Русская беседа
 
13 Декабря 2019, 09:40:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 7
  Печать  
Автор Тема: Мазепа - это преданный анафеме клятвопреступник  (Прочитано 33888 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 22 Октября 2007, 13:07:11 »

    Заявление православной общественности Украины о недопустимости появления в Киеве "улицы Мазепы"

    17 октября с.г. в Киеве состоялось заседание президиума Киевского горсовета, на котором было принято решение о переименовании улицы Январского восстания в улицу Ивана Мазепы. Президиум принял решение вынести этот вопрос для окончательного решения на заседании сессии Киевсовета.

    Представители православной общественности Киева и всей Украины не раз обращались в киевские и центральные органы власти, акцентируя внимание чиновников на недопустимость наименования улицы, на которой расположена Киево-Печерская Лавра – колыбель Русского Православия, которую называют вторым Иерусалимом, – именем одиозной личности Ивана Мазепы.

    Исторической улице в центре Киева хотят присвоить имя отлученного от Православной Церкви (преданного анафеме) гетмана И.Мазепы, который был известен современникам как человек, склонный к пороку и безнравственности. Он предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону. А блуд по отношению ко крестному чаду особенно строго осуждается Церковью и православными людьми.

    Поэтому закономерно, что человек, предавший нравственные принципы Православия, нарушил в 1708 году присягу, данную на Святом Кресте и Евангелии на верность Русскому Царю, который, как известно, в Российской Империи являлся и главой Церкви.

    Сговорившись со шведским королем, Мазепа допустил в пределы Южной Руси орду иноверцев-шведов, осквернявших православные храмы (в церкви заводили на ночлег лошадей и т.п.). За это осквернение святынь, а также за клятвопреступление гетман Мазепа был Православной Церковью предан анафеме. Каждый год, в соответствии с церковными канонами, в день праздника Торжества Православия во всех Православных храмах во всенародно и громогласно зачитываются имена отлученных за тяжкие грехи от Православной Церкви. Начиная с ноября 1708 г. и имя Ивана Мазепы зачитывали в храмах Русской Православной Церкви.

    Показательно, что политики и чиновники, избравшие своими героями когорту многих нечистоплотных исторических деятелей, в том числе одиозную личность И.Мазепы, стараются навязать их в качестве идеала всему народу Украины. А это, в свою очередь, не может не сказываться крайне отрицательно на морально-нравственном уровне всего украинского общества, прежде всего, молодежи.

    Настаивая на присвоении имени гетмана, анафематствованного Святой Православной Церковью, улице, прилегающей непосредственно к Киево-Печерской Лавре, профильная комиссия Киевсовета и его президиум демонстрируют просто издевательское отношение к мнению канонической Православной Церкви и большей части народа Украины, исповедующего каноническое Православие.

    Православная общественность рассматривает данное решение указанных городских структур самоуправления Киева не только как пренебрежение по отношению Украинской Православной Церкви, но также и кощунственным вызовом ко всему Православному миру.

    Наиболее многочисленные православные общественные организации – Всеукраинское Православное братство Александра Невского, Союз Православных Братств Украины, Союз Православных Граждан Украины, – выражая мнение православных верующих Киева и Украины, считают самым справедливым решением возвращение этой улицы исторического названия – Никольская, в честь особо почитаемого нашим народом Святого Николая-угодника, чудотворца.

    Православная общественность Украины и Киева обращается ко всем депутатам Киевсовета, ко всем депутатским фракциям: не совершайте страшный грех перед Богом и перед Церковью, не принимайте кощунственного решения по наименованию улицы, где находится Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, именем нераскаявшегося грешника Ивана Мазепы.

    Всеукраинское православное братство Александра Невского

    Союз православных братств Украины

    Союз православных граждан Украины


    http://www.rusk.ru/st.php?idar=105038
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Октября 2007, 16:21:11 »

Улица, на которой находится Киево-Печерская лавра, названа в честь гетмана Мазепы

КИЕВ. 71 депутат из 96 присутствовавших 25 октября на пленарном заседании Киевского совета проголосовал за переименование улицы «Январского восстания», на которой находится Киево-Печерская лавра в улицу «Ивана Мазепы».

Решение было принято с целью увековечения памяти известного украинского гетмана. Между тем улица Январского восстания, как отмечается в пояснительной записке к решению, получила это название в 1919 году "в честь заговора части работников киевского завода "Арсенал" против Центральной Рады".

Решение о переименовании улицы в честь Мазепы ранее встретило возмущение православной общественности Украины, увидевшей в нем "не только пренебрежение по отношению к Украинской Православной Церкви, но также и кощунственный вызов всему православному миру".

Ряд украинских православных организаций в совместном заявлении напомнили, что гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной Церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси.

Кроме того, Мазепа, отмечалось в заявлении, был склонен "к пороку и безнравственности", поскольку "предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону".

"Политики и чиновники, избравшие своими героями когорту многих нечистоплотных исторических деятелей, в том числе одиозную личность Мазепы, стараются навязать их в качестве идеала всему народу Украины. А это, в свою очередь, не может не сказываться крайне отрицательно на морально-нравственном уровне всего украинского общества, прежде всего, молодежи", - считают православные граждане Украины.

Улица, на которой расположена Киево-Печерская лавра, под названием Ивановский путь была известна со времен Киевской Руси как соединяющая Печерск с Подолом. В XVIII-XIX веках улица носила название Большая Никольская - в честь Свято-Никольского собора, возведенного здесь в 1693 году, а в 1935 году уничтоженного.

ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru
Записан
Люся С.
Старожил
****
Сообщений: 366


Божий мир - прекрасен


Просмотр профиля
Православная, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 25 Октября 2007, 17:12:33 »

Что тут сказать... В очередной раз доказано, что мнение Церкви и народа не интересно власть имущим.

За это решение проголосовали 71 депутат.

В частности, фракция Блока Леонида Черновецкого, БЮТ, "Нашей Украины" и блока Виталия Кличко. Не голосовала фракция Партии регионов.

