Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 01:47:17  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 3-я по Пятидесятнице  (Прочитано 3632 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 03 Июля 2011, 21:03:21 »

http://f-georgiy.livejournal.com/79000.html
Записан

С ув. прот. Георгий
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #1 : 25 Июня 2012, 17:53:38 »



http://f-georgiy.livejournal.com/133414.html
Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 14 Июля 2013, 10:38:54 »

Неделя 3-я по Пятидесятнице



В сегодняшнем Евангельском чтении, которое мы слышали за Литургией, мы видим две темы: притчу и учение о Промысле Божием. Сюжет притчи взят из повседневной жизни. «Светильник для тела есть око». В этих словах заключается простой житейский опыт. Если человек хорошо видит, то  он следит за своим внешним видом, он чисто одет, умыт. Ели же глаза видят худо, он будет спотыкаться, попадать  в ямы, в грязь, в лужи, стукаться о препятствия – поэтому и вид у него будет неприглядный. Простое житейское наблюдение, верное во все времена, как 2000 лет назад, так и сегодня.

Однако эта притча имеет и духовный смысл. Святитель Феофан объясняет нам, что в этой Евангельской притче око – это наш ум, а тело – внешние дела. Если ум чист, просвещён Словом Божиим и Истинной верой, то и вся деятельность человека добра, светла. Если же его ум лукав, помрачён гордыней, сребролюбием, цинизмом, лживостью, то такой ум лишает жизнь человека радости и света, ввергает его в различные тёмные дела. Как бы он ни старался вести себя прилично, благопристойно, он будет попадать в скверные истории. Трудно с этим не согласиться. Какой вывод из притчи? Надо очищать свой ум, который является оком души, от нечистых помыслов. Тогда и дела наши будут светлыми, добрыми.

Далее Спаситель обращает наше внимание на чудеса Промысла Божия, которые нас окружают, но которые мы по невнимательности мало замечаем. Вот, посмотрите, цветы, которые так прекрасны, что с ними не могут сравниться одежды царя Соломона. Бог так их одевает, хотя цветы не умеют ткать и шить. Вот небесные птицы, они не умеют сеять и жать, у них нет ни зарплаты, ни карточки, ни пенсии, но Создатель каждый день посылает им пропитание. А люди для Бога дороже, чем цветы и птицы. Главное, чего ждёт Бог от людей, чтобы они искали Царства Божия и правды его. И если они будут выполнять это главное своё предназначение, то Бог их и оденет, и пропитает.

Значит ли это, что нужно только молиться и в храм ходить, а трудиться, сеять и убирать урожай, варить обед нам уже не нужно? Нет, конечно! Человек должен трудиться, а Бог пошлёт благословение на его дела, чтобы они были успешны. Но главный смысл притчи в другом, в том, что различные ценности и интересы внутри нас должны быть выстроены в надлежащем порядке. Главная наша ценность – Бог, Православие, забота о спасении души. А какие же ценности должны следовать за этой главной? Дальше идёт Отечество, свой народ с его историей, многовековой культурой. Потом братья и сестры во Христе, семья, родные, друзья. Потом сам я, моё здоровье, работа. Затем жилище, необходимые вещи, деньги. Обратим внимание, сколько существует ценностей, которые дороже денег. И уже в самом конце находятся предметы роскоши, вещи и деньги сверх необходимости. При такой иерархии ценностей будет порядок и в обществе, и в жизни каждого отдельного человека.

Но что мы видим и слышим сейчас? Посмотрите телепрограммы, выступления известных политиков, кинофильмы и попробуйте понять, какие же у нас главные ценности?  Нас пытаются убедить, что это демократия, передовые технологии, права и свободы человека, уровень жизни. И деньги, деньги, деньги.

 Один мудрый человек сказал: Сведение всех ценностей жизни к денежному эквиваленту убивает жизнь.

Будем помнить слова Спасителя: «Ищите прежде всего Царствия Божия,  и тогда остальное все приложится нам». С воскресным днем.

Аминь.

Архимандрит Борис (Долженко)

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=61894
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Июня 2014, 11:41:47 »

Не заботьтесь о завтрашнем дне

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 3-ю по Пятидесятнице



Господь говорит в сегодняшнем Евангелии о тайне простой жизни — о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

«Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» — вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, — говорит Господь, — то все тело твое будет темно». Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь.

Какие сегодня нечистые, темные глаза у многих людей! Такая же у них темная жизнь и темные пути, и они не видят ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи, у нас есть тела, земная жизнь, и о ней нужно позаботиться».

Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно приводит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина любить, а другогоненавидеть: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» — мамону — бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они — в полной безопасности.

Когда жизнь уходит из-под власти человека, на кого ему надеяться? Только на Бога, обретая другую безопасность — реальную, непоколебимую, истинную — в Самом Господе.

Господь не говорит, что богатство само по себе плохо. Он спрашивает: «О чем ты заботишься?» — то есть какими путями хочешь приобрести богатство. Может быть, такими, какими обычно сейчас обогащаются люди? Но «от трудов праведных не построишь палат каменных». Есть рассказ об одном человеке, как он обогатился. Он занимался торговлей, обмеривая и обманывая других людей. Юродивый сказал ему, что всякий раз, когда он совершает обман, он берет от своей души. Умножая свое богатство и радуясь его прибавлению, он всякий раз отнимал от своей души.

Неправедные богатства бывают нажиты, как правило, за счет какого-нибудь преступления — убийства, воровства или ограбления. Например, ограбления целого народа. За счет растления народа. На этом можно заработать большие деньги.

По тому, как тратится богатство, видно, какими путями, какой заботой оно было приобретено. Богатство может никак не тратиться. Просто человек ничего не тратит, как скупой рыцарь. Для него богатство — как некий бог, на которого можно положиться, опереться, душу свою отдавать ему. А может тратить только для себя: приобретать машины, особняки, еще что-то, и все — для себя, для своего греха. В безумии своем человек может тратить богатство для того, чтобы и других людей соблазнять к поклонению маммоне, ко всякому греху. С помощью богатства он может покупать и продавать страну, растлевать детей и весь народ.

Будем молиться о том, чтобы нам — тем, кому Господь открыл истинное богатство жизни, — Он дал узнать, что есть наше сокровище. Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде.

Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва — молитвой, а дела — делами». Именно в этом случае величайшая религия — вера истины — превращается в суеверие. Оттого что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

Христос говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на птиц небесных, — говорит Он, — они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?».

«Ну да, — скажут некоторые, — птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? Посмотрите на воробьев или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!» Но Господь говорит о другом — не о том, что они не трудятся, а о том, что не заботятся. У них нет никакой заботы. Они живут абсолютно беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми.

Праздность есть искушение Бога. Подобно тому как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: «Ибо ангелам Своим заповесть о Тебе, на руках возмут Тя да не когда преткнеши о камень ногу Твоею», так и здесь. Вместо доверия Богу — гордость. Вместо радости и мудрости — безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться, — безграничное доверие Богу.

Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий Промысл, есть Отец Небесный, Который бесконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.

Почему без конца мы готовы слушать птиц и смотреть на цветы полевые? Из какого мрака и холода цветы вырастают и каким сиянием и радостью облекает их Господь, так что никакие цари земные во всей славе своей не имеют такой праздничной одежды! Цветы существуют для того, чтобы напоминать нам, что жизнь — это праздник. Преддверие вечного праздника, для которого создан человек. И птицы, не заботясь ни о чем, живут самой веселой жизнью. Они поют среди ветвей и хвалят Господа. Если мы будем ни о чем не заботиться, как они, мы будем петь, как они, всегда радуясь, всегда благодаря Бога.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/28/ne_zabottes_o_zavtrashnem_dne/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 25 Июня 2017, 02:37:37 »

Главная болезнь века

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице



«Не заботьтесь», — говорит нам в Евангелии Господь. Многозаботливость, обессиливающая человека, лишающая его покоя дневного и ночного, — главная болезнь века, в котором нет Бога. Она не просто бесполезна, в чем нам приходится без конца убеждаться, — она наполняет жизнь страхом: что будем завтра есть и пить? И у страха глаза велики и темны.

Многозаботливость угрожает жизни мира. В самом деле, что мы будем завтра есть и пить, чем будем дышать? Все дал Бог человеку в природе. Но своей чрезмерной заботой, ненормальным развитием науки и техники, в котором — желание обеспечить себя надолго вперед, человек все более уничтожает природу. И Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, не из-за этой ли многозаботливости стала самой нищей? Поистине, человек не может служить двум господам, и все чаще уже не хочет — многозаботливость поглощает его целиком. Там, где место Бога занимает маммона, место жизни занимает смерть.

