дала им силы принести в жертву Богу прежние свои привычки и связи, прежнюю свою жизнь, и взамен Господь даровал удивительную благодать и духовную силу, удивительное прозрение и богообщение. А затем, когда это приходит уже в состояние обычное, обыденное, в норму, от нас требуются новые жертвы, но их мы уже приносим все с большим и большим трудом, и от этого жизнь христианина становится малоплодной, все более скучной. Он понимает - интуитивно и опытом прошедшей жизни, - что это правильный путь, но отказаться от того, от чего, он знает, нужно отказаться, не может. Понимает, что нужно принести в жертву Богу эти немощи свои и леность, и тогда вновь начнется сильная и новая духовная жизнь, - но вот этот шаг с огромным и огромным трудом делают православные христиане. А порой бывает, что и до самой смерти человек находится в раздвоенном состоянии, не имея сил перешагнуть через свою гордость, через привычку к лени, к неге, к удовольствиям, которые, казалось бы, не так уж и греховны... Но чтобы встать на новую духовную ступень, чтобы отсечь свои страсти, такая жертва необходима.

Христа ради юродивый Андрей был именно таким человеком, который всю жизнь свою посвятил величайшему искусству и, как Святые отцы пишут, науке из наук - богообщению. И постепенно он отсекал все то, что становилось между ним и Богом: страсти, гордость, самомнение, то, когда люди возносили его, - и именно он сподобился видения Пресвятой Богородицы, а это лишь одно из откровений, которые были у него. Преподобный Серафим Саровский, оптинские старцы, святые нашего времени, на которых мы ориентируемся в своей духовной жизни, - все они жили и живут постоянной жертвой, самих себя принося в жертву Богу.

Страшно звучат эти слова для человека внешнего, не познавшего еще, что такое Божественная любовь. Но если задумается об этих словах всякий человек, например, муж, который что-то очень важное для себя принес в жертву своей супруге, то поймет, как он обогатил себя, как он глубоко познал высоту их отношений. Это начнет понимать мать, которая свои часы, дни, силы, отрывая от себя последнее, приносит в жертву ребенку, и в этом обретает счастье. Это поймет каждый христианин, который сможет возвыситься до состояния богообщения, и в этом он найдет истинное счастье пребывания на земле, а не те, к несчастью, подделки, которые рушатся при переходе из временной жизни в жизнь вечную.

Дай и нам Господь возвыситься до этого духа святых хотя бы отчасти, дай нам Господь понять тайну, которую говорит Спаситель - милости хочу, а не жертвы, то есть взойти на тот духовный уровень, когда жертва Богу, приносимая в нас самих, будет как милость, как счастье и радость. На это способны немногие, но призван к этому каждый из нас. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/sretmon/propovedi/pokrov.htm

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/14/v_prazdnik_pokrova_presvyatoj_bogorodicy/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8363


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 14 Октября 2018, 00:00:49 »


Покров Богоматери


Праздник Покрова (1/14 октября) — один из самых почитаемых церковных праздников на Руси. Установлен он великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году и празднуется только Русской Православной Церковью.

Примерно с этого же времени появились на Руси и Покровские храмы. Упомянем лишь два из них, но каких! Всемирно известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли (недалеко от Владимира), построенный в 1165 году тем же Андреем Боголюбским. Второй стал одним из символов столицы нашей Родины. Это знаменитый собор Покрова Божией Матери, что на Рву, на Красной площади, воздвигнутый в 1552 году царем Иваном Васильевичем IV Грозным в честь взятия Казани (более известное его название — собор Василия Блаженного). Оба храма занесены ЮНЕСКО в реестр памятников мирового значения.




Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1 / 14 октября

В этот день вспоминают чудесное событие, произошедшее более тысячи лет назад в Константинополе.

Во времена процветания Византийской империи западная часть столицы — Влахерны — славилась по всему Востоку своими святынями. Главной же их достопримечательностью была Богородичная церковь, куда в 457 году из Палестины были перенесены ризы Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса.

Через четыре с половиной столетия (в 911 году) при императоре Льве Мудром (886 – 912) в Византию вторглись язычники (по некоторым сведениям, наши предки-славяне под предводительством Олега) и даже осадили Царьград. Жители великого города, не имея достаточно сил противостоять неприятелю, прибегли к последнему средству — помощи Заступницы Небесной.

В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения Влахернский храм был переполнен верующими, молящимися о спасении. Был среди них и Андрей, Христа ради юродивый, — по преданию, славянин, попавший когда-то в плен и потому живущий на чужбине. Уже на исходе ночи он и его ученик Епифаний неожиданно увидели идущую по воздуху озаренную небесным светом величественную Жену в сопровождении Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и ангелов.

Преклонив колени, Царица Небесная начала со слезами молиться. Матерь Божия просила Своего Сына принять молитвы всех людей, призывающих Его пресвятое имя и прибегающих к Ее заступлению. Затем Богородица сняла с головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, как бы защищая их таким образом от врагов видимых и невидимых. Покров этот блистал «паче лучей солнечных». Святые Андрей и Епифаний с душевным трепетом созерцали это дивное видение… Также неожиданно Пресвятая Богородица исчезла. Стал невидимым и Ее омофор. Но еще долго молящиеся ощущали благодать, вдруг осенившую храм. Их упование на Заступницу Небесную было не напрасным — вскоре осаждавшие были отогнаны от «города Константина».

Установленный в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме этот праздник Греческой Церковью был вскоре забыт, зато на Руси стал одним из наиболее почитаемых.

***

И как в далеком Царьграде просили греки когда-то Пресвятую Богородицу о помощи, так и мы в трудные минуты жизни обратимся с молитвой к нашей Заступнице и Утешительнице, прося избавить нас от всевозможных бед и напастей, принять под Свою защиту и покровительство. Разве мать оставит без внимания вопль детей своих и откажет их просьбам? Так и Богоматерь, внимая нашим мольбам, непременно умолит Своего Божественного Сына снизойти к нашим прошениям. И разве Сын не откликнется на просьбу Матери?

