Русская беседа
 
19 Января 2020, 10:50:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7
  Печать  
Автор Тема: Мазепа - это преданный анафеме клятвопреступник  (Прочитано 34036 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3234


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #45 : 08 Апреля 2009, 17:03:58 »

Логично было бы медаль за №1 с верёвкой и 30 серебрянниками выслать гниЮщенке и широко об этом объявить общественности.
Записан

Андрей
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #46 : 20 Июня 2009, 11:56:10 »

Метровый бюст Карла ХІІ работы скульптора Бернарда Енглунда к 300-летию Полтавской битвы презентовала Украине общественная организация «Ассоциация друзей Военного музея Стокгольма». Но полтавский горсовет не готов принять подарок шведов, пишет «Сегодня».

Мэр Полтавы Андрей Матковский говорит, что в музее-заповеднике «Поле Полтавской битвы» разместить подарок частного лица, переданный как гуманитарная помощь, нет никакой возможности — это незаконно. По его словам, для этого необходимо подтверждение ценности скульптуры короля для музея в художественном плане, а раз так — нужны выводы научно-методического и худсоветов. «Если бы Украине его подарила Швеция как государство, то все было бы в порядке. А на эту скульптуру нет даже нужных документов», — пояснил нам позицию городских властей пресс-секретарь мэрии Виктор Кикоть.

Местные же депутаты говорят, что причина в другом: мэр не хочет обострять ситуацию, ведь Карл ХІІ, как и гетман Иван Мазепа, — фигура в истории Украины неоднозначная.

В обладминистрации, которая просила у шведов этот памятник, заявляют, что если что — разместят бюст в краеведческом музее, который подчиняется им, а не городу. «Логично было бы поставить бюст к музее, посвященном Полтавской битве, в шведской экспозиции, где представлена их армия. Почему бы не представить там и их полководца? У нас есть памятник Петру I, победителю Полтавской битвы, есть Мазепа, пускай будет и Карл XII», — говорит помощник полтавского губернатора Евгений Лопушанский. Сейчас бюст в Киеве, ждет растаможки.
 
«ForUm» 
 
Записан

С ув. прот. Георгий
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #47 : 20 Июня 2009, 11:59:16 »

«Если бы Украине его подарила Швеция как государство, то все было бы в порядке.
 
Напрашивается логический вывод-вопрос: А если Франция подарит бюст Наполеона, Германия Гитлера, а Чили Пиночета тоже всё будет в порядке?
Записан

С ув. прот. Георгий
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3234


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #48 : 21 Июня 2009, 14:20:39 »

«Если бы Украине его подарила Швеция как государство, то все было бы в порядке.
 
Напрашивается логический вывод-вопрос: А если Франция подарит бюст Наполеона, Германия Гитлера, а Чили Пиночета тоже всё будет в порядке?

Пиночета не стоило бы в этот ряд - вопрос спорный.
Записан

Андрей
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #49 : 21 Июня 2009, 15:11:44 »

Пиночета не стоило бы в этот ряд - вопрос спорный.

Уважаемый Андрей! А что тут спорного? Мне кажется, повода для спора даже под электронным микроскопом найти будет трудно. Прежде всего - Пиночет высокоградусный масон, а это, насколько я понял, такое обстоятельство, которое Вы очень хорошо понимаете. Второе - Пиночет, как масону и положено, сработал на торжество сионистского капитала и развитие успеха глобализации. В заслугу ему ставят подавление "социалистов". Но это уже кто как понимает. Могу только сказать, что подавление происходило с запредельной жестокостью - это зафиксировано неангажированными журналистами. Подробности приводить здесь просто невозможно из-за цензурных соображений. Достаточно для намека "стадиона", методика которого была успешно освоена демократией, в том числе ельцинской - при расстреле Верховного совета.
Владимир К. 

Нужно добавить, что Альенде, по многим сведениям, тоже был масоном. Но это, видимо, известный масонский принцип - не держать всю кассу в одном месте.
Нужно подчеркнуть еще один момент - тогда начали отрабатывать приемы "оранжевых революций" - были использованы американскими агентами владельцы грузовиков, организованные для создания беспорядков.
« Последнее редактирование: 22 Июня 2009, 06:38:48 от Владимир К. » Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3234


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #50 : 22 Июня 2009, 15:13:04 »

Пиночета не стоило бы в этот ряд - вопрос спорный.