«Все куплю, — говорит сегодня в безумии человек, — найду выход из всех затруднений». Кто эти «новые русские», которые ради маммоны не остановятся ни перед чем? После убийства Богочеловека за тридцать сребреников самое страшное в мире — когда открыто назначается цена за убийство человека и, кажется, любого количества людей.

Многозаботливость смертельно опасна и для Церкви. Посмотрите, например, на христианские общества Запада, где на первое место выходит муравьиная хлопотливость о земном — видимо, в надежде, что все небесное к нему приложится. Если Божий порядок перевернется в Церкви, в мире наступит полный мрак. «Если свет, который в тебе, тьма, — говорит человечеству и каждому из нас Христос, — то какова же тьма?» Тьма уже будет такой, как при кончине мира.

Все хочет дать Господь человеку, а человек хочет взять только полюбившуюся ему часть. Вцепился в нее, сжимает жадно руку и никак не может разжать, чтобы принять дар Божий. Ни один человек не свободен от ложной многозаботливости, и редко кто добровольно освобождается от нее. Не потому ли течение нашей жизни отмечено событиями, которые мы называем трагедиями, или, по крайней мере, разочарованиями, когда постепенно отнимается от нас, пока совсем не отнимется то, чем мы дорожим? Это необязательно может быть материальное богатство — это может быть жизнь близкого человека или наше здоровье, или наша репутация. Это может быть любимая работа, которая поддерживала нас, или особый наш дар, на который мы полагались, — все постепенно отнимается от нас, но мы упорствуем, отчаянно сопротивляемся, пока не поймем, для чего Господь разжимает нам руку, что хочет вложить в нее. Пока не услышим однажды на самом деле то, что, может быть, слышали тысячу раз: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». И здесь — единственное исцеление от этой страшной болезни и от самой смерти.

Все приложится? Выходит, для земного совсем не надо трудиться? «Господи! — восклицают апостолы. — Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». «Делайте то, что Я вам говорю, — отвечает Спаситель, — и об остальном не заботьтесь». Мы должны забрасывать сеть, и Бог даст улов, так что сеть будет едва ли не прорываться от множества рыб — или Бог не даст улова. Мы должны сеять, поливать, и Бог даст или не даст урожай. Все должно совершаться не ради рыбы или хлеба, а ради послушания Богу, ради доверия Тому, Кто пятью хлебами и двумя рыбами может накормить всех. Чтобы мы были свободны, чтобы не были связаны землей, как цветы, в которых всегда сияет солнце и небо. Как птицы, которые во время полета образуют формой крыльев крест и поют непрестанно хвалу Богу. Чтобы мы были свободны и свободно шли за Христом, не застревая нигде, не видя препятствия ни в чем, в том числе и в материальном.

Бог стал человеком, облекся в нашу плоть не для того чтобы мы стали бесплотными духами. Сын Божий стал Сыном Человеческим не для того чтобы изъять нас из этого материального мира. Бог стал одним из нас, чтобы соединить небо и землю, чтобы и все земное, не только небесное, соединяло нас с Ним. Но «ищите прежде всего Царства Божия и правды его».

Жить по воле Божией, по заповедям Его, довериться пути, по которому прошел и идет сегодня с нами Господь, чтобы дать нам бесконечно больше, чем мы можем помыслить, — вот в чем легкость и радость человека. Величайшее чудо — правда Божия, заповедь Божия. В ней сокрыто то, что не найдем мы нигде в мире, — это жизнь, которой Бог наслаждался, прежде чем мир не был, и к которой Он теперь ведет нас. Так поступайте, говорит Он нам, и вы будете дети Божии. Все вы воистину — сыны Вышнего. То, что Я имею по природе, вы будете иметь по благодати.

Даже грешную эту землю доныне Бог облекает такой красотой, какую человек никогда не может соткать. Если падающие под косой полевые цветы знают любовь и славу, если Бог заботится о них, почему мы так бездарно умудряемся, отвергая Божию заботу о нас, облекать всю жизнь нашу в сплошной серый цвет? Внешний наш человек неизбежно тлеет, но если внутренний обновляется, то одежда плоти нашей завтра будет цвести и ликовать. Дай Богу одеть тебя, как Ему нравится! Будь птицей, несущей в небо жизнь свою, как крест, будь счастливой травой, которая отдается Его ветру!

В Божием саду, в раю — ветер Святого Духа. Печь наших скорбей и смерти разжжена седмерицею, но в глубинных недрах этого пламени Господь готовит нам радость, которая облечет нас великолепием Его Воскресения. Дай Богу одеть тебя по вкусу Божию!

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/24/glavnaya_bolezn_veka/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 27 Июня 2020, 22:17:54 »

Не можете служить Богу и маммоне

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице



В сегодняшнем Евангелии есть одно слово, взятое из древне-сирийского языка. Это слово «маммона», оно означает богатства, сокровища. Точнее сказать, поклонение деньгам, обожествление денег. Таким образом маммона становится богом, одним из богов, которым поклонялись древние язычники.

И сегодня, если посмотреть вокруг, тоже можно увидеть, что поклонение маммоне не прекратилось. Даже в странах, которые еще недавно назывались христианскими, для большинства людей богом является не Христос, а богатство. Великие и могущественные державы готовы поглотить более слабые и наброситься друг на друга как дикие звери из-за материальных сокровищ, ради маммоны.

Христос говорит в сегодняшнем Евангелии, что Бог и маммона непримиримы. Либо вы возлюбите одного и возненавидите другого, либо прилепитесь к одному и будете презирать другого. Но почему же Бог и маммона так непримиримы? Христос дает заповедь о труде как способе зарабатывания на хлеб насущный. Маммона не удовлетворяется такой простой жизнью, не насыщается просто хлебом на каждый день, но стремится увеличить свой капитал, умножить его, расширить и, если возможно, с помощью его овладеть всем миром. Для жадного и скупого деньги являются не средством, а целью жизни. Человек, принадлежащий маммоне, живет и дышит ради денег. Все, что он делает, направлено на приобретение богатства. Он обходит море и сушу. Он бросается в самые опасные предприятия. Он не знает покоя ни днем, ни ночью, но, подобно безумному богачу из евангельской притчи, мучается, пытаясь ответить на вопрос: что и как он должен делать, чтобы сохранить в целости свои богатства, которые не перестают умножаться. Ради денег он готов пойти на любые преступления, как мы видели это недавно в нашей разворованной поклонниками маммоны стране. Он захватывает в свои руки то, что не может удержать, и никак не может остановиться. Он заражен смертельной болезнью, он одержим ненасытным желанием иметь все больше и больше, и никогда не может сказать: «Довольно». Вот тебе миллион долларов. Хватит? Он хочет два. Двух достаточно? Ему надо четыре. Четырех довольно? Он требует восемь. Если он становится Березовским, он по-прежнему хочет увеличить свое богатство. В нем ничем неугасимая жажда денег. Адский огонь горит внутри этого человека.

Есть старинная притча о царе, у которого был бедный и жадный подданный. Царь показал этому подданному пространную зеленеющую долину и сказал ему: «Видишь эту землю? Я дам тебе столько этой земли, сколько ты успеешь обежать от рассвета до заката». Жадный слуга радостно принял это предложение. Как только блеснули первые лучи солнца, он бросился бежать что было сил. Границы его владений все возрастали и возрастали. Но солнце начало клониться к закату. Жадный человек был на пределе сил, ему надо было остановиться. Но жадность не давала ему сделать это. Увидев перед собой еще один прекрасный кусок недвижимости, он захотел его тоже приобрести. Воодушевленный этим желанием, он рванулся вперед, но, не достигнув цели, упал замертво.

Сколь многие люди напоминают этого жадного безумца! Не щадя себя, они гонятся за все возрастающим богатством и преждевременно умирают от нервных и сердечных заболеваний. Какой-нибудь простой сельский труженик, пасущий в поле овец, живущий спокойной жизнью и спящий мирно (увы, таких сегодня, по крайней мере, в нашем отечестве, непросто сыскать), несравненно счастливей богача, которого мир считает счастливым, но который терзаем честолюбием, ненавистью, жадностью, и кончает с собой. Так несчастны все поклонники маммоны.

Бог и маммона непримиримы. Бог просит человека быть милостивым и щедрым, помогать нуждающимся, быть готовым пожертвовать всем своим богатством ради общего блага. А основной принцип маммоны — не давать, а брать. Давать? Никому ни гроша. Ни чаши воды, даже если попросит ангел. Поклонники маммоны — безжалостны, немилосердны, несострадательны, даже при виде величайших бед своих ближних. Хуже того, человек маммоны пользуется несчастьем других, чтобы успешнее строить свой бизнес. Во времена голода он, скопивший запасы хлеба, продает его на черном рынке, отнимая у голодных все, что они имеют и что не имеют. Много таких жадных зверей было в ужасные эпохи, через которые проходила наша страна. В послереволюционные годы, когда тысячи людей умирали от голода, большевистские начальники нередко устраивали пиры из изысканных яств. А что происходит сегодня? Когда недоедают многодетные семьи, и нищие старики роются в помойках, духовные наследники русофобов-комиссаров покупают футбольные клубы, яхты и острова.

