Русская беседа
 
27 Октября 2020, 01:25:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7
  Печать  
Автор Тема: Мазепа - это преданный анафеме клятвопреступник  (Прочитано 36060 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83347

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #60 : 08 Декабря 2009, 00:10:42 »

Ющенко надеется отыскать документальные доказательства своего родства с Мазепой

КИЕВ. Президент Украины Виктор Ющенко исследует свои корни и не исключает, что его род связан с родом Ивана Мазепы. Об этом Ющенко сказал в прямом эфире Житомирской областной телерадиокомпании в воскресенье, сообщает "NEWSru.com".

"Моя родословная ведется от Петра Ивановича Калнышевского, его мама уроженка села Хоружевка по фамилии Ющенко", - сказал президент. "Когда мы говорим об Иване Степановиче Мазепе, так, в его Совете под 11 номером стоял Ющенко, я думаю, докопаюсь до своей родословной, я дошел до седьмого колена", - поведал Ющенко.

Он также сообщил, что недавно в Швеции при работе над архивами гетмана Мазепы нашли родословную Ющенко. "Сейчас надо только идентифицировать, потому что я казак, мы все казаки, так как все - украинцы", - сказал Ющенко.

У самого Ющенко пятеро детей и, по собственным словам, "чудесная жена".

Напомним, Мазепа был соратником Петра I, но в годы Северной войны изменил присяге, данной царю, и перешел на сторону шведов. После его ухода многие украинские казаки остались верны Петру I и принимали участие в Полтавской битве на стороне России. Гетмана воспринимали как предателя. Как клятвопреступник он был отлучен от Церкви и предан анафеме. Тем не менее, Ющенко и некоторые другие украинские политики, а также некоторые историки вопреки фактам считают Мазепу борцом за независимость Украины.

В этом году отмечалось 300-летие Полтавской битвы. В марте этого года также исполнилось 370 лет со дня рождения гетмана.

Первый памятник Мазепе на Украине открыли в августе этого года в Чернигове. Кроме того, в 2007 году Ющенко подписал указ о возведении памятника Мазепе в Полтаве.

http://www.sedmitza.ru/news/885147.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83347

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #61 : 08 Декабря 2009, 00:13:49 »

Полагаю, что гнилолицый Ющенко, ещё немножко покопавшись в с своих корнях, запросто найдет родство с Иудой Искариотским. Хотя можно и не копаться, и так родство прёт наружу.

А.В.
« Последнее редактирование: 08 Декабря 2009, 00:28:52 от Александр Васильевич » Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3232


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #62 : 08 Декабря 2009, 00:43:11 »

Полагаю, что гнилолицый Ющенко, ещё немножко покопавшись в с своих корнях, запросто найдет родство с Иудой Искариотским. Хотя можно и не копаться, и так родство прёт наружу.

А.В.

Ну папочка то у него из концлагерных полицаев. Факт известный. Так что его родство с анафемствованным Мазепой меня и всех нормальных людей только порадует.
Записан

Андрей
John W
Новичок
*
Сообщений: 44


Просмотр профиля WWW
православный
« Ответ #63 : 09 Декабря 2009, 15:29:28 »

Полагаю, что гнилолицый Ющенко, ещё немножко покопавшись в с своих корнях, запросто найдет родство с Иудой Искариотским.
Эх, опередили Вы меня, Александр Васильевич.
Записан
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #64 : 09 Декабря 2009, 16:08:00 »

Так уже нечто похожее было...

Владислав Якушев
Родословная Ющенко: реальная и мифическая
03/ 09/ 2008
 
В марте 2002 года земляки подарили президенту Ющенко генеалогическое древо, содержащее информацию о роде Ющенко вплоть до 18-го столетия. Историк и писатель Данило Кулиняк, исследуя родословную Ющенко, пришел к выводу, что президент Ющенко ведет свой род от последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, и углубившись дальше в историю, отследил родственный след оранжевого президента вплоть до времен Богдана Хмельницкого. Однако, проведя собственные исследования, я пришел к выводу, что родословная, подаренная президенту, неправильная или неточная. Так кем же в действительности были предки президента Украины?   

Приехав в 2002 году на родину, Ющенко был приятно удивленн подарком земляков. Сумчане вручили Виктору Андреевичу его собственную родословную, по которой он мог проследить корни своего рода вплоть до 18 века. Больше того, оказалось, что село Хоруживка, в котором Виктор Андреевич родился, основана его далеким предком, и не каким-нибудь обычным крестьянином, а Петром Калнышевским - последним гетманом Запорожской Сечи!