Перед этим лидер фракции Партии регионов Алексей Омельяненко предложил предоставить улице ее историческое название в честь собора, который на ней находится.

Решение принималось по просьбе президента Виктора Ющенко.

В связи с голосованием решения о переименовании улицы секретарь Киевсовета Олесь Довгий пришел на заседание в вышитой рубашке, о чем сообщил журналистам.

Как известно, на улице Январского восстания находится квартира премьер-министра Виктора Януковича.

http://www.pravda.com.ua/ru/news/2007/10/25/65785.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 30 Октября 2007, 18:04:51 »

Василий Анисимов: Мазепа - это преданный анафеме клятвопреступник
Пресс-секретарь УПЦ опроверг лживые измышления "филаретовцев" о том, что анафема с гетмана якобы была снята в 1918 году…

Несколько дней тому назад Киевская городская рада переименовала улицу Январского восстания (на котором находится Киевско-Печерская Лавра, управляемая Украинской Православной Церковью Московского Патриархата) в честь гетмана Мазепы, преданного в свое время анафеме. В связи с этим пресс-служба УПЦ и братия Киево-Печерской лавры выразили свое возмущение тем, что одна из центральных улиц столицы Украины названа теперь именем клятвопреступника, изменившего присяге, которую он давал перед Богом Государю Петру I и перешел на сторону иноверцев-шведов. В связи с этим духовенство УПЦ в ближайшее время намерено организовать акции протеста против кощунственного действа киевских властей и выступить за переименование улицы в Лаврскую или же за возвращение ей исторического дореволюционного названия – Никольская.

В ответ на это так называемый "киевский патриархат", возглавляемый отлученным от Церкви Михаилом Денисенко, выступил на днях с "сенсационным" заявлением, в котором говорится, что анафема с гетмана якобы была снята еще 90 лет назад. Как сообщил украинскому интернет-изданию "Сегодня" Евстратий Зоря, пресс-секретарь раскольников, отлучение от Церкви было снято с Мазепы самой Русской Православной Церковью по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году. При этом представитель "киевского патриархата" сослался на книгу архиепископа Никона (Рклицкого) "Митрополит Антоний Храповицкий и его время", согласно которой, "в восемнадцатом году к владыке Антонию, который был киевским митрополитом, пришли "самостийники" и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софийской площади на очередную годовщину Полтавской битвы".

По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, владыка Антоний якобы послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего поминальную службу справлять было нельзя, а в своем ответе Патриарх Тихон, сославшись на постановление Поместного собора РПЦ 1917-18 гг., осудившего практику анафематствования по политическим мотивам, якобы написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон (Рклицкий), "на Софийской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония". Между тем, эти нелепые вымыслы не находят подтверждения ни в одном из многочисленных источников по истории гетманской Украины 1918 года и, таким образом, являются гнусной клеветой на святого Патриарха Тихона.

"Никаких документов, подтверждающих это, ни в архивах Московской Патриархии, ни у нас нет. Да и вообще, ни один иерарх Церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод Церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал", – заявил по этому поводу пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов в интервью интернет-изданию "Сегодня". Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, по словам пресс-секретаря УПЦ, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами. "Позиция нашей Церкви по поводу переименования улицы отрицательная, о чем говорится в нашем официальном заявлении. Напомню, кстати, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживому обвинению", – заключил В.Анисимов.

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=173938
Записан
Константин О.
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 661


Просмотр профиля
православный, РПЦ МП, иерей
« Ответ #4 : 30 Октября 2007, 19:26:40 »

насколько я помню вся эта история с Мазепой и снятием анафемы была достаточно странной.
Я тоже читал, что панихида была отслужена якобы по благословению митр. Антония (Храповицкого).
Митр. Антоний послал запрос в Синод и получил положительный ответ, что да можно служить.
Хотя подписан он был не Патриархом а каким-то сочувствующим украинским самостийникам членом
Священного Синода. Сам митр. Антоний устранился от этого, хотя ему приписывают слова,
что Петр I для него хуже Мазепы. Вот такая история. Фактами все это не является. Недавно вышел
десятитомник о митр. Антонии, если у кого он есть можно там посмотреть.







« Последнее редактирование: 30 Октября 2007, 23:04:53 от Константин О. » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 18 Ноября 2007, 14:40:02 »

Полтава, Карл XII и Ющенко: судьба авантюриста



Президент Украины Виктор Ющенко на недавней встрече с главой МИД Швеции Карлом Бильдом обсудил вопросы совместного празднования «300-летия украинско-шведского союза», заключенного в 1708 году между Карлом XII и Мазепой. Одновременно секретариат президента Украины сообщил о том, что к юбилею Полтавской битвы планируется установить памятники Карлу ХII на Украине и Ивану Мазепе в Швеции.

Мазепа: предательство как стиль жизни

О мифическом «украинско-шведском союзе» трехвековой давности шведы, скорее всего, слыхом не слыхивали. Напомним, что военный союз заключается между равными сторонами. Мазепа же, даже в случае успешного завершения войны Швеции против России, признавал Карла своим сюзереном, т.е. ни о какой независимости Украины речь тогда не шла. Просто «патриот» Мазепа зная, что отношение основной массы украинского казачества к его измене Петру I – крайне отрицательное, понимал, что рассчитывать на сохранение власти он сможет, только если выборы гетмана будут упразднены.

Полтавская битва 1709 года, как известно, закончилась полным разгромом шведской армии и жалкой кучки казаков, которых Мазепа привел в помощь Карлу. О том, насколько ничтожной была поддержка Мазепы среди казаков и населения, говорят события в Ромнах в декабре 1709 г. – в этом городе Карл с Мазепой остались на зимних квартирах. 18 декабря Карл был вынужден выступить в Гадячь, который атаковали войска Петра I. Буквально на следующий после этого день другой русский отряд, не без помощи казаков, захватывает Ромны, из которых Мазепа едва унес ноги. Возникает естественный вопрос: о какой «всенародной поддержке» Мазепы могла идти речь, если его войско на украинской земле не могло противостоять русским силам хотя бы нескольких дней без поддержки шведов?