Уважаемый Андрей! А что тут спорного? Мне кажется, повода для спора даже под электронным микроскопом найти будет трудно. Прежде всего - Пиночет высокоградусный масон, а это, насколько я понял, такое обстоятельство, которое Вы очень хорошо понимаете. Второе - Пиночет, как масону и положено, сработал на торжество сионистского капитала и развитие успеха глобализации. В заслугу ему ставят подавление "социалистов". Но это уже кто как понимает. Могу только сказать, что подавление происходило с запредельной жестокостью - это зафиксировано неангажированными журналистами. Подробности приводить здесь просто невозможно из-за цензурных соображений. Достаточно для намека "стадиона", методика которого была успешно освоена демократией, в том числе ельцинской - при расстреле Верховного совета.
Владимир К. 

Нужно добавить, что Альенде, по многим сведениям, тоже был масоном. Но это, видимо, известный масонский принцип - не держать всю кассу в одном месте.
Нужно подчеркнуть еще один момент - тогда начали отрабатывать приемы "оранжевых революций" - были использованы американскими агентами владельцы грузовиков, организованные для создания беспорядков.

Владимир Леонидович, из предложенного ряда(король Карл, Наполеон, Гитлер и Пиночет) последний - единственный, кто не развязывал и не собирался развязывать агрессию против соседних государств с целью завоевания жизненного пространства, а наводил порядок у себя дома. То, что он масон, я не знал. Но по поводу его действий подумалось: вот бы и у нас в начале или конце XX века так же вот - с особой жестокостью Троцких, Бланков, Бурбулисов итд - был бы другой пейзаж.
Записан

Андрей
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #51 : 22 Июня 2009, 15:53:58 »

Но по поводу его действий подумалось: вот бы и у нас в начале или конце XX века так же вот - с особой жестокостью Троцких, Бланков, Бурбулисов итд - был бы другой пейзаж.

Уважаемый Андрей! Если не хотите сравнивать Пиночета с Гитлером, можете сравнить с Шухевичем - тот тоже "наводил порядок у себя дома".
Владимир К.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78680

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 19 Июля 2009, 17:11:10 »

Историк Олег Кильдюшов рассказывает о значимости Полтавской битвы для российского и украинского народов. Эксперт разоблачает фальсификации современных украинских историков и дает оценку попыткам выставить предателя Мазепу национальным героем Малороссии.

http://media.izvestia.ru/analizator/article1400/
Записан
Aфанасий
Новичок
*
Сообщений: 26


Просмотр профиля
РПЦ
« Ответ #53 : 19 Июля 2009, 17:57:04 »

Уважаемый Александр Васильевич, не было и нет никакого т.н. "укр. народа", народ один - РУССКИЙ!!!
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78680

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #54 : 19 Июля 2009, 18:15:14 »

Уважаемый Александр Васильевич, не было и нет никакого т.н. "укр. народа", народ один - РУССКИЙ!!!

Дорогой Афанасий!

Полностью с Вами согласен. Дело в том, что не посчитал возможным править авторский текст. Автор же как раз и говорит о единстве истории, единстве Веры, этническом единстве. Есть территория, которая именуется Малороссией, часть России, предательством отторгнутая от России. Люди, живущие в Малороссии, являются малоросами. Как жители Сибири называются сибиряками. К сожалению, в ходе польско-литовского закабаления эту часть назвали "окраиной" польско-шляхтетского, простите, ублюдочного гособразования. Большевики и лично товарисч Троцкий и его камарилья насильно проводили политику "украинизации" (об этом уже писалось на Русской Беседе). К сожалению, даже есть такое название как Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Сам я родился в Малороссии и предпочитаю называться малоросом, к котрым принадлежат мои земляки, часть Единого Русского народа, к которым принадлежат великоросы и белорусы.

Молюсь, чтобы мои малороссийские братья не отпали окончательно от Русского народа.

