Русская беседа
 
29 Марта 2024, 14:38:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 7-я по Пятидесятнице  (Прочитано 4129 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 31 Июля 2011, 17:03:01 »

http://f-georgiy.livejournal.com/83379.html
« Последнее редактирование: 23 Июля 2017, 04:22:53 от Александр Васильевич » Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 11 Августа 2013, 07:06:23 »

Неделя 7-я по Пятидесятнице

Об исцелении двух слепых и немого бесноватого



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодняшнее Евангелие повествует нам еще об одном чуде, совершенном Господом нашим Иисусом Христом, – чуде исцеления двух слепых и немого бесноватого.

Вот это евангельское повествование. Однажды, когда Господь проходил в окрестностях Капернаума, за ним следовали два слепца и взывали: Помилуй нас, Иисус, сын Давидов (Мф. 9, 27)! Когда же пришел Он в дом, слепые приступили к Нему, прося исцеления. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 28-35).

Из прочитанного ныне Евангелия для нас, дорогие мои, назидательна вера двух этих слепцов, их неустанная, неотступная, усердная просьба об исцелении и помиловании. Они, не переставая, вопиют: Помилуй нас, сын Давидов!, исповедуя Христа тем Мессией, Которого ожидал народ израильский. И в то время, когда Господь взошел в дом, они не отходят от Него в надежде во что бы то ни стало получить просимое. Тогда Господь, видя их веру и желая показать эту веру народу, спрашивает их: Веруете ли, что Я могу это сделать? И они отвечают: Ей, Господи! И Он, чтобы показать, что верующему все возможно, коснулся их глаз и сказал: По вере вашей да будет вам. И они прозрели. Вот какова сила веры, ее значение для нашего исцеления и врачевания. Вера есть сила нашей души, которая двигает горами. Верующему все возможно. И для нас с вами, дорогие, и в наши дни сила благодатной веры не оскудела. И к нам Господь близок и всегда готов по нашей вере исполнять наши прошения. И в наши дни Господь говорит нам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Ибо Господь сказал нам: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Обращает на себя наше внимание из сегодняшнего Евангелия запрещение, сделанное Господом прозревшим слепцам, чтобы они никому не говорили о том, какое чудо сотворил Он с ними. Этим Господь научает и нас не трубить пред людьми об оказанных нами кому-то благодеяниях, не искать прославления за свои добрые дела от людей, а быть скромными и смиренными, относя всю славу к единому Богу, Которому по праву принадлежит похвала, честь и прославление, ибо Он есть Бог славы. Так же назидательны для нас в ныне прочитанном Евангелии и еще два обстоятельства. Первое: после исцеления немого бесноватого простые сердцами люди, видя это великое дело, смотрели на него как на чудо Божие и потому удивлялись величию Божию и прославляли Бога за такие великие чудеса. И второе: лукавые сердцем люди, гордые книжники и фарисеи, напротив, отвергали чудеса Христовы, приписывали их даже действию бесовской силы. Так было тогда, так это остается и во все времена: простые люди с неиспорченными сердцами всегда видят в делах Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и угодников Его необыкновенное действие Божественной силы и прославляют за то Бога; гордые же не признают никаких чудес, считая их нелепым вымыслом или следствием явлений природы, а то и приписывая их действию темной силы.

Кроме того, Евангелие нынешнего дня говорит, что Господь проходил по городам и селениям, уча и благовествуя везде Царствие Божие, исцеляя в людях всякую немощь и болезнь. Видите, дорогие, что Господь, Царь Неба и земли, трудится, странствует по селениям, чтобы спасти людей. А мы сами даже для себя не хотим потрудиться, для своего собственного спасения. Он проповедовал людям царство правды, мира, любви и вечного блаженства, научая их отвращаться от царства греха и диавола, а мы добровольно порабощаем себя греху и порокам, до пристрастия прилепляемся к земным вещам и благам, тогда как должны прилепляться сердцами к Господу, должны почаще возводить свое сердечное око к Небу и к Богу и побольше заботиться о спасении своей души, которая дороже всего мира. Также если попали мы в сети диавольские и душевно и телесно страждем, то должны прибегать к Небесному Врачу душ и телес, Который один может подать благовременную помощь в наших нуждах.

Однако если упоминаемые ныне евангельские слепцы были слепы телесно, то мы, имея здравые телесные очи, страждем слепотою сердечных очей. Суета и заботы житейские, а также скорби и печали мира сего и все греховные желания и чувства омрачили наше сердце, и мы недугуем слепотою внутренней, которая гораздо страшнее слепоты телесной. И потому тем паче всегда должны взывать к Источнику нашей жизни, Господу Иисусу Христу, единому и скорому Врачу душ и телес наших.

Будем же, дорогие мои, искренно веровать в Господа Иисуса Христа и с верою обращаться к Нему со своими просьбами, и Он всегда подаст нам все необходимое для нашей жизни, нашего здоровья, нашего благополучия, а также все необходимое и для достижения блаженства в жизни будущей.

Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов),

1964 г.

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=62280
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 11 Августа 2013, 07:15:46 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 7-я по Пятидесятнице




Мф., 33 зач., 9, 27–35

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и нашей молитве.

Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело – те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались – если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

И они – обратим и на это внимание – не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он – бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3455.htm
« Последнее редактирование: 06 Августа 2016, 22:38:28 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 11 Августа 2013, 07:52:33 »

Наши слепцы. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице

Тогда Иисус коснулся глаз их (двух слеп­цов),
и сказал: по вере вашей будет вам.
И открылись глаза их. (Мф. 9, 29—30)



Вологда . Фрески Софийского собора. Исцеление двух слепцов

Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюб­ленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: "Помилуй нас Иисус, сын Давидов!" Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" Они говорят Ему: "Ей, Господи!" Тогда Он коснулся глаз их и сказал: "По вере вашей да будет вам". И открылись глаза их; и Иисус стро­го сказал им: "Смотрите, чтобы никто не узнал". А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (Мф. 9, 27-31).

Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасите­ля; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал сло­во - и слово стало делом. Сказал творческое: Да будет, - и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: По вере вашей будет вам. Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в се­бе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: Вот, Я с вами во все дни до скончания века, - сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28, 20); Ии­сус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки (Евр. 13, 8 ). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа.

Говоря о слепцах евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слеп­цам другого рода, именно к слепцам, объятым слепотой душев­ной, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной. Это, во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучивших­ся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как са­мих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву, и, когда эта игрушка надоест им почему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человечес­кими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей - не из их шайки - не­веждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело с убийствами, само­убийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми на­глыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое за­ключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церк­ви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена, предвещающие приближение Страшного дня судного! Берегитесь, братья, этой слепоты неве­рия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?

Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.

В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской. Но эта слепота простительнее той, о ко­ей раньше мы говорили: она невольная.

Держитесь, братья, крепче веры своей святой Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, ду­шеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имею­щих учителем своим диавола и старающихся растлить про­стой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем жи­тии страх Божий: помните второе страшное пришествие Гос­пода Иисуса Христа и суд ужасный всей вселенной и тща­тельно исполняйте заповеди Божий и дела своего звания. Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь.

Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было изгнание беса из человека немого, беснующегося. Гос­подь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам, и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычной злобой, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изго­ни и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет Цело до божественного, до спасения души - и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что угодное Тебе, Богу - Спасителю нашему. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://www.pravoslavie.ru/put/1753.htm
« Последнее редактирование: 06 Августа 2016, 22:36:13 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 26 Июля 2014, 18:32:39 »

Утверждение веры Церкви

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти Св. Отцов шести Вселенских Соборов



Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов - утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов.

Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос - просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной, или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он - Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос - истинный Бог?

Особое значение имели так называемые Халкидонские - Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский - святые догматы - у входа во Святое Святых.

Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов - к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют.

Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры - недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

Святитель Афанасий Великий говорит, что главное в духовной жизни и в богословии - чувство равновесия. Когда забывают о том, что Христос - это Человек из Назарета, историческая личность, когда мало уделяют внимания человеческому естеству Христа, тогда с неизбежностью теряется это таинственное равновесие. И образ Христов становится не таким реальным, каким он должен быть для внимающих Ему и следующих за Ним, он становится немножко мифом. Отсюда множество ложных учений и проистекающие от них бедствия. Там где совершенный человек - абстракция, человечество ищет такой идеал, который отвечал бы его представлениям. Отсюда - гуманизм, который в свою очередь развивается в утопию коммунизма. И наконец - то, чему мы становимся свидетелями, - происходит отказ человека от своего человеческого достоинства.

Так происходит нарушение равновесия не только в мире, который постепенно отделяется от Церкви, от тайн человека и Бога и вырабатывает свои, отделенные от нее учения. Это все более проникает и в Церковь, по крайней мере, в те христианские общества, которые продолжают именовать себя таковыми. Мы знаем, что эти лжеучения получают широкое распространение не только у протестантов.

А у нас - когда нарушается это равновесие? Мы можем быть православными по имени. А практически мы - своего рода монофизиты, если не хотим видеть страдания людей, их грехи и заблуждения. Нам кажется, что вся духовная жизнь заключается только в молитве. А забота о других людях, с естеством которых Христос соединился в Своем таинственном Воплощении, нас не касается. По существу, мы не видим Самого Христа - именно так Он скажет нам на Страшном Своем последнем Суде. Вот к чему приводит это ложное богословие, которое входит не прямо через дверь - через ложные исповедания, - а через ложное осуществление в нашей жизни той тайны, которую исповедует Церковь шести Вселенских Соборов.

И наоборот, мы можем чрезмерно сосредотачиваться на земных заботах, забывая о том, что смысл Воплощения Божия, - соединить человека с Богом. Чтобы мы стали подобными Ему по дару Его крестной любви. Чтобы нам открылось, что значит исповедовать веру святых отцов, узнавая ее тайны «не плотью и кровью» (Мф. 16, 17).

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил Н.А. Мотовилова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что она есть Приснодева?» «Верую», - ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, - сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, - Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мотовилов получил чудесное исцеление.

Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, - целительна, а отступление от этой веры приводит к болезни и вечной гибели.

Мы слышали сегодня в Евангелии, как слепые следуют за Христом, прося исцеления. Какое желание надо иметь, чтобы идти за Христом, подобно зрячим! И это для них вопрос жизни и смерти. Господь испытывает их веру. «Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Таково ли наше исповедание веры, или мы, как у нас это часто бывает, одними устами произносим Символ веры? Самое главное - прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые, не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека.

Будем также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Богу, после чего происходит разделение в народе. Одни - хромые, убогие и нищие, которых и за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, с невеждами в вере, - радостно удивляются: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». А другие замышляют убить Того, Кто совершил это чудо. Другие - это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Но когда тайна веры является самим делом - прозрением слепого и исцелением немого, - происходит такое их страшное помрачение. Если мы на самом деле хотим стать зрячими, если наше исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать слепоте и немоте других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/25/utverzhdenie_very_cerkvi/
« Последнее редактирование: 06 Августа 2016, 22:40:15 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 19 Июля 2015, 07:59:21 »

Сердце без тайности — пустая грамота

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 7-ю по Пятидесятнице



Мы слышали сегодня Евангелие о чудесном исцелении Господом двух слепых и об исцелении немого человека, одержимого бесом.