Подарок и сообщение о родственной связи с легендарным гетманом очень порадовали президента. С того времени на вопрос журналистов: „Какой подарок вам запомнился более всего?" Ющенко непременно отвечает: „Генеалогическое дерево!" - и прибавляет, - „Род Ющенко ведет свое начало от запорожского казака Петра Калнышевского-Ющенка, который основал хутор Хоруживку". 

Писатель и историк Данило Кулиняк в своей книге "От Калныша вести" ... приводит исторические источники, цитируя старинные книги и архивные данные. Прочитав его работу, можно убедиться, что родственная связь между Виктором Ющенко и гетманом Петром Калнышевским действительно существовала. Кулиняк убедительно доказывает, что у Калнышевского был брат Нечипор Ющенко. Более того, Данило Кулиняк продолжает родословную Ющенко вплоть до времен Богдана Хмельницкого!

Парадокс заключается в том, что, проанализировав материалы, собранные Кулиняком, приходишь к выводу, что генеалогическое дерево, которое подарили Ющенко земляки, неверное или неточное.

Давайте попробуем разобраться в ситуации сами. Начнем с того, что поставим себе вопрос, а действительно ли Ющенко пра-пра...-правнук Петра Калнышевского? 

Есть ли связь между Ющенко и Калнышевским?

Петр Иванович Калнышевский  родился в 1691 году в селе Пустовойтовци. Он был старейшим сыном в семье, но не единственным. Как сообщает Кулиняк, об этом свидетельствуют несколько документов. Первый документ нашел во время своих путешествий краевед Феодосий Иванович Сахно. С 1771 года во всех церквях городка Смелого, что в 15 километрах от Пустовойтовцев, были заведены новые метрические книги, в которых обязательно отмечали рождение, браки и другие заметные события села. В этих книгах упоминается имя Афанасия Калнышевского. Малоизвестное исследование украинского историка  Александра Рябинина-Скляревского: "Запорожские мятежи и правящий класс Коша, 18 столетие" тоже содержит данные о братьях Петра Калнышевского.  Сохранились также переписка Калнышевского с семьей, в частности с братом, посполитым Нечипором Ющенко, казацким старшиной из Хоруживки.

Есть  и другие доказательства - книга «Архив Коша Новой Запорожской Сечи» (описание дел 1713-1776) (Киев, „Наукова думка", 1994). В этой книге есть запись за номером 253: «1776 - 1770 гг. - «Писма партикулярныя 1769 - 1770 годов». - 162 [102] арк.  А.О.Скальковского: «Частная переписка».)

Эта частная переписка атамана Петра Калнышевского и писаря Ивана Глобы. Калнышевскому писали: Самуил (монах Самарского монастыря)... купцы Немытовы из Царичанки относительно продажи коней; родственники - Иосиф Калнышевский и Никифор Ющенко...

Доказательство того, что Ющенки издавна селились в Сумской области, есть и в книге «Описания Левобережной Украины» (Киев, „Наукова думка", 1997), где напечатан перечень пахотных земель, которые вошли в двухверстную границу вокруг города Глухова, в Сумской области. Среди владельцев этих земель указанны: дворянин Лукьян Ющенко, казак Денис Ющенко, казак Петр Ющенко и почтальон Михаил Ющенко.     

Итак, принимая во внимание все вышесказанное, можно с уверенностью констатировать связь рода Калнышевских и Ющенко, и большую вероятность того, что Виктор Андреевич - потомок именно того Никифора Ющенко. 

Расхождения в исторических данных и родословной

Возможно, Данило Кулиняк, который так виртуозно доказал связь президента Ющенко с гетманом Калнишевським, не заметил, что во время доказательства опроверг информацию, указанную в подаренной Ющенко родословной, которую можно увидеть на официальном сайте Виктора Ющенко. Прежде всего, в родословной отсутствует имя Нечипор. Единственное похожее имя, дата под которым вкладывается в нужный нам период времени - Никифор. Предположим, что это одно и то же имя.  Но где же тогда сам Петр Калнышевский? В родословной лишь два имени „Петро", но, если верить родословной, ближайший к Никифору Петр приходится ему не братом, а отцом.