Во Христе Иисусе,
А.В.
« Последнее редактирование: 19 Июля 2009, 18:42:35 от Александр Васильевич » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #55 : 26 Августа 2009, 16:16:45 »

Власти украинских городов отказываются выполнять указы президента Виктора Ющенко о праздновании 370-летия Ивана Мазепы и 300-летия Полтавской битвы, согласно которым необходимо установить памятники гетману. Его предательство Ющенко теперь именует "украино-шведским союзом", юбилей которого обязательно надо отметить установкой монументов.

Как писали "Известия", Ющенко удалось поставить только один памятник Мазепе - в Чернигове. Полтава ему в этом отказала. Секретариат президента сделал гневное заявление по поводу антигосударственной и неконструктивной позиции мэра города Андрея Матковского. Его сурово покритиковали за противодействие президентским решениям, обвинив в неправильной партийной принадлежности. Матковский - представитель Блока Юлии Тимошенко, его поддерживает большинство в горсовете, всячески затягивающее дело с установкой памятника.

Несмотря на призыв Ющенко к Матковскому и всем тимошенковцам Полтавы, он смог получить лишь формальное согласие горсовета на сооружение памятника. Но деньги на него - около 300 тысяч долларов - выделить отказались. Как и финансирование на создание монумента королю Карлу XII. У местных депутатов есть непробиваемые аргументы: Мазепа в Полтавской битве не участвовал, а Карл - вообще иностранец, пусть ему шведы памятник ставят.

В итоге Ющенко обвинил полтавского мэра чуть ли не в "политическом изнасиловании". Секретариат заявил, что Матковский произвел "откровенное надругательство над достоинством украинцев". А оно, как известно, велико. Вдогонку мэру инкриминировали постколониальное мышление. Это уже термин из трудов нового любимца Ющенко - американского историки Джеймса Мейса, который так проникся идеями украинского национализма, что переехал жить в Киев и получил орден Ярослава Мудрого.

Цитаты из Мейса Ющенко использовал и в своей тронной речи во время Дня независимости. Судя по ее контексту, с Россией украинскому президенту не по пути. Он рад бы повторить "подвиг Мазепы".

Янина Соколовская (Киев)
http://www.izvestia.ru/ukraina/article3132289/
Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 78680

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #56 : 13 Ноября 2009, 22:39:03 »

Петр МАСЛЮЖЕНКО

…Плюс мазепизация всей страны



На переднем плане награждается «писатель» Гитин, автор мерзейших порнографических книжек, а на заднем – сам пан Перпеляк, голова Харьковской писательской организации

Они очень активны, эти Мазепы. Народ за ними не поспевает, как тот самый скот из анекдота — за передовым отрядом.

Не успели мы рассказать, а читатели прокомментировать недавнее сообщение о вручении «выдающимся мазепинцам» литературных наград от организации «Семья Мазеп», как информационное пространство разразилось новыми сотрясеньями, позволяющими задуматься: это кто-то так мазепиански шутит, мазепиански пиарится или мазепиански провоцирует общественность на высшую нервную деятельность, то есть простое раздражение.

6 ноября информагентства Харьковщины просияли новостью: «Как сообщил глава администрации гетмана Украинского реестрового казачества (УРК) в Восточном регионе Украины, директор Научно-исследовательского центра казачества им. гетмана И. Мазепы, член Координационного совета международной организации ″Семья Мазеп″, генерал армии УРК Николай Мазепа, научно-исследовательский центр казачества им. гетмана И. Мазепы и международная организация ″Семья Мазеп″ планируют обратиться в Харьковский горсовет с предложением переименовать площадь Розы Люксембург в Харькове на площадь Ивана Мазепы. По его словам, на площади, названной именем Розы Люксембург, установлен памятник Независимости Украины – ″это вещи прямо противоположные друг другу″».

Он также напомнил, что ранее «казацкие организации» обращались в горсовет с предложением переименовать спуск Халтурина в спуск Ивана Мазепы.

Заметим, что упомянутый спуск до октябрьского переворота назывался Купеческим, а затем был переименован советской властью в честь народовольца-террориста С. Халтурина. Отчего-то улица, соединяющая кафедральный Благовещенский собор с Успенским (колокольня коего превышает высотой московского Ивана Великого) и Покровским, показалась мазепинцам достойной присвоения имени самого знаменитого предателя украинской истории.

