Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 05:35:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 11-я по Пятидесятнице  (Прочитано 3263 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир З.
Новичок
*
Сообщений: 12


Просмотр профиля
Православное Христианство, РПЦ МП
« : 08 Сентября 2011, 16:48:40 »

Слово в неделю 11-ю по Пятидесятнице

Как часто слышим мы с вами евангельский призыв к взаимному всепрощению: „аще бо отпущаете — человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит согрешений ваших".   (Мат. 6 гл. 14—15 ст.).
    В молитве Господней мы ежедневно взываем: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»!
    Вот и в ныне чтенном Евангелии, в притче о милосердом царе и безжалостном должнике повествуется о том, — как царь простил своему рабу «тму талантов», но тот, в свою очередь, не простил своему должнику «ста пенязей» и заключил его в темницу.
    И вы слышали как поступил с ним разгневанный царь?   Он предал раба лукаваго мучениям, доколе тот не уплатит ему всего долга.
    Заповедь о любви к ближнему и всепрощении — есть краеугольный камень веры Христовой!
    Дорогие соотечественники! Быть может нам с вами в скором времени придется жизненно осуществить заповедь о всепрощении нашим врагам!
    Вопрос этот для нас чрезвычайно острый и важный и, чтобы по евангельски разрешить его, быть может, нам придется пережить величайшую внутреннюю борьбу самых противоположных чувств: любви и ненависти, всепрощения и мести.
    Вот почему крайне необходимо заблаговременно каждому из нас установить свое отношение к евангельскому долгу всепрощения.   Я имею в виду, не только возможное, но и несомненное возвращение наше на родину.
    Мы встретим там тех, кого считаем виновниками и гибели нашей родины и причиной наших страданий.   Мы встретим там сознательных и безсознательных разрушителей русской государственности, мы встретим там тех, кто ограбил и осквернил народныя святыни, кто зверски умертвил наших отцов, матерей, братьев, сестер и детей, кто развратил наши семьи, кто на месте храмов Божиих создал культ разврата, кто разграбил и уничтожил культурныя богатства русскаго гения и наши домашние очаги превратил в пепелище!
    Ведь все это — наши Евангельские должники, с которыми мы должны закончить счеты! Естественно, что уже одна перспектива таких встреч дает накипь нашим чувствам злобы и мести, мести без конца, без пощады — до совершеннаго истребления виновников разразившейся катастрофы.
    И как часто в нашей эмигрантской среде слышатся и проклятия и страшныя угрозы мести по отношению к потусторонним нашим врагам!  Но так ли это?  Не совершим-ли мы великаго ослушания воле Божией, не совершим ли мы большой исторической и государственной ошибки, став на путь безпощадной мести?
    Из нынешней Евангельской притчи мы уже знаем, как поступил Царь — Сам Господь — виновник нашей жизни и Единый, Нелицеприятный Судия . . .    Но не о том — ли говорит нам сама правда жизни, не того ли требует и государственная мудрость?
    Правда жизни!    Будем — же мы с вами справедливы и в своем безграничном гневе к нашим врагам!
    Признаем непреложным, что виновниками крушения нашей родины и нашего личнаго, являются не только те, кто своим активным участием создал кровавую власть, кто мирится с нею и работает с нею, но и положительно все мы русские, постепенно разшатывавшие все устои семейной, общественной и государственной жизни и подготовлявшие почву для того, что случилось.
    Разве не мы с вами, то пропагандой, то классовым раздором и распрями, то преступным игнорированием духовных нужд народа, подготовляли почву для народнаго бунта, будили зверя в народе, раздражали его дикия страсти?
    Кого-же и за что мы будем казнить и уничтожать?    Те всходы, что мы сами посеяли?
    Несомненно, что кара Божия, постигшая нас всех, есть возмездие Божие за преступление всей нашей страны, возмездие за грехи наши, наших дедов и отцов и воображаемые нами наши враги, которых мы собираемся истреблять, являются лишь орудием Божьяго правосудия!
    И не нам их судить и наказывать!   Они подлежат лишь суду Божию!
    На безумие человека не должно отвечать тем-же безумием!
    Не мщения, а всепрощения, я сказал-бы, требует от нас и государственная мудрость.
    К чему может повести наша месть на местах?     Безусловно к продлению и усилению междоусобия с новыми человеческими жертвами и такими жертвами не станем-ли мы сами, поднявшие меч «отмщения»?
    Не с мечем и огнем мы должны вступить на родной берег, а со словом братской любви, всепрощения и забвения прошлаго!     В страну грубаго, языческаго материализма, порождения марксизма, — мы должны внести снова, как две тысячи лет тому назад, «свет Христов, просвещающий вся языки» !
    Припомним зарю христианства: с одной стороны двенадцать апостолов, мирных, безоружных рыбарей, но с огневым словом мирового братства и любви о Христе, и с другой — свирепые богоотступники: Ирод, Декий, Диоклитиан, Нерон — цари и с ними все орудия казни: кресты для распятия, костры для сожжения, котлы с кипящим оловом, звериныя ристалища, пытки!..
    И что-же? Кто победил?
    «Ты победил меня галилеянин!» . . сказал невидимому, но познанному Христу, истекающий кровью последний враг христианства, жестокий преследователь его Юлиан Богоотступник!   Как видите — даже государственное преследование христианства не только не уничтожило его, но привело к противоположным результатам: «свет Христов объял весь мир».     И если бы мы с вами пошли тем же путем, то проявили бы государственную близорукость!
    Правда — многим из нас тяжело «простить», слишком велики потери, велики страдания, слишком жизнь разбита, но в борьбе бунтующих наших чувств: гнева и любви, мести и всепрощения, будем чаще мысленно вызывать лик страждущаго на кресте Богочеловека и внимать Его предсмертным словам: «прости им, — не ведят бо, что творят» !
Варна, 1924 г.
« Последнее редактирование: 07 Сентября 2013, 08:46:46 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Сентября 2013, 08:34:16 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 11-я по Пятидесятнице


Мф., 77 зач., 18, 23–35

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.



Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3533.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 07 Сентября 2013, 08:39:53 »

Милосердие Божие и человеческое жестокосердие

Слово в неделю 11-ю по Пятидесятнице


Саул бросает копье в Давида. Гюстав Доре

В нынешний день, возлюбленные братья, читана была евангельская притча Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или праведный суд Свой над людьми царю, «который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к Нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», т. е. двадцать миллионов! Или просто без числа, ибо определенное число здесь поставлено вместо неопределенного.  «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорит: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев» - на наш счет не больше двадцати рублей — «и, схватив его, душил, говоря: "Отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "Потерпи на мне, и все отдам тебе". Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, - заключил Господь речь Свою, - если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его"» (Мф. 18, 23-35). Я повторил все читаное Евангелие, чтобы вы лучше запомнили его.

Не к чести нашей в нынешнем Евангелии изображаются крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того самого времени, как люди через грех предались начальнику злобы - диаволу, он свил в их сердцах твердое себе гнездо, насадив в нем свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История библейская и гражданская и дневники нашего времени полны примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за желания воспользоваться хищнически имением ближнего или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной животной любви. Многие, и очень нередко, не задумываются вонзить нож в сердце или в горло ближнего или иначе как-нибудь лишить его жизни, не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах, судах и прочих выражениях злобы человеческой.

Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в нынешнем Евангелии. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда не мог ему выплатить и по правосудию страны должен был быть продан с женой и детьми и всем имуществом, чтобы заплатить хоть часть долга, - беда, которой больше не может быть. Должник стал умолять царя о прощении - и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай с ближним и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, должного ему самую незначительную сумму денег, сразу же набрасывается на него с яростыо, душит его и говорит ему: «Отдай мне долг». Тот просит потерпеть. Заимодавец не терпит и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? А к этому весьма многие из нас склонны и способны.

Мы бываем иногда чрезвычайно круты в расправе с нашими ближними, чем-либо нам должными, если есть к тому возможность! Да, наша природа крайне стремительна ко злу и самосуду или к расправе собственным судом, вероятно потому, что это скорее и легче удовлетворяет нашему самолюбию и злонравию, чем установленные суды. Но с нами, христианами, отрожденными в купели крещения водой и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродетели, этого не должно быть; мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения,  умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надобно помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности свои великие немощи и грехи и бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Да, уже одно чувство благодарности к Богу за Его бесчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительному и кроткому обращению нашему с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего с небес, воплотившегося и вочеловечившегося, Его пример, Его заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас. Если Он положил за нас Свою душу, то и мы должны друг за друга души свои полагатъ, говорит апостол (Ин. 3, 16). Другой апостол говорит: Будите друг ко другу блази, милосердни, не воздающе зла за зло или досаждения за досаждение (1 Пет. 3, 8-9); терпяще друг другу любовию (Еф. 4, 2).

Господь говорит нам: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13);Он, многомилостивый, хочет и от нас милости или милосердия, незлобия и терпения относительно  ближних наших; Он же и готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и терпеливым - и будет оно таково. Он нам говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце. Нет ничего невозможного для верующего и искренне молящегося. Только решись, твердо решись оставить свою злобу. Должно в самом начале обуздывать в себе всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее, чем одну искру.

Итак, заключу слово, будем прощать от души ближним погрешности их против нас, памятуя общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://www.pravoslavie.ru/put/1487.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 08 Сентября 2013, 10:58:54 »

О прощении

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю 11-ю по Пятидесятнице



Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

Притча о жестоком заимодавце предваряется вопросом Петра: до скольких раз, как часто мы должны прощать (Мф. 18: 21)? В своем вопросе он идет дальше правила раввинов - прощать до трех раз, распространяя его до семи. Но Господь отвечает: «Не говорю тебе, Петр, семь раз, но семижды семьдесят раз», если ты хочешь быть прощенным от Бога. Семьдесят раз по семь, разумеется, сказано не в буквальном значении. Представьте, что мы согрешили 490 раз, и дальше нам уже нельзя ни словом, ни помышлением допустить греха, нам уже нет прощения. Что же нам делать? Стать святыми? Но святые - начало святости в этом - видят грехи свои бесчисленными, как песок морской. Если кто может сосчитать песок морской, тот поймет, до скольких раз мы должны прощать. «Семижды семьдесят раз» Господа говорят, что прощение не количественно, но качественно, и что прощение всегда должно идти вместо отмщения. Человек во Христе никогда не достигает пределов любви.

Притча начинается со слов: «Уподобися Царство Небесное человеку царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов - это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит всё.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости - не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать - требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму - сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая всё заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, покуда он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Царь призвал этого человека и выразил свое осуждение гневным вопрошанием: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость - выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись - не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости - требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны, говорит нам сегодняшнее Евангелие, остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом - то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости.

Ложное прощение - не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение - это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком - тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение - высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, как у меня нет начатков добра - обыкновенной справедливости?

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою - Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха - и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

Время великих бед и зол, в которое мы вступаем, будет ли временем великого сострадания и прощения? Наступают испытания, в которых не будет больше героев, но может быть много святых. Может быть - не святых, которые являют совершенство, но друзей Божиих, которые приняли от Бога прощение и дают всему миру знамение утешения. Святых, которых, может быть, никто не осмелится канонизировать, но, тем не менее, святых, освященных Богом - из рода разбойника благоразумного. Как сказала одна девушка, святой - это тот, кто настолько грешник, что Христос - всё для него.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31: 1-2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы - не ангелы, мы, слабые люди, - мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ - это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетельствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедливости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/07/o_prowenii/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 24 Августа 2014, 08:15:26 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 11-я по Пятидесятнице


Мф., 77 зач., 18, 23–35

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.



Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3533.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 25 Августа 2014, 12:33:16 »

Не отвергающий зло отвергает Божие прощение

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице



Мы все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем как. И вот, в сегодняшнем Евангелии Господь говорит нам: чтобы научиться прощать, мы должны научиться принимать прощение, которое нам дано. Принять прощение и обрести способность прощать — это одно и то же. Есть один только непрощаемый долг — когда мы не прощаем другим. Желая научить нас истинной жизни, Господь прощает наш огромный долг, совершенно несопоставимый с тем, что нам должны другие. Никогда и ничем невозможно оплатить наш долг, а Господь прощает его. Если мы примем этот дар Господень, мы сделаемся способными прощать другим.

Ужасной ошибкой будет полагаться на свои силы, думая, что как-нибудь я заглушу обиды, постараюсь все забыть. Простить — не значит забыть. Забыть — значит предать все быстротекущему времени, которое постепенно стирает все. Здравым и счастливым характером обладает человек, умеющий забыть мелкие обиды, не делающий из мухи слона. Но невозможно забыть то, что серьезно. Когда то, что разрушено, — важно и существенно для жизни, забвению нет места. Это очевидно для всех не только в зримых вещах.

Отказываясь забыть, сохраняя долг памяти, люди сохраняют свое достоинство. Уроки истории преподаются нам Богом для того, чтобы мы не отупели нравственно и не допустили повторения торжества зла. Забыть — значит примириться с убийством святой царской семьи, с ужасами ГУЛагов, с расстрелом в октябре 1993 года, с сегодняшней войной против нашего народа. Такое забвение — полное бессилие, в то время как прощение, наоборот, — свидетельство великой духовной силы.

Прощение не может быть примирением со злом. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству.

К несчастью, и среди христиан имеет все большее распространение этот отказ видеть и анализировать события апокалиптического масштаба, быть терпимыми ко всему и тем самым не препятствовать приходу самого худшего.

Прощение не имеет ничего общего с такой терпимостью. Нельзя простить, пока не будет увидено и названо по имени зло, которое совершилось. И, конечно же, прощение — это не извинение. Извинение бывает там, где все произошло как бы нечаянно, по случайной ошибке. Прощение тут не при чем. Потому что прощение стоит лицом к лицу с тем, что не извинимо. С подлинным злом, совершенным по отношению к человеческой личности.

Тот, кто прощает, видит зло. Он не действует по первому чувству — боли, страха, гнева или отвращения. Он действует любовью. На самом деле прощение — избыточествующая любовь, которая никогда не отвергает человека. Тот, кто прощает, не дает победить себя злу, причинившему ему страдания. Он не остается безучастным, он реагирует. Но реагирует, не разрушая, а напротив, восстанавливая то, что было разрушено. Восстанавливая разрушенное —любовью, сила которой преодолевает все. Тот, кто прощает, исполнен уважения к тому, кто сделал ему зло. Потому что он не хочет уничтожить его, смешать его со злом, умалить его до зла, которое он сделал. Тот, кто прощает, не ведет себя так, будто ничего не произошло. Но он ясно видит, что происходит. Он не старается извинить, покрыть все туманом неясных формулировок.

В действии прощения любовь являет себя такой, какая она есть. Она обращена к тому, кто сделал зло, потому что любит его. Не зло любит, которое он сделал, — зло она ненавидит. И чем больше любит человека, тем больше ненавидит зло, губящее его. Любовь не обманывается тем, что этот человек из себя представляет. Именно поэтому она знает, что человека нельзя низвести до зла, которое он сделал. Прощение Божие обладает такой силой любви. Бог дает ее нам. И Он дает по правде, Он дает до конца Своей самоотдачи, Своего Божественного дара.

Есть в образе дара Божия нечто превосходящее наше разумение. Праведный Иов вопрошал Бога о непрестающем торжестве зла. Бог сказал ему, что у Него есть еще в запасе время. Когда пришла полнота времен, Господь наш Иисус Христос явил Себя как прощение Божие в действии.

Его благовестие началось с прощения людей. До последнего Своего дыхания Он прощал. Он ел и пил с грешниками, Он простил самарянку и во многие грехи впадшую жену в доме Симона фарисея, и женщину, осужденную на побиение камнями. Он спас их. Он молился за тех, кто пронзил Его тело и душу. Он простил Петра, отвергшегося от Него трижды, и распинавших Его. Прощение Божие явилось во плоти. Таков путь прощения, потому что это путь любви.

Но любовь — это высшая правда. «Идет князь мира сего, — говорит Господь, — и во Мне не имеет ничего». Его правда — свет, в котором нет никакой тьмы. И потому прощение Христово, как имя Божие, не может быть произнесено всуе. Только по мере того как человек устремляется покаянием к правде Божией, может он принять прощение от Христа. В противном случае будет не только поругание святыни прощения, но и уничтожение человека как личности, способной отделять добро от зла.

То, что делает Бог, превосходит всякое воображение. Где умножается зло, там избыточествует благодать Божией любви. И мы должны увидеть все происходящее сегодня в этом свете. Прощением, воссиявшим от гроба, до конца будет прощать Бог, возвращая к жизни всех Своих блудных сыновей и блудниц, глухих и немых, слепых, прокаженных. Но в этом свете прощения мы должны так же ясно видеть, что зло всегда неправедно, и в нем — разрушение жизни. Оно никогда не может быть оправдано, и оно должно быть отвергнуто до конца. Не отвергающий зло отвергает Божие прощение. Только любовью Божией, Его прощением может быть измерено наше покаяние и наша свобода. Потому что жизнь каждого человека и вся история человечества находит свое завершение у Креста Христова.

Христос победил диавола, чтобы мы не были побеждены им. И потому имена наши написаны на небесах. Христос — Победитель, потому что Он Сын Божий, и мы победители, потому что Он даровал нам Свою победу.

Он дал нам наступать на всю силу вражию, чтобы мы не были больше побеждаемы его хитростью и ложью ни с той, ни с другой стороны. Чтобы не приняли мы духа злобы его и не допустили обессоливания соли любви. Чтобы победа, которой мы обладаем во Христе, Победителе ада и смерти, была нашим спасением и вечной радостью, принятием Христова прощения и принесением миру дара прощать.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/25/ne_otvergayuwij_zlo_otvergaet_bozhie_prowenie/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 25 Августа 2014, 12:36:22 »

Святое Православие против папства

Проповедь иерея Сергия Карамышева в 11-ю неделю по Пятидесятнице



В 11-ю неделю по Пятидесятнице я произнес приблизительно следующую проповедь. Каждый день мы произносим слова молитвы Господней «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» Эти слова столь важны для нашего спасения, что Спаситель счел нужным показать их значение посредством притчи, какую мы слышали на сегодняшнем богослужении.

Некто должен был своему господину тьму талантов. Здесь следует напомнить, что в церковно-славянском языке слово «тьма» имеет значение не только состояния отсутствия света, но и значение числовое – это десять тысяч. «Талант» же – мера веса драгоценных металлов – золота и серебра. Поэтому в талантах исчисляли большие суммы денежных средств. Десять тысяч талантов во времена земной жизни Спасителя равнялись, как говорят специалисты вопроса, приблизительно 13 миллионам русских царских рублей конца XIX века. На наши деньги – это миллиарды. Одним словом, речь идет о каком-то немыслимом, совершенно неоплатном долге. И в таком ужасном состоянии находится каждый из нас. Если бы Господь спросил с нас за наши грехи по справедливости, мы никогда не смогли бы оправдаться. Поэтому в притче господин приказывает продать не только имущество должника, но и его самого, а также жену и детей. Однако Господь поступает с нами сверх справедливости – по неизреченной милости Своей. Он готов простить нам всякий грех – но при условии, что мы сами прощаем тем, кто согрешил против нас.

Вдумаемся, какое прекрасное средство ко спасению все мы имеем. В этом случае от нас не требуется ни пост, ни милостыня, ни молитва – а всего лишь от души простить личного обидчика. Вот и готовый ответ на вопрос – почему любящий Господь посылает нам всевозможные, кажущиеся незаслуженными, обиды от ближних – дабы не воздавая им злом за зло, мы получили прощение собственных грехов. А если не смогли кого-то простить, значит, потерпели поражение в духовной брани, значит, наша душа понесла урон.

Тот должник из притчи упросил господина и получил совершенное прощение своего неоплатного долга. Казалось бы, нужно радоваться, разделяя радость с ближними. Но бывший великий должник не пожелал подражать милосердию своего господина. Он посадил в темницу некоего клеврета, который должен был сто пенязей – ничтожную сумму – и не хотел внимать его мольбам о помиловании. Темница есть осуждение ближнего, желание ему зла, ада, и выявляет ненавистническую душу. Что за этим последовало? Друзья второго должника пожаловались господину, и тот в один момент отменил свое решение о прощении неоплатного долга. Так мы можем умолить Господа постом, милостыней, молитвой о прощении собственных грехов, а потом враз всё потерять – если окажемся во власти памятозлобия. Дай Господи, чтобы эта напасть не коснулась нас при разлучении души с телом, т.к. исправить что-либо будет уже невозможно, и труд многих лет может быть уничтожен за мгновение.

Сам Христос начертал перед нами кратчайший путь ко спасению, как бы громко взывая: прощайте друг друга, получайте от этого духовную радость, идите по пути спасения. Но лукавый человеческий ум всегда извращает всякое здравое учение. Так папская церковь объявила, поставив себя на место Христа, собственную административную монополию на отпущение грехов. Прикрываясь Богом, это религиозное общество уверовало в непогрешимость своей иерархии. А на место заповеданного Спасителем прощения грехов ближним, стало продавать за внушительные суммы так называемые индульгенции, где прописывалось отпущение грехов.

Господь призывал к душевному труду, к изменению умонастроения, к побеждению страсти гнева. У папистов же за какое-то чисто внешнее действие – за мзду, за участие, скажем, в так называемом крестовом походе, объявлялось отпущение грехов, в том числе даже будущих. Ощущение себя человеком, чуждым греха по милости папы Римского, точнее даже, по договору с ним, - это ощущение демоническое, это вершина богоборчества. Такой мнимо безгрешный начинает воспринимать себя сверхчеловеком, а прочих, особенно открытых противников папской власти, которая только что оказала столь важные услуги, - почитает недочеловеками. Об этом теперь открыто говорят нынешние вожди украинского нацизма. Вы скажете: индульгенциями торговали уже давно, сейчас этого нет. Пусть так. Но осталась у папистов вера в непогрешимость своего духовенства. Т.е. если оно к чему-то призывает, значит, нужно немедленно следовать призыву, ожидая спасения лишь за таковую покорность. Мы не станем говорить о преступлениях папства в прежних веках, а скажем лишь о последних событиях в Новороссии.

В чем разница между фашистскими карателями (язычниками, последователями Адольфа Гитлера, и папистами-униатами), которые уничтожают всеми доступными им способами мирное население, и противостоящими им православными ополченцами? В том, что первые готовы не только отправить вторых в темницу, но и просто погрузить их в ад, осудить на вечную муку, включая сюда немощных стариков и грудных младенцев. Ради этого они сеют смерть. Осатанев от собственной злобы, сыплют с неба ракеты, кассетные и фосфорные бомбы, вполне уподобляясь человекоубийце диаволу. Эти пропитавшиеся стихией зла люди, конечно, не имеют власти над вечностью. Чем больше они будут поглощаться злом, тем тяжелей им будет вырваться из его власти. Ненавидя других, они сами осуждают себя на вечную муку. Все прежние молитвы, милостыни, посты уже не помогут. Потому что Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу».

Лозунги, прикрываясь которыми сейчас убивают людей, звучали давно. Паписты-униаты разгромили целые православные епархии, они терроризировали несогласных, призывали к политическим убийствам. Все эти действия направлялись униатским духовенством. Природа зла саморазрушительна. Когда оно не находит себе отпора, то расцветает подобно плесени, поражая все вокруг себя. Теперь зло расцвело вполне - серийными убийствами мирных жителей, разрушением целых областей. Оно требует врачевания, требует обличения той преступной человеконенавистнической идеологии, что проповедовали униаты. В Новороссии идет духовная война. В ней победит тот, кто прежде победит зло в самом себе. В ней победит тот, кто будет великодушнее. В ней победит тот, кто умеет прощать. И мы видим, что армия Новороссии щадит военнопленных. Мы не видим, чтобы она обстреливала больницы, чтобы со звериной жестокостью добивала раненых. Сам Бог будет поборать за великодушных, умеющих прощать, людей.

Следует отдать здесь должное нашим российским властям. Они делают все, чтобы принять десятки и уже сотни тысяч беженцев, несут расходы, поощряют к милосердию граждан России. Это, вне всякого сомнения, дело Божие – принять Христа в образе потерявших всё имущество страдальцев. Российские власти, вопреки давлению едва ли не половины мiра, отправили гуманитарную помощь разбомбленным и сожженным городам Новороссии. Это мужественный поступок, за который Господь благословит нашу власть. Россия в настоящее время все более противостоит злу, стремящемуся поглотить целый мiр. Россия принимает беглых украинских военнослужащих, лечит их, кормит, врачуя любовью, прежде всего, их душевные раны, нанесенные русофобской пропагандой. 

Исходя из всего выше сказанного, можно с надеждой заявить: победа Новороссии над неофашизмом будет победой Православия. Но для этого важно соблюсти условие: уметь прощать. Поэтому станем молиться не только об успехе оружия армии Новороссии, которая вышла на острие всемiрного противостоянии, но наипаче о том, чтобы эта армия не отождествляла мужество с жестокостью, чтобы она умела прощать поверженных врагов, снискивая тем самым Божие благословение на дела рук своих. Пусть нас никто не обвиняет в политических пристрастиях. Когда важные события происходят вокруг нас, мы не должны уподобляться страусам, прячущим при виде опасности голову в песок. Таковая позиция выгодна врагам Православия. Вспомним, что они говорили 4 века назад священномученику патриарху Гермогену: твое дело молиться за паству, а в государственные дела не лезь. Но патриарх, не щадя собственной жизни, призывал православный народ к вооруженной борьбе против захватчиков и изменников. Если Господь посылает испытания, мы не должны от них отворачиваться, а должны молиться о том, чтобы с честью их перенести. Бог кого любит, того наказывает. Испытание посылается для укрепления веры, для сверешения надежды, для возрастания любви.

Дай, Господи, сил православной Руси преодолеть любовью то зло, что против нее восстало. Обрати, Господи, сердца заблудших от пути истинного, воссоедини их со святой православной Церковью, вне которой нет спасения! Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/25/svyatoe_pravoslavie_protiv_papstva/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 23 Августа 2020, 01:27:25 »


Предел прощения

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице




Сегодняшнее воскресное Евангелие — о прощении. Мы как христиане все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем, как это сделать. Прощение — это тот путь к Царству Небесному, через который устанавливаются наши подлинные отношения с Господом Иисусом Христом. И это дороже всего на свете.

Однако как часто бывает в нашей жизни, что какие-то люди нам мешают! Лучше было бы, чтобы они исчезли с глаз долой. Лучше бы их не было, чтобы они не были частью нашей жизни. И, конечно, мы не можем себе представить, чтобы в вечности мы стояли рядом с ними перед Престолом Божиим.

Иногда мы понимаем, что нужно исправить такую ситуацию, нужно простить этих людей. Но как простить? Даже после долгой молитвы ко Господу мы понимаем, что очень трудно найти путь для исправления всего. Что же нам делать? Мы слышим слово Христово о том, что прощение — это не то, что должно совершаться только умом, когда мы понимаем, что оно необходимо, но, как Он говорит сегодня в Евангелии, «если от всего сердца не отпустите согрешения вашим должникам, так и Отец Небесный не отпустит вам», и не видать вам Царствия Небесного.

Апостол Петр, который спрашивает, сколько раз нужно прощать, прекрасно понимает, о чем речь. И мы все понимаем, что как часто, оттого что зло не исторгнуто с корнем из глубин сердечных, достаточно малейшего повода, чтобы снова все загорелось с новой силой. Такова природа зла. Апостол Петр говорит, что этот человек снова и снова его обижает — значит, должен же наступить какой-то предел! И Господь отвечает ему: «Ты в самом деле думаешь так, что должен наступить предел прощению? Ты в самом деле хочешь, чтобы в таком случае Бог в свою очередь поставил предел прощению твоим грехам? Столько-то и столько-то, а дальше уже нет прощения».

Смысл пришествия Господа Иисуса Христа на землю заключается в том, чтобы восстановить подлинные отношения человека с Богом. Когда мы ставим предел прощению, тогда мы от этих подлинных отношений естественно отпадаем. Мы становимся вне Царства Божия.

Речь идет о том, что если мы во Христа крестились и во Христа облеклись, то мы должны достигать того, что есть у Христа, и чего нет у нас. Мы должны обретать такое сердце, какое у Самого Господа. И ум Христов, и сердце Христово.

Сердце любящее, способное прощать, обретается только когда человек до конца, изо всех сил противостоит всякому злу, которое есть в нем самом и в мире. Особенно если оно угрожает нравственности, духовности других людей, их возможности покаяться, обратиться ко Господу. Только идя этим путем, можем мы все больше и больше понимать, о чем Христос говорит, и приобретать сердце, которое способно принимать другого человека не воображательно, а на самом деле.

В этом противостоянии злу мы должны следовать заповеди святого Филарета, митрополита Московского. Мы все, наверное, хорошо помним его слова, но очень важно, особенно в наше время снова и снова напоминать их себе: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».  Это необходимо, иначе мы никогда не достигнем чистоты сердца, к которой призывает нас Господь.

В конце концов, как говорит сегодняшнее Евангелие, простить другого человека — это значит взять на себя последствия его поступка, его долг. Вот приходит к тебе должник. И ты должен, чтобы простить, из того, что у тебя есть, вычеркнуть, взять на себя эту сумму материальных ценностей или каких-то обид, понести на себе — подобно Господу, взявшему на Себя все наши долги, которые мы должны Отцу Небесному. Будем возрастать в понимании и в принятии тайны и силы прощать другого человека. Это возможно только в Церкви Христовой, где дается сила новой жизни, благодать, которая наше каменное сердце делает плотяным и способным все понимать и прощать.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

22.08.2020


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 24 Августа 2020, 21:36:06 »


«Это не слабость!»

