Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 09:48:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Столетие прославления  (Прочитано 1886 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 27 Сентября 2011, 19:47:41 »

Столетие прославления
святителя Иоасафа Белгородского


Крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, утром 16-го сентября собрались в пяти пригородных точках и стеклись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стала возведенная к лету сего года на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом №20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

Святые мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня они были перенесены в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа.

В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя.

16 сентября в 15 часов священство, после молебна, чтения акафиста свт. Иоасафу, вынесло на своих плечах раку (к юбилею изготовлена новая) со св. мощами. И с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Св.-Троицкому бульвару — к новому храму-часовне.

Этот путь сопровождался шествовавшими и стоявшими на тротуарах молящимися, певшими и плакавшими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования раки улицы были усыпаны дорожкой из осенних цветов и хвои. Многие затем поднимали эти памятные цветы с земли и уносили с собой.

Так через сто лет мощи святителя Иоасафа вернулись на время к месту своего первоначального упокоения.

Следует напомнить историю со св. мощами свт. Иоасафа и его «пещеркой». Из житийной литературы известно, что перед поездкой на родину святитель, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма.

По кончине 10 декабря в 1754 г . епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело 2 месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни почившего. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет! (с 1755 по 1911 гг.), где св. мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, священство, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, и Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904 и 1911 гг. На самих торжествах по канонизации святого, активно инициированного, как и в случае с преп. Серафимом Саровским (прославлен в 1903 г .), самим Государем, присутствовали 4 сентября (17-е по нов ст.) 1911 г . святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

К слову, и в марте 1908 г . Вел. княгиня Елисавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

Безбожная власть извлекла св. мощи свт. Иоасафа в 1920 г . для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930—1950-е был засыпан.

Мощи святителя, хранившиеся в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевшие, как и мощи преп. Серафима Саровского, были обретены в 1991 г . и возвращены Церкви.

В результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок, пещерка была обнаружена — в мае 2009 г . В середине нынешнего лета рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

На момент канонизации было записано до 400 чудесных исцелений от св. мощей свт. Иоасафа Белгородского. Свою историю рассказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в одном недавнем интервью: «Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился ― и вдруг… (а мы уже уходили из храма) все услышали такой крик. Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было на наших глазах! Свидетелями стали все участники делегации ― высокопоставленные лица России, и для нас ― очевидцев ― это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека!»

Рассказывают, что когда в 1911 г . при канонизации святителя шла процессия, то многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств.

Я же отмечу такой действенный факт, свидетелем которого стал непосредственно и даже заснял на видео: когда 16 сентября с. г. раку со св. мощами свт Иоасафа проносили на самом повороте с ул. Попова на Соборную площадь, чтобы выйти затем на Троицкий бульвар, одна из пожилых женщин, стоявших в толпе, вдруг стала корчиться, жутко кашлять и закричала страшным голосом, каковой мне прежде доводилось слышать, скажем, в Троицком соборе Почаевской лавры, куда привозят на вычитку одержимых бесами.

В 17-30 к часовне прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (завершив двухдневный визит в Луганскую епархию). Прибытия Святейшего Патриарха у храма-часовни ожидали многие сотни верующих, среди которых была и группа паломников из Винницкой области Украины, доставившая большую икону свт. Иоасафа и киот от нее, на стекле которого чудесным образом отпечаталось изображение святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи свт. Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя.

Эффект запечатления святого образа на стекле киота известен по случаю Богородичной иконы «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре (в августе 1993 г . образ Богородицы с младенцем отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее). Стекло киевского киота исследовалось учеными неоднократно с помощью новейших аппаратов, однако природу явления установить не удалось.

Предстоятель Русской Церкви совершил на Св.-Троицком бульваре малое освящение часовни, после чего спустился по подземному переходу в крипту часовни, где прочитал молитву свт. Иоасафу и поклонился его честным мощам.

Затем Святейший Патриарх вышел на площадку перед часовней, где его приветствовал архиепископ Белгородский Иоанн. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил владыку Иоанна и руководство области за открытие этого исторического места и устроение здесь храма-часовни и передал в дар часовне образ святителя Иова, Патриарха Московского. (Верующим в эти два праздничных дня раздавались иконки святителя Иоасафа с Патриаршим благословением.)