Тем не менее, было принято разумное решение: стерев из памяти города Халтурина – убийцу, по вине которого при покушении на императора Александра II в 1880 г. погибло 11 солдат, которые несли службу во дворце (все погибшие были героями недавно закончившейся войны с Турцией за освобождение Болгарии, за отличие призванные на службу в императорский дворец), Харьковский городской совет присвоил улице наименование «Соборный спуск». Однако мазепинцы не успокоились, сами изготовили и установили табличку с надписью «спуск Мазепи». Табличка провисела недолго, осталась лишь запечатленной на фото, ее снесли возмущенные горожане.

И вот теперь недремлющее око и жаждущая перемен сущность «семьи Мазеп» уперлись взглядом в находящуюся неподалеку от спуска большую площадь, которая с 1919 г. носила имя немецкой социалистки Розы Люксембург, а прежде ее достопримечательностью был большой дом купца Павлова, с 1830-х годов давший название площади — Павловская.

Справочник сообщает, что в день десятой годовщины независимости Украины, 24 августа 2001 г., на площади им. Р. Люксембург была установлена 16-метровая бронзовая колонна: фигура сокола на ее вершине имеет крылья, сложенные в форме трезубца. Образом для фигуры девочки у подножия колонны послужила 10-летняя Дарина Стрелец — первый ребенок, родившийся в Харькове после провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. Памятник (скульптор А. Ридный) окружен десятью флагштоками с государственными флагами Украины.

Говоря откровенно, эта малоэстетичная колонна прозвана харьковчанами «сокил на фаллосе», и в  этом контексте фигурка девочки, вздымающей руки, выглядит весьма педофилически, также отсылая нас и к древним культам фаллоса разных традиций.


Тот самый «сокил»

Поговаривали в какой-то момент, что площадь уже переименовали в Соборную, уже в честь новейшего «дня Соборности Украины», отмечаемого с 1999 г. И, должно быть, по этой причине с тех пор ходит в народе частушка лирника Матвея Славко:

Площадь Розы Люксембург

сдавеча Соборная!

Всё равно — в башке сумбур,

а в душе уборная.

В известном смысле название «площадь Мазепы» хорошо бы соотносилось с этим бронзовым «сокилом на фаллосе», особенно в свете нынешней пропаганды на Украине нацизма (уж больно «сокил» похож на символ германского рейха). Но харьковчане наверняка будут против присутствия имени украинского иуды в их жизни. К тому же вся скульптурная композиция и без того вызывает у горожан и приезжих большое недоумение и раздражение. Наш прогноз: в обозримом будущем она будет снесена, как худший из памятников в городе.

Так же возражают харьковчане и против установки в поселке Коломак Харьковской области памятника гетману Ивану Мазепе. Эта «стройка века» инициирована большим почитателем личности Мазепы оранжевым гауляйтером Харьковщины, банкиром-губернатором Арсеном Аваковым — человеком, решительно не говорящим по-украински. То ли этот образ ему личностно близок, то ли ему хотелось прогнуться под Ющенко, чьим ставленником он является, но пан Аваков года два-три назад лихо козырнул: отчитался перед главным мазепизатором Украины о закладке памятника в Коломаке. Дело с тех пор, к счастью, с мертвой точки не сдвинулось, заложенный камень подвергался обструкции и поруганию со стороны жителей Харьковщины, и вот 6 ноября тот самый Н. Мазепа сообщил, что теперь начался сбор средств на строительство памятника.

Не будем в этом процессе желать успеха организации «Семья Мазеп». Ее бы активность да, что называется, в мирных целях. Создана она, как сообщается, в 2008 г., насчитывает уже 50 человек и состоит из граждан Австралии, Австрии, Америки, Канады, Польши, России и Украины.

Мазепы, видимо, хотят всячески отметить круглейшую дату — ведь семидесятилетний И. Мазепа умер 22 сентября 1709 г. в Бендерах (ныне Молдова), пережив Полтавскую битву всего лишь на три с половиной месяца. Сердце иуды не выдержало передряг.

Быть может, его совесть замучила?

http://rusedin.ru/2009/11/11/%E2%80%A6plyus-mazepizatsiya-vsey-stranyi/
Записан
Люся С.
Старожил
****
Сообщений: 366


Божий мир - прекрасен


Просмотр профиля
Православная, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #57 : 19 Ноября 2009, 10:22:10 »

В Киеве будет установлен памятник Мазепе

Решение принято во исполнение Указа Президента Украины Виктора Ющенко «Об отмечании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украино-шведского союза».