После того как Господь совершает чудо исцеления слепых, неотступно следующих за Ним, Он говорит: «Смотрите, чтобы никто не узнал об этом». А они, сказано в Евангелии, вышли и возвестили об этом по всей стране. Почему Господь запрещает этим людям говорить о чуде, которое Он совершил? Разве чудо не является свидетельством явления особой силы Божией и милости по отношению к нам?

Среди множества свидетельств о чудесах царственных страстотерпцев есть рассказ об исцелении от слепоты одного человека, который всю жизнь был атеистом. Полковник Советской Армии — человек, которого, как говорится, «не сдвинешь». И вот перед мироточивой иконой заступничеством святого царя Господь даровал этому человеку исцеление. Псалом говорит, что где исцеление от слепоты — там присутствие и знамение сугубой силы Божией.

Святые отцы свидетельствуют, что чудо, которое Господь совершает по отношению к одному человеку, не принадлежит ему одному, а всей Церкви. Вся Церковь, настаивал блаженный Августин, должна знать об этом чуде, потому что оно касается всех. И Сам Христос порой, совершая чудо, отправляет исцеленного к другим, чтобы они узнали, как действует сила Божия.

А здесь Он поступает по-иному. Господь-Сердцеведец всегда все совершает с великим рассуждением и знает, кому что полезно. В данном случае Он хочет научить всех нас тайне сокровенности, чтобы мы знали, что благодать, которую Он дает, милость, которой Он нас сподобляет, должна быть хранима в нашем сердце, чтобы мы не выставляли ее напоказ. Не говорили всем: «Посмотрите, какой я особенный, Господь сподобил меня благодати Пасхи!» Не старались показать всем своим видом: «Посмотрите, какое я покаяние приношу Господу, какие слезы у меня!» Это добро, которое сразу же губится тщеславием и исчезает. В русском верующем народе говорят: «Сердце без тайности — пустая грамота».

Когда мы хотим обязательно выставить наружу свое добро (а истинное добро исходит от Отца светов, от Бога), показать его всем, мы оказываемся в странной, страшной пустоте. Это так понятно! Нельзя о самом сокровенном возвещать всем. Горе нам, если мы даем святыню псам и бросаем наш жемчуг перед свиньями. Но следует остерегаться также и того, чтобы стать ненароком соблазном для кого-то, вызвать даже у доброжелательно настроенных к нам людей недоумение. Нужно помнить, что для незнающих благодати это может — вместо пользы — послужить преткновением на их медленном продвижении к истинному добру.

Мы должны понять, почему многие великие подвижники порой молили Господа, чтобы Он избавил их от дара прозорливости и исцеления. Так глубоко поврежден каждый человек, что вслед за добрым делом, тем более чудотворением, которое совершается благодатью Божией, легко может следовать тщеславие и превозношение.

«Что наши добрые дела? — говорят святые отцы. — Пыль, развеваемая и мгновенно уносимая дуновением гордости». Что бы мы ни сделали, стоит нам только потщеславиться: «Как хорошо, что я это сделал, что благодаря мне это случилось» — тотчас отнимается от нас плод доброго дела.

Мы обкрадываем себя, когда делаем добрые дела напоказ, как бы с пьедестала — с неким калькулятором, исчисляя, как на нас посмотрят или чем возвратится нам то, что мы совершили. Мир, не знающий Бога, с неизбежностью только так и поступает, поэтому добро его все время рассыпается, что бы он ни делал. Не напрасно преподобный Исаак Сирин говорит, что добрые дела, взятые сами по себе, есть самоистуканство. То есть вместо благодарного поклонения Богу — поклонение идолу. Под знаменем добрых дел совершались на наших глазах все самые разрушительные программы в мире, и Господь показывает, насколько эти дела непрочны.

Мы призываемся сегодня задуматься и о том, что отличительным признаком всякой ложной духовности является искание похвалы от людей, а не от Бога. Книга «Дидахи» — «Учение двенадцати апостолов», древнейшая книга вслед за книгами Нового Завета, — напоминает, что лжеучители (а мы можем сказать это о всех сегодняшних совершающих ложные чудеса целителях, экстрасенсах, магах, оккультистах) отличаются тем, что ищут для себя славы или какой-либо земной выгоды.

Печально, если мы, находясь в Церкви Христовой, побеждаемся тем же тщеславием. Мы должны помнить, как глубока может быть подмена. Тот, кто имел когда-то величайшую красоту, денница, оттого что он залюбовался своим добром и отделил его от Бога, стал падшим ангелом. Его свет превратился в самую мрачную черноту.

Все святые постоянно предупреждают нас об этой опасности. Мы помним слова святителя Феофана Затворника о «внешней видимости без существа дела». Все, что хранит Церковь, — высшее добро. (Золото мы приняли, золото должны и передать). Но когда хранение этого золота только внешнее — начинает раскрываться «тайна беззакония» в самой Церкви. Все соблюдается, говорит святитель Феофан, а внутри — полная пустота.

Будем молить Господа, чтобы Он научил нас истинному добру. Потому что можно отличаться как будто необыкновенной щедростью, но при этом не отдавать себя. «Если я все раздам, все имения свои, а любви не имею, — то есть благодати Божией, сокровенной, лишенной всякой тьмы тщеславия и самолюбования, — то нет мне в этом никакой пользы. Я только медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 3, 1).