Вот что пишет дальше Данило Кулиняк: „Из письма сумского мещанина Григория Швеца, датированного 1 октября 1768 года, адресованного Петру Калнышевскому, вытекает, что у последнего кошевого было две сестры. Григорий Швец - сын одной из них, Агафьи. Были на Сечи в Кущивском курене Андрей и Давид Калныши. Из переписки Петра Калнышевского известно, что у него был еще и племянник Стефан Чемерис и племянник Роман, брат Нечипора Ющенко - казацкий старшина из Хоруживки".

Из упомянутых имен в родословной можно найти имена Агафья и Давид. Для одного из указанных в родословной Петров Агафья - внучка, для второго - двоюродная сестра. Для второго Петра - Давид - брат, для первого - седьмая вода на киселе.

Лучше оставим родовое дерево в покое, пока мы окончательно не запутались в его корнях. Посмотрим, что же еще пишет Данило Кулиняк. А дальше Данило подает отрывок из письма краеведа Феодосия Сахна из городка Смилывое. Он работал над историей населенного пункта, в котором проживал и случайно натолкнулся на данные о Ющенко. Сахно пишет  писателю Алексею Ющенко.  Письмо датировано 22 июля 1971 г. Вот этот отрывок:  „Самые дальние из известных Ваших предков были казаки - брат Федор и Алексей Ющенки, что принадлежали к Белоцерковскому полку, которым командовал Михаил Громыко. Об Алексее Ющенко есть запись в реестре всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королем Яном Казимиром, который составлен 18 октября 1649 года. Богдан Хмельницкий поручал им ответственные задачи при тайной переписке с Алексеем Михайловичем Романовым".

Ого! Так вот кто носил письма от Хмельницкого русскому царю!

„В "Актах Юго-Западной России" (СПБ, 1878 г.) есть запись, которая свидетельствует, что в декабре 1653 года казак Федько Ющенко привез от Богдана Хмельницкого письма к Переясловскому полковнику Павлу Тюре..."

Ющенки остались у Тюри, а когда в марте 1645 года Тюря, который входил в казацкое посольство в Петербурге,  выпросил себе грамоту на городок Смелое и заселил окружающие земли своими людьми, среди них были и Ющенки. Читаем дальше:

„Именно Ющенки и еще Иван Хоружий и Никон Хоружий основали здесь село Хоруживку".

Все логично, все верно, и название села пошло от фамилии основателей. Не называть же его Ющенковка, но даже не это главное. Получается, что Хоруживку основали еще за 40 лет до рождения Петра Калнышевского. Итак, информация, которую предоставили Виктору Ющенко, не совсем верная.

Потомок Чингисхана

Октябрь 1768 г. Крымский хан Крим-Гирей присылает кошевому Калнышевскому грамоту с предложением возвратить запорожцам купцов, казаков, чумаков, которых захватили, как ясырь, татары. В скором времени Крим-Гирей освобождает всех пленных, не требуя ничего взамен - без всяких условий!

  Калнышевский входит в контакт c татарами, и те возвращают пленных. Как он это сделал?  Объяснение, опять таки, не подозревая об этом, нашел и изложил в своей книге „От Калныша вести" Данило Кулиняк. Вот они: брат Калнышевского, посполитый Нечипор Ющенко, в 1768 г. пишет, как обручил свою дочь с сечевым казаком Семеном Тугай-беем. 9 января состоялась свадьба, и Нечипор пишет: "Через Егора, зятя моего Тугай-бея, нижайший уклон и подарок посылается".

Дата письма, которое пришло от  Крим-Гирея, совпадает с датой письма, которое Калнышевский получил от Ющенко. Дата свадьбы совпадает с датой освобождения татарами пленных украинцев.

Фамилия зятя Нечипора Ющенко какая-то странная. Согласитесь, Тугай-бей - не типичная фамилия для казака.  Итак, можно предположить, что, ради политической игры с Петербургом, Калнышевский уговаривает своего брата Ющенко отдать свою дочурку за родственника  Крим-Гирея (родственник по имени Тугай-бей у него действительно был).

Вот тебе и раз! Оказывается, что к родословной президента надо дорисовать еще несколько татарских ветвей. Здесь, если покопать, можно найти связь Виктора Андреевича с Чингисханом!

http://rian.com.ua/authors/20080903/77990075.html
« Последнее редактирование: 09 Декабря 2009, 19:30:33 от Олег Борисович » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #65 : 09 Декабря 2009, 19:35:39 »

Полагаю, что гнилолицый Ющенко, ещё немножко покопавшись в с своих корнях, запросто найдет родство с Иудой Искариотским. Хотя можно и не копаться, и так родство прёт наружу.

А.В.
Гены берут своё 
Записан

С ув. прот. Георгий
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #66 : 10 Декабря 2009, 09:53:39 »

...фамилия Ющенко образована от имени Иосиф, которое в переводе с древнееврейского языка означает "Божья награда". В украинских говорах оно часто произносилось как "Юсько" или "Юско". Вместе с суффиксом -енко фамилия Ющенко дословно означает "сын Юська".
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3232


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #67 : 10 Декабря 2009, 19:32:35 »

...фамилия Ющенко образована от имени Иосиф, которое в переводе с древнееврейского языка означает "Божья награда". В украинских говорах оно часто произносилось как "Юсько" или "Юско". Вместе с суффиксом -енко фамилия Ющенко дословно означает "сын Юська".

Да уж, смесь гремучая! Потомок шинкаря и Чингис-Хана, [-----] !
Кстати о Чингис-Хане, хотя и не в тему. Наводит на размышление тот факт, что Римский папа объявил крестовый поход на Русь практически одновременно  (по годам) с таким же решением Чингис-Хана. А также факты общения Чингис-Хана с генуэзцами и то, что к тому времени иудейская община в Китае была уже весьма влиятельна. Смех-смехом, а вот так вот.
Уважаемый Андрей! Я убрал вульгарное восклицание. Прошу Вас не опускаться до уличных манер. Хотелось бы не видеть на Русской Беседе пошлости и местечкового юмора.
Модератор Владимир К.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2009, 20:21:49 от Владимир К. » Записан

Андрей
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83347

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #68 : 10 Декабря 2009, 19:57:23 »

Кстати о Чингис-Хане, хотя и не в тему. Наводит на размышление тот факт, что Римский папа объявил крестовый поход на Русь практически одновременно  (по годам) с таким же решением Чингис-Хана. А также факты общения Чингис-Хана с генуэзцами и то, что к тому времени иудейская община в Китае была уже весьма влиятельна. Смех-смехом, а вот так вот.

Да, Чингис-хан захватил тогда и Китай и образовалась новая династия (монгольская) Юань. Но всё осталось по-прежнему. Об иудейской общине историки говорят, что эта община образовалась после первого рассеяния в результате Вавилонского пленения. Эта община была обнаружена в средние века, когда первые европейцы проникали на территорию Китая. Но эти иудеи не исповедовали талмудизм. Вообще же в силу анатомических особенностей китайцев некоторые жидовские мудрецы приписывают полуторамиллиардный Китай себе, считая китайцев "натурально обрезанными". Ссылки на такие высказывания есть в интернете (и в научной литературе тоже). Есть исследователи, которые причисляют Мао Цзэдуна к иудейской общине, на мой взгляд, небезосновательно.

Во Христе
А.В.
 
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3232


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #69 : 11 Декабря 2009, 01:49:27 »

Кстати о Чингис-Хане, хотя и не в тему. Наводит на размышление тот факт, что Римский папа объявил крестовый поход на Русь практически одновременно  (по годам) с таким же решением Чингис-Хана. А также факты общения Чингис-Хана с генуэзцами и то, что к тому времени иудейская община в Китае была уже весьма влиятельна. Смех-смехом, а вот так вот.

Да, Чингис-хан захватил тогда и Китай и образовалась новая династия (монгольская) Юань. Но всё осталось по-прежнему. Об иудейской общине историки говорят, что эта община образовалась после первого рассеяния в результате Вавилонского пленения. Эта община была обнаружена в средние века, когда первые европейцы проникали на территорию Китая. Но эти иудеи не исповедовали талмудизм. Вообще же в силу анатомических особенностей китайцев некоторые жидовские мудрецы приписывают полуторамиллиардный Китай себе, считая китайцев "натурально обрезанными". Ссылки на такие высказывания есть в интернете (и в научной литературе тоже). Есть исследователи, которые причисляют Мао Цзэдуна к иудейской общине, на мой взгляд, небезосновательно.

Во Христе
А.В.
 