По словам преподобного Ефрема Сирина, именно так оно есть и будет: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения. Что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно.

Небесная Царица — первая и высшая ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше».

Так воззовем же мы, недостойные, от всего сердца к Пречистой Богоматери: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

    Покров сегодня.
    Во Влахернском храме
    Андрей-юродивый и Епифаний,
    принесшие другим благую весть.
    Открылась их благочестивым взорам
    Заступница с небесным омофором,
    молившаяся вместе с ними здесь.

    Покров сегодня.
    Путь в Константинополь
    душой преодолев в мгновенье ока,
    и я молюсь: «Да будет омофор
    Пречистой Девы простираться ныне
    над грешными, погрязшими в гордыне
    рабами, сознающими позор
    своей ничтожной жизни!
    Век двадцатый,
    за отступленье на кресте распятый,
    уходит… Богородица, спаси!
    Не по делам — по вере, покаянью,
    А также по великому стоянью
    подвижников Святой Твоей Руси».

    Н.К.



Ольга Глаголева

http://www.pravoslavie.ru/put/2610.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 14 Октября 2018, 07:12:38 »

Заступница Русской Земли

Слово на Покров Пресвятой Богородицы



О преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает…
(Стихира из службы Державной иконе Божией Матери).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, нас собрал в храм Божий праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот праздник являет нам особенно яркий пример того, что когда-то зародилось в Византии и пришло на Русь, но в самой греческой Церкви было утрачено. А в нашей Церкви жило, и крепло, и наполнялось духовной силой. И сегодня, через многие века, мы с вами торжественно празднуем этот, особенно любимый нашим народом праздник.

Что же лежит в основе этого праздника? 

В его основе лежит событие, которое произошло более тысячи лет назад во Влахернском храме близ Константинополя. В этом храме пребывали риза Богоматери, Ее омофор, то есть головное покрывало, и часть Ее пояса. Люди собрались в тот день на молитву – так же, как мы с вами сегодня. Они молились особенно усердно, молились ночью, потому что над городом нависла страшная опасность: враг стоял у его стен и, по-человечески, не было надежды на спасение. И уже в четвертом часу ночи блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел в храме дивное видение. От входных дверей храма к Царским вратам над молящимися шествовала Пресвятая Богородица, Ее сопровождали Иоанн Предтеча с Иоанном Богословом и множество святых в белых одеждах. Узрев это видение, блаженный Андрей (он был славянин) спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мiра?» Тот отвечал: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Затем они увидели, как Матерь Божия перед престолом стала молиться за народ, преклонив колена и обливаясь слезами. Потом Она сняла со Своей главы блистающий омофор и распростерла его над предстоящим народом.

Такой это был чудесный момент, когда людям открылся мiр Горний, обычно нами не видимый, но который, тем не менее, постоянно присутствует в нашей жизни и оказывает решающее воздействие на ее события.

Тогда, после того дивного видения, на земле совершилось чудо. Враг отошел от города, не причинив ему ущерба. Люди поняли, что это Царица Небесная защитила их Своим всесильным Покровом. Свою горячую молитву и слезное предстательство за них Матери Божией к Сыну Своему и Богу они накрепко связали с тем, что произошло потом в их земной жизни.

Праздник Покрова Божией Матери говорит нам о том, что присутствие Горнего мiра над нами – это реальность нашей жизни не меньшая, а даже большая, чем видимая ее реальность. Несмотря на то, что Горний мiр мы не видим телесным зрением, – он, можно сказать, более сильный, чем видимый мiр. Горний мiр определяет и нашу здешнюю жизнь, и нашу будущую жизнь, жизнь вечную.

О чем говорится сегодня в Евангелии? И всегда говорится на Литургии во все праздники Матери Божией. Пресвятая Богородица напоминает нам о двух сестрах, Марии и Марфе. Марфа заботится о земном – об угощении. А Мария седши при ногу Иисусову слушает слово Его. И Господь говорит им обеим, что как бы ни были важны земные заботы, даже о самом насущном, а все же заботы о душе еще важнее. Почему? Потому что земное проходит, и совсем пройдет, а вот эта, духовная, благая часть не отнимется от нас.

И когда некая жена воздвигла глас от народа и сказала Ему: Блажено чрево носившее Тя, и сосца яже еси ссал, – то есть  вспомнила о том, что некая Жена когда-то носила Его во чреве, Он был Младенцем, питался Ее сосцами, Господь не отверг этого. Да, это очень важно: то, что мать ребеночка носит, что он рождается, питается ее молоком… Но всё же еще важнее – с самого рожденья питать душу человека, питать словом Божиим, молитвой, благодатью Святого Духа. Человек – это прежде всего его душа. И потому Господь говорит той жене и всем нам: Блажени слышащии слово Божие, и храняще е (Лк. 10, 38-42, 11, 27-28). То есть блаженны живущие по слову Божию, строящие по нему свою земную жизнь, а тем самым строящие и свою будущую, вечную жизнь, которая уже никогда от нас не отнимется.

Как мы говорили, праздник Покрова в самом Константинополе, откуда он к нам пришел, так не празднуют, как у нас. Уже в XII веке этот праздник был установлен на Руси святым князем Андреем Боголюбским, который построил белокаменный храм Покрова на Нерли – один из самых прекрасных храмов на свете.

После принятия православной веры Русская Церковь прошла великий, сложный и благодатный тысячелетний путь. В земле нашей просиял сонм святых, в том числе величайших святых вселенского Православия. Своим духовным подвигом, своим молитвенным горением они внесли в его сокровищницу безценный вклад. Совершенно особенный путь прошла наша Церковь и в ХХ веке: пережила небывалые гонения от безбожной власти, преодолела обновленческое искушение и пришла к духовному возрождению, которое было названо Вторым Крещением Руси. За все века Русское Православие обрело неповторимые черты. Нам нужно ценить, беречь и укреплять нашу духовную традицию как величайшее наше и мiровое достояние.

