Петр ИскендеровК Шенгену непригодны?Общий вектор более жесткой политики ЕС в миграционно-пограничной сфере уже заданПринятое 22 сентября в Брюсселе министрами внутренних дел стран-членов Европейского союза решение оставить Болгарию и Румынию вне шенгенской зоны еще больше обострило ситуацию в рядах данной организации. Глава МВД председательствующей в ЕС Польши Ежи Миллер обвинил ряд своих коллег в «нарушении прежних обещаний». «Уже с апреля мы знаем, что все нормы и условия выполнены… Сегодня мы нарушили свое обещание» - заявил он и даже добавил, что «сегодня мы забыли о европейской идее».Его болгарский коллега и вице-премьер Цветан Цветанов заявил по национальному радио, что Нидерланды и Финляндия заблокировали заявку Софии и Бухареста «по абстрактным аргументам» и в результате сами оказались «изолированными в рядах ЕС». Министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов пригрозил, что Болгария может «пересмотреть свою позицию» в плане поддержки реформы шенгенского законодательства. А глава румынского внешнеполитического ведомства Теодор Баконски обвинил правительство Нидерландов в том, что оно стало «заложником антиевропейской политики одной экстремистской партии» - имея в виду известную своей антииммиграционной риторикой Партию свободы. Он также раскритиковал правительства Германии и Франции, которые ранее пообещали Бухаресту и Софии членство в шенгенской зоне, однако затем «оказались не в состоянии убедить правительство Нидерландов».
Отказ ЕС признать Болгарию и Румынию «годными к Шенгену» дает немало очков «евроскептикам» в обеих странах.
Они не без оснований заявляют, что Софии и Бухаресту не стоит особо рассчитывать на равноправное отношение к себе со стороны ведущих стран-членов Евросоюза, а потому следует развивать стратегические отношения и с другими партнерами – в том числе Москвой.
Их оппоненты утверждают, что все дело в «болгарофобии» и «румынофобии» голландских и финских радикалов.
Правительства Болгарии и Румынии сейчас всячески подчеркивают: мол, ранее в текущем году Европейская комиссия констатировала, что оба государства «выполнили технические критерии» по оснащению собственного пограничного и таможенного контроля специальным оборудованием, соответствующим требованиям ЕС. Поэтому вопрос об их принятии в шенгенскую зону должен был получить положительное решение еще в марте 2011 года. Как пишет софийская газета «Дневник», Цветан Цветанов, явно стремясь успокоить болгарское общественное мнения, поспешил заявить, что не исключает возможность созыва экстренного заседания Европейского совета ЕС с целью преодоления голландско-финского вето (очередной подобный форум запланирован на 17-18 октября). А Румыния явно в сердцах на короткое время даже ввела запрет на ввоз в страну голландских цветов, семян и луковиц – что дало основания ведущей общенациональной газете «Адевэрул» назвать происходящее в отношениях Бухареста и ЕС «цветочной войной».
Однако при этом чиновники и средства массовой информации обеих стран деликатно умалчивают о том, то уже в марте Нидерланды, Германия и Франция в первый раз заблокировали прием Бухареста и Софии в «Шенген», потребовав от них больших усилий в борьбе с коррупцией.
Что же касается возможных сроков нового обсуждения данного вопроса, то аккредитованные в Брюсселе дипломаты на условиях анонимности говорят о весне следующего года, а те из них, кто хотят быть более конкретными, намекают на президентские выборы во Франции, намеченные на май 2012 год. Мол, уход Николя Саркози и его команды может сделать Францию и, соответственно, ее единомышленников в ЕС более сговорчивыми. Впрочем, по признанию голландского министра по делам иммиграции Герда Леерса, «если не будет нового содержания, не будет новой информации… бесполезно обсуждать это вновь».
Дело в том, что проблема сложных взаимоотношений Румынии и Болгарии с партнерами по Евросоюзу коренится гораздо глубже, чем антииммиграционная позиция голландской Партии свободы или придерживающейся аналогичных взглядов по вопросам функционирования Евросоюза партии «Истинные финны». Речь идет о нежелании европейцев распахивать свои двери перед выходцами из стран, которые пока еще не решили собственные проблемы и тем более объективно не в состоянии противодействовать притоку в ЕС нежелательных гостей – в том числе следующих транзитом из стран Ближнего и Среднего Востока. Как подчеркнула в этой связи министр внутренних дел Финляндии Пяйви Рясянен, «у нас нет полной уверенности в том, что данные страны будут способны обеспечить внешние границы ЕС по причине, в том числе, коррупции».