По словам заместителя председателя КГГА Сергея Рудика, памятник будет построен на Площади Славы в Печерском районе Киева в течение 2009-2010 годов.

Министерство культуры и туризма Украины вместе со столичной мэрией провели конкурс на лучший проект памятника Ивану Мазепе.

Победителем стал авторский коллектив в составе скульптора Куща А.В., архитекторов Кухаренко Р.И., Мельникова И.П. и Лосицкого Ю.Г.

«Постамент выполнен из красного гранита, украшенного бронзовыми рельефами, – рассказал Сергей Рудик. – По замыслу авторов, скульптурную композицию гетмана Ивана Мазепы, который гарцует на резвом коне, дополнят рельефные изображения на постаменте, которые раскрывают разносторонность фигуры гетмана. Это строительство храмов и монастырей, развитие образования и культуры в Украине, его любовь и поддержка поэзии, музыки, а также государственно-политический аспект деятельности Мазепы»

Ответственным за сооружение памятника определенно коммунальное предприятие «Дирекция реставрационно-обновительных работ».

Финансирование будет осуществляться за счет средств Стабилизационного фонда, предусмотренных в государственном бюджете для выполнения функций столицы.

http://news.mail.ru/inworld/ukraina/culture/3060685/
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6955


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #58 : 19 Ноября 2009, 15:15:43 »

А вот такие памятники потом придется сносить.Без сожаления.
Записан
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #59 : 07 Декабря 2009, 20:00:17 »

История гетмана Мазепы как мифология национального предательства

Весь прошедший год – с осени 2008-го до осени 2009-го – прошёл в Украине под знаком возвеличивания Мазепы, и годовщины «батуринской резни», «украинско-шведского союза», рождения и смерти гетмана, равно как и поражения «украинско-шведского войска», должны были «работать» на его новый геройский имидж. Но что-то, видимо, не склеилось. Почему? Сказать трудно. То ли по объективным причинам. То ли потому, что наш президент, подобно мифическому царю Мидасу, к чему ни прикоснётся, сразу превращает… Но только не в золото… 
Да, видно, такова участь всех украинских «мидасов»…
 

Впрочем, согласно его указаниям, допущенные к кормушке «мазепинцы»-историки старались обелить Мазепу, насколько возможно, смещая акценты в пользу тех аргументов, в которых гетман представал в максимально выгодном для его поклонников свете, и игнорируя исторические условия, при которых измена Мазепы произошла.

В общем, они вовсю руководствовались украиноцентристским принципом. В результате этой работы получилось нечто невообразимое. Такой разброс мнений в стиле «мазепинского барокко», что сам Мазепа бы удивился. 
И началась другая мифология. Украинская… 
 

Каковы же основные аргументы «мазепинцев», в той или иной степени и форме оправдывающие гетмана в его главном «историческом» поступке? Поступке, который многие, почему-то, всё ещё руководствуясь «устаревшими представлениями» о чести и порядочности, «незаслуженно» называют предательством.
 

Для выяснения этого поставим соответствующие вопросы: предавал ли Мазепа или не предавал, а если и предавал, то почему, кого и за что? 
 

Первый вариант ответа - для самых необразованных и тупых - отрицает любую измену Мазепы, как таковую в принципе, так как трактовка перехода Мазепы на сторону шведов, как измены, с точки зрения «мазепинцев», исходит из банальной обиды или российского «имперского сознания».
 

Получается, на самом деле, конечно, никакого предательства не было, так как «союз» России и Украины:
 

1) являлся «личной унией» или военным союзом между Богданом Хмельницким и Алексеем Михайловичем, автоматически прекращающимся со смертью одного из них;
 

2) был договором равного с равным, где несоблюдение Россией взятых на себя обязательств по защите Украины и свобод украинского народа автоматически вело к политическому разрыву;
 

3) по-европейски образованными казаками толковался в духе западного права, согласно которому вассал мог поменять сеньора на законном основании. И не их вина, что Россия этого права не знала.
 