Почему же именно наш народ стал так торжественно, так радостно праздновать Покров Божией Матери, как один из самых любимых и почитаемых своих праздников? Его стали называть даже самым русским праздником.

А как же нам его не почитать, не праздновать?

Во все минувшие века наш народ своим духовным зрением, своей верой, своим историческим опытом видел, ощущал над собой Покров Божией Матери. Видел, чувствовал, что Матерь Божия молится за нашу страну, за нас с вами. Мы хорошо знаем об этом, потому что Матерь Божия не раз и не два, но многочастне и многообразне спасала наше Отечество от неминуемой – если смотреть земным зрением – гибели. И если бы не Ее молитвенный Покров, нас бы в истории уже просто не было.

Так же, как молящимся во Влахернском храме когда-то был открыт Покров над ними Пречистой Девы, так нам вся наша история явила этот Ее божественный Покров.

Под Покровом Божией Матери созидалась наша держава Российская, и врата адова не одолели Церкви Христовой.

Вот почему наш народ всегда собирается в этот день в храмы Божии. Он чувствует потребность души своей возблагодарить Царицу Небесную за Ее заступление, которое Она тысячу лет постоянно являла нашему народу, – и испросить у Нее не оставлять нас Своей материнской заботой впредь.

Что мы видим сегодня на самом видном месте нашей страны, на Красной площади в Москве? Мы видим величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, именуемый также собором Василия Блаженного, потому что там покоятся его святые мощи. Этот прекрасный собор стал для всего мiра символом нашего стольного града. А поставлен собор был в честь взятия Казани на праздник Покрова в 1552 году.

В 1618 году польский гетман Сагайдачный вошел в Москву и достиг Арбатских ворот. Но день намечавшегося приступа пришелся как раз на Покров. Наши предки ударили в колокола, созывая народ на молитву. Услышав это, поляки без всякой внешней причины сняли осаду и ушли восвояси. В память этого чудесного события царь Михаил Фёдорович Романов построил белую церковь Покрова Богоматери в Рубцове, которую и ныне мы видим, отъезжая на электричке от платформы «Электрозаводская» к Казанскому вокзалу.

Тем же царем Михаилом Фёдоровичем был основан Покровский женский монастырь на Таганской улице, где ныне пребывают святые мощи блаженной Матроны Московской, великой молитвенницы минувшего ХХ века, века великих испытаний, великих подвигов веры и великих милостей Царицы Небесной к нашему православному народу.

Еще накануне самой большой смуты отечественной истории, в 1917 году, когда надвигались лютые гонения на веру и Церковь, на душу народа, Матерь Божия явила Свою Державную икону. Пречистая возвестила этим великим знамением всем, кто готов был его воспринять, что даже и в такое время крушения всех устоев жизни Она не оставляет наш народ, являет над ним Свой державный Покров и те, кто с верой и упованием будут к Ней обращаться, будут спасаемы.

И когда грянула Великая Отечественная война – ибо Бог поругаем не бывает – Матерь Божия многократно являлась нашим воинам видимым образом – как когда-то во Влахернском храме, – укрепляя их веру, призывая к молитве.

В день Покрова Божией Матери 1941 года будущий Патриарх Сергий (Страгородский) в своем послании к московской пастве напомнил: «Над нами Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли».

А через несколько дней, в праздник Казанской иконы Божией Матери, которая именуется Русским Покровом, митрополит Николай (Ярушевич) предсказал: «Мы пройдем через все испытания, и мы под знаменем Богородицы победим врага».

И в ответ на горячие молитвы Церкви, вождей и воинов, всех верующих, на жертвенный всенародный подвиг, но прежде всего милостью Царицы Небесной нам была дарована Свыше самая Великая Победа в истории.

Почему же Царица Небесная изливала и продолжает изливать до сего дня Свои милости богатыя именно на наш народ?

Недавно почивший великий старец Троице-Сергиевой Лавры, участник Великой Отечественной войны архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «С самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью ко Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости».

Матери Божией была угодна важнейшая черта нашего народа – его внимание не к материальной стороне жизни, а к духовной ее стороне, как главной.

Нашу страну называли Святой Русью, потому что главным ее идеалом была святость. И потому она стала именоваться еще Домом Богородицы.

«Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на землю Русскую», – говорил архимандрит Кирилл (Павлов).

Так о чем же прежде всего говорит нам праздник Покрова Божией Матери? О чем говорит вся наша история?

О том, что нам нужно беречь главное наше сокровище – чистоту православной веры. Если мы будем верить так, как верили святые отцы, как верили новомученики и исповедники нашей Церкви, которым чистота веры была дороже жизни земной, то Матерь Божия будет нас заступать и покрывать Своим Покровом, какие бы испытания нас ни посещали.

А если Матерь Божия будет нас заступать и покрывать, то никакие беды и напасти в этой жизни нас не одолеют. И мы, пройдя со своей Церковью наш земной путь, сподобимся вечного Небесного Царства Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
 
Протоиерей Николай Булгаков, член Союза писателей России, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/13/zastupnica_russkoj_zemli/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 14 Октября 2018, 07:22:06 »

«Святость – цель жизни России»

Обращение митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) ко всем православным Приморской митрополии накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в дни тревожных церковных событий



Дорогие отцы, братья и сестры, жители Приморья!