Герд Леерс высказался более образно: «Представьте, что на вашей двери восемь самых лучших в мире замков, но перед ней стоит кто-то, кто держит ее открытой и позволяет входить всем желающим – вы сразу получите проблему».
Да и непосредственно занимавшийся вопросами взаимоотношений внутри ЕС в 2007-2010 годах бывший еврокомиссар Леонард Орбан признает серьезность вопроса. По его словам, жесткая оппозиция Нидерландов и Финляндии – отнюдь не дань сиюминутным настроениям, а отражение сложившейся ситуации в целом в Европейском союзе: «Это больше, чем вопрос, затрагивающий только Румынию и Болгарию, это - дело принципа» - подчеркивает Орбан (представлявший в Еврокомиссии как раз Румынию). Он признает, что на сегодняшний день никто в ЕС не может назвать ни альтернативных решений, ни даже примерных сроков урегулирования проблемы с принятием в «Шенген» Болгарии и Румынию. Так что пока шенгенская зона, существующая с 1985 года, остается в своем прежнем составе: все государства-члены Евросоюза, кроме Великобритании, Кипра, Ирландии, Болгарии и Румынии, но вместе с нечленами ЕС в лице Исландии, Норвегии и Швейцарии.
Пытаясь экстренно спасти ситуацию, сторонники Болгарии и Румынии в лице, прежде всего, председательствующей в Европейском союзе Польши экстренно разработали проект двухэтапного решения вопроса. Этот план, предварительно поддержанный Германией и Францией, предусматривал открытие для граждан Болгарии и Румынии к 31 октября текущего года морских и воздушных границ шенгенской зоны. Решение же вопроса об открытии сухопутных границ предполагалось отложить до следующего года с тем, чтобы обеспечить положительное решение данного вопроса на основе консенсуса в ЕС к июлю 2012 года. Логика этого предложения, в принципе, понятна: столь антипатичные французскому президенту Николя Саркози цыгане и другие потенциально опасные мигранты традиционно прибывают в ЕС сухопутным путем – главным образом, по железной дороге.
Однако Нидерланды и Финляндия высказались против и такого решения, считая его половинчатым. По словам Герда Леерса, «мы хотим предотвратить возникновение ситуации, при которой мы примем решение сейчас, но пожалеем о нем позже», - имея в виду угрозу проникновения в ЕС через Болгарию и Румынию нелегальных иммигрантов, наркотиков и оружия: «В данный момент я вижу недостаток веры в Европе. Люди напуганы». «Я открыт в вопросе приема Румынии и Болгарии в «Шенген»… Но лишь в том случае, если мы сможем полностью поверить в верховенство закона». А министр по делам ЕС в правительстве Финляндии Александер Стубб на своей страничке в Twitter следующим образом объяснил решение, принятое в Брюсселе: «Причина: необходимость придерживаться правил».
Здесь самое время напомнить, что принцип решения ключевых задач функционирования Евросоюза на основе консенсуса существует давно, и странам-членам ЕС до недавнего времени удавалось благополучно урегулировать спорные вопросы «в узком кругу». В случае с Болгарией и Румынией Брюссель действительно пошел на пересмотр ранее принятых решений и согласованных сроков. Однако вряд ли вина за такое поворот событий всецело лежит на Партии свободы и ее лидере Геерте Вилдерсе. В конце концов, голосующие за него и за его единомышленников в Швеции, Финляндии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Венгрии, Словакии и других европейских государствах обеспокоены не обещаниями, данными Софии и Бухаресту, а собственным будущим.
Введение безвизового пространства позволило сотням тысяч выходцев с Балкан, Северной Африки, Ближнего Востока относительно легко въехать в Евросоюз.