На самом деле любому исследователю этого периода ясно, что в основе данной аргументации лежат натяжки и допущения, не имеющие никакого отношения к специфике той эпохи, нарушающие один из главных принципов историка: рассматривать события в алгоритме исследуемого времени. И ни один документ этого периода, если он, конечно, не сфальсифицирован, ни одной из этих версий не подтверждает. 
 

Но «мазепинцев» это не смущает. И они предлагают следующее: «Вы посмотрите, какой Мазепа был хороший, - уверенно заявляют они. - Он был замечательным человеком во всех отношениях: добрым, интеллигентным, благородным, романтичным. Он писал стихи, влюблялся в женщин, играл на кобзе, читал умные книги, знал шесть языков». Иными словами, речь идёт о том, что личные качества гетмана не позволяют даже усомниться в том, что их обладатель мог совершить бесчестный поступок. А если и сделал, то как его для этого надо было достать?!

В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность. Вроде, первый раз не считается.
 

Что на это сказать? Да, конечно, всё правильно: в иных ситуациях можно допустить, что первый раз – не в счёт. Но как совсем не учитывать «переходов» Мазепы от Яна-Казимира к Дорошенко, а от Дорошенко – к Самойловичу? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую (мусульманскую), а потом на православную? Как быть с этим? Или этого не было? Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением.  И не потому что он был патологически бесчестным, но просто выше чести ставил свою выгоду.
 

Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация «не катит», «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена, как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. «Ну облажался. Дело житейское, - канючат «мазепинцы». - С кем ни бывает? Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете».
 

Мы - не против. Но чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо «историю» Мазепы политизировать. Ведь для людей он интересен, в первую очередь, не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине «на щит». 
 

Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подаёт её таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают её по-разному. Например, сакральными ценностями – любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу.
 

Согласно этой версии получается: да, измена была. Но она объясняется огромной любовью к стране. Причём, в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом, переводить «стрелки» с реального безнравственного поступка на чувства. В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, так как сделанное с любовью - если не исключает предательства, то, как минимум, его оправдывает. Ведь всё, что сделано с любовью и от сердца, угодно Богу. Таким образом, Бог как бы разделяет вину за предательство с тем, кто его так любил. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Бога с Мазепой камень…
 

В другом более ограниченном случае, где речь в первую очередь идёт о любви к Украине и её народу, даётся понять, что ради своей страны все средства хороши. Всё спишется и будет оправдано, так как освящено любовью. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве её отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине».
Применительно к Мазепе это могло бы звучать вот так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился? Аж, заболел весь. Но страна – превыше всего. Платон мне друг, но….»
 

В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику. Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей.
 

Второй вариант объяснения измены связан с культом прав и свобод. «В самом деле, - говорят «мазепинцы», - сколько можно было терпеть? Хватит пресмыкаться и подстраиваться под крепостнические нравы России. Пора жить свободно, своим умом, ни от кого не завися. И Мазепа попытался сделать это. Только время выбрал неудачное».
 

В этом случае акцент переносится с любви на свободу: «Мазепа - свободный человек и вправе был поступать так, как считал нужным, по совести, никого не спрашивая. Не зря говорят: делай, что должно, и будь, что будет. Иными словами, он сделал это, так как был свободным, измена - его личное дело, и не нам его судить».
 

Ну а если ещё учесть патриотические чувства «мазепинцев», то надо сказать, что изменить Петру I и России – это самое малое, что мог сделать настоящий украинский патриот, потому что они заслуживали гораздо более худшего. 
 

Понятно, что логика данного объяснения исходит из того, что «Украина – не Россия» и никакого отношения к ней не имеет. Собственно, как известно, украинские профессиональные патриоты пытаются всячески доказать эту очевидную для них мысль последние 150 лет. И если это так, утверждают они, то «решение Мазепы касалось только Украины. Причём здесь Россия? Это, не её собачье дело». Грубо говоря, у Украины – своя планета.
 

Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине тоже подавляющее большинство населения было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» всё время открещивались. Но это, как говорится, другой вопрос: ещё не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом. Ну а тем, кто заявляет, что это не правильно и нелогично, можно напомнить об особой украинской логике. Ведь умом Украину не понять. А поступок Мазепы – это наша особая украинская тайна. «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души и объяснять это мы вам не будем». 
 