Весьма интересные данные приводит в своем недавно изданном труде «Иван Мазепа» украинский историк С.Павленко: «По свидетельству пойманного 4 июня казака Гадячского полка Гната Коданченко, кроме запорожцев, трех тысяч его войска при Мазепе больше нет». Мазепа до такой степени потерял доверие казаков, что перед своей смертью слезно молил Карла дать ему шведскую охрану, поскольку не доверял даже своему ближайшему окружению.

Впрочем, если шведы хотят поставить памятник Мазепе – это их дело, но вряд ли хотя бы несколько процентов населения королевства знают, кто это такой. Напомним, однако, о том, что предательство было не эпизодом, а «стилем жизни» этого человека. Он оклеветал гетмана Самойловича и за взятку князю Голицыну получил гетманство. Он предал свою крестницу, принудив ее к половой связи. Он предал своих соратников, и сам их пытал и казнил. Он украл казну, оставив ее затем у турок. Он пытался предать и Карла ХII, предложив Петру I за прощение измены захватить шведского короля в плен.

Сейчас многие украинские исследователи пытаются доказать, что Мазепа не был сторонником вступления Карла на территорию гетманства. Однако признанный немецкий историк О.Егер в своей «Всемирной истории» пишет: «Торжествуя победу под Лесной, как первую «солдатскую пробу», Петр получил здесь известие о том, что гетман малороссийских казаков, Иван Мазепа, изменил ему и передался на сторону шведов, которых призвал в Малороссию, суля им обильные запасы и общее восстание малороссийских казаков против Петра».
     Оно и не удивительно, без шведского войска Мазепа как предатель был бы арестован самими казаками. Но именно благодаря этому «приглашению» Мазепы народу Украины того времени пришлось кормить две армии.

Карл XII: судьба авантюриста

Но нас больше интересует идея установки памятника Карлу ХII на Украине. Как известно, королем Карл стал в 15 лет. В момент его вступления на престол шведская армия была одной из сильнейших в Европе. Он сразу же начал войну против Дании, позднее против России, Польши и Саксонии. Как и его предшественники, войны он вел на территории противника – т.е. действовал как типичный завоеватель.

Первое сокрушительное поражение войска Карла потерпели в битве при Лесной, где Петр I разгромил отряд шведского генерала Левенгаупта, потерявший не только 10 тыс. убитыми, но и всю артиллерию. Следующее поражение шведы потерпели уже под руководством самого короля – под Полтавой.

Нет смысла пересказывать хронологию этой битвы, напомним лишь, что шведы потеряли убитыми 12 тыс. солдат, русские – чуть больше тысячи. Карл едва спасся, бежав в Турцию. Там он в течение пяти лет был «почетным пленником», подбивая Стамбул к войне с Россией. Сразу после его побега в Турцию все, чего он добился силой оружия, пошло прахом. Посаженный им на польский трон Станислав Лещинский вынужден был бежать во Францию, Август II вернул себе с помощью Петра польский трон. Домой Карл особо не стремился, и когда туркам смертельно надоел, выдворять его пришлось буквально силой.

Вернувшись в Швецию, Карл XII тут же вновь ввязался в войну. Поскольку воевать с Россией и ее союзниками кишка была тонка, он напал на Норвегию. Напал совершенно без всяких причин, просто «из любви к искусству». При осаде крепости Фредрикстен Карл XII был убит. Современный шведский историк Ингвар Андерссон в своем капитальном труде «История Швеции» говорит о том, что, по одной из версий, в Карла стрелял кто-то из своих. Такое предположение небеспочвенно: бесконечными авантюрами король изрядно досадил всем окружающим. Так бесславно закончилась жизнь «шведского льва», которого турки называли более прозаически – «железная башка». Его политика привела Швецию к краху.

По словам немецкого историка Егера, «этой победою (имеется в виду Полтавская битва, — прим.) окончательно и навсегда подорвано преобладающее значение Швеции в Северной Европе: на место Швеции вступила Россия». Английский историк Н.Девис в своей «Европе (история)» считает, что правление Карла ХII привело Швецию к катастрофе.

Посмотрим, как оценивают Карла и его политику сами шведы. Современный шведский историк П.Энглунд в своей книге «Полтава — рассказ о гибели одной армии» пишет: «Шведы покинули подмостки мировой истории и заняли места в зрительном зале». Знаменитый шведский писатель Август Стринберг считал Карла «Губителем страны», при этом, слово губитель писал с большой буквы и считал, что обожествлять его могут только сумасшедшие. Может быть, Виктору Ющенко следует прислушаться к Стринбергу?

Небезынтересно и то, что Карл был в большом почете в нацистской Германии. Сведений о том, собирались ли фашисты поставить ему памятник, нет, но то, что считали его «идейным предшественником», поднявшим меч на «славянских варваров», – факт известный.

Военный преступник достоин памятника?

Если своей стране Карл ХII ничего, кроме полного расстройства финансов и жертв среди шведских солдат, не принес, то, возможно, он облагодетельствовал те территории, на которых воевал?

Вышеупомянутый И.Андерссон пишет о том, что Карл воевал за счет народов, на чьей территории он вел боевые действия. Об этом же пишет и современный украинский историк О.Бузина. Методы, которыми добывали продовольствие Карл и его генералы, описывает Петер Энглунд, при этом, источником, в котором он почерпнул свои сведения, служат воспоминания шведских военных, попавших в плен к русским. (Кстати, «русские варвары» вместо того, чтобы отправить агрессоров в Сибирь или на рытье каналов в новой столице, создали пленным шведам условия, практически идентичные тем, в которых жили русские солдаты и офицеры.)