Бог и маммона непримиримы. Если кто хочет увидеть, к каким безднам зла приводит поклонение маммоне, пусть откроет историю не только новейшего времени нашей страны, но всего человечества. Он увидит в ней ужасающие преступления, которые совершили жадные люди. Пусть он откроет Евангелие и увидит там самое гнусное преступление. То, которое совершил один из апостолов Христовых, Иуда, продав за тридцать сребреников своего Учителя и Господа. Ложь, обман, подкуп, воровство, грабеж, измена, убийство, предательство, отрицание совести и чести, и веры — всякое зло и распад — спутники маммоны. Вот почему Бог и маммона никогда не могут примириться. Где маммона, там сатана. Где маммона, там ад и катастрофы.

Эта наша земля стала бы совершенно иной, если бы человечество на Востоке и на Западе услышало не одним внешним слухом слова Христовы: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Эта наша земля начала бы становиться раем.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2020/06/27/ne_mozhete_sluzhit_bogu_i_mammone
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 25 Июня 2023, 03:22:52 »


Главная болезнь века

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице





«Не заботьтесь», — говорит нам в Евангелии Господь. Многозаботливость, обессиливающая человека, лишающая его покоя дневного и ночного, — главная болезнь века, в котором нет Бога. Она не просто бесполезна, в чем нам приходится без конца убеждаться, — она наполняет жизнь страхом: что будем завтра есть и пить? И у страха глаза велики и темны.

Многозаботливость угрожает жизни мира. В самом деле, что мы будем завтра есть и пить, чем будем дышать? Все дал Бог человеку в природе. Но своей чрезмерной заботой, ненормальным развитием науки и техники, в котором — желание обеспечить себя надолго вперед, человек все более уничтожает природу. И Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, не из-за этой ли многозаботливости стала самой нищей? Поистине, человек не может служить двум господам, и все чаще уже не хочет — многозаботливость поглощает его целиком. Там, где место Бога занимает маммона, место жизни занимает смерть.

«Все куплю, — говорит сегодня в безумии человек, — найду выход из всех затруднений». Кто эти «новые русские», которые ради маммоны не остановятся ни перед чем? После убийства Богочеловека за тридцать сребреников самое страшное в мире — когда открыто назначается цена за убийство человека и, кажется, любого количества людей.

Многозаботливость смертельно опасна и для Церкви. Посмотрите, например, на христианские общества Запада, где на первое место выходит муравьиная хлопотливость о земном — видимо, в надежде, что все небесное к нему приложится. Если Божий порядок перевернется в Церкви, в мире наступит полный мрак. «Если свет, который в тебе, тьма, — говорит человечеству и каждому из нас Христос, — то какова же тьма?» Тьма уже будет такой, как при кончине мира.

Все хочет дать Господь человеку, а человек хочет взять только полюбившуюся ему часть. Вцепился в нее, сжимает жадно руку и никак не может разжать, чтобы принять дар Божий. Ни один человек не свободен от ложной многозаботливости, и редко кто добровольно освобождается от нее. Не потому ли течение нашей жизни отмечено событиями, которые мы называем трагедиями, или, по крайней мере, разочарованиями, когда постепенно отнимается от нас, пока совсем не отнимется то, чем мы дорожим? Это необязательно может быть материальное богатство — это может быть жизнь близкого человека или наше здоровье, или наша репутация. Это может быть любимая работа, которая поддерживала нас, или особый наш дар, на который мы полагались, — все постепенно отнимается от нас, но мы упорствуем, отчаянно сопротивляемся, пока не поймем, для чего Господь разжимает нам руку, что хочет вложить в нее. Пока не услышим однажды на самом деле то, что, может быть, слышали тысячу раз: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». И здесь — единственное исцеление от этой страшной болезни и от самой смерти.