Покров Божией Матери пребывает над Россией! И, как бы ни было горько и печально в эти дни, когда совершается посягательство на единство Церкви, мы с надеждой взираем на Христа и на Образ Его Пречистой Матери. Мы с духовной бодростью и молитвой встречаем День Покрова Пресвятой Богородицы. День, который так горячо любим нашим русским народом. Нашим триединым народом. Всеми нами, малороссами, белоросами, великоросами. Мы все единый православный народ, вышедший из великой купели Днепра. Из стольного града Киева, из Владимира, Москвы, Минска, Пскова, Новгорода…Народ, пронесший Крест и Евангелие до берегов Тихого океана. Сколько здесь в наших дальневосточных краях выходцев из земель малороссийских, белорусских! Сколько переселенцев из Чернигова, с Полтавы и Киева, из Бобруйска, Орши, Барановичей... Из Астрахани и Тамбова, Калуги и Воронежа… Мы все братья единокровные, сродники по духу и плоти. Мы все под святым Покровом Царицы Небесной.

В эти тяжелые дни, когда Церковь Христова испытывает большие угрозы политических страстей, обмана и предательства, мы должны помнить, что всякий православный человек – духовный воин. Он ведет брань не против плоти и крови, а с духами злобы поднебесной.

Но очень часто мы забываем об этом. Часто мечтаем о комфорте, о том, чтобы получше, поудобнее устроиться в этой жизни. Чтобы как плюшкины набить свой дом и свои души всяким барахлом. И забываем, для чего мы здесь, на земле, теряем духовный смысл человеческого бытия.

Нам не должно быть слишком комфортно. Должен ли воин в бою стремиться к комфорту? Тот, кто стремится к комфорту, будет скорее повержен в бою. Мы на духовной войне. И Церковь наша – воинствующая. Мы призваны на эту войну, когда Господь крестил нас Духом Святым и возложил на каждого крест православный. Христос наш вечный Полководец. С Христом мы призваны побеждать. Мы ведем незримую брань во имя Любви. Мы воюем с безплотными падшими существами. С теми, кто будит наши страсти, кто оплетает наши сердца путами лукавства. Кто прельщает нас, кто стремится увести нас от Бога. Наше оружие – молитва. Их оружие – лесть и обман, угрозы и клевета.

Матерь Божия с нами. С ними – блудница Вавилонская. С нами все святые. С ними – Иуда Искариотский и все его последователи.

Не к телесному удовольствию, сытости и земному богатству мы должны стремиться, а к святости. Каждый может стать святым, если возлюбит Господа и всем сердцем к Нему устремится. Не по закону фарисейскому, а по благодати Божией мы можем сделаться святыми. Как и заповедовал нам преподобный Серафим Саровский, стяжи благодать Духа Святого и сам спасешься, и вокруг тебя спасутся тысячи. Святость – вот цель нашей жизни. Святость – цель жизни России, призванной Богом на путь церковного служения. Это служение Христу и ближнему. Это служение во спасение всего человечества. И Русь, спасаясь во Христе, не раз являла себя спасительницей народов.
 
Так вспомним о своем великом божественном призвании!

Не будем унывать, а вооружимся огненным мечом молитвы. Воззовем ко Господу и Его Пречистой Матери с берегов Тихого океана! Стряхнем с себя сон безверия, материализма и экуменизма! Возведем очи свои к Небу и посмотрим на наших Святых. Как жили они, какие страдания претерпевали, но не впадали в уныние, побеждали, следуя Символу Веры и канонам Церкви Православной.

Вспомним о том, что мы православные! О том, что Россия, Русь Православная – Дом Пресвятой Богородицы! И Ее вечный Покров пребывает над всеми нами!

С Праздником Покрова Божией Матери, дорогие братья и сестры!

Да воскреснет Святая Русь и расточатся врази ея!

Аминь.

С любовью во Христе +Вениамин, Митрополит Владивостокский и Приморский

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/13/svyatost_cel_zhizni_rossii/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 14 Октября 2018, 07:58:44 »

Верните городу Покров

Многие, наверное, заметили: во всех епархиальных документах и сообщениях город, стоящий за Волгой прямо напротив Саратова, именуется Покровском, а слово Энгельс если и пишется, то в скобках. Вряд ли это должно удивлять. Если в праздник Покрова Божией Матери по улицам города движется крестный ход, если этот крестный ход останавливается на месте уничтоженного Покровского храма — того самого, из-за которого Покровская слободка стала называться именно так! — то назвать город Энгельсом просто язык не поворачивается.



В Покровском, то есть, извините, Энгельсском краеведческом музее вам расскажут много интересного. Про соляной шлях до озера Эльтон, про соляные амбары, с которых начиналась слобода, про первых поселенцев-малороссов… И про церковь Покрова Божией Матери, которая до 1770 года была деревянной, затем сгорела, а в 1781 году возродилась в камне — «тщанием прихожан», так записано в Клировой ведомости.

Покровская церковь славилась иконой Казанской Божией Матери; образ этот считался чудотворным. К началу страшного столетия храм был уже трехпрестольным, при нем имелась большая библиотека, трехклассное училище с двумя отделениями — для мальчиков и для девочек…

Ну а дальше — судьба известная: «Согласно новой планировке города Покровска через нынешнюю территорию закрытой Покровской церкви должна быть проложена железнодорожная линия, и перестройка здания для культурно-просветительских целей является совершенно нецелесообразной, разрешить Покровскому горсовету разобрать здание этой церкви и полученный таким образом материал использовать для новостроек». Президиум ЦИК 28 июля 1931 года. Город, заметьте, носит еще (донашивает) имя Покровск. Энгельсом он стал через три месяца — решением ЦИК.

Утверждению нового названия ЦИКом предшествовало местное обсуждение. Предлагались такие варианты как Ленинштадт, Ленинбург, Люксембург (в честь Розы Люксембург, надо думать) и даже Красноштадт, по слухам. Немецкоязычность предлагаемых названий связана с тем, что город за девять лет до этого стал столицей Автономной области немцев Поволжья.