Так вот, изучив эти мемуары, Энглунд так описывает методы обращения «цивилизованной» армии шведов с местным населением на захваченных территориях: «Главной трудностью было выжать из непокорного народа достаточно продовольствия. Для этого без колебаний прибегали к старому испытанному средству – пыткам». Не будем в деталях описывать, что вытворяли эти «представители европейской нации» с населением Польши, Саксонии и Украины. Тут и зажимание пальцев в тисках, и затягивание с помощью палки, и сдавливающие повязки на голове, пока у пытаемого глаза не вылезали из орбит.
     Энглунд особо выделяет «ноу-хау» доблестных вояк Карла: «Потом придумали новшество — ловили маленьких детей, били их кнутом и делали вид, что вешают их, чтобы заставить родителей быть посговорчивее. Некоторые воинские части даже переходили от угрозы к ее исполнению и убивали детей на глазах у родителей».

Весьма впечатляющи воспоминания полковника Нильса Юлленштерна о деятельности шведской армии в Польше: «Множество народу было убито, а также все было сожжено и разорено, так что, думается мне, оставшиеся в живых не так скоро забудут шведов». Естественно, что на Украине шведские войска вели себя точно так же. За свое недолгое пребывание на Гетманщине Карл XII сжег Краснокутск, Куземин, Хухрю, Олешню, Котельву, Мурафу, Колонтаев, Коломак и Рублевку. По воспоминаниям Нордберга, на семь миль вокруг каждого селения все было выжжено и уничтожено, скот конфискован. И в это самое время Мазепа докладывает Карлу ХII: «Война для вашего величества идет очень счастливо».

Не слышно стенаний и со стороны современных украинских «патриотов» по поводу уничтожения мирных жителей, горестной судьбы жителей сожженных городков, особенно стариков и детей, лишенных всего и вынужденных в январский мороз уходить неизвестно куда в поисках убежища и пропитания. Однако нынешних национал-радикалов судьба этих жителей Украины совершенно не волнует, ибо в их трагедии невозможно обвинить Россию. Стоит ли после этого удивляться, что около 2,5 тыс. жителей Полтавы, вместе с русским гарнизоном численностью чуть более 4 тыс., стояли насмерть на земляных бастионах полтавской крепости? Они прекрасно знали о судьбе жителей захваченных шведами городов.

Уместно напомнить отношение Карла к войскам Мазепы. Когда генерал Глинеркорк доложил королю о мужестве защитников Полтавы и предсказал немалые потери в рядах шведской пехоты в случае продолжения штурма, Карл велел немедленно поменять шведов на казаков. То есть, сделать так, чтобы «варвары убивали варваров».
     Напомним также, что шведский фельдмаршал Густав Реншельд после битвы под Фрауштадтом с русско-саксонской армией приказал расстрелять всех пленных русских солдат. Украинский историк Бузина называет этого фельдмаршала «предтечей нацистских преступников».

Интересно, какие «доблести» Карла XII и его вояк навели Виктора Ющенко на мысль установить памятник шведскому королю – сожжение украинских городов, грабежи и пытки населения, убийства детей или расстрелы пленных? И кому еще из тех, кто был разбит в боях на территории Украины, планируется поставить памятник? Можно вспомнить, что в результате Корсунь-Шевченковской операции наследники Карла – немецкие фашисты – потерпели не менее сокрушительное поражение, чем шведы под Полтавой. Возникает вопрос – хватит ли на всех бронзы?

Агрессорам всегда не везет с погодой

Часто говорят о том, что шведская армия была под Полтавой не в лучшем виде, измотанная тяжелой зимой... Но и русская армия, провела зиму в тех же условиях. Между прочим, Петр вообще не собирался давать генеральное сражение под Полтавой, он ожидал прихода свежих подкреплений. На битву же Петр решился ради спасения гарнизона и жителей города.

Вообще, вызывает улыбку, что все поражения нападавших на Россию агрессоров недоброжелатели России объясняют либо погодой, либо неправильно выбранным путем. Пошел Карл на Москву через Украину – оказывается, надо было идти через Белоруссию... Наполеон, казалось, учел ошибку Карла – пошел через Белоруссию, оказывается, надо было, через Украину... Гитлер, вроде бы, учел все – пошел и через Украину, и через Белоруссию – и опять не судьба...

Еще более анекдотична ситуация с погодой. Как только кто-нибудь нападет на Россию, то ударяют такие морозы, что «птицы на лету замерзают». Вариантов тут только два: либо Россию действительно оберегают высшие силы, либо фантазия у русофобов настолько бедная, что кроме мороза они и придумать ничего не могут.

...Возможно Виктору Андреевичу Ющенко, все-таки, следует прислушаться к мнению шведского писателя Стринберга – далеко не глупый был человек. И, наконец, почему последнее время на Украине стало популярно вспоминать лишь неудачников? Ведь в результате Полтавской битвы среди казаков, большинство которых осталось верными присяге, было немало и победителей! Полки Палия и Скорпадского немало сделали для разгрома непобедимых до сих пор шведов. По крайней мере, они заслуживают увековечения больше, чем бесславный шведский авантюрист.

Андрей Внуков

http://vlasti.net/index/news/239331
Записан
Шилов
Старожил
****
Сообщений: 330


За Веру, Царя и Отечество!


Просмотр профиля
Православный. РПЦ МП
« Ответ #6 : 18 Ноября 2007, 14:48:07 »

Смутное время в Малороссии. Смута в сердцах, смута в головах... Грустно это все, но вельми поучительно.
Записан

Казакъ Сибирскаго Казачьяго Войска, Шилов Олег.
Евгений Н.З.
Пользователь
**
Сообщений: 97


Просмотр профиля
Православный, УПЦ МП
« Ответ #7 : 20 Ноября 2007, 12:47:05 »

В Киеве украинские националисты проведут «Антиимперский марш»
19.11.07 18:07   
Киев, Ноябрь 19 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Активисты украинской националистической организации УНА-УНСО намерены в среду 21 ноября провести шествие к Секретариату президента Виктора Ющенко с требованием запретить проведение на территории Украины крестных ходов верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с использованием российской монархической символики.

«Мы передадим главе государства заявление с просьбой запретить использование на территории Украины унизительной для независимого государства имперской символики», – сообщили «Новому Региону» в пресс-службе УНА-УНСО.