Все приложится? Выходит, для земного совсем не надо трудиться? «Господи! — восклицают апостолы. — Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». «Делайте то, что Я вам говорю, — отвечает Спаситель, — и об остальном не заботьтесь». Мы должны забрасывать сеть, и Бог даст улов, так что сеть будет едва ли не прорываться от множества рыб — или Бог не даст улова. Мы должны сеять, поливать, и Бог даст или не даст урожай. Все должно совершаться не ради рыбы или хлеба, а ради послушания Богу, ради доверия Тому, Кто пятью хлебами и двумя рыбами может накормить всех. Чтобы мы были свободны, чтобы не были связаны землей, как цветы, в которых всегда сияет солнце и небо. Как птицы, которые во время полета образуют формой крыльев крест и поют непрестанно хвалу Богу. Чтобы мы были свободны и свободно шли за Христом, не застревая нигде, не видя препятствия ни в чем, в том числе и в материальном.

Бог стал человеком, облекся в нашу плоть не для того чтобы мы стали бесплотными духами. Сын Божий стал Сыном Человеческим не для того чтобы изъять нас из этого материального мира. Бог стал одним из нас, чтобы соединить небо и землю, чтобы и все земное, не только небесное, соединяло нас с Ним. Но «ищите прежде всего Царства Божия и правды его».

Жить по воле Божией, по заповедям Его, довериться пути, по которому прошел и идет сегодня с нами Господь, чтобы дать нам бесконечно больше, чем мы можем помыслить, — вот в чем легкость и радость человека. Величайшее чудо — правда Божия, заповедь Божия. В ней сокрыто то, что не найдем мы нигде в мире, — это жизнь, которой Бог наслаждался, прежде чем мир не был, и к которой Он теперь ведет нас. Так поступайте, говорит Он нам, и вы будете дети Божии. Все вы воистину — сыны Вышнего. То, что Я имею по природе, вы будете иметь по благодати.

Даже грешную эту землю доныне Бог облекает такой красотой, какую человек никогда не может соткать. Если падающие под косой полевые цветы знают любовь и славу, если Бог заботится о них, почему мы так бездарно умудряемся, отвергая Божию заботу о нас, облекать всю жизнь нашу в сплошной серый цвет? Внешний наш человек неизбежно тлеет, но если внутренний обновляется, то одежда плоти нашей завтра будет цвести и ликовать. Дай Богу одеть тебя, как Ему нравится! Будь птицей, несущей в небо жизнь свою, как крест, будь счастливой травой, которая отдается Его ветру!

В Божием саду, в раю — ветер Святого Духа. Печь наших скорбей и смерти разжжена седмерицею, но в глубинных недрах этого пламени Господь готовит нам радость, которая облечет нас великолепием Его Воскресения. Дай Богу одеть тебя по вкусу Божию!


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 26 Июня 2023, 01:40:17 »


Слово Христа об искусстве жить

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)




ВИДЕО  8 мин.


«Наше время – беспокойства и тревоги. Но, собственно говоря, любое время таково. Беспокойство, тревога сопровождают человека всю его жизнь. Ну, разве что в таком нежном возрасте детки лишены этого состояния – и слава Богу. Но православного человека тревога и беспокойство должны касаться только лишь как лёгкий ветерок. А потом должны приходить мысли правильные: мысли, навеянные Самим Господом, учением Его о том, как проходить жизнь.

В сегодняшнем Евангелии Господь именно и учит нас искусству жизни. Зная об этих тревогах, зная о мучениях, беспокойствах человека, Богочеловек, ставший одним из нас, говорит нам: Не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф.6:34). И приводит пример: птицы небесные не сеют, не жнут, а Господь посылает им всё. Вот вы хотите казаться красивее, больше. А сможете ли вы хотя бы на один локоть сделать свой рост выше? Вот я маленький, а мне всегда хотелось быть повыше. Локоть – это сорок пять сантиметров. Конечно, не сможем… А как украшает Господь лилии, цветы! О чём говорит Господь Иисус Христос? Конечно, не о безалаберности, не о тунеядстве. Конечно, не о безрассудности!

Слово, которое по-гречески обозначает совсем другое, у нас в русском языке переведено как «не беспокойтесь». Кажется, это слово μεριμέν [merimen] по-гречески обозначает буквально «сердечная постоянная тревога, беспокойство». Есть разница? Забота, которая одолевает и не даёт подумать ни о чём другом. Вот как переводится это слово! Теперь мы понимаем, что Господь говорит совсем не о тунеядстве, безалаберности и не о том, чтобы легкомысленно думать о завтрашнем дне. Не легкомысленно, а с надеждой на Бога.