Где же взять это истинное добро, как научиться ему? Есть рассказ в «Отечнике», как к одному подвижнику пришел ученик и спросил его: «Что мне делать? Когда я делаю добрые дела, я побеждаюсь тщеславием. И что бы я ни делал, всегда тщеславие, как тень, следует за мной». И тот сказал ему: «Будем сеять пшеницу вместе с плевелами, потому что мы не имеем пока чистой пшеницы. Будем сеять, чтобы когда наступит голод, мы могли хоть что-то пожать». Покаянием в нашем тщеславии — в грехе, в котором заключены все грехи, — будем учиться приобретать подлинное добро и хранить его.

В этом все искусство духовной жизни. Для этого Господь призывает нас неустанно творить добро, и напоминает, что значит наша жизнь, если она не подкрепляема сокровенной благодатью Божией. Спаситель дает нам победить какой-нибудь мучащий нас грех, но как только мы начинаем превозноситься, Он отступает от нас, и мы впадаем в горшее. Мы побеждаемся унынием, какие бы подвиги мы ни совершали, потому что ищем не того единственного нетленного добра, которое подается от Отца светов, а собственного самоутверждения.

На Страшном Суде Господь прославит тех праведников, которые не будут знать о своих добрых делах. «Господи, — скажут они, — когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или нагим?» Вот на какой глубине находится сокровенное добро. Благо нам, когда мы не замечаем наших добрых дел, не даем им самоцена. Тогда Господь замечает их, тогда Он, видящий втайне, воздает въяве. Нередко сокровенное добро, которое хранит человек в своем сердце, раскрывается ослепительными внешними делами, о которых он не смел и подумать. А самое главное, когда мы учимся жить в Христовом смирении, когда мы храним добро, подаваемое Господом, нам дается узнать тайну вхождения в Царство Небесное.

Господь не как господин наемникам выдает плату за наш труд, а как любящий отец — до предания Себя за нас. Где Крест Христов, где наш крест, там не может быть никакого самолюбования, там победа над всяким злом, над всяким ложным добром, над диаволом, над смертью.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/17/serdce_bez_tajnosti_pustaya_gramota/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 23 Июля 2017, 07:00:46 »

Последствия чудесного исцеления

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице



Евангелие об исцелении двух слепых и немого бесноватого — о тайне чуда и веры. Прежде чем совершить чудо исцеления, Господь спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они уже исповедали Его Сыном Давидовым, теперь их вера должна достигнуть исповедания Его Сыном Божиим, ибо только Бог может давать зрение слепым. И доныне этот вопрос Господа обращен к нам: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Веровать в силу Христову значит не только не сомневаться в ней, но предавать себя ей и устремляться к ней всем своим существом. «Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Господь опирается в исцелении на нашу веру. Он не вопрошает этих людей об их богатстве, о том, способны ли они заплатить Ему за исцеление, но только об их вере. Великое утешение для подлинно верующих, что Господь знает их веру и радуется ей. Хотя наша вера может быть слабой, хотя другие могут не замечать ее, хотя мы сами можем сомневаться, насколько она крепка, Господь знает, что мы веруем в Него. Все, кто обращается к Нему, получат по своей вере, а не по одному внешнему исповеданию. Подлинно верующие не должны сомневаться, что получат от Господа все, что обещано в Писании. И утешение Господне среди многих наших нынешних скорбей возрастает или ослабевает в зависимости от нашей веры.
 
«Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал». В подлинном добре, которое мы делаем, вернее, которое Бог делает через нас, мы не должны искать похвалы себе, но только славы Божией. Нашей заботой и нашим трудом должна быть польза других, а не наша известность и выставление себя напоказ. Но слава как тень, говорят святые отцы, следует за теми, кто бежит от нее. Исцеленные же, сказано в сегодняшнем Евангелии, «выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Хотя это может показаться извинительным как то, что было сделано ради славы Христовой, но не может быть оправдания тому, что было сделано против повеления Господа. Что бы мы ни делали и ни говорили с намерением прославить Бога, мы должны быть осмотрительными, чтобы наши действия и наши слова были всегда согласны с волей Божией.
 
Обратим внимание и на то, как было совершено исцеление одержимого бесом человека, который был нем. Сколько несчастий в этом исполненном слепоты и немоты мире, и как должны мы благодарить Бога за наше зрение и дар говорить! Непостижимы Божии дары, но мы не должны забывать: когда диавол овладевает душой, она становится слепой и глухой по отношению к добру, и немотствует в молитвах и хвалении Бога. Этот несчастный был приведен ко Христу, Который исцеляет не только тех, кто сами приходят к Нему, за их веру, но и тех, кого приводят их близкие, за веру других.
 
И вот последствия чудесного исцеления. Народ удивился, и было чему! «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Хотя немногие уверовали, но многие удивились. Удивление толпы бывает чаще, чем то, что требует подлинной глубины. Тем не менее были те, кто уверовал. «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Когда они не могли отрицать очевидности этих явных чудес, они приписывали их диаволу, как если бы чудеса исцеления могли совершаться его действием. В их словах не было ничего, кроме злобы и лжи, и адской вражды против Бога. Оттого что народ так изумлен, им надо умалить чудо, и ничего другого они не могут придумать.
 
Нам показано, что никому невозможно остаться нейтральным по отношению ко Христу. Одно и то же событие кого-то приводит к вере, кого-то заставляет хотя бы на время задуматься, а кого-то еще более ожесточает. Не зря говорят: глаз видит то, что чувствует сердце. Фарисеи видели Христа в союзе со всеми злыми силами. Не так ли было с гадаринцами после исцеления бесноватого, когда они со страхом просили Господа отойти от пределов их? Тех и других подвигало на это их внутреннее устроение.