Шествие националистов к Секретариату должно начаться от Львовской площади в 12:00. Как ожидается, участники акции выйдут под лозунгами «Имперскую символику – вон из Украины!», «Иван Мазепа – строитель украинских церквей» и «Украине – единую поместную автокефальную православную церковь!».

Как уже сообщал «Новый Регион», ранее о намерении 21 ноября провести крестный ход в Киеве заявили верующие УПЦ МП. Крестный ход пройдет по центру украинской столицы в знак протеста против появления в Киеве улицы Ивана Мазепы.

В УНА-УНСО уже заявили, что считают верующих УПЦ МП «антиукраинскими силами», которые «планируют крестный ход под флагами с имперским орлом, прикрывшись верующими бабушками».

«Мы не планируем провокаций и стычек с ними, но не исключаем агрессии с их стороны», – говорится в сообщении пресс-службы УНА-УНСО.

Как известно, 4 ноября украинские националисты попытались сорвать проведение крестного хода верующих УПЦ МП под монархической символикой.

http://nr2.ru/kiev/150618.html
Записан
Владимир В.
Постоялец
***
Сообщений: 152


Просмотр профиля
православный, РПЦ МП
« Ответ #8 : 20 Ноября 2007, 16:18:59 »

По поводу имперской символики. Это всего-лишь обычный герб обычной Европейской страны. Не хуже и не лучше других. Ну такова Божья воля, что 554 года назад единственной православной независимой страной осталась Русь. И именно Русь, а не И.С.Мазепа, отстояла православие, не дала ему зачахнуть, как в Египте, Сирии и прочих палестинах. А строителем православных церквей в Украине, вообще-то, был св.Владимир.
Предательство - всегда предательство. Пусть националисты вспомнят лучше Петра Иваненко, с казаками которого Мазепа лихо расправился. Сперва он - защитник православия и московской власти, затем борец за независимость. Возможно, Мазепа считал, что добрый протестант Карл XII мечтал о независимости Украины и усилении православия там?
Записан

Мало говорить: "Я верю", надо говорить: "Я сражаюсь"
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3234


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #9 : 21 Ноября 2007, 13:33:26 »

Ещё одна статья по теме:

Героями Украины станут Мазепа и Карл XII
Указом Ющенко им поставят памятники
.

Артем АНИСЬКИН, Никита КРАСНИКОВ, Наталия ГРАЧЕВА — 21.11.2007

Украину по праву можно называть страной с непредсказуемым прошлым. И ладно бы, если бы речь шла лишь о новых теориях некоторых ученых мужей, на полном серьезе толкующих про «древних укров», которые якобы жили на территории страны еще 140 тысяч лет назад.

Куда хуже, что украинское руководство пытается начисто переписать новейшую историю страны в угоду нынешнему «политическому моменту». Президент Ющенко возводит в ранг национальных героев эсэсовцев, предателей и откровенных бандитов. Кого угодно, лишь бы в свое время «клятым москалям» посильнее нагадил. Но, видать, в ХХ веке таковых оказалось маловато, теперь их вытаскивают уже из петровских времен.

9 октября с. г. Виктор Ющенко издал президентский указ № 955. В нем он распорядился широко отметить на Украине в предстоящие два года 300-летие событий, связанных «с военно-политическим выступлением Ивана Мазепы» и «заключением украинско-шведского союза». Главными героями торжеств станут гетман, предавший Петра I, и шведский король Карл XII, много лет воевавший с Россией. Та самая «сладкая парочка», которая после проигранной в июне 1709 года Полтавской битвы стремглав бежала с Украины в Турцию.

Теперь же в Киеве, Полтаве и… Стокгольме должны быть установлены памятники Мазепе. Появятся на Украине и монументы Карлу XII. Хотя жестокий и сумасбродный король вовсе не думал давать Украине независимость. Она должна была стать «новой шведской провинцией», управлять которой и собирался перебежавший к Карлу Мазепа. Кстати, сам гетман, оставшись у разбитого корыта, потом попытался предать уже и шведского хозяина.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Михаил МЯГКОВ, кандидат исторических наук, завкафедрой Института всеобщей истории РАН:

Гетман и Власов — одного поля ягоды

— Гетман Мазепа 20 лет служил Петру Первому. Но гетманство на Украине традиционно опиралось на низы и элиту. Низы тянулись к России, ненавидя шляхтичей, а шляхтичи главенством Москвы тяготились.

Мазепа симпатизировал Швеции. Потому и перебежал в ее лагерь. В этом смысле он вполне сравним с генералом Власовым — тот тоже верил, что под патронатом Германии заживется лучше. Этот сепаратизм вполне мог привести к поражению России в Северной войне. И тогда бы было плохо и российскому народу, и украинскому, чьи интересы Мазепа на самом деле игнорировал.

Указ Ющенко очень напоминает действия и мышление гетмана. Вот, дескать, сбрасываем с себя московское ярмо. Хотя оно весьма и весьма иллюзорно. Сбрасывая его, Украина попадает

под вполне реальный протекционизм Запада. При этом большинство украинцев, как и раньше, тянутся к России.

И еще: не надо забывать, что под «российским игом» Украина обрела территорию в 5 раз большую, чем та, которую Богдан Хмельницкий когда-то привел в Московское царство…

ПОЗИЦИЯ ШВЕДОВ

«Мы не хотим напряженности с Россией»

Шведов, похоже, слегка озадачило предложение Киева «дружить статуями».

— Инициатива исходит от украинской стороны, и пока мы вопрос об установке памятника гетману Мазепе не обсуждали, — заявил «КП» директор управления Восточной Европы министерства иностранных дел Швеции Юхан ФРИССЕЛЬ. — Относительно памятника Карлу XII у нас нет особого мнения: если руководство Украины так хочет, то мы не возражаем. Но все это ни в коей мере не должно вызвать какую-либо напряженность в отношениях с Россией. А трехсотлетие поражения под Полтавой — это, безусловно, повод вспомнить о прошедших событиях, а также подчеркнуть, что сегодня наши страны находятся в дружественных отношениях.