То качество, которое присуще, к сожалению, всем нам, и в котором нам надо каяться, — это излишняя тревога, суетливость по отношению к завтрашнему дню, излишняя тревога по отношению к завтрашнему дню, многозаботливость. А Господь призывает нас к разумному попечению, но без тревоги, отнимающей мир, покой. Господь приводит нам в пример тех же птиц, животных, которых Он кормит и напояет. Господь приводит нам в пример нашу слабость – мы не можем себя очень сильно изменить, обстоятельства жизни… Господь приводит нам в пример цветы-однодневки. В Палестине есть цветы-однодневки – будущее сено, которые очень красиво расцветают, а к вечеру они уже засыхают, их бросают в печь. Он говорит: «Если Я пекусь об этих растениях, которые суть духовные символы всего лишь для вас, то тем более о людях, тем более о Своём высшем создании и образа и подобии – человеке». Но как же нам достичь такой святой беззаботности в обязательных трудах, в попечениях о близких? Как достичь мира в душе и отсутствия тяжелейшей тревоги, постоянно дьяволом обуреваемом в нашем сердце?

Господь даёт нам этот путь. В конце сегодняшнего Евангелия мы слышим величайшие слова: Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:34). Трудитесь, исполняйте свой долг и веление сердца по отношению к жизни своих близких, по отношению к своей жизни. Но не беспокойтесь излишне! Не пребывайте в тревоге. Сделайте всё что нужно и остальное оставляйте на волю Божию благую и всесовершеннейшую. Она даст вам благо или даст вам испытание по воле Божией для вашего совершенствования и вашего спасения. Уповайте на Бога! И это упование отнимет у вас ту самую тревогу, против которой восстаёт Господь, как против тревоги дьявольской. Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия…А тем паче на Господа Иисуса Христа!

Да, нам приходится претерпевать лишения, скорби и трагедии. Но когда мы это делаем в полном уповании на Господа, мы получаем духовные извещения от Самого Бога о том, что этому необходимо было быть, пришёл час; это для спасения, для блага. Никто из людей не утешит вдову, не утешит потерявшего ребёнка – кроме как Отец Небесный. Будем помнить об этом и искать — по слову нашего Учителя, по слову нашего Спасителя, Искупителя и Господа — Царствия Небесного и правды Его. А остальное… А самое главное в этом остальном – смыслы, то последнее, о чём я вам сказал, — смыслы и ответ «для чего». Не «за что», а «для чего» это дастся нам. Ну, а дальше всё остальное – одежда, рост, питание и так далее. Это проверено и перепроверено людьми, которые опытом прошли путь настоящего христианина, верного Господу. Чего и вам я от всей души желаю. Аминь


25 июня 2023 г

https://ppseminary.ru/archives/9286
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 27 Июня 2023, 03:03:41 »


Пора и нам определиться с выбором

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Обстоятельства, в которых мы сейчас живем, очень трудные и скорбные. Они напоминают нам, более чем когда-либо, то, о чем Христос говорит сегодня в Евангелии: не заботьтесь о завтрашнем дне, каким бы этот день ни был. Как опасно хвастаться будущим, так же не менее губительно предаваться многозаботливости о нем. У каждого дня достаточно своих забот, и нет нужды прибавлять дополнительные заботы завтрашнего дня к сегодняшним. Если присоединить заботы всех дней, которые нам предстоят, к сегодняшнему дню, то мы рухнем под их тяжестью. У нас не хватит сил сделать даже то, что мы должны сделать сегодня. Господь премудро так устроил, что ни один день не оставляется без своей заботы, чтобы мы научились тому, о чем Он говорит нам сегодня.

Слово Христово предельно просто и ясно: никто не может служить двум господам, тем более двум богам. Пока господа идут вместе, их слуги могут следовать за тем и за другим. Но когда они расходятся, надо выбирать, в какую сторону идти. Сегодня, как никогда, они идут в двух совершенно противоположных направлениях. «Не можете служить Богу и маммоне», — говорит Господь. Маммона — это прежде всего деньги, всякое мирское приобретение. Но также и все, что в мире, — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15).

Весь современный языческий, отступнический от Христа Бога мир после некоторых колебаний выбирает Ваала, бога плодородия, бога всякого благополучия, идола. Пора и нам определиться c выбором. И не заботиться ни о чем, как призывает нас Господь.