Чем объясняется такое неверие? Почему для фарисеев живая вера оказывалась смертным грехом? Прежде всего потому, что всю духовную жизнь они сводили к соблюдению внешнего закона. Все великое и святое для них могло быть только в прошлом. И когда пришел Христос с благодатной верой и новой жизнью, с подлинной религией, это вызвало у них ненависть. Они возненавидели Его, как когда-то их отцы ненавидели пророков. Кроме того, они были слишком исполнены гордости и самодовольства, чтобы подчиниться истине. Они были так довольны собой, что не видели необходимости что-либо в своей жизни менять.
 
И они ненавидели всякого, кто хотел изменить их самих. Покаяние — это единственные врата, через которые все люди без исключения приглашаются войти в Царство Божие. А покаяние означает способность признать, что мы ходили до этого ложными путями, осознание, что только во Христе возможно обрести подлинную жизнь, только в подчинении Ему и Его воле и силе. Потому что только Им мы можем стать другими. И наконец, фарисеи настолько заранее были предубеждены против Христа, что не могли увидеть Его таким, каков Он есть. Они были так ослеплены собственными идеями, что не видели во Христе правду и силу Божию. Толпы смотрели на Христа с изумлением, потому что это были простые люди, знающие беду и нужду. И им открывалось, что во Христе их беда и нужда может быть утешена самым поразительным образом. Христос всегда чудесно явится тому, кто, обращаясь к Нему, остро сознает свою нужду. И чем глубже это осознание, тем чудесней является Христос. Святые отцы говорят, что мы еще не начинали настоящей духовной жизни, если не видим, что находимся в смертельной опасности, и, подобно утопающему, не взываем: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Человеку с острым чувством беды и нужды дано будет видеть чудеса во Христе Иисусе. А кто упорствует в своих заблуждениях, кто уверен, что он никогда и ни за что не переменится и никому не уступит, кто горд своей самоправедностью, кто так ослеплен своими предубеждениями, что теряет способность видеть, тот всегда будет противиться Христу, ненавидеть Его и искать подобно этим фарисеям, как погубить Его.
 
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Эти последние слова, заключающие сегодняшнее Евангелие, — напоминание всем верующим, получившим исцеление от Господа, что Церковь, к которой они принадлежат, призвана к благовестию Евангелия не знающим Христа. Мы живем в век неверия и неопределенности, когда люди перестают быть уверенными в чем бы то ни было. Никогда не было такого времени, когда люди нуждались бы в истине так, как сегодня. Церковь должна быть вестником несомненной истины, которой все люди призваны жить. И мы тоже должны быть способны сказать: «Я знаю, в Кого я уверовал». Трудность заключается в том, что мы должны проповедовать христианство не словами о нем, но живя им. Не столько спорить о вере с невежественными людьми, сколько показывать им, что такое христианство. Не столько говорить о Христе, сколько являть Его. Потому что святой, как говорит апостол Павел, это тот, в ком живет Христос. А мы все, уверовавшие во Христа и во Христа крестившиеся, призваны к святости. К тому, чтобы свидетельствовать о новой жизни не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие по дару Христа.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/21/posledstviya_chudesnogo_isceleniya/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 31 Июля 2022, 00:11:02 »


«Кто сотворит и научит»

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Евангелие об исцелении двух слепых и немого совпадает в этом году с памятью святых отцов шести Вселенских Соборов. Не слышим ли мы здесь напоминание о том, что Господь просвещает нашу духовную слепоту, чтобы мы могли видеть тайны нашей веры, и избавляет нас от немоты, чтобы мы могли донести эти тайны до других? Все мы призваны быть исповедниками единой спасительной веры Церкви. «Вы — свет мира», — обращается Господь к Своим ученикам всех времен (Мф. 5, 14). И среди тьмы всех заблуждений и греха Господь утешает верных: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

История христианства двадцати с лишним веков свидетельствует о том, какое множество христиан веровали и жили согласно заповедям Христовым, соблюдали со всей тщательностью евангельский закон и стали маленькими солнцами, отражающими свет великого Солнца, Господа нашего Иисуса Христа. Среди тех, кто сотворил и научил — отцы Церкви, составившие Вселенские Соборы и определившие правила истинной веры и нравственности. Святые иерархи сражались против еретиков, ложно учивших о личности нашего Спасителя. Шесть Вселенских Соборов утвердили истину того, что Христос — Богочеловеческая Личность с двумя таинственно соединенными друг с другом естествами. Христос — совершенный человек и совершенный Бог — один и тот же Христос, в Котором эти два естества соединены «нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно». В одном Лице и одной Ипостаси один и тот же Единородный Сын Божий, Бог Слово. Эту тайну они проповедовали, просвещенные благодатью Духа Святого, единосущного и равночестного Отцу и Сыну.

Учители Церкви, устроители Вселенских Соборов и все учители и отцы Церкви, жившие в разные времена, были примером христианской жизни. Они были духовными светилами, маяками для человечества. Они соединяли в своей жизни практику и теорию, осуществляя на деле то, чему учили. К каждому из них относятся слова Христовы: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Слыша эти Христовы слова, может быть, кто-нибудь из нас скажет с удивлением: «Христос заповедует Своим последователям две вещи — сотворить и научить. У учителей и отцов Церкви было то и другое — святая жизнь и просвещение. Но я не знаю многого. Я не изучал богословия. Я не могу проповедовать. Что же будет со мной и с такими, как я? Допустим, мы творим — но не учим. Следовательно, не будем приняты в Царство Небесное».