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

О поле, поле! Чтоб тебя…

В Государственном историко-культурном заповеднике «Поле Полтавской битвы» сожалеют о победе русского воинства

— …Этот юноша любил читать книги, интересовался десятичной системой измерений. Никогда ни на кого первым не нападал! Ему навязали войну Московия… — директор заповедника Александр ЯНОВИЧ сделал паузу и укоризненно взглянул на меня, — Дания, Норвегия и Польша.

Янович с симпатией подержался за раму парадного портрета Карла XII (его, как и многие другие экспонаты и документы, передала в дар заповеднику шведская сторона, когда убедилась, что события трехсотлетней давности Украина трактует иначе, чем Россия) и обратил взор на куда менее привлекательного героя с противоположной стены:

— Петру Первому в плане образованности до Карла далеко! Хотя — хороший технарь, знал толк в оружии… Но победу мог одержать, лишь имея пятикратное численное преимущество над противником.

Памятник Петру перед входом в музей месяц назад неизвестные залили белой краской: нечего, мол, тут красоваться, кончилась твоя слава!

Прочитав в официально изданном буклете о «катастрофе», которой стала для Европы Полтавская битва («она сломала баланс власти, могущество перешло от Швеции к России, превратившейся в великую державу, а Украина потеряла свою независимость»), я решила уточнить: речь идет о тайном сговоре гетмана Мазепы с Карлом — ударить в спину армии Петра?

— Вы повторяете фальсифицированную версию! — строго пресек меня директор. — Мазепа не предатель, а борец с российским имперским игом. Идея открыть под Полтавой «второй фронт» была блестящей! Увы, все закончилось иначе… Президент Виктор Ющенко, когда побывал у нас, признался, что поражен этим пластом истории. Он ведь о Полтавской битве знал лишь то, что в советских учебниках писалось: «здесь слава русского оружия взошла».

Кстати, шведы которое лето подряд ведут на полтавском поле археологические раскопки. Даже пообещали местным властям построить гостиницы для туристов и денег дать как старым союзникам! Вот только намекают, что неплохо бы переименовать улицу, на которой стоит здание музея. Ведь сейчас она называется «Шведская могила»…

http://news.mail.ru/politics/1491431/
Записан

Андрей
Владимир В.
Постоялец
***
Сообщений: 152


Просмотр профиля
православный, РПЦ МП
« Ответ #10 : 21 Ноября 2007, 17:33:10 »

  Я смеялся до икоты. Украинец и швед - братья по оружию вовек. А улица "Шведская могила" в Полтаве - это вообще должно стать крылатым выражением.
Вообще Украина - краеугольный камень европейской политики. Все народы гордятся своими борцами за свободу и независимость Малороссии. Из последних: Гитлер, Манштейн, Гинденбург, Вильгельм II, Наполеон, Фридрих II, Карл XII ... Батый, хан Боняк.
Предателей украинских интересов всего несколько тысяч, погибших в Берлине, под Сталинградом, под Танненбергом, в Порт-Артуре и Севастополе, у Бородино...
Мое мнение, эту тему надо объединить с темой Евгения Н.З. "На Украине продолжаются нападки националистов против Православной Церкви"
Записан

Мало говорить: "Я верю", надо говорить: "Я сражаюсь"
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 31 Января 2008, 15:24:25 »

Протоиерей Андрей Новиков

Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы

Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Его общественное, а теперь уже, к сожалению, и церковное обсуждение вызвано выступлением на одном из телевизионных каналов раскольнического лже архиепископа Дмитрия Рудюка. Поэтому нельзя не задаться другим вопросом: кому и зачем необходимо сегодня церковно реабилитировать отлученного от святой Церкви почти 300 лет назад клятвопреступника?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь – погрешима, наложенная ею анафема – вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признаёт недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику – Михаилу Антоновичу Денисенко (лже-патриарху Филарету). Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь – это политический инструмент в руках "московских поработителей украинского народа". На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: "С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет…надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине". Лучшего подарка автору книги "Неправда московских анафем" и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить.

Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете "Зеркало недели", в которой, в частности, говорится: "Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода (конца 1990-х годовю. – А.Н.). Наиболее выразительной из них можно считать статью Оксаны Хомчук "Мазепа и Филарет", опубликованную в журнале "Українці Америки за Київський Патріархат" и сразу переизданную в Киеве отдельной брошюркой. Сравнив жизненный путь и особенности карьеры гетмана Мазепы и митрополита Филарета, она находит, что "повторення долі, подвигу, кари та обставин є просто разючими… Через 289 років після знаменитої анатеми, кинутої 23 листопада 1708 року на славу і гордість українського народу – великого гетьмана Івана Мазепу, Російська Церква виклинає патріарха України. А ми можемо лише спантеличено признати, що як нація допустили біль і ганьбу повторення. Що 289 років пішло на те, щоб колесо української історії обернулося і стало", – писала она"[1].

Кроме того, таким шагом (который, уверен, не состоится) священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере "прогрессивного" "патриарха" Филарета.

Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия.

1. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления.

Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.

Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. "Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную"[2].

Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.

25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: "Епископ, или пресвитер, или диакон… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина"[3]. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима (Милаша): "Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…"[4].

Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае "достойного покаяния" (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия[5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам – таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия[6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые "национально свидомые" священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе…

Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни (историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам[7]). Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

Возвращаемся к тексту анафемы: "Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил"[8].

Следующие факты подтверждают слова анафемы.

А. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: "Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)"[9].

Б. В "Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г., декабря 1-го" содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы "под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли"[10].

В. Процитируем статью В. Шестакова "Как шведы украинцам независимость несли". "Наглядный пример – иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту"[11].

Разорение храмов, осквернение святых икон – это тоже политика?

Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. "Темже яко сын погибели, – гласит текст анафемы, – за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят"[12].

Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная (разумеется, до ее отпадения) предавала анафеме бунтовщиков и изменников.

Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский (г. Милан, Италия) отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи[13].