И если Еврокомиссия, опять-таки в нарушение прежних обязательств, голосует за восстановление пограничного контроля на внешних границах ЕС – трудно ожидать, что она одновременно даст зеленый свет двум государствам, которые вступили в ЕС позже остальных.
Сложности, возникшие в вопросе расширения шенгенского пространства, во многом явились следствием именно произошедшего летом текущего года пересмотра руководством Евросоюза общих принципов его функционирования. Во исполнение решений, принятых на июньском саммите ЕС, Еврокомиссия к началу сентября разработала и ввела в действие положения, позволяющие странам-членам данной организации восстанавливать пограничный и таможенный контроль. И хотя в одобренных документах подчеркивается, что подобные меры должны носить «скоординированный» характер и приниматься «в качестве самого последнего ресурса» - общий вектор более жесткой политики ЕС в миграционно-пограничной сфере уже задан.
К тому же вряд ли стоит обманываться насчет «скоординированности» будущих мер. Как откровенно объяснил Николя Саркози, несмотря на все поручения по координации, «принятие актуальных решений остается в национальных руках». С ним солидарен и германский федеральный секретарь по внутренним делам Оле Шредер, иронично указывающий, что Еврокомиссия, к примеру, «не в состоянии определить, сложилась ли в настоящее время угрожающая ситуация в районе чешско-баварской границы», ибо у нее «абсолютно отсутствует опыт в полицейских делах».
А это означает, что уже в самое ближайшее время можно ожидать появления в рядах Евросоюза ряда региональных «блоков по интересам», озабоченных ситуацией на тех или иных пограничных и трансграничных направлениях. Начало подобной «регионализации» дал итало-французский конфликт в начале текущего года – когда Франция заблокировала железнодорожное сообщение со своей соседкой, откуда хлынули беженцы и нелегальные иммигранты из Туниса, Ливии и Египта. Теперь Франция и Италия во многом действуют заодно, но главное – выступают поборниками односторонних шагов, критикуя при этом руководство Евросоюза и другие страны-члены данной организации за невнимание к миграционным проблемам.
Другой аналогичный блок формируется вокруг Дании. Власти этой страны уже решили в одностороннем порядке восстанавливать пограничный контроль, призванный противодействовать притоку нелегальных иммигрантов, проникающих в ЕС через Скандинавию. К подобным мерам вполне могут присоединиться Швеция и Финляндия, тем более, что последние выборы во всех трех странах продемонстрировали рост численности и политического влияния «евроскептиков».
Но главной «головной болью» для Брюсселя остается так называемый «Балканский коридор» проникновения в «единую Европу» нежелательных гостей.
Как раз накануне вышеупомянутого заседания министров внутренних дел стран-членов Европейского союза, отвергнувшего болгарскую и румынскую заявки на вступление в шенгенскую зону, с совместной жесткой инициативой выступили Австрия и Венгрия. Главы МВД обоих государств потребовали от Евросоюза ужесточить пограничный и таможенный контроль на границах ЕС с Балканами. Как подчеркивается в их совместном письме, в последние месяцы произошел мощный рост притока нелегальных беженцев из Афганистана, Ирака, Индии, Пакистана, Сомали и других стран, прибывающих через «балканский коридор» в Венгрию в другие страны ЕС.
Явно вдохновившись французской и датской практикой, «заградительные» меры уже предприняла Словения в отношении Хорватии. По словам пресс-секретаря словенской полиции Вены Роле, приток нелегальных иммигрантов «приобрел тенденцию к росту по сравнению с предыдущими пятью годами». За период с января по май полиция Словении зафиксировала увеличение трансграничного трафика нелегалов на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, и «данная тенденция сохранилась на протяжении последующих месяцев», - подчеркнула госпожа Роле. Согласно словенской статистике, речь и в данном случае идет о выходцах из Афганистана, Ирана, Ирака, Египта, Пакистана, Ливии, Марокко, Алжира, Демократической Республики Конго, Сенегала, Сомали, а также палестинцах. Ситуация на словено-хорватской границе представляется тем более показательной, что данная линия является внешней границей всего Евросоюза, отделяющей его от Балкан.
Но что еще более важно – серьезные претензии к государственным деятелям Восточной Европы в плане их политической «зрелости» предъявляют не только европейцы. Даже США, которые традