Русская беседа
 
25 Апреля 2024, 11:25:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 12-я по Пятидесятнице  (Прочитано 3552 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 04 Сентября 2011, 16:40:08 »





http://f-georgiy.livejournal.com/89413.html
« Последнее редактирование: 27 Августа 2023, 13:25:18 от Александр Васильевич » Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103701

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Сентября 2013, 09:56:54 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 12-я по Пятидесятнице


Мф., 79 зач., 19, 16–26

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.



Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?

Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством – не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все – всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».

Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, – ответил ей Святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».

Вечная жизнь – это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос – это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», – говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.

Вечная жизнь – жизнь, которой живет Христос Бог. Она – любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом – это служить людям, за которых Христос умер.

Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.

Но если такой человек погибает – не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми – то кто же может спастись? »Человекам это невозможно, – отвечает Христос, – но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один – рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.

Путь на небо – для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду – говорит Христос – пройти сквозь игольное ушко – чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.

Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным – толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.

Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3551.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103701

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 15 Сентября 2013, 10:01:58 »

Путь к вечному блаженству

Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице



В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос реша­ет важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указывает ему на заповеди, данные людям от Бога через Мои­сея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу и без любви к ближнему невозможно любить Бога, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Котораго не видит? - говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 20). Итак, Господь говорит богатому юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, именно: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почи­тай отца и мать и люби ближнего своего как самого себя».

Да, важный вопрос Господь решает для нас в нынешнем Евангелии, - вопрос касательно того, как, какими путями до­стигнуть жизни вечной? Нет ничего вернее смерти: все умрем и телами нашими обратимся в прах, в землю, из которой созда­ны вначале, а души наши бессмертные, по образу и подобию Божию сотворенные, восхищены будут на суд к Богу, ибо че­ловекам положено однажды умереть, а потом суд, - говорит апостол (Евр. 9, 27), - суд частный над душой каждого отходя­щего отселе человека; на нем решается участь человека до по­следнего, всеобщего суда над всем миром по воскресении всех мертвых. Потому, ввиду неизбежности смерти для каждого из нас по телу, весьма важно и необходимо каждому из нас удов­летворительно разрешить себе вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Жизнь вечная за гробом есть не­сомненно, как несомненно же есть и мука вечная, и здешняя краткая жизнь дана нам Богом для приготовления к будущей жизни, ей же не будет конца во веки веков. Этот важнейший вопрос жизни Господь и решает вполне богатому юноше, а с ним и всем нам. Если хочешь, говорит, войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди. «Какие?» - спрашивает юноша. А Гос­подь ему отвечает: не убивай, не прелюбодействуй и прочее, как вы уже слышали. Не много слов, не много заповедей, а как они важны, потому что от исполнения их зависит жизнь веч­ная каждого из нас. Яко сотворивый та человек, жив будет в них, - говорит Писание (Рим. 10, 5). Итак, необходимо остано­виться на этих заповедях и войти глубже в их смысл, чтобы ви­деть всю необходимость и пользу их исполнения и широту их приложения к жизни.

Первое слово сказано: Не убивай; под ним разумеется много других подобных повелений, а именно: не обижай, не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись, не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего человеко­убийца есть, - говорит апостол (1 Ин. 3, 15); не будь дерзок словом или рукой; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не то­ми непосильными трудами подручных твоих; спасай погибаю­щих, если можешь, например голодных, утопающих; сам себя не изнуряй непосильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не пре­давай диаволу душ, искупленных бесценной кровью Господа Иисуса Христа. Вот сколь широкий смысл этой заповеди.

Далее Господь говорит: Не прелюбодействуй не только де­лом, но и мыслью, нечистым зрением, вожделением; брось вся­кое блудное мечтание, и воображение, и все то, что ведет к пре­любодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтение нескромных, соблазни­тельных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с  вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (Мф. 5, 28). Старайся о чистоте помыслов и чувствований, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, под­чиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.

Далее говорится: Не крадь; тут разумеются не только кража, но и тунеядство, и мздоимство, или взяточничество, и лихоим­ство, или разорительные для бедного проценты, которые берет заимодавец, и разная неправедная нажива, прием вещей заве­домо краденых; картежная разорительная игра, через которую картежник крадет у своих родителей и родственников или у жены и детей или просто у себя самого деньги или достояние семейное; и наконец, тот, кто не подает милостыни бедным, имея к тому полную возможность, ибо избытки дает Господь для помощи бедным; если же этого кто достаточный не делает, то похищает собственность ближних и утаивает дар Божий.