Рассматриваю снимки уничтоженных храмов городка Покровска. Вознесенский, Крестовоздвиженский, Петра и Павла, Александра Невского… Уцелел только Свято-Троицкий. То есть как уцелел: в 1992 году, когда здание возвращалось церкви, степень его износа составляла сто процентов, храм пришлось фактически строить заново.

Выхожу из музея, иду направо. Вот оно, место храма, давшего имя слободе, а затем городу. Детский садик теперь на нем и памятник Калинину. Крещусь непроизвольно. Знаете ведь, бывают такие минуты — совершенно непроизвольно осеняешь себя крестным знамением.

* * *

Поворачиваю к остановке. Над заснеженной улицей — какой-то рекламный билборд: «Дорогие покровчане!..»

В самом деле, как еще обращаться к жителям бывшей соляной слободки? «Дорогие энгельсцы и энгельсчанки»?.. Язык сломаешь. Энгельситы? Предлагалось такое словечко по аналогии с одесситами, да не потянул город Энгельс на столицу поволжского юмора.

Слово «покровчане» уже несколько лет предпочитаемо всеми — и муниципальными чиновниками, и депутатами, и предпринимателями, дающими рекламу. Один шаг еще сделать осталось…

* * *

«Под Покровом Богородицы» — так называется книга Елизаветы Ериной, краеведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации, директора Энгельсского филиала областного архива в течение многих лет и затем — Государственного исторического архива немцев Поволжья в городе Энгельсе. В Приволжском книжном издательстве вышло уже три тома ее краеведческих исследований о городе Покровске. Конечно, я использовала книгу при подготовке этой публикации. И затем не могла не позвонить Елизавете Моисеевне: как вы смотрите на то, чтоб начать процесс возвращения городу имени?

— А вы помните о референдуме 1997 года? — спросила моя собеседница с некоторой тревогой,— больше шестидесяти процентов горожан высказались за то, чтоб город оставался Энгельсом.

— Конечно, помню. Но это совсем другая эпоха. Голосование «за Энгельса» было, по сути, протестным — так же, как и тогдашние митинги под красными знаменами. История прошелестела очередной страницей, Россия стала иной. Стоит ли возвращаться к тогдашнему референдуму, точнее, опросу?

Однако во мне самой нарастают сомнения, аналогичные сомнениям Елизаветы Моисеевны. Страна стала другой, но не стала, увы, благополучной и процветающей. Кризис уже сегодня останавливает энгельсские предприятия, тысячи людей оказываются на улице…

«И если власть в этой обстановке будет заниматься топонимической реставрацией — ее мало кто поймет,— думаю я,— тот, кто на Покров шел крестным ходом и молился на месте уничтоженного храма,— тот поймет, да. Но крестным ходом шли две тысячи человек, включая приехавших саратовцев, а живут в Энгельсе-Покровске двести с лишним тысяч».

— Мы получим еще одно протестное голосование,— продолжает Елизавета Моисеевна,— с этим делом лучше подождать.

Благочинный Покровского округа протоиерей Василий Стрелков считает, что возвращение городу исторического имени необходимо, и знает: его прихожане — за.

Он уверен также, что идею поддержит местная интеллигенция.

* * *

— Рано или поздно это все равно будет сделано,— говорит Александр Камаев, предприниматель, президент группы компаний «Эльдорадо», храмостроитель и большой патриот Покровска,— историческое имя городу будет возвращено. Потому что история нашего города величава и красива.

При этом Александр Геннадьевич согласен: разговаривать с людьми об исторических корнях и о духовных материях лучше тогда, когда люди сыты и социально защищены:

— С переменой названия сейчас лучше подождать. Но не просто ждать, а вести подготовительную работу. Спокойно, ни на кого не нападая, знакомить горожан с историей города, его людей, его храмов. Мы будем этим заниматься.

Кроме того, президент «Эльдорадо» убежден: на месте снесенного храма должен быть как минимум памятный крест, а лучше — часовня; часовню будет видно с Волги. Места там, возле детского сада, мало, но у Александра Геннадьевича есть, что называется, наметки — как эту часовню можно разместить.

* * *

Сомнения понятны, но с другой стороны — когда люди в массе своей обращаются к Богу, к Церкви, когда они испытывают в этом очевидную потребность? В «интересное время», в годины бедствий, в эпохи испытаний. История свидетельствует! Так стоит ли нам откладывать эту перемену — возвращение городу русского православного имени?

Тактика может быть гибкой, конечно. Какое-то время в общественном сознании могут фигурировать оба названия — пока имя автора «Диалектики природы» не отсохнет само собой. Документацию менять тоже нужно постепенно. Но главное…

Главное — не махнуть на это рукой, не забыть об этом.

Произнося имя города, в котором родился, в котором живет, человек должен чувствовать историю. В лихорадке послереволюционных переименований историю перечеркивали с поразительной легкостью. Стояла восемь веков на русской земле Тверь — перечеркиваем эти восемь веков, навязываем городу имя, точней, фамилию заурядного человека, случайно оказавшегося на гребне исторической волны. Однако нет ведь уже на карте России ни Калинина, ни Горького, ни Ленинграда. Есть Тверь, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. И вятичи борются за возвращение имени. Имеет это значение? Имеет, и огромное. Про человека, находящегося в бессознательном состоянии, издавна говорят «Он БЕЗ ПАМЯТИ». Возвращение исторических имен способствовало приходу общества в память, т.е., в сознание. В принципе оно призвано способствовать обретению национального достоинства. А национальное достоинство — это ведь и личное достоинство тоже. Если человек родился и вырос в Калинине — ему заранее навязана роль «не помнящего родства». Если он вырос в Твери — это совсем другое дело. Это другое самочувствие — при живом и глубоком восприятии ситуации, конечно, если мы на такое восприятие способны.

Неужели не способны? Неужели нам все равно — в Энгельсе жить или в Покровске?

Со старинным русским православным именем связывать свои судьбы или с именем автора «Анти-Дюринга»?! Покров Богоматери над собой чувствовать или бороду основоположника?

Кризис пройдет. Город останется.

Газета «Православная вера» № 3 (383) за 2009 г.

Марина Бирюкова

http://pravoslavie.ru/37281.html

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 14 Октября 2018, 08:05:06 »

Слово на Покров Пресвятой Богородицы



Святая Православная Церковь вспоминает ныне благодеяние, чудесно оказанное Божией Материю христианам в 910 году в Константинополе при греческом императоре Льве Премудром. Сарацины с большими силами напали на город и грозили ему совершенным разрушением. Не видя ниоткуда помощи, греки во множестве стеклись во Влахернский храм, в котором хранилась риза Богоматери, и молились, как вдруг св. Андрей Христа ради юродивый, бывший тут со своим учеником Епифанием, увидел под самыми сводами величественного храма Богоматерь со множеством Ангелов и святых, стоящую в воздухе, сияющую, как солнце, с омофором в руках, молящуюся о всем мире и о спасении града и жителей в нем. На следующий день неприятель был рассеян без всякого кровопролития и греки одержали победу по заступлению Божией Матери.

Но мы празднуем сегодня не только событие, бывшее в Константинополе, но и воспоминание о любвеобильном Покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Ее предстательству и заступлению от бед и напастей. Мы празднуем этот день в честь испытанного каждым из нас в жизни милосердия Богородицы!

Когда в третий день по Своем Успении Она явилась святым апостолам во славе воскресения, то сказала им: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни!»

С тех пор Ее видели многие святые угодники Божии, которым Она являлась в сопровождении святых апостолов, святых мучеников и мучениц, святого Предтечи Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и других, но от нас, грешных, отнята возможность, по нечистоте нашей, лицезреть Богородицу, охраняющую и нас также Своим Покровом и за нас молящуюся Господу Своему и Сыну. Мы не могли бы выдержать лицезрения славы Ее нашими телесными очами. Но, несомненно, мы видим Матерь Божию духовными, сердечными очами, прямо ощущаем, сознаем Ее помощь и заступление. Просим, молим, и Она помогает.

Поэтому радуйтесь, дети, радуйтесь, сироты! Вас питает, растит, просвещает в науках и учит любить Бога Сама Матерь Божия, ибо Она с вами во все дни! Вы, часто брошенные родителями, голодные и сирые, сохраняетесь любовию и заботами Богоматери несравненно лучше, чем все так называемые счастливые дети.

Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! В миру ли вы или в монастырях, но о вас особенно печется Матерь Божия как о самых близких сердцу детях своих и уневестившихся Христу, Сыну Ее. Не бойтесь козней врага человечества, не бойтесь соблазнов злобствующего на вас мира, но мужайтесь, Сама Матерь Божия с вами есть во все дни.

Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия, конечно, с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице святого апостола Иоанна Сам Христос усыновил вас Богоматери. Что было бы с вами без Ее заступления и предстательства?! Чем бы вы победили врага, возненавидевшего вас силою своего адского сердца и оклеветавшего, очернившего и обвинившего вас пред людьми в небывалых преступлениях? Кто бы утешил вас, утер вам слезы, придал силы для терпения неправды, нападков и скорбей, если бы не была с вами во все дни Пречистая и Всесильная Царица Небесная!

Радуйтесь, ревнители слова истинного! Положите всю надежду, ваше упование на Матерь Божию, Матерь Истины, Которая с вами во все дни. Она непрестанно молит Господа о даровании вам премудрости и силы для борьбы с житейской ложью, гордостью — высокоумных и заблуждением — неверующих...

Радуйтесь, любящие, благочестивые родители и горячо молящиеся материнские сердца! Ваша молитва сильна пред Господом и Богоматерью! Царице Небесной, рожденной по слезным молитвам праведных родителей, воспитанной в доме Божием, сделавшейся Материю Христа и мученицей за Него, Ей ли не понять ваших просьб, молитв и слез, после того как оружие пронзило Ее материнское сердце, и Ей ли не сочувствовать вашим воздыханиям? Теперь, когда Она сильна славою небесною, могущественна дерзновением ко Господу и Ею усыновлен весь человеческий род, теперь Богородица во имя заслуг Христа, Сына Своего, а также ради своих прошедших страданий вымолит спасение, радость и вечную жизнь детям вашим и с вами будет во все дни!

Радуйтесь, подвизающиеся в терпении и уповании на Бога! Великими скорбями и испытаниями, может быть, даже лишениями, голодом, бессонными ночами идете вы по своему крестному пути, но радуйтесь, ибо идете путем Христа, святых апостолов, мучеников и по этому пути в величайшем смирении шла Сама Матерь Божия. Ныне Она охраняет этот единственный путь в Царство Ее Сына и Бога и, облегчая идущих по нем, нареклась Радостию всех скорбящих.

Не предавайтесь отчаянию и заблудшие отроки, потерявшие свою чистоту юноши, совратившиеся с духовного пути люди и все, живущие в забвении! Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления и покаяния! Она смотрит на вас как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния. Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во все дни. Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Да будет воля Твоя. М.: Сретенский монастырь, 2003.

http://pravoslavie.ru/49226.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 14 Октября 2018, 08:10:01 »