"На V Толедском Соборе (633 г.) поражались анафемою все домогавшиеся царского сана, без всяких на то прав по своему происхождению… а также злословившие государя"[14].

"О греках известно, что анафема дерзающим на бунт произносилась в ХI-ХIV веках… Так подпал анафеме в XII столетии, по свидетельству византийского историка Киннама, Андроник Мануил. "Этот изменник, враг отечества делал из Персии частые набеги на Римские пределы, поработил множество людей и военную добычу передавал персам, за что Церковию был предан анафеме" (Иоанн Киннам. Визант. историки. Изд. Спб. Дух. Акад., 1859 г. Т. I, стр. 278)"[15].

Поразительно, сколь похожи причины предания анафеме Андроника Мануила Константинопольской Церковью в XII веке и Мазепы Русской Церковью в XVIII веке!

Общеизвестно, что Русской Православной Церковью в течение истории предавались анафеме самозванец Лжедмитрий – Гришка Отрепьев, Степан Разин, Емельян Пугачев. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме.

Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе – это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви.

2. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение.

И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, "изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил"[16].

Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором.

В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями – Черниговским Иоанном (Максимовичем) и Переяславльским Захарией (Корниловичем). "Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых таин всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю"[17]. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных?

Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом (по крайней мере, кафедральном) храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 31 Января 2008, 15:24:58 »


3. Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе.

Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева[18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца?

Чин Православия "был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков"[19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора?

4. Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.п.

Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: "Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился". Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний "повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол"[20], то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.

Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император.

И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви.

Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Третьем рейхе, а в 1936-1938 годы построило на свои деньги для Русской Церкви новый берлинский кафедральный собор Воскресения Христова. С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.п. В 1939 году в Бреслау (Силезия) на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт[21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился – Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы.

5. Пятый аргумент. Существует "предание", что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов.

Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной "удивился" император Николай I, по другой – Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о "создателех святаго храма сего", и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи.

В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А.С. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.

6. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония (Храповицкого) один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви.

Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того.

Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по "благословению" г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в "самостийническом" расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви.

Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это "Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Каролом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день". В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.

И ныне седальна по первой кафизме на утрени: "О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их"…

И ныне седальна по второй кафизме на утрени: "Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое"…

Стихира по 50-м псалме: "Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку"[22].

Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. До революции служба "О Полтавской победе" торжественно совершалась в Русской Православной Церкви. Она является бденной. Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они должны открыто заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение.

Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в "Послании восточных патриархов" о всех богослужебных книгах Православной Церкви: "Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами"[23].

Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы "аргументы" в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Стародуб А. Анафема гетману Мазепе: факты известные и неизвестные // Зеркало недели. N 32 (457) 23-29 августа 2003 г. (см.: http://www.zn.ua/3000/3150/41351/.

[2] Анафема / Сост. П. Паламарчук. М., 1998. С. 255.

[3] Цит. по: Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Т. I. С. 84.

[4] Там же. С. 86.

[5] Текст указанных правил см: Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. II. С. 440, 451.

[6] Текст правила см.: Там же. С. 7.

[7] Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию // http://militera.lib.ru/h/tarle2/03.html.

[8] Анафема, С. 255-256.

[9] Там же. С. 253.

[10] См.: Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию.

[11] Шестаков В. Как шведы украинцам независимость несли // http://news2000.org.ua/f/41759.

[12] Анафема. С. 256.

[13] Казаков М.М. Христианская Церковь и Римская империя в IV веке // http://christianity.shu.ru/research/ocherki.htm.

[14] Правило 75. Halduini Acta conciliorum. Paris, 1714. Vol. III. P. 594. Цит. по: Анафема. С. 240.

[15] Иоанн Киннам. Византийские историки. СПб., 1859. Т. I. С. 278. Цит. по: Там же.

[16] Там же. С. 254.

[17] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004. С. 785.

[18] Анафема. С. 254.

[19] См.: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/torgestvo/index.htm.

[20] Анафема. С. 254.

[21] Новиков А.В. Русская Православная Церковь за границей: каноническое положение и история. Киев, 2000. С. 253.

[22] Минея. Месяц иуний. М., 1995. С. 169-170.

[23] Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723) // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 193.


http://www.pravoslavie.ru/analit/080130172754
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #13 : 22 Февраля 2008, 17:04:09 »

Президенту Украины объяснили, что анафема с гетмана Мазепы в 1918 г. не была снята

МОСКВА. В Русской Православной Церкви сообщили президенту Украины Виктору Ющенко об отсутствии каких-либо документов, подтверждающих слухи о якобы имевшем место в 1918 году снятии анафемы с гетмана Ивана Мазепы.

"В ходе встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Виктор Ющенко среди прочего поинтересовался, действительно ли в 1918 году была снята анафема с гетмана Мазепы", - рассказал секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов.

В последние месяцы в украинской прессе, по словам отца Николая, появилось "немало разноречивых публикаций на этот счет".

"Украинский президент получил ответ, полностью основанный на изученных архивных данных. В 1918 году Патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви", - сообщил отец Николай.

Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса "нет достаточных канонических и исторических данных". В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского Церковного Собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия.

"Из последующих документов видно, что такого обращения не последовало. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем", - заявил представитель Московского Патриархата.

В ноябре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви также заявлял о том, что "нет ни одного официального документа, который свидетельствовал бы о снятии анафемы с Мазепы с 1708 года", и поручил изучить все канонические и исторические обстоятельства этого дела церковной богословской комиссии и Киевской духовной академии для принятия соборного решения.

Православная общественность Украины осенью выступила резко против решения Киевского совета переименовать улицу Январского восстания, на которой находится Киево-Печерская лавра, в улицу Ивана Мазепы, в совместном заявлении назвав это решение "кощунственным вызовом всему православному миру".

Украинские православные организации напомнили, что гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной Церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси.

Кроме того, Мазепа, отмечалось в заявлении, был склонен "к пороку и безнравственности", поскольку "предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону".