Я свои знания по теме Китай-Жиды приобрёл из книги Р.Русакова "Дыхание драконов (Россия, Китай и евреи)", Москвитянин, М., 1995г. Монография писалась с 1974 года и декларируется как первая по теме с 1917 года.
Записан

Андрей
Дмитрий Васильев
Постоялец
***
Сообщений: 120


Просмотр профиля
Русская Православная церковь
« Ответ #70 : 11 Декабря 2009, 13:49:36 »

Цитировать
Президент Украины Виктор Ющенко исследует свои корни и не исключает, что его род связан с родом Ивана Мазепы.

Не так давно другой президент собирался доказать, что он потомок Прометея...
Записан

Дмитрий
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3232


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #71 : 11 Декабря 2009, 20:35:10 »

Кстати о Чингис-Хане, хотя и не в тему. Наводит на размышление тот факт, что Римский папа объявил крестовый поход на Русь практически одновременно  (по годам) с таким же решением Чингис-Хана. А также факты общения Чингис-Хана с генуэзцами и то, что к тому времени иудейская община в Китае была уже весьма влиятельна. Смех-смехом, а вот так вот.

Да, Чингис-хан захватил тогда и Китай и образовалась новая династия (монгольская) Юань. Но всё осталось по-прежнему. Об иудейской общине историки говорят, что эта община образовалась после первого рассеяния в результате Вавилонского пленения. Эта община была обнаружена в средние века, когда первые европейцы проникали на территорию Китая. Но эти иудеи не исповедовали талмудизм. Вообще же в силу анатомических особенностей китайцев некоторые жидовские мудрецы приписывают полуторамиллиардный Китай себе, считая китайцев "натурально обрезанными". Ссылки на такие высказывания есть в интернете (и в научной литературе тоже). Есть исследователи, которые причисляют Мао Цзэдуна к иудейской общине, на мой взгляд, небезосновательно.

Во Христе
А.В.
 

Александр Васильевич, в указанной мной книге говорится, что были там общины разные, в том числе и исповедующие талмудизм. К тому же я не думаю, что талмудизм является обязательным условием формирования этими иудеями (сложившимися крепкими местными торговцами с крепкими связями с европейскими иудеями) нужных идей в головах тогдашней верхушки Китая и монголов.
Записан

Андрей
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83347

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #72 : 23 Января 2010, 18:16:38 »

Протоиерей Александр Новопашин: "Это позорная награда позорному человеку от позорного человека"

Известный священник о награждении Крестом Ивана Мазепы главы "киевского патриархата" Филарета (Денисенко) …



"Замечательно, что Ющенко наградил Филарета (Денисенко) Крестом Ивана Мазепы. Это позорная награда позорному человеку от позорного человека. Господь все поставил на свои места. Теперь абсолютно ясно, откуда растут рога, кто чем дышит, и каковы задачи того или иного человека. Я затрудняюсь ответить, насколько психически здоров Ющенко, вероятно, свои последние указы он принял от бессильной злобы, стараясь сделать хоть что-то, что ему не удалось совершить при длительном охаивании всего, связанного с историей России, и с прославлением всего того, что связано с подлостью в отношении России. Ему не удалось этого совершить до конца, поэтому он, видимо, решил, уходя, громко хлопнуть дверью", - заявил в интервью "Русской линии" известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин в связи с награждением знаком отличия президента Украины - Крест Ивана Мазепы главы так называемого "киевского патриархата" Филарета (Денисенко).


Лже-патриарх Михаил (Филарет) Денисенко

В указе Виктора Ющенко, опубликованном на сайте президента Украины, сказано, что Денисенко удостоен этой награды "за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность".

"Полагаю, что Денисенко удовлетворен этой наградой, - сказал протоиерей Александр Новопашин. - Денисенко достиг того, к чему стремился. Он заслужил эту награду. Как говорят, по Сеньке и шапка. В связи с этим мне вспоминается один случай, когда в мавзолее, где захоронен труп Ленина, прорвало канализацию, и тело "вождя" оказалось залито нечистотами. Тогда Патриарх Тихон правильно сказал: "По мощам и елей". В отношении Денисенко можно сказать - по делам и награда. Ющенко вручил Денисенко именно ту награду, которую тот заслужил. Руками нечестивых Божие дело иногда тоже совершается. А если Денисенко удовлетворен наградой, то пусть он ходит с наградой предателя".