На это недоумение Церковь отвечает кратко и ясно. Когда Христос говорит, что Его верные ученики должны не только жить по-христиански, но и учить других, это не означает, что все верующие должны изучать богословие и быть способными проповедовать о чудесах Христовых с амвонов храмов. Такой труд — для немногих получивших от Господа дар проповедания. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательны к своей жизни. Если они не живут согласно тому, чему учат, они окажутся лицемерами, теми, к кому относится приговор Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13).

Кроме церковной проповеди с амвона есть иной род проповеди. Это — простое учительство. Это те немногие слова о Христе, которые самые некнижные христиане могут произнести. Это те немногие слова, которые исходят из сердца глубоко верующего во Христа и соединяющего Писание с каждодневной жизнью. Эти немногие слова могут сильно действовать на других людей. На тех, кто живет в грехе и обмане, но обретая веру во Христа, начинают меняться — не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Мы помним из жития преподобного Серафима Саровского, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?

Всякий, кто верует во Христа, может быть учителем и проповедником Писания. К таким относится слово Господне: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы без исключения обязаны исполнять заповеди Божии и каждый, по мере его дарований, просвещать наших ближних.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

30.07.2022


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 01 Августа 2022, 00:34:10 »


Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.





Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы, сильные, должны нести немощи бессильных, а не себе угождать, — вот такие слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла (Рим. 15:1-7). И каждый, слушая это, может спросить самого себя: а разве я сильный? Кто-то скажет: мне уже и лет много, силы были, но ушли. А кто-то скажет: может быть, по сравнению с кем-то я сильный, а вообще-то у меня болезни, трудности в жизни, и я своей силы не чувствую. Каждый может критически отнестись к вопросу, к нему обращенному: ты сильный или нет? Более того, если человек вдруг ответит «я сильный», это может показаться странным, ведь некая слабость всегда есть.

Так почему же апостол Павел называет сильными нас — своих учеников, свою паству? Конечно, это неслучайно, потому что христианин призван быть сильным и должен быть сильным. Не потому, что у него сильные мышцы, не потому, что у него много денег, не потому, что у него большая власть — чаще всего нет ни одного, ни другого, ни третьего. Но человек, живущий по заповеди Христовой, становится реально сильным, он возвышается над обыденностью, у него формируется совершенно иной критерий оценки окружающей его жизни. Он не обращает внимания на то, на что многие обращают внимание, он не страдает от того, от чего многие страдают, потому что приоритет настоящего христианина настолько высок и свят, что, несомненно, возвышает всякого стремящегося к этому идеалу и приближает к Богу.

Конечно, для того чтобы нести тяготы ближних, а не себе угождать, нужны определенные качества. Но если проанализировать свою собственную жизнь или хотя бы отдельные ее эпизоды, то окажется, что мы не слишком терпеливы. Нет терпения, к которому нас Господь призывает, а нетерпеливый человек не может другому угождать, исполняя слово апостола. На самого-то себя не хватает сил — раздражаешься, нервничаешь, беспокоишься, суетишься. Кому же еще угождать, как не самому себе, если считаешь, что тебя обокрали, чего-то лишили? Наше недовольство жизнью нас очень ослабляет. А недовольство часто проистекает от зависти: сосед живет лучше, или в фильме на красивых машинах катаются, в красивых домах живут, а я не в таком. Так возникает чувство недовольства и неуверенности. Отсутствие благополучия по сравнению с благополучием других часто становится искушением, рассредоточивает нас, ослабляет нашу внутреннюю силу и волевые качества.

Человек, который постоянно недоволен своим состоянием, который оценивает свое благополучие по благополучию другого, — это несчастный человек. А потому ключ к счастью заключается в том, чтобы не оценивать свое благополучие по благополучию другого. Мы же не оцениваем свое благополучие по состоянию несчастных людей! Мы говорим: смотри, как сосед хорошо живет. Жена говорит мужу: что же ты так мало денег приносишь, посмотри, как они хорошо живут! И мы никогда не соотносим себя с теми, кто живет хуже нас или кто менее здоров, чем мы.

Вот для того чтобы развивать в себе такие чувства, время от времени нужно погружать себя в среду, где абсолютное большинство людей и живет хуже нас, и чувствует себя хуже нас. Очень полезны посещение больниц, созерцание человеческих скорбей. Почему Господь призывает христиан навещать тех, кто заключен в темнице? Конечно, для того, чтобы принести добро, но, может быть, и для того, чтобы мы соотнесли свое наличное состояние с состоянием тех, кто живет хуже нас. Тех, кто болеет, кто скорбит, кто в заключении, кто беден. Поэтому для того чтобы духовно расти, для того чтобы действительно становиться учениками Христовыми, первое, что мы должны исторгнуть из своего сознания, из своей души, из своей воли — это зависть по отношению к другим людям. Еще хуже, когда зависть толкает человека на совершение зла в отношении того, кто живет лучше, у кого карьера успешнее. Все это в первую очередь наносит непоправимый ущерб самому человеку. Казалось бы, мы стараемся освободиться от тяготы созерцания чужого благополучия, а на самом деле себя погружаем в страдания, муки и наносим себе действительно непоправимый ущерб.