Слово в День Покрова Пресвятой Богородицы



Для совершающих торжественно память чудесного явления Покрова Матери Божией не может быть ничего радостнее, как если бы кто возвестил им, что сей благодатный Покров простерт и над ними. Но кто может быть таким вестником? Чье око способно видеть Святейшую Ходатаицу, «на воздусе за ны Христу молящуюся?» Среди нас нет явных тайнозрителей, подобных блаженному Андрею и Епифанию; а сокровенные ведомы единому Господу и блюдут духовные созерцания свои для вечности. 
И однако же мы, и именно мы, стоящие теперь в сем храме, не без свидетеля, и притом самого верного, о том, что покров Преблагословенной Девы простерт и над нами. Кто сей свидетель? Не человек какой-либо земной, и даже не Ангел, а Она Сама, наша Покровительница! С дерзновением и уверенностью говорю сие от лица Ее, ибо что значит святая и чудотворная икона Ее, стоящая в сем храме, как не постоянный, видимый залог Ее невидимого Покрова?.. Мы знаем из истории чудотворных икон, что в случае гнева небесного за грехи человеческие, иконы сии вдруг сокрывались и являли себя в другом месте, или вовсе исчезали. Посему, доколе наша Покровительница не оставляет здесь Своего места, не лишает Своего образа благодатной силы чудотворений, доколе приемлет наши молитвы и подает нам благовременную помощь, дотоле мы, несмотря на всю нечистоту нашу, можем быть твердо уверены, что находимся под Ее благодатным Покровом. 

И может ли Преблагословенная Дева не внимать мольбам тех, кои прибегают к Ней с истинною верою и любовью? Опять дерзну сказать от имени Ее: не может! И невозможность сия составляет Ее славу. Небесные покровители, между прочим, тем и отличаются от покровителей земных, что земные могут покровительствовать, могут и не покровительствовать, хотя бы просящий был достоин покровительства; а небесные покровители не могут не покровительствовать достойных: где искренняя мольба, там и их помощь; где вера и любовь к ним, там и они; это для них — святая необходимость. Тем паче не может не слышать чистых молитв, не может не оказывать благовременной помощи Матерь Божия, Коей, как в особенную награду за величайшее и беспримерное служение Ее спасению человеческому, предоставлено право быть первою Ходатаицею о всех нуждающихся, радостью и покровом всех скорбящих. 

Что же должна производить в нас сия драгоценная уверенность в покровительстве нам Матери Божией? Беспечность в деле нашего спасения? Бесстрашие в преступлении закона Божия? Откладывание со дня на день покаяния? Нет, братие, это значило бы злоупотреблять милосердием небесным и оскорблять в лицо нашу святейшую Покровительницу. Чистейшая из Дев не может покровительствовать грехам; Она покровительствует токмо грешникам, и притом кающимся. Кто хочет постоянно быть под Ее благодатным Покровом, тот должен постоянно удаляться от всякого греха, ибо всякий грех расторгает союз с Нею. Она молится о тебе горе, а ты молись о себе долу; Она покрывает тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся в них верою и любовью. Иначе, если будем предаваться греху, выйдет то же, что было с израильтянами. Моисей принимал для них от Бога закон на горе Синайской, а они, соскучившись в его отсутствие, отлили под горою златого тельца, и начали ему поклоняться и бесчинствовать. Увидев сие, Господь тотчас прекратил беседу Свою с Моисеем и сказал: сниди отсюду, беззаконноваша бо людие твои... и ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх. 32; 7, 10). Не скажет ли подобного и нашей святейшей Ходатаице достопоклоняемый Сын Ее и Бог, если мы, подобно израильтянам, начнем предаваться беззаконию? «Ты молишься и ходатайствуешь о них, и Я готов оказать все милосердие тем, за коих претерпел смерть. Но виждь, что делают они! Когда ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносят жертвы идолам своих страстей и попирают Мои законы. Где тут место для милости? Они сами на себя воздвигают гнев. Им нужна казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утешающая. Остави Мя, и возъярився гневом, имиже самими возжженным, потреблю их.

Страшный и вместе поучительный пример сего, братие, представляет та же Греция, в коей последовало чудесное явление Покрова Матери Божией, ныне нами воспоминаемое. Каких знаков особенного покровительства не являла Она над сим народом? Сколько раз под стенами Константинополя поражаемы были Взбранною Воеводою и скифы и агаряне? Но когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой; и трехвекового рабства магометан, соединенного со всеми видами уничижения, едва достаточно было Греции для возвращения Покрова Матери Божией, который теперь опять видимо начинает простираться над народом Греческим. 

То же, братие, может быть и со всякою душою, не радящею о своем спасении в надежде на заступление Матери Божией. Суды Божии одинаковы и в малом и в великом: слава... и честь и мир всякому делающему благое, и раскаивающемуся в злом, скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое, и пребывающего во зле! (Рим. 2; 9-10). 

Зная сие, будем несомненно прибегать под кров Преблагословенной Девы, но не будем приносить под сей покров грехов наших, не омыв их слезами покаяния. Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточение во грехах! Аминь.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический

http://pravoslavie.ru/49248.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #53 : 14 Октября 2018, 08:14:14 »

Слово в День Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Конд. празд.).



В начале десятого века, в 910 году по Рождестве Христовом, при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Тарасие, во Влахернской константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых. Покрывая честным Своим омофором предстоящий народ, Она молилась Сыну Своему и Богу о спасении его от врагов, грозивших столице разрушением, а народу — рабством и смертью. Предстательством небесной Заступницы неприятель был прогнан, и город спасен. В память милостивого покровительства Матери Господа и нашему отечеству, православная русская Церковь с древнейших времен установила ежегодно совершать празднственное воспоминание Покрова Божией Матери.
Уже тысячу с лишком лет существует царство Русское, и трудно перечислить, сколько раз небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но, покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ее покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан. В честь праздника и для вашего и своего назидания, побеседуем, братия, о том, сколь нужно для нас молитвенное предстательство о нас Божией Матери.