Русская линия

http://www.rusk.ru/news_rl/2010/01/23/protoierej_aleksandr_novopashin_eto_pozornaya_nagrada_pozornomu_cheloveku_ot_pozornogo_cheloveka/
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #73 : 23 Января 2010, 21:06:27 »

Эдакий кавалер ордена "Иуды", некоторые историки утверждают, что Пётр Алексеевич приказал для перебежного гетьмана изготовить пудовый орден и назвал его вышеозначенным именем, однако вручить не успел-предатель ещё раз сбежал, и вот спустя века "награда нашла героя" 
Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 83347

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #74 : 27 Октября 2010, 10:38:09 »

О канонической состоятельности анафемы И.Мазепе

Доклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»



Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».


Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Поэтому нельзя не задаться другим вопросом: кому и зачем сегодня необходимо церковно реабилитировать, отлученного от святой Церкви почти 300 лет назад, клятвопреступника?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь - погрешима, а наложенная ею анафема - вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признает недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику - Михаилу Антоновичу Денисенко (лжепатриарху Филарету). Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь - это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдут годы, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить.

Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода (конца 1990-х годовю. - А.Н.). Наиболее выразительной из них можно считать статью Оксаны Хомчук "Мазепа и Филарет", опубликованную в журнале "Украинцы Америки за Киевский Патриархат" и сразу переизданную в Киеве отдельной брошюркой. Сравнив жизненный путь и особенности карьеры гетмана Мазепы и митрополита Филарета, она находит, что «повторения судьбы, подвига, воздаяния и обстоятельств были просто разительными...». «Через 289 лет после знаменитой анафемы, принятой 23 листопада 1708 года, наложившей тень на славу и гордость украинского народа - великого гетмана Ивана Мазепу, Русская Церковь проклинает Патриарха Украины. А мы можем только признать с недоумением, что нация допустила повторение большего позора. Что 289 лет ушло на то, чтобы колесо украинской истории повернулось и остановилось», - писала она»[1].

На конференции *Научный православный взгляд на ложные исторические учения*Кроме того, таким шагом (который, уверен, не состоится) священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990- е годы торжественно снял с Мазепы анафему. И это показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета.

Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Давайте разберем их и убедимся, действительно ли это аргументы.

1. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления.

Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.

Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву Помазаннику Божию, данную на Святом Кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский... сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную»[2].

Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.

25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон... в клятвопреступлении... обличенный, да будет извержен от священного чина»[3]. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима (Милаша): «Если какое- либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога...»[4].

Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия[5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам - таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия[6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» (свидомый - осознанный, сознательный) священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе...

Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни (историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам[7]). Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский... привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8].

Следующие факты подтверждают слова анафемы.

А. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа... вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)» [9].

Б. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г., декабря 1 -го» содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы «под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [7].

Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». «Наглядный пример - иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» (Шестаков В. Как шведы украинцам независимость несли // http://news2000.org.ua/f/41759).

«На V Толедском Соборе (633 г.) поражались анафемою все домогавшиеся царского сана, без всяких на то прав по своему происхождению... а также злословившие государя» [14].

«О греках известно, что анафема дерзающим на бунт произносилась в XI- XIV веках... Так подпал анафеме в XII столетии, по свидетельству византийского историка Киннама, Андроник Мануил. "Этот изменник, враг отечества делал из Персии частые набеги на Римские пределы, поработил множество людей и военную добычу передавал персам, за что Церковию был предан анафеме" (Иоанн Киннам. Визант. историки. Изд. Спб. Дух. Акад., 1859 г. Т. I, стр. 278)»[15].

Поразительно, сколь похожи причины предания анафеме Андроника Мануила Константинопольской Церковью в XII веке и Мазепы Русской Церковью в XVIII веке!

Общеизвестно, что Русской Православной Церковью в течение истории предавались анафеме самозванец Лжедмитрий - Гришка Отрепьев, Степан Разин, Емельян Пугачев. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме.

Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе - это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви.

2. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение.

И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором... А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу... за такое его богомерзкое... дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16].

Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором.

В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями - Черниговским Иоанном (Максимовичем) и Переяславльским Захарией (Корниловичем). «Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых тайн всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю» [17]. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных?

Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом (по крайней мере, кафедральном) храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.

3. Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе.

Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева[18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца?

Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков»[19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора?

4. Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.п.

(Окончание следует)
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!