По слову Святейшего Патриарха Кирилла, способность прощать, присущая русским, - великая духовная сила, способная преображать жизнь народа




В воскресенье, 23 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, сообщает Патриархия.ru.

По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.


«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель, - рассказал Святейший Патриарх Кирилл. - Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путём, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси».

«Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придётся продать всё своё состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином», - напомнил Первосвятитель.

«Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами, - пояснил Предстоятель Русской Церкви. - Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть всё сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть всё».

«Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заём и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении, - подчеркнул он. - Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: "забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему". Почему "забудь"? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не даёт и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком».

«Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!» – призвал Святейший Патриарх Кирилл.

«Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся всё слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем», - не сомневается Первоиерарх.

«Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать, - напомнил он. - Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь», - заключил Предстоятель Русской Церкви.


24.08.2020

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 20 Августа 2023, 00:39:45 »


Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл





Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18:23-35) — о человеческой жадности, о том, как некто задолжал господину своему десять тысяч талантов. Для того чтобы понять, что это за сумма, можно сказать следующее: один талант — примерно 24 килограмма серебра, то есть десять тысяч талантов — это огромное количество большегрузных грузовиков. И вот задолжал этот человек господину такое огромное количество серебра и не смог его отдать. А по законам того времени, если долг не отдается, то забирается все имение, забираются в рабство и жены, и дети, и все родственники, а человека бросают в долговую тюрьму, пока он не отдаст весь долг. Но поскольку долг, о котором говорится в сегодняшнем чтении, был так велик, то это означало для должника пожизненное заключение. Он терял все — жену, детей и свою собственную жизнь, а потому взмолился пред господином, и тот простил его. Но когда должник вышел на улицу, он встретился с кем-то, кто задолжал ему ничтожную сумму, и стал требовать, чтобы долг был возвращен, принуждая того силой и угрожая потерей имущества и семьи. И некто, увидев эту страшную сцену, пошел к господину, которому жадный человек задолжал десять тысяч талантов, и рассказал ему обо всем, и жестоко наказал скверного раба тот богатый господин.

Вот эта притча о жадности, и нужно иметь в виду, что жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами.

Это должны помнить все, особенно богатые люди, — чем больше вы получили из рук Божиих или по попущению Божиему, тем больше нужно отдавать другим, и только доброта, только способность разделять свои ресурсы с другими будут обеспечивать вам оправдание в глазах Божиих. Но, конечно, не только богатые иди сверхбогатые должны особенно внимательно отнестись к сегодняшнему евангельскому чтению, но и каждый из нас. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему кто-то что-то должен, и если должник не имеет возможности быстро отдать свой долг, то перед тем как силой или какими-то иными способами принуждать его к расплате, нужно вспомнить об этой спасительной притче. Господь, даруя нам определенные материальные возможности, требует от каждого из нас способности разделять эти возможности с другими людьми и таким образом избегать осуждения.

Да поможет нам Господь — и богатым, и бедным, потому что жадность посещает и одних, и других, — всячески избегать этого коварного, опасного и душегубительного чувства. Да поможет нам благоразумно распоряжаться теми плодами, которые по воле Божией у каждого из нас имеются в большей или меньшей мере, и тогда в ответ на нашу способность разделять свои собственные ресурсы с другими Господь дарует нам и благополучие в жизни земной, и спасение в жизни вечной.

Наученные этой замечательной притчей, в тот момент, когда мы окажемся в ситуации, требующей от нас оказания помощи другому человеку, давайте вспомним об этих Божественных словах и в меру своих сил — Господь не требует от нас сверхусилий — поможем тому, кто нуждается в нашей помощи. И тогда благословение Божие будет пребывать с нами — и с богатыми, и с бедными, и с людьми среднего достатка, — потому что не от количества денег зависит счастье человека, а от состояния его души. А радость, мир и все то, что мы называем человеческим счастьем, источником своим имеют не материальное состояние, а благодать Божию. Аминь.


https://pravoslavie.ru/141561.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!