Существует ли реальная инновационная политика в России? Поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается сегодня, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на фундаментальных исследованиях в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
Обеспечение высоких темпов роста экономики диктует необходимость вложения значительных инвестиционных ресурсов в инновационный сектор, развития научных исследований и ускорения внедрения их результатов. Сегодня в большинстве стран в инновационную сферу инвестируются огромные денежные средства, привлекаются значительные людские ресурсы.
В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90 % мирового научного потенциала и контролируют 80 % глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5-3 трлн долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн долл. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно ее экспорт приносит США около 700 млрд долл., Германии - 530, Японии - 400 млрд долл.
В России мы наблюдаем совсем иную картину. Сырьевая направленность экономики (40 % ВВП страны формирует нефтегазовый сектор) до последнего времени остается неизменной.
Доля инновационной продукции в экономике оценивается в 4-5 % ВВП против 30-35 % в развитых странах. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составляет около 1 % ВВП против 2-3 % у ведущих конкурентов. Очень низка коммерциализация отечественных НИОКР. В экономическом обороте находится всего 0,4 % результатов научно-технической деятельности, тогда как в развитых странах этот показатель равен 70 %.
Призывы к диверсификации, в том числе в рамках поставленной еще в 2003 году задачи удвоения ВВП, так и не нашли своего воплощения на практике. О необходимости перехода к инновационному развитию говорил в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент Д.Д.Медведев в 2007 году. По его словам, в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Вторил ему и председатель Правительства РФ В.В. Путин, подчеркивая в ряде своих выступлений, что важнейшим экономическим приоритетом для нас является развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности.
Однако эти слова так и остались благим пожеланием. У власти до сих пор не существует четкого представления о приоритетах в области национальной инновационной политики, и адекватной ей инвестиционной политики в промышленности в целом. В стране отсутствует цельная национальная инновационная система, формируются лишь ее отдельные элементы. Управлением инновационным развитием занимаются многие ведомства, а собственно развитием - лишь отдельные компании. До сих пор не принят закон об инновационной деятельности. Неразвиты экономический и правовой механизмы введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, отсутствует материальная заинтересованность инноваторов.
Продолжается деградация потенциала фундаментальной науки России - утекают за рубеж «мозги», стареют кадры, уходят из жизни светила, падает продуктивность, «атомизируется» научное сообщество, снижается уровень образования молодежи, деградируют вузы и др.
Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом полученные отечественными исследователями отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
Отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации привело большинство научных организаций к реализации «политики консервации и выживания» вместо «политики развития».
Низкий уровень инновационной активности в России вызван также:
- отсутствием у национального бизнеса достаточных финансовых ресурсов для развития высокотехнологичных, как правило, капиталоемких отраслей, потребность в которых исчисляется десятками миллиардов долларов;
- неспособностью российского банковского сектора осуществлять долгосрочное кредитование НИОКР и подготовку серийного производства высокотехнологичной продукции под приемлемые для промышленности проценты;
- неразвитостью отечественного фондового рынка, ориентированного, в основном на обслуживание существенно недооцененного в процессе приватизации топливно-энергетического комплекса страны;
- наличием рисков, связанных с большими сроками реализации и, главное, окупаемости крупномасштабных проектов в области ракетно-космической, авиационной и военно-морской техники (до 10 лет и более) при очевидно меньшей рентабельности вложений по сравнению с топливно-энергетическим комплексом;
- отсутствием механизмов включения в хозяйственный оборот полученных за счет государственного бюджета результатов интеллектуальной деятельности по продукции военного и двойного назначения на десятки миллиардов долларов.
Без интенсификации инновационной и инвестиционной деятельности невозможно осуществить модернизацию национальной экономики и поднять качество экономического роста. Опыт успешных индустриальных стран показывает, что необходима принципиально новая модель организации производства, модель, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, причем и разработчиков, и поставщиков, и дилеров. России нужна модель промышленного развития, органично ориентированная в межрегиональные и глобальные кооперационные связи.
Переход российской экономики на инновационный путь развития, создание экономики, преобразующей результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы должна является важнейшей стратегической целью государственной политики
России, чтобы окончательно не превратиться в сырьевой придаток развитых стран, необходимо осуществить ускоренный перевод своей экономики на инновационный путь ее развития.
Экономический и финансовый кризис со всей очевидностью показал, что строить модель экономического развития в расчете на продажу за рубеж сырья крайне недальновидно и небезопасно. Страна на практике ощутила, сколь уязвимой по отношению к внешним факторам оказалась российская экономика, сколь высока цена своевременно не принятых мер по осуществлению инновационного развития экономики поступавших в Россию значительных финансовых ресурсов.
Дальнейшее промедление в принятии срочных мер приведет к потере критической массы потенциала и окончательной деградации фундаментальной науки.
Россия серьезно «задержалась на старте» и сегодня стоит перед дилеммой - инновации или полная деградация._________________________
Петр Звягинцев, кандидат экономических наук http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=4703&Itemid=39