Далее говорит Господь: Не лжесвидетельствуй, или не кле­вещи на ближнего, ибо от клеветы, осуждения, пересудов, на­смешек и лжесвидетельства люди весьма сильно страдают, лишаются доброго имени, сочувствия, бывают гонимы, при­тесняемы, лишаемы места служения и средств к жизни, а ино­гда, не имея сил вынести клеветы, сами себя лишают жизни. Из-за лжесвидетельства и клеветы Сам Господь Иисус Хрис­тос доведен был до креста и смерти самой поносной. Ужасное зло - клевета! И святой царь-пророк молит Бога об избавле­нии его от клеветы: Избави мя от клеветы человеческия, и со­храню заповеди Твоя (Пс. 118, 134).

Почитай отца и мать, далее говорится. За почтение к ро­дителям Господь обещает благополучие и долголетие в здеш­ней жизни и блаженство вечное в будущей. Родителям мы обязаны жизнью и большей частью самим воспитанием, по крайней мере первоначальным, и, казалось бы, нет ничего лег­че и естественнее, как почитать родителей. А между тем на де­ле, особенно в нынешнее время, бывает нередко напротив: дети тяготятся своими родителями, отказывают им в должном почтении, грубят им и поносят их в лицо, ни за что считают их любовь, заботы и попечения, бывшие о них; не помогают им, не поддерживают их в бедности, старости и болезни. Но горе им, если не образумятся, - не добро им будет и в здешней жиз­ни и вечная мука в жизни будущей. Досадители, - говорит апостол, - Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Люби ближняго как самого себя, - говорит заповедь, т. е. береги его, как себя бережешь; желай ему того же, чего себе; поступай с ним так же, как желаешь, чтобы поступали с тобой; молись за него так же, как за себя, за живого или за умершего; делай для него что-либо доброе и полезное так же, как и для себя дела­ешь, ибо мы все - дети одного Отца - Бога, искуплены одной кровью, чада одной матери - Церкви, ожидаем все общего царства.

Вот какие заповеди ведут в жизнь вечную! Юноша похвалялся, что все эти заповеди сохранил, но на поверку вы­шло, что далеко не достиг совершенства в исполнении их, ибо всем сердцем привязан был к богатству и, значит, не любил искренне ни Бога, ни ближнего, ибо Господь говорит да и опыт подтверждает, что невозможно работать Богу и богат­ству (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13), как невозможно служить двум господам. Он отошел от Спасителя с печалью, когда Господь ради совершенства его предложил продать имение и раздать нищим, ибо видел, что оно связывало его душевные стопы.

 Господь поэтому и сказал, что трудно богатому войти в Цар­ство Небесное - труднее, чем верблюду сквозь игольные уши пройти. Но, что трудно и невозможно для людей, то удобно для Бога, ибо Бог может и богача сделать милостивым, как и есть многие из богатых истинно милостивые, и богача может сделать добродетельным и наследником Царства Небесного, если он не будет противиться воле Божией, а усердно будет исполнять ее. Вот вам и толкование на нынешнее Евангелие. Запомните и по силе своей старайтесь исполнить. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://www.pravoslavie.ru/put/1769.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103701

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Августа 2014, 22:31:38 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 12-я по Пятидесятнице


Мф., 79 зач., 19, 16–26

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.



Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?

Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством – не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все – всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».

Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, – ответил ей Святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».

Вечная жизнь – это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос – это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», – говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.

Вечная жизнь – жизнь, которой живет Христос Бог. Она – любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом – это служить людям, за которых Христос умер.

Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.

Но если такой человек погибает – не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми – то кто же может спастись? »Человекам это невозможно, – отвечает Христос, – но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один – рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.

Путь на небо – для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду – говорит Христос – пройти сквозь игольное ушко – чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.

Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным – толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.

Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3551.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103701

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 29 Августа 2014, 22:43:18 »

Благочестие без Бога

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице



В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как ко Господу пришел богатый юноша. Он не просто пришел — он побежал к Нему, едва увидев. Он преклонил колена пред Господом во вдохновенном порыве. Кажется, все готов он отдать Господу, но Господь охлаждает его пыл. Вот заповеди, говорит Он, и вот Бог.

Как часто люди хотят узнать самые главные тайны жизни, достичь подлинного совершенства — но когда Бог назначает цену, тогда все вдруг меняется, и прежний прекрасный наш порыв куда-то исчезает.

На самом деле это Евангелие говорит о том, что является главной болезнью не только у этого благочестивого молодого человека, но и у очень многих верующих. Господь спрашивает: «Сколько ты хочешь этого блага, к которому призван каждый человек?» И мы отвечаем: «Хочу, Господи, но не так, чтобы уж слишком много. Потому что страшно получить слишком много этой новой таинственной, непостижимой, страшной Божественной животворящей жизни. Столько, сколько мне хочется, вот столько дай мне, Господи».

Мы часто можем наблюдать, как человек желает быть со Христом, ищет истинной жизни, но при этом добавляет, что не должно же это означать, что он должен соблюдать все посты, все длинные богослужения посещать. Кроме Православной Церкви во всех церквах посты отменены, богослужения сильно сокращены — чтобы якобы облегчить людям приход ко Христу.

Часто мы бываем свидетелями, как приходит мама какого-нибудь любимого своего сыночка: «Сама я верующая, — говорит, — и очень радовалась всегда, что мой сын растет верующим. Но не до такой же степени, чтобы он чуть ли не каждый день в храм ходил, и дома не переставал читать духовные книги». А другая приходит и плачет о своей дочери: «Хорошо, что она в Церкви, но она не хочет в брак вступать, о монашестве мечтает. Христианство — это хорошо, но надо же знать меру!»

Вот это и происходит с богатым юношей. Он, конечно же, не украл, не обманул никого. Но ни разу в жизни не явил этот человек подлинного благородства, жертвенности, настоящей любви, от которой начинает светиться жизнь, потому что в ней уже присутствие Христово. Этот человек не безбожник, но и нельзя его назвать человеком Божиим. Он хочет чего-то среднего — и там быть и здесь. «Разделилось сердце их» — говорит Господь (Ос. 10: 2). Половина сердца отдана миру, половина — Богу.

Если внимательно посмотреть на жизнь этого юноши, он немногим отличается от людей добропорядочных, совестливых, но Бога не знающих. «Чего мне еще недостает?» — говорит он Христу. Он все заповеди, вроде бы, сохранил: «не убивай», «не воруй» и «не блуди». Бога ему недостает! Бога в его жизни нет, и не будет, потому что когда Бог предлагает ему войти в Его жизнь, то он уходит от Бога. Это на самом деле такой же знакомый нам евангельский фарисей, который говорит: «Благодарю Тебя, Господи, что я не как прочие люди, блудники, воры» (Лк. 18, 11).

«Я богат, — говорит он, — и ни в чем не нуждаюсь» — это уже слова из Откровения о Лаодикийской Церкви (Откр. 3: 14—22). Оказывается, вся Церковь, а не только отдельные люди может быть искушаема опасностью — быть лишенной Христа. Церковь, христианство, может оказаться без Бога, без Христа, без благодати. Все усилия врага рода человеческого, как мы знаем, направлены на то, чтобы Церковь потеряла благодать. Как Христос говорит о последних временах, о самой главной «тайне беззакония» — чтобы соль не потеряла свою силу, и не оказалась ни на что не годна, кроме того как быть выброшенной вон на попрание людям (Мф. 5: 13).

Это благочестие без Бога напоминает о недавнем интервью знаменитого нашего политика, напечатанном в центральных газетах — о том, что он «крестился взрослым, совсем недавно, сознательно», как он выразился, но «в Бога не верит». И будучи очень влиятельным деятелем, он всячески старается помогать строительству не только православных храмов, но и мечетей, синагог. «Не потому что Бог есть, — сказал он, — а потому что все религии учат нравственности, обеспечивают стабильность в обществе, поэтому нужно их поддерживать». Но это на словах «нравственность», на деле происходит самое страшное уничтожение всякой нравственности при попустительстве государственной власти. Чтобы людьми, народом можно было бы легко управлять как стадом.

То есть мы видим, что тайна этой теплохладности очень велика и глубока. Она достигает «тайны беззакония», соединения всех религий уже без веры, без Христа Бога, а на основании только «общечеловеческих ценностей», которые заключены в ветхозаветных заповедях. А дальше человек, будучи не в состоянии собственными силами хранить нравственность, естественно приходит к разрушению всякой нравственности, когда грех становится нормой, и вся атмосфера общества становится самой благоприятной для явления «человека беззакония». Если мы не принимаем Христа в нашу жизнь, то постепенно открывается путь от Христа к антихристу.

Будем страшиться этой опасности, о которой говорит нам сегодня Спаситель: чтобы вера наша православная не стала просто «украшением народной жизни» или украшением нашей личной жизни, в то время как в ней нет Самого Бога.

Теплохладность в вопросах веры по отношению к огненной Божественной истине и любви — это самое худшее, что может быть на свете. Если вера для нас что–то значит, то она должна быть для нас всем. Мы в конце концов делаем выбор: со Христом мы или против Христа, потому что середины не существует.

Вечная жизнь, совершенство, о котором вопрошает богатый юноша, есть жизнь с Богом, пребывание с Ним, приобщение той любви, которую Он являет на Кресте, отдавая всего Себя нам, в Пречистых Своих Тайнах, которых мы приобщаемся здесь, в Церкви. И эта вечная жизнь означает способность нашу и решимость, оттого что коснулся нас огонь любви Христовой, следовать до конца за Господом нашим.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/29/blagochestie_bez_boga/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103701

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 08 Сентября 2019, 20:48:48 »

Сердце нищего не печалится

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице



Эта история касается нас всех каждый день. И особенно, когда мы серьезно молимся, желая предать себя любви Бога и Отца, благодати единого с Ним Сына и кротости Духа Святого. Как и этому богатому юноше, Христос предлагает вечную радость, ту, которую открывает и содержит все Евангелие, — первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом». Или, иначе говоря, блаженны те, кто имеет одно сердце и одну душу даром Духа Святого, ибо их — это сказано в настоящем времени — есть Царство Небесное.

Постараемся, прежде всего, воспринять вопрос этого богатого юноши как наш собственный: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вот то, чего он не знал, и то, что мы должны знать, находясь в Церкви Христовой: есть только один Наследник этого Царства — Иисус Христос, Сын Божий, Тот, Кто один благ. Он — Наследник жизни, источником которой является Отец Небесный, а сокровищем — Дух Святой. Чтобы жить этим общением любви, Царством Небесным, надо веровать, что мы усыновлены нашим Отцом в Его Единородном Сыне, и потому мы — сонаследники Христу (Рим. 8, 17). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит на Тайной Вечери Христос (Ин. 14, 20).

Как этот юноша, но с еще большей настойчивостью, мы вопрошаем: «Что мне делать?» И Господь отвечает, напоминая нам известные заповеди. Да, закон необходим, но он только детоводитель, ведущий ко Христу (ср. Гал. 3, 23—25). Закон не дает жизнь. А этой жизни нам как раз и недостает: не чего-то, а Кого-то — Христа. Это Христос — дверь, тесные врата, это Он — путь, Наследник. Вот почему Он добавляет: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною». Это Он, Возлюбленный Сын, первым совлекся всего, чтобы дать Себя нам. Он подлинно нищий, каким никто никогда не будет. Он предает Себя нам, чтобы стать нашей жизнью.

В Нем мы можем увидеть, что эта нищета не заключается в том, чтобы ничего не иметь, а в том, чтобы все, что имеешь, раздать, разделить с другими. Мы знаем, что охотнее всего делятся с другими те, кто является самым нищим. Быть нищим — это постоянное состояние сердца, добродетель, обретающая смысл в Христовой любви. Таким образом, речь идет уже не о законе, а о любви. Вот почему Спаситель говорит: «Приходи, следуй за Мною». Если мы узнаем нищету Его сердца, она перейдет в нас.

Почему же опечалился юноша? Потому что он воспринял зов Христов как еще один закон, в то время как речь идет о любви. Любовь Христова — дар, и нищета — тоже. Но он «очень богат», он рассчитывает на свои способности, он отказывается признать себя слабым, ни за что не хочет лишиться обретенной им безопасности. Эта печаль богатых присутствует в нашем унынии, наших тревогах и нашей неверности, потому что «невозможно человеку» пройти тесными вратами. А сердце нищего не печалится. Такой человек радуется, что не может сам любить, как Христос заповедует ему. «Ибо без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 5), но «все могу, — свидетельствует апостол, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Только Дух Святой может совершить невозможное с нами. Будем просить Его у Отца нищих — Духа любви и истины, чтобы мы не примирялись с тем, что не можем достигнуть собственными силами недостающего нам, но открывались подаваемой Господом надежде. Все возможно, если сердце у нас нищее — настолько, что мы можем надеяться сверх надежды. Одним и тем же словом обозначено в Евангелии «умалиться» и «быть нищим». Обратите внимание, перед самым вопросом богатого юноши Христос сказал: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18, 17).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/07/serdce_niwego_ne_pechalitsya/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 27 Августа 2023, 00:08:41 »


Самый богатый человек – тот, кто ничего не имеет, кроме Христа

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Мф., 19, 16–26


«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» — с таким вопросом обращается богатый юноша к Спасителю. Вопрос самый важный и самый серьезный из всех вопросов, какие существуют. Он подходит ко Христу не для того, чтобы искушать Его, как это было сплошь и рядом. Он действительно хочет обрести радость истинной жизни, полноту счастья, которую, он понимает, невозможно найти здесь, на земле.

Редко бывает, чтобы человек такого возраста и такого состояния задумывался о самом существенном. Богатые чаще всего считают ниже своего достоинства интересоваться такими вещами. Молодые люди думают, что еще все впереди — вот наступит старость, тогда они обратятся к этим вопросам — не задумываясь о том, что смерть посещает молодых точно так же, как и старых.

Господь слышит обращение: «Учитель благий!» И отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог». Он хочет сказать этому молодому человеку, что, обращаясь ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, он не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ и добр только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу.

Господь не ловит никого на неудачном слове или на плохом поступке. Он всегда все, что было не так, хочет сделать как бы не бывшим, если видит искреннее устремление человека. А все, что хорошо, Господь хочет сделать не просто хорошим — истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным. И к этому устремляет нашу жизнь.

Ответ Господа на вопрос юноши предельно прост, и как будто всем известен: «Если хочешь войти в жизнь, то соблюди заповеди». Он даже не говорит «в жизнь вечную» — Он говорит просто «в жизнь», давая понять, что настоящей может быть только вечная жизнь. Когда мы соблюдаем заповеди — мы входим в жизнь. А когда не соблюдаем — входим в вечную смерть.

«Какие же, — спрашивает, — заповеди?» Юноша ожидал услышать что-нибудь новенькое. Тысячу раз он уже слышал: заповеди да заповеди… «Не убивай, — говорит Спаситель, называя ему известные заповеди Моисеевы, — не блуди, не прелюбодействуй, не воруй, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Молодой человек, находясь в самообольщении, думая, что он все соблюдает, дает Господу ответ: «Все это от юности мне известно, и все я сохранил. Чего еще мне недостает?» Он хочет услышать что-то особенное. И Господь говорит это «особенное»: «Если хочешь быть совершенным, возьми свое богатство, продай его, раздай нищим, и следуй за Мною».

Он не ожидал, конечно, такого ответа. А ведь Господь предлагает ему лишь исполнить ту заповедь, о которой он только что говорил, что соблюл ее, — заповедь о любви к ближнему, как к самому себе. Христос предлагает юноше начать исполнять эту заповедь с самого простого: увидеть другого человека, как самого себя, его нужду, как свою собственную, и следуя за Христом, восходить все более и более к тому, что означает заповедь любить ближнего. Пока не откроется ему любовь Божия к человеку, пока он по-настоящему не узнает, что означает эта заповедь: любить ближнего, как самого себя, и что значит любить Бога. Пока не откроется ему свет жизни, для которой создан человек.

Как же этот юноша воспринимает слова Спасителя? В нем происходит борьба: он хочет истинной жизни, и ему трудно расстаться с тем, что он имеет, потому что у него были большие богатства. И эта внутренняя борьба заканчивается тем, что он отходит от Господа с печалью. Печаль в его сердце, потому что ради самого дорогого, к чему он стремится, он не может пожертвовать всем, что у него есть.

Собственно, в этом всегда заключается секрет жизни каждого человека, в том числе находящегося в Церкви. Мы можем быть очень благочестивыми, соблюдать все заповеди. Вопрос один: что для нас дороже — Бог или все другие ценности? Готовы мы отказаться от всего, что у нас есть, чтобы пойти за Христом, или нет?

Нам кажется, что у нас все благополучно, как этому юноше казалось. Снаружи все благополучно, но Господь — как врач, который смотрит не на то, как человек выглядит, — видит внутренний организм, что с ним происходит. Потому что наш Врач душ и телес — Господь-Сердцеведец, и Он видит в этом юноше болезнь, которая является раком души. Название этой болезни известно всем: сребролюбие, корень всех зол. Когда что-нибудь, необязательно из материальных ценностей, а из любых ценностей, какие существуют в мире, для нас важнее, чем Христос, тогда эта болезнь и поражает наше внутреннее существо.

Вот о чем напоминает сегодня Господь. Человек может не совершать грубых грехов и не иметь благодати. Христианство без благодати с внешней пристойностью и с земным богатством, которое оказывается дороже всего, а потом — с неизбежным отступничеством — разве это не то, что мы наблюдаем на протестантском и католическом Западе? Но и нам, православным, разве напрасно показал недавно Господь, сколь многие могут ради любви к земному богатству — не с печалью, как евангельский юноша, а без всякой печали — отходить от Христа?

И все чаще в мире не человек владеет богатствами, а они — им. Его богатства берут все большую власть над его душой и передают ее диаволу. Нет ни одного человека, которого бы Господь не ставил перед выбором двух путей — пути спасения и пути гибели. В этом свобода человека. Богатства могут спасти нас и погубить нас. И точно так же бедность может спасти и погубить нас. Все зависит от нашего выбора.

Все, что дает нам Господь, — наше богатство, на которое по дару Христа мы можем приобрести сокровище на небесах. Но для этого мы должны идти за Ним. Что толку все продать и раздать нищим, если не следовать за Христом? И какой смысл идти за Христом и все время оглядываться на свои богатства? Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 27 Августа 2023, 00:08:53 »


Помогать другому - это Божия заповедь, это условие нашего спасения

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл





    
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 19:16-26) содержится повествование о богатом юноше. Некий богатый молодой человек подошел ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Господь перечислил ему заповеди, на что юноша сказал: «Все это с юности своей я делаю, я живу по этим заповедям». И тогда, зная, что юноша богат, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным — не просто спастись, но быть совершенным (а об этом совершенстве и думал юноша, когда спрашивал у Спасителя, что же еще нужно сделать), — пойди, продай свое имение, раздай все нищим и приходи ко Мне; и будешь иметь сокровище на небе». И юноша отошел в печали, поняв, что не может избавиться от имения, которое наверняка получил от своих состоятельных родителей и в которое сам, может быть, вкладывал какие-то труды, чтобы его приумножить. Как это пойти и раздать нищим?! И не смог он, видимо, ни понять до конца слова Спасителя, ни тем более их исполнить.

А ведь эта история о богатом юноше имеет отношение не только к богатым. Богатство — понятие относительное. То, что для большинства из нас богатство, для богатых никакое не богатство, а для сверхбогатых это вообще нищета. Материальное положение человека всегда относительно, потому что оно обусловливается не только наличием материальных средств, но и многими другими обстоятельствами. И потому богатому иногда трудно понять, богат он или не очень, потому что сосед за забором живет богаче; а богатство соседа может угнетать человека хуже всякой нищеты. Вот и получается, что само по себе богатство не является залогом человеческого счастья; поэтому Господь и сказал: «Если хочешь быть совершенным (то есть не только обрести спасение, но и достичь огромной высоты как личность), то применительно к тебе, богатый юноша, нужно сделать самое главное: пойти и отдать свое имение; и тогда ты будешь совершенным».

В этой евангельской истории речь идет о двух проблемах, с которыми человек очень часто сталкивается. Во-первых, здесь несомненно, хоть и имплицитно, затрагивается тема отношения человека к жизни. Если человек смотрит на окружающий мир сквозь призму достижения силы и могущества (ведь богатство дает такую силу, а сверхбогатство дает могущество), если он полагает, что подлинное счастье заключается в том, чтобы быть над другими, быть не таким, как все, — то он никогда не откажется от богатства и вообще от любой возможности возвыситься над окружающими. И поэтому в этих словах, в этой истории евангельской Господь осуждает всякое стремление человека к силе, если эта сила есть не что иное, как желание быть выше и сильнее других.

Но, кроме того, и нечто иное сокрыто в этом повествовании. Очень часто человек, не имеющий того, что хотел бы иметь, завидует другим. Господь потому и говорит: «Легче верблюду пройти через игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное». «Игольные уши» — это узенькая калитка для паломников в иерусалимской стене, где и человек с трудом протискивался, а уж какой там верблюд! И этот образ был совершенно понятен тем, кто слушал Спасителя: легче верблюду пройти через такую щель в стене, чем богатому войти в Царствие Божие. Прежде всего потому, что богатый поставляет себя выше других и потому что богатый значительную часть своего упования связывает именно с богатством. А Господь говорит, что богатство мимолетно, оно может в любой момент исчезнуть, и с чем тогда останется человек?

Большинство из нас не такие уж богатые, но богатыми хотят стать очень многие, да и современная философия экономической жизни предполагает накопление богатств. Многие считают, что богатство непременно приносит пользу и что стремление к богатству есть правильный курс жизни. Может, оно и так, если бы только богатый мог сделать то, чего не сделал богатый юноша. Если богатый способен отдать значительную часть своих средств тем, кто нуждается, тем, кто страдает, тогда богатство становится оправданным. И человек, научившийся отдавать из своих богатств значительную часть нуждающимся, будет пополнять свое состояние, ведь Господь будет ему помогать, покуда его материальные возможности служат другим людям, особенно находящимся в критической жизненной ситуации. Мы знаем, что есть такие богатые люди, и мне приходилось с ними встречаться, которые от своего богатства дают так много другим, что от этого часто зависят и здоровье, и жизнь последних. Вот дай Бог, чтобы наши богатые люди, родившиеся в православной стране и так или иначе связанные с Церковью, всегда помнили, что оправдание богатства здесь, на земле, выражается в том, что тебе перестают завидовать, тебя перестают считать врагом, а в будущем веке это богатство может обратиться во благо, если здесь служит благу других людей. Но ведь сказанное относится не только к богатым людям. У каждого есть какие-то материальные средства, и даже самая малая милостыня тому, кто критически нуждается в материальной помощи, может быть соизмерима с даром самого богатого человека. Потому что речь идет не об объеме помощи, а о самом факте разделения своих ресурсов с другими людьми.

Вот чему учит нас эта история о богатом юноше, который не сумел отказаться от своего образа жизни, от своего достатка, с тем чтобы пойти за Христом. Юноша поверил Господу, ведь иначе он бы не стал обращаться к Нему, он хотел идти за Ним, но главное требование, которое было обращено к нему Спасителем, — раздать свое имение и пойти по иному пути, — оказалось для него невыполнимым. Еще раз, переводя эту евангельскую историю на язык нашей повседневности, хотелось бы сказать, что не каждый имеет много средств, но ведь проблема заключается не столько в наличии средств и не в их объеме, а в отношении к этим средствам. Если из большого количества денег человек не может помочь другому, — это путь в ад, и говорить тут не о чем. Если богатый человек не видит скорби другого, не помогает ему, то это путь, уводящий от Бога, от Христа и от Его Царства. Нередко таких богатых людей окружают и зависть, и злоба, — достаточно вспомнить революционные события в нашей стране. Такой человек и здесь не будет окружен уважением, я уж не говорю о любви, и там его ждет наказание от Господа. Поэтому наличие материальных средств — это и ответственность за земной отрезок жизни богатого человека, и, конечно, оно имеет отношение к жизни вечной. Трудно богатому войти в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. И по мере того как возрастает материальное благополучие во многих странах, в том числе, мало по малу, и в нашей стране на глазах многое меняется, каждый человек, который начинает получать средств больше, чем получал ранее, и больше, чем ему нужно для самого себя, должен помнить эти евангельские слова. Ведь самое главное — это обрести Царство Божие, и дай Бог, чтобы те, у кого есть средства, помнили о сегодняшнем евангельском чтении и творили добрые дела.

Еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не только о людях богатых, но и о каждом из нас. Каждый обязан помогать другому, если тот находится в трудных жизненных обстоятельствах. Это Божий завет, это Божия заповедь, это условие нашего спасения. Вот об этом нас и учит сегодня Святая Церковь, и дай Бог всем нам воспринять этот призыв Церкви, эти замечательные спасительные слова Божиего закона, Христова Евангелия, с тем чтобы обрести мир, спокойствие, радость в этой жизни и Царство Небесное в жизни вечной. Аминь.


https://pravoslavie.ru/148050.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!