Как же понять, кто из нас сильный или слабый? Все это очень относительно. А какова точка отсчета? Для хорошего футболиста мы все с вами инвалиды — но мы же не инвалиды! А для чемпиона по поднятию тяжестей мы вообще где-то за пределами, потому что ничего поднять не можем. Но ведь это не так! Поэтому оценка других по себе — это самая неправильная оценка. Никогда не судите людей по себе, у каждого свой жизненный путь, и мы должны идти своим путем, не завидуя и тем более не раздражаясь на других, не создавая себе врагов лишь потому, что мы недовольны тем, как кто-то живет лучше нас.

Для того чтобы человек мог преодолевать все эти соблазны и идти по пути спасения, нужно стяжать особое качество, которое преподобный Нил Синайский относил к самым возвышенным качествам, соединяющим нас с Самим Богом. Прежде всего это, конечно, любовь. Но любовь уж совсем возвышенное чувство, а если любви нет? Что, все потеряно? Сложилась жизнь так, что любви нет, да и простирать ее вроде не на кого... От чего отталкиваться? Что делать? Так вот, Нил Синайский учит нас, что нужно начинать с терпения. Нужно научиться терпеть, в том числе своих ближних, сослуживцев, родственников, знакомых, которые нас иногда раздражают, кому мы завидуем, с кем порой действительно очень трудно.

Ну, а почему терпение есть добродетель? А потому что с этого все начинается. Господь сказал, что высшая заповедь есть любовь. А можно полюбить человека, которого ты не можешь терпеть? Невозможно. А можно ли человека, которого ты не можешь терпеть, постараться терпеть? Не замахиваться на любовь, а просто терпеть? Терпеть соседа, терпеть сослуживца, терпеть коллегу по работе. Просто не раздражаться, а терпеть, заставляя себя понять, что через терпение мы к Богу приближаемся, как говорил Нил Синайский. А ведь, действительно, так и есть. Любовь приближает нас к Богу, но до любви, как уже было сказано, очень далеко. Поэтому давайте начнем с самого простого — с терпения. Будем терпеть, особенно когда нас кто-то раздражает, и будем стараться, несмотря на скорби и трудности нашей жизни, через терпение учиться делать добро.

Время от времени мне приходится посещать дома престарелых, больницы. И я обратил внимание, как иногда в таких домах слабые, несчастные, больные люди помогают соседям по палате. Думаешь: у тебя самого или самой силенок-то никаких нет, и какое же нужно терпение, чтобы, превозмогая тяжесть своего собственного положения, реально помогать другому, вопреки собственному покою и благополучию! Почему это происходит? Потому что такие люди способны терпеть, а через терпение у человека возникает любовь. И это, конечно, относится не только к экстремальным или непростым ситуациям, о которых я сказал. И если мы научимся начинать наши отношения с людьми с терпения, то, несомненно, следующим результатом станет любовь. Нужно только начать — терпеть, не раздражаться, не отвечать плохим слово на плохое слово, а промолчать, подумать, помолиться об этом человеке. Через терпение мы будем действительно созидать свой внутренний мир таким, каким он должен быть для вхождения в Божие Царство. И, если есть терпение, то, несомненно, в какой-то момент сердцем овладеет любовь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19), учит нас слово Божие.

Сегодняшнее чтение также призывает нас к стяжанию этой добродетели. Не самой, может быть, высокой и важной, но той, без которой никакие духовные высоты не могут быть достигнуты. Да поможет нам Господь начать с терпения, чтобы возрастать в любви — в любви к Богу и нашим ближним. Аминь.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

31 июля 2022 г.


https://pravoslavie.ru/147493.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 23 Июля 2023, 00:16:08 »


Сердце без тайности — пустая грамота

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 7-ю по Пятидесятнице





Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Мф., 33 зач., 9, 27–35


Мы слышали сегодня Евангелие о чудесном исцелении Господом двух слепых и об исцелении немого человека, одержимого бесом.

После того как Господь совершает чудо исцеления слепых, неотступно следующих за Ним, Он говорит: «Смотрите, чтобы никто не узнал об этом». А они, сказано в Евангелии, вышли и возвестили об этом по всей стране. Почему Господь запрещает этим людям говорить о чуде, которое Он совершил? Разве чудо не является свидетельством явления особой силы Божией и милости по отношению к нам?

Среди множества свидетельств о чудесах царственных страстотерпцев есть рассказ об исцелении от слепоты одного человека, который всю жизнь был атеистом. Полковник Советской Армии — человек, которого, как говорится, «не сдвинешь». И вот перед мироточивой иконой заступничеством святого царя Господь даровал этому человеку исцеление. Псалом говорит, что где исцеление от слепоты — там присутствие и знамение сугубой силы Божией.

Святые отцы свидетельствуют, что чудо, которое Господь совершает по отношению к одному человеку, не принадлежит ему одному, а всей Церкви. Вся Церковь, настаивал блаженный Августин, должна знать об этом чуде, потому что оно касается всех. И Сам Христос порой, совершая чудо, отправляет исцеленного к другим, чтобы они узнали, как действует сила Божия.

А здесь Он поступает по-иному. Господь-Сердцеведец всегда все совершает с великим рассуждением и знает, кому что полезно. В данном случае Он хочет научить всех нас тайне сокровенности, чтобы мы знали, что благодать, которую Он дает, милость, которой Он нас сподобляет, должна быть хранима в нашем сердце, чтобы мы не выставляли ее напоказ. Не говорили всем: «Посмотрите, какой я особенный, Господь сподобил меня благодати Пасхи!» Не старались показать всем своим видом: «Посмотрите, какое я покаяние приношу Господу, какие слезы у меня!» Это добро, которое сразу же губится тщеславием и исчезает. В русском верующем народе говорят: «Сердце без тайности — пустая грамота».