Интерфакс-Религия/Седмица.Ru
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77946

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #14 : 21 Марта 2008, 22:11:17 »

"История не знает примеров установки памятников оккупантам"
К 300-летнему юбилею Полтавской битвы украинские власти предлагают установить памятник Карлу XII…



Собрание Русской общины Полтавской области приняло решение добиваться признания 2009 года – года 300-летнего юбилея Полтавского сражения – "Годом Полтавы". Как сообщает Информационный центр "Русского содружества", инициаторы предложения отметили особую роль города в истории Северной войны 1700-1721 гг, поскольку именно "оборона Полтавы окончательно провалила захватнические планы шведов и вставших на сторону оккупантов некоторого числа казаков и старшин во главе с гетманом-изменником Мазепой".

"Стойкость защитников Полтавы и задержка шведов под ее стенами привели к решению Петра Великого дать здесь генеральное сражение, которое и произошло 27 июня 1709 года, показав мощь новой Русской армии и раскрыв таланты целой плеяды ее командиров. Это была первая крупная победа молодой Российской Империи, подтвердившая факт ее рождения и становления", – говорится в документе. "Таким образом, – подчеркивается далее, – Полтава является подлинным образцом города незапятнанной воинской Русской Славы для народов Украины и Российской Федерации и может быть не только символом воинской доблести, но и образцом выполнения союзнического долга".

Между тем, сообщает "Русское содружество", по инициативе украинских властей, а конкретно так называемого Оргкомитета по "отмечанию" юбилея Полтавской битвы, принято решение установить на территории музея-заповедника Поле Полтавской битвы, рядом с недавно оскверненным украинскими националистами памятником Императору Петру Великому, памятник шведскому королю Карлу XII – предводителю оккупационных войск во время Северной войны.

Так, полтавский горисполком провозгласил архитектурный конкурс на эскизное решение памятника шведскому королю, а во главе жюри конкурса назначен заслуженный деятель искусств Украины Юрий Самойленко. "Подобное решение, неподдающееся логике, вызывает справедливое негодование, ведь история еще не знает прецедентов, когда уничтожавшим и унижающим традиции, достоинство и культуру палачам устанавливают памятники на месте их преступлений силами тех, кто подвергся нападению", – отмечается в постановлении Полтавского областного Координационного Совета российских соотечественников.

"Шведская армия еще до своей "полтавской истории" разграбила и осквернила своим присутствием Львов. Большая часть львовян была жестоко истреблена, горожан рубили на улицах, затем грабили дома и церкви, "все серебро из костелов взяли и у жителей городских, деньги и сукна взяли". В помещении Львовского архива шведы устроили конюшню, используя актовые книги и фолианты, как подстилки для лошадей. Исследователь западноукраинских архивов И.Линниченко писал в 1888 году в "Киевской старовине": "Вследствие бесцеремонного хозяйничания шведов, целые книги представляют собой теперь ряд небольших кусочков, в которых уже ничего нельзя разобрать, но они старательно сохраняются для потомков". Неужели "продвинутые" национал-патриоты – львовяне, поддерживают идею установления памятника разорителю их города?", – говорится в документе.

Как сообщается далее, "войдя в пределы современной Украины, шведские оккупанты устанавливали свой "новый порядок", учения, насилие в отношении местных жителей, в том числе женщин и детей. В частности, город Веприк, чьи жители оказали чрезвычайно стойкое сопротивление захватчикам, "Карл XII приказал майору Вильдемайеру "превратить его в пепел". Крайне жестоко были умерщвлены попавшие в плен защитники городка. Погромом и казнями завершилось пребывание шведов и мазепинцев в Лохвице. В Краснокутске шведы вывели за околицу всех женщин и детей и погнали их раздетыми по глубокому снегу. Город за сопротивление был сожжен. За малейшее неповиновение или подозрение в непослушании или связи с русскими были сожжены села Ковалевка, Рашевка, Опошня. В Опошне "цивилизованные" европейцы-шведы придумали следующий способ наказания – они заставляли детей убивать родителей, и наоборот, в случае отказа жестоко пытали. Особое отношение демонстрировали шведские солдаты-протестанты к православным храмам, куда заводили лошадей и где кололи иконы штыками, а то и вовсе разогревали пищу на кострах из икон. Храмы нещадно и методично грабились. Иллюстрацией этого отношения может служить иконы Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения".

"Все эти факты, – говрят авторы постановления, – хорошо известны историкам-членам Оргкомитета, но по причине собственного лицемерия или политической похоти, позорно умалчиваются и скрываются от общественности, которой "открывают" шведов и их короля, как "цивилизованного европейского союзника" борца с московским империализмом – гетмана Мазепы".

"Установление памятника гонителю предков нынешних украинцев и русских, рядом живущих на Украине и на Полтавщине, выглядит цинично, а по отношению к православным гражданам даже преступно. Установка памятника королю-завоевателю не будет способствовать установлению гражданского, межнационального и межконфессионального согласия, а наоборот. Считаем, что о позиции русских и православных граждан, должна узнать не только официальная украинская, но и российская и шведская сторона, которая вряд ли будет удовлетворена тем, что вокруг имени их добропорядочной страны и имени их и без того, не слишком популярного короля, может разгореться нешуточный скандал", – подчеркивают авторы письма, обращающиеся к дипломатическим представительствам России и Швеции, священноначалию Русской и Украинской Православных Церквей и Всеукраинскому Совету российских соотечественников.

Тем временем, в планах народного депутата Украины и лидера националистической организации "Просвита" добиваться переименования в Полтаве улицы Фрунзе в улицу Ивана Мазепы, а улицы Ленина в улицу Симона Петлюры. Как заявил на это предлоежние председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков, "инициативы Кульчинского стоит рассматривать только как элемент насильственного "опетлюривания", а теперь и "омазепивания" Полтавы, города, чье имя стало известно миру, только лишь благодаря победе Русской армии в 1709 году, которая нивелируется сегодня всеми возможными способами (…) Это просто какая-то вакханалия, припадки изменничества".

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=176113
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!