Не Абхазия оккупирована Россией, а Грузия оккупирована СШАДемарш американского Сената – урок, из которого Россия должна сделать выводыОбъявление Сенатом США Южной Осетии и Абхазии территориями, оккупированными Россией, – с одной стороны, безусловное нахальство. С другой – урок для России, требующий последовательных выводов.
Это нахальство и бесцеремонность, во-первых, потому, что в прерогативы парламента одной страны вообще не может входить присвоение того или иного политико-юридического статуса тех или иных территорий другой страны. Безусловно, дело США, как и любой другой суверенной страны, признавать или не признавать независимость той или иной самоопределившейся территории. Но не более.
Во-вторых, это нахальство потому, что американский Сенат обвиняет в оккупации государство, являющееся, как декларируется, стратегическим партнером США, о налаживании связей и улучшении отношений с которым официально заявляет само руководство США. Если перед тобой – партнер, не совершай (как минимум публично) недружественных актов по отношению к нему. Если же совершаешь, то тем самым ты признаёшь, что перед тобой – недруг, и не жди, что это государство будет расценивать тебя иначе.
В-третьих, не США выступать против права на самоопределение тех или иных народов, – просто потому, что сами США образованы именно таким путем. Ситуация, скажем, с присоединением к США Техаса и Калифорнии почти в точности напоминала ситуацию с Абхазией и Южной Осетией. В 1836 году Техас объявил о своей независимости от Мексики и провозгласил независимую Республику Техас. Точно так же в 1846 году поступила Калифорния, объявив о создании независимой Республики Калифорния. В последней США, недолго думая, высадили военный десант, после чего ее правительство очень быстро приняло решение войти в состав США. Техас, получивший международное признание, несколько лет продолжал подвергаться военным нападениям со стороны Мексики (совсем как Южная Осетия), после чего в 1846 году был включен в состав США в качестве штата. Вся разница между ситуацией в Калифорнии и Техасе, с одной стороны, и Южной Осетии и Абхазии, с другой, заключается лишь в том, что США включили эти провозгласившие свою независимость от соседнего государства республики – Калифорнию и Техас, – в свой состав, а Россия признала и поддержала их независимость.
Нынешний демарш американского Сената равносилен тому, что Совет Федерации РФ объявил бы Техас и Калифорнию территориями Мексики, оккупированными США, и поддержал бы Мексику в требовании их возврата.
А еще можно вспомнить организацию аннексии Королевства Гавайи и захват Пуэрто-Рико теми же США...
В четвертых, резолюция Сената США – нахальство потому, что, совершая свои политические атаки на Россию, США ее же и обвиняют в возврате к политике холодной войны. Т. е. обвиняют ее в том, что осуществляют сами. Как, собственно, и было в период с 1946 по, условно говоря, 1991 гг.: США развязали и вели против СССР холодную войну, но и всему миру, и своему народу объявляли, что виноват в ней СССР.
Соответственно, все это – урок (даже скажем – очередной урок), из которого Россия должна сделать соответствующие выводы. Суть урока – в одном. В том, что Россия сама виновата в сложившейся ситуации. Виновата своими наивностью, миролюбием и непониманием законов реальной политической жизни.
Отсюда – выводы, которые она должна сделать, и не на словах, а в реальной политике.
Первый вывод – общенормативный в отношениях с США. Нужно все же прямо и откровенно поставить вопрос перед американцами (а скорее, перед собой): либо «перезагрузка» – это риторический оборот речи, и тогда Россия относится к этому как к словесной мишуре, отвечая на нее равноценными словами, но не идя ни на какие уступки в политической жизни (т. е. ни транзита в Афганистан, ни сокращения стратегических вооружений, ни всего остального), либо «перезагрузка» – это все же серьезный стратегический союз, и тогда это должно быть подтверждено делами со стороны США. И, среди прочего, это требует отказа от любых недружественных актов с их стороны в отношении России и ее союзников. В частности, безусловно, США должны признать как минимум территорию бывшего СССР сферой безусловных интересов России и право России на восстановление свой территориальной целостности в данных границах.
Но т. к. пока данный вопрос не прояснен и позиция США не подтверждена действиями, Россия должна относиться к политике «перезагрузки» примерно как к Договору о ненападении между Германией и СССР 1939 года – отсрочке решающего столкновения (с учетом того, что тот Договор предполагал все же разграничение сфер влияния). И вести себя соответственно, т. е. к этому столкновению готовиться.
Далее. Нужно наконец понять, что никогда ничего не нужно делать наполовину. Ельцин в свое время говорил, что Горбачев – это человек полудействий, полумер. В этом заключались и трагедия Горбачева, и одно из его преступлений перед страной.
В том, что Сенат США объявил Россию «оккупантом» Абхазии и Южной Осетии, вина исключительно России. В двух отношениях. Первое: американцы сделали это не только в качестве демарша против России, но и в качестве демарша в поддержку режима Саакашвили.
Режим Саакашвили на самом деле существует сегодня лишь благодаря России, потому что: а) Россия не обеспечила в 2003 году избрания пророссийского политика на пост президента Грузии, а согласилась на Саакашвили; б) Россия, убедившись во враждебной ориентации тбилисского диктатора, не предприняла действенных мер для его устранения, подобных, скажем, тем, которые США предприняли в 1989 году для устранения Норьеги в Панаме в ходе операции «Правое дело» (в 1989 году в результате военной операции США Норьега был смещен, арестован, вывезен в США и приговорен к длительному тюремному заключению. – Прим. ред.); в) Россия ограничилась в 2008 году лишь обороной Южной Осетии и Абхазии, не доведя дело до конца и не освободив Грузию от диктатуры Саакашвили. Не существуй сейчас марионеточной проамериканской диктатуры в Грузии, у США не было бы необходимости ее поддерживать и заявлять об «оккупации» вышедших из состава Грузии – за много лет до 2008 года – республик.
Строго говоря, среди прочего, США объявляют Южную Осетию и Абхазию оккупированными Грузией и для того, чтобы закамуфлировать тот факт, что сегодня как раз не они, а Грузия в скрытом виде является оккупированной. Оккупированной Соединенными Штатами Америки.
Реши Россия в 2008 году вопрос с Саакашвили последовательно и создай условия для демократических выборов в Грузии и избрания в республике демократического президента, выражающего интересы грузинского народа, – США все равно объявили бы, что Грузия оккупирована Россией. Но, кстати, с меньшей степенью вероятности: потому что в этом случае у США не было бы необходимости поддерживать своего ставленника. Но и объяви они это – ничего бы не изменилось. Просто тогда они объявляли бы, что Россия оккупировала одну республику. А так они объявляют, что она оккупировала целых две.
Что так, что так: заявления были бы те же. Только Россия обеспечила бы себе дружественного соседа на юге, не допустила бы там американского влияния и заслужила бы как благодарность освобожденного грузинского народа, так и большее уважение стороны США.
Т. е. все то, что делаешь, нужно делать до конца. Как было написано на клинке старинной сабли: «Без нужды не обнажай. Без славы не вкладывай».
И ответ на резолюцию Сената США, если бы российская власть была способна на адекватные и последовательные действия, кроме объявления Техаса и Калифорнии территориями, оккупированными США, должен был бы заключаться в первую очередь и в том, чтобы перейти от защиты Абхазии и Южной Осетии к освобождению и демократизации Грузии.
http://www.km.ru/bsssr/2011/08/02/otnosheniya-rossii-i-ssha/ne-abkhaziya-okkupirovana-rossiei-gruziya-okkupirovana-ss