Когда мы хотим обязательно выставить наружу свое добро (а истинное добро исходит от Отца светов, от Бога), показать его всем, мы оказываемся в странной, страшной пустоте. Это так понятно! Нельзя о самом сокровенном возвещать всем. Горе нам, если мы даем святыню псам и бросаем наш жемчуг перед свиньями. Но следует остерегаться также и того, чтобы стать ненароком соблазном для кого-то, вызвать даже у доброжелательно настроенных к нам людей недоумение. Нужно помнить, что для незнающих благодати это может — вместо пользы — послужить преткновением на их медленном продвижении к истинному добру.

Мы должны понять, почему многие великие подвижники порой молили Господа, чтобы Он избавил их от дара прозорливости и исцеления. Так глубоко поврежден каждый человек, что вслед за добрым делом, тем более чудотворением, которое совершается благодатью Божией, легко может следовать тщеславие и превозношение.

«Что наши добрые дела? — говорят святые отцы. — Пыль, развеваемая и мгновенно уносимая дуновением гордости». Что бы мы ни сделали, стоит нам только потщеславиться: «Как хорошо, что я это сделал, что благодаря мне это случилось» — тотчас отнимается от нас плод доброго дела.

Мы обкрадываем себя, когда делаем добрые дела напоказ, как бы с пьедестала — с неким калькулятором, исчисляя, как на нас посмотрят или чем возвратится нам то, что мы совершили. Мир, не знающий Бога, с неизбежностью только так и поступает, поэтому добро его все время рассыпается, что бы он ни делал. Не напрасно преподобный Исаак Сирин говорит, что добрые дела, взятые сами по себе, есть самоистуканство. То есть вместо благодарного поклонения Богу — поклонение идолу. Под знаменем добрых дел совершались на наших глазах все самые разрушительные программы в мире, и Господь показывает, насколько эти дела непрочны.

Мы призываемся сегодня задуматься и о том, что отличительным признаком всякой ложной духовности является искание похвалы от людей, а не от Бога. Книга «Дидахи» — «Учение двенадцати апостолов», древнейшая книга вслед за книгами Нового Завета, — напоминает, что лжеучители (а мы можем сказать это о всех сегодняшних совершающих ложные чудеса целителях, экстрасенсах, магах, оккультистах) отличаются тем, что ищут для себя славы или какой-либо земной выгоды.

Печально, если мы, находясь в Церкви Христовой, побеждаемся тем же тщеславием. Мы должны помнить, как глубока может быть подмена. Тот, кто имел когда-то величайшую красоту, денница, оттого что он залюбовался своим добром и отделил его от Бога, стал падшим ангелом. Его свет превратился в самую мрачную черноту.

Все святые постоянно предупреждают нас об этой опасности. Мы помним слова святителя Феофана Затворника о «внешней видимости без существа дела». Все, что хранит Церковь, — высшее добро. (Золото мы приняли, золото должны и передать). Но когда хранение этого золота только внешнее — начинает раскрываться «тайна беззакония» в самой Церкви. Все соблюдается, говорит святитель Феофан, а внутри — полная пустота.

Будем молить Господа, чтобы Он научил нас истинному добру. Потому что можно отличаться как будто необыкновенной щедростью, но при этом не отдавать себя. «Если я все раздам, все имения свои, а любви не имею, — то есть благодати Божией, сокровенной, лишенной всякой тьмы тщеславия и самолюбования, — то нет мне в этом никакой пользы. Я только медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 3, 1).

Где же взять это истинное добро, как научиться ему? Есть рассказ в «Отечнике», как к одному подвижнику пришел ученик и спросил его: «Что мне делать? Когда я делаю добрые дела, я побеждаюсь тщеславием. И что бы я ни делал, всегда тщеславие, как тень, следует за мной». И тот сказал ему: «Будем сеять пшеницу вместе с плевелами, потому что мы не имеем пока чистой пшеницы. Будем сеять, чтобы когда наступит голод, мы могли хоть что-то пожать». Покаянием в нашем тщеславии — в грехе, в котором заключены все грехи, — будем учиться приобретать подлинное добро и хранить его.

В этом все искусство духовной жизни. Для этого Господь призывает нас неустанно творить добро, и напоминает, что значит наша жизнь, если она не подкрепляема сокровенной благодатью Божией. Спаситель дает нам победить какой-нибудь мучащий нас грех, но как только мы начинаем превозноситься, Он отступает от нас, и мы впадаем в горшее. Мы побеждаемся унынием, какие бы подвиги мы ни совершали, потому что ищем не того единственного нетленного добра, которое подается от Отца светов, а собственного самоутверждения.

На Страшном Суде Господь прославит тех праведников, которые не будут знать о своих добрых делах. «Господи, — скажут они, — когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или нагим?» Вот на какой глубине находится сокровенное добро. Благо нам, когда мы не замечаем наших добрых дел, не даем им самоцена. Тогда Господь замечает их, тогда Он, видящий втайне, воздает въяве. Нередко сокровенное добро, которое хранит человек в своем сердце, раскрывается ослепительными внешними делами, о которых он не смел и подумать. А самое главное, когда мы учимся жить в Христовом смирении, когда мы храним добро, подаваемое Господом, нам дается узнать тайну вхождения в Царство Небесное.

Господь не как господин наемникам выдает плату за наш труд, а как любящий отец — до предания Себя за нас. Где Крест Христов, где наш крест, там не может быть никакого самолюбования, там победа над всяким злом, над всяким ложным добром, над диаволом, над смертью.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
« Последнее редактирование: 23 Июля 2023, 00:18:00 от Дмитрий Н » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!