Особую группу аргументации составляет обоснование измены, исторической необходимостью, то есть у Мазепы просто не было другого выбора. В рамках этой версии можно вспомнить:
 

- внутреннюю подлость и «имперское» коварство России: с ними можно было ещё мириться во время мира, но они становились совершенно нестерпимыми во время войны;
 

- феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских;
 

- козни коварного царя Петра, «по слухам» пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украины.

Иными словами, Пётр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством.
 

Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали. «Раз его предали, значит, заслужил, - утверждают «мазепинцы». - Давайте его и будем судить. Подумайте, чем заслужил Петр I иное отношение? Вспомните, как он ненавидел Украину. Что он сделал такого, чтобы его нельзя было бы предать? Или сам он никого не предавал? Просто Мазепа предал его первым».
Ну что ж, в этом случае нельзя отказать «мазепинцам» в логике. Только в логике предателей. Или в женском варианте осмысления по принципу "Женщины не изменяют. Они мстят".
 

Ещё один вариант объяснений включает в себя две совершенно разные, более того, противоположные версии, где измена гетмана объясняется желанием Мазепы спасти либо Украину, либо Россию. 
 

В первом случае, он, дабы не допустить поругания Украины, решил сам отдаться шведам. В более драматичной форме это обоснование подчёркивает: заранее понимая, что ему грозит, Мазепа, тем не менее, делает свой исторический выбор и сознательно жертвует собой дабы, если не спасти страну, то хотя бы показать украинцам пример самопожертвования во имя светлого украинского будущего. 
 

Во втором случае измена была лишь видимостью, так как Мазепа на деле не предавал Петра I. Его поступок был вызван необходимостью спасти Россию. И он перешёл на сторону Карла XII, чтобы:
- заманить шведскую армию на Украину и здесь её прикончить;
- войдя в доверие к Карлу XII, выкрасть шведского короля при удобном случае и тем самым покончить с войной раз и навсегда;
- своей открытым и показательным предательством консолидировать противников шведов вокруг Петра I и оправдать его жёсткие действия по искоренению внутренней измены.

Жаль только, Петр этого самопожертвования гетмана не оценил и воспользовался им, чтобы Мазепу окончательно скомпрометировать. 
 

Последний вариант мне особенно нравится своей аномальной парадоксальностью. Однако следует сказать, что сторонников этого совсем «парадоксального варианта» обоснования измены среди «мазепинцев» совсем немного, так как он уже более похож на издевательство. Впрочем, как и другая имеющая место версия, объясняющая измену исторически сложившейся ментальностью украинцев: «В Украине все так делают. Ничего особенного. Так было до Мазепы, так будет и после. Разве был такой украинский гетман, чтобы никого не предавал? Не стоило Петру I эту проблему вообще брать в голову и принимать слишком близко к сердцу. Ишь, обидчивый какой. Будто раньше предателей никогда не видел. Не понял, что национальная забава у нас такая. И если кто кого у нас не предал, так вроде, как и не жил вовсе».
 

От этого систематизированного изложения версий обоснования измены гетмана перейдём к другому вопросу: кого он предал?

Вариантов ответа несколько:
- Петра I;
- Россию;
- союзников;
- украинский народ;
- православную веру. 
 

Но вот здесь, в отличие от предыдущего обоснования, я бы вариантов не разделял. Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают.
 

Вспоминают, как предателя, как бы ни объясняли, оправдывая, его измену «мазепинцы». Вспоминают так, потому что это правда. Потому что сама попытка рассмотреть предательство, как подвиг, является не только новым предательством по отношении к народной памяти и украинской истории, где уже народ предаёт своего «незаслуженно заклейменного предателем гетмана-героя», но и является средством воспитания у людей представлений о предательстве, как общепринятой социальной нормы. 
 

«Зачем это нужно власти?» – спросите вы. Но это уже другая история…

Ставицкий Андрей Владимирович,  заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Севастопольского филиала СПбГУП, доцент кафедры истории и международных отношений Черноморского филиала МГУ, кандидат философских наук
« Последнее редактирование: 07 Декабря 2009, 21:42:34 от Олег Борисович » Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!