Однако жизнь земная, как мы знаем, это пища и одежда. Как же мы обойдемся без них? Господь предупреждает Своих учеников об опасности греха, в котором отделение земного от небесного, — столь же страшное, как отделение души от тела, то есть смерть. «Не заботьтесь, — говорит Он, — и не говорите, что нам есть и что нам пить, или во что одеться. Разве душа не больше пищи, и тело не больше одежды?» Пища и одежда необходимы для жизни, но цель, к которой мы идем, несравненно прекраснее, чем средства, употребляемые для этого. Самая прекрасная пища и одежда, какая есть на земле, — из земли. А жизнь наша — от дыхания Божия. Бог дал нам душу и тело, и Он всего Себя отдает нам на Кресте.

Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь, — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Жизнеописания святых полны рассказов о том, как малого количества пищи при благодати Божией, иногда нескольких зерен, оказывалось достаточно, чтобы поддержать телесные силы человека.

Кто-то скажет: это же святые, а как может так жить простой человек? Святые потому и святые, что научились от Господа, услышали эти Его слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь не обещает, что жизнь у нас будет в роскоши, в пирах, но Он твердо обещает все необходимое человеку для жизненной дороги. Пиры и роскошь только мешают человеку идти, а то, что полезно ему, что укрепляет его силы, чтобы достойно проходить путь, ведущий к Богу, Он, несомненно, нам даст.

Некоторые спрашивают: что стало бы с миром, если бы все начали жить, как эти пустынники, монахи — перестали бы трудиться и только молились? «На земле наступил бы рай», — отвечает преподобный Силуан Афонский. Господь явил бы Свое чудо, мы все увидели бы, как Он может и сегодня, и всегда пятью хлебами не только пять тысяч напитать, но пять миллионов, и пять миллиардов. Но Господь хочет прежде, чтобы мы исцелились пятью Его ранами от той тяжкой болезни, которой все мы больны. И научились принимать от Него Хлеб Небесный — все, что у Него есть, всю жизнь, которую Он предлагает нам.

Но так горестно наше ослепление, так велико падение, что Бог предлагает людям учиться у низшего творения. Он говорит: «Посмотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Бог питает их». Бог питает их, и они поют среди ветвей. Вот жизнь какая! То есть они непрестанно молятся и возносят хвалу своему Господу. И если бы мы не были угнетены многозаботливостью о завтрашнем дне, мы точно так же радостно пели бы среди небес, находясь на земле. Мы бы доставали небо уже сейчас. Не о птицах же небесных столько промышляет Господь, а о том, чтобы мы стали существами и земными, и небесными.

И посмотрите с размышлением на цветочки полевые. Есть много доброго и полезного, чему они нас научают на каждый день. Задумайтесь о том, какие они хрупкие. Они — трава полевая. Но и всякая плоть — трава, говорит нам слово Божие. Завтра эта трава полевая, пройдет немного времени, засохнет и будет брошена в огонь.

Мы не должны думать, во что мы оденемся завтра, потому что завтра, может быть, нам понадобятся совсем другие — погребальные — одежды. Цветы не трудятся, не прядут, но посмотрите, как прекрасны они! Посмотрите, как и из чего они растут! Корни их зимою погребены под землей, и кажется, уже вообще никаких цветов не будет, но когда наступает весна, они восходят из-под земли, из этого холода и мрака, вырастают таким сиянием и красотой, что даже Соломон во всей славе своей не имел таких одежд, говорит Господь. Он говорит о том, чтобы мы облекались в Его совершенство и красоту, потому что мы не хотим совлечься со смертью нашей, но облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью, как говорит апостол (2 Кор. 5, 4).

Но пусть никто не настраивается на мечтательность. Христос нигде не говорит, что мы не должны для земного трудиться. Это не только законно, это наш христианский долг. Праздность — искушение Бога вместо детского доверия Ему, какое должно быть у души человеческой. Мы должны трудиться для земного, но есть несравненно более надежный и легкий, хотя трудный путь для того, чтобы все получить нужное нам, — это искание Царствия Божия и правды Его.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды, но — добавляет он образно — как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев. Это не значит, что мы должны их исполнять небрежно. Нет, мы должны так смиренно исполнять земное служение, чтобы кончиками пальцев касаться тайны жизни.

Слово Христово: «Не заботьтесь» — великая красота и высота, к которой призван каждый человек. Это и есть заповедь: «Ищите прежде всего Царства Божия, и все остальное приложится вам». Следуя этой заповеди Господней, мы можем постигнуть тайну творения мира и человека, тайну Божия воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения, тайну преображения всей твари. Все совершил для нас Господь, и нам дается радость — жить с Ним на земле и участвовать в этой тайне, восходя к бесконечно большему.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

24.06.2023


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!