Мы далеко, далеко не понимаем, братья, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и, чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, светлая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ее предстательство о нас пред Богом, и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ее ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастья, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией. И справедливо! Будучи Матерью Бога Слова, следовательно, находясь ближе всех к престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Мы грешны и нечисты, а Она — Пречистая; как за Ее молитвы не помиловать нас, нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам?! Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии. Kак, смотря на Ее смиренные молитвы, не помиловать нас, гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и пред Нею! Богоматерь точно как стена нерушимая между Богом и людьми. Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такой стеной мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей. Но войдем ближе в положение человека на земле, чтобы яснее видеть, как нужно для него молитвенное предстательство Божией Матери.

С тех пор как человек потерял свою невинность, блаженство и бессмертие, доныне он представляет собой ужасающую картину терзающих его бедствий, внутренних и внешних, душевных и телесных, так что нельзя не видеть всякому, что какое-то иго тяжко лежит на всех сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех (Сир. 40, 1), то есть в землю. Утратив давно свое блаженное состояние, человек теперь слабо верит в обещанное ему небесное блаженство, не хочет понять, что настоящая жизнь не есть жизнь в собственном смысле, потому что она есть не больше как приготовление к жизни на небе, и потому дает здесь себе полную волю, делая часто свою жизнь позорищем буйных страстей; забавляется ею, как игрушкой, не любопытствуя знать, что сделается с ней, когда она сломается, — вообще не пользуется ею так, как предписывает и здравый смысл каждого, который говорит, что жизнь разумного существа должна иметь непременно разумную, духовную цель. С другой стороны, живя большей частью в болезнях, скорбях, в бедах, в изнурительных, но бесполезных для души заботах, часто подавляется их бременем, не находя себе облегчения и утешения. Kак необходимо и как отрадно было бы в таком жалком положении найти на небе лицо, которое питало бы к нам самую искреннюю, нежную любовь, имело великую силу у Бога и своим предстательством содействовало нам по нашей молитве через озарение своим небесным светом ума нашего отрываться понемногу от земли, наставляло нас ко спасению, предотвращало соблазны и искушения или помогало преодолевать их и смягчало жестокость наших скорбей, болезней и других несчастий! Такое светлое лицо и есть у христиан — Матерь Божия. Избраннейшая из всех жен мира, какие где и когда бы ни были, Она естественно сочувствует людям, как подобострастная им, сочувствует больше не только всякого человека в отдельности, но больше всех людей вместе, потому что ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такой любовью, какой любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Марии из людей не было ни у кого. Мы иногда любим какого-нибудь несчастного, да помочь ему не можем. K болезни состраданий в таком случае присоединяется новое болезненное чувство: невозможность помочь несчастному. С Божией Матерью этого быть не может. Если Она хочет помочь несчастному, который с живой верой обращается к Ее ходатайству, то не помочь ему не может. Kак Матерь всемогущего Сына и Бога, Она некоторым образом и Сама всемогуща. Бог определил миловать нас за Ее молитвы бесконечно много больше, чем за молитвы всех других святых, по самой высоте Ее служения таинству искупления и потому внимает всякой молитве Своей Пречистой Матери, так как всякая молитва Ее свята и угодна Ему. Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно – так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Kому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Только не нужно, братья, никогда не нужно забывать, что Она — Пресвятая и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный.

Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://pravoslavie.ru/49247.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8363


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #54 : 15 Октября 2018, 01:51:15 »


Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы

Святитель Николай (Велимирович)





Светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога.

И если Она радует нас Своей защитой,Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как?

Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу.

Если мы любим Его, так как Она любит нас, мы радуем Богородицу.

Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа.

Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. Ибо сказал Господь - «..на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15,7).

Но если мы грешим и не каемся мы оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на уста, а на сердце, и когда Он приидет судить мир, будет судить не речи, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца, отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми, исполненными милости и любовью, приимет нас в Своей вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец - «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что оно источник жизни» (Пр. 4,23). Если сгниет сердцевина дерева, долго ли проживет дерево? А человеческое сердце гниет от греха и когда сгниет, то человек превращается в тень человека и влачится по земле, пока совсем не исчезнет.

Да не будет такого с вами, братья мои, да не превратитесь в тени, но останетесь людьми Божиими, а если вы люди Божии, то и наследники Царства Божия.

А о том, что праведники наследуют Царство Божие свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном;

Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни;

Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство;

Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись;

Чтобы каждую каплю крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ;

Чтобы за каждую каплю крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ, ибо, драгоценна, братья, Кровь Сына Божия, пролитая за людей. Горе тем кто презреет эту драгоценную кровь, вечное мучение будет им справедливой наградой. Блаженны вы, кто почитает эту кровь и ей спасается добровольно и сознательно, наградой вам будет жизнь вечная. Воистину драгоценна Кровь Сына Девы Марии. Все люди от начала до конца мира даже, если их было столько сколько травинок на земле и песчинок в море, могут спастись этой Кровью. Но увы, не все спасутся, а только те кто хочет, а кто не хочет будет отвергнут, ибо презрели цену, которой куплены.

Никого не презирайте, братья, нет на земле человека, за которого Сын Пречистой Девы не дал Своей драгоценной Крови. Если кто-то сам презреет Кровь, которой куплен, сам будет отвечать за свою погибель, но да не будет никто из вас причиной ничьей погибели. А если вы презираете человека - презираете Кровь, пролитую Христом за его спасение. Старайтесь вразумить грешника и утвердить его в вере и если сумеете, обретет брата и сонаследника в Царстве Христовом. Праведника хвалите, грешника исправляйте, кающегося ободряйте. Но также как грязная вода не может убелить запятнанное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь - Исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.

Так вы обрадуете Пресвятую Богоматерь, Которая радует нас непрестанно. И хранит от напасти и молится за нас Богу и лобзает, как мать чад своих и горит желанием, чтобы все спаслись и вошли в Царство Сына Ее. Богу нашему слава и хвала, а вам мир и здравие и радость и благословение на веки веков. Аминь.


Святитель Николай (Велимирович)
Перевела с сербского Светлана Луганская


http://www.pravoslavie.ru/smi/42057.htm
Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!