Затем Патриарх Кирилл обратился к пастве, отметив: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, — событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи среди нас — в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь — в Святом Белогорье».

16 сентября в Белгородском академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе». А накануне Архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья».

В тот день в Белгороде прошла и конференция «Русская Православная Церковь и приграничное сотрудничество общественных объединений и творческой интеллигенции».

Ведь судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Малороссии, 8 / 19 сентября 1705 г ., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом Россий Великой и Малой.

А в 1754 г ., в год своей кончины, на Харьковщине, в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронте Первой мировой войны. В 2009 г . Образ «приходил» Крестным ходом с харьковчанами к 17 сентября в Преображенский собор Белгорода, к раке свт. Иоасафа. В этот раз всенощную службу с 16-го на 17-е возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.

Многие харьковчане не смогли прибыть на торжества в Белгород по скорбной причине: вечером 15 сентября скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, 90-летие которого в мае с.г. в Харькове удостоили посещением Патриарх Кирилл и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Погребение Высокопреосвященнейшего Никодима состоялось 17 сентября, в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе, в северном приделе, где располагается рака со св. мощами святителя Мелетия Харьковского. А напротив — в южном приделе — стоит рака Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца, особо почитавшегося святителем Иоасафом Белгородским. Так все промыслительно связано в духовном мире, что в часы харьковского погребения владыки Никодима в Белгороде, в 80 км от Харькова, на Соборной площади Патриарх правил священную литургию при св. мощах Белгородского святителя.

90 лет подвижнической жизни владыки Никодима соразмерны со 100-летием, прошедшим со дня прославления святителя Иоасафа, и эта большая и плодотворная, отданная служению Богу и людям судьба, полностью уместилась и в годы безбожия, отягчившего нашу землю, и в последнее двадцатилетие, когда наметилось духовное возрождение Руси. И объединительные труды митрополита Никодима для большой православной Руси имеют прямую преемственность от судьбы святого епископа Иоасафа, коего на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским», и образ которого помещен на общей иконе Святых Слободского края.

Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят цифири столетней давности.

По словам архиепископа Белгородского Иоанна, тогда в Белгород, который был «тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тыс. человек, прибыло до 200 тыс. паломников! Начиная с 28 августа 1911 г . и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тыс. паломников. Около 100 тыс. человек расположились в «стане» богомольцев ― своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 000 палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе». Сейчас — при населении Белгорода порядка 400 тыс., на литургию утром 17 сентября собралось, по оценкам местной полиции, 10 тыс. человек. Мне показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.

Мне довелось, направляясь и ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Я зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф — во Смоленский собор (1706) и в Марфо-Мариинской обители Успенско-Николаевский храм (1701—1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью 4 человека, а в Успенско-Николаевском в полночь — 1. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.

Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи св. мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же, как и не истощалась до 3 часов ночи очередь в часовню — поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.

Тем не менее, не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.

17 сентября 2011 г . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади г. Белгорода. Престол был установлен под специальной сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 г . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Белгородский и Старооскольской Иоанн; архиепископ Курский и Рыльский Герман; архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор; епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Нежинский и Прилукский Ириней; епископ Конотопский и Глуховский Иосиф; духовенство России и Украины.

На богослужении присутствовало руководство города и области.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. … Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). … Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. … Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела ― суетно и неплодотворно».

Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины.

По окончании Литургии архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн преподнес Его Святейшеству набор богослужебной утвари, созданный современными украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад к канонизации святителя Иоасафа.

На вернисаже «Святитель Иоасаф — небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» днем 16 сентября губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте православия».

Это не просто слова главного чиновника процветающей области, но и человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.

Интересно, что практически ту же мысль высказала мне в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород — красивым, процветающим, духовным! Ничего не было бы возможным, если бы не небесное покровительство святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 г .!»

Сюда же отнесем слова Святейшего Владыки, сказанные в приветственном слове еще в аэропорту: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».

  «Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»

Станислав Минаков
http://voskres.ru/podvizhniki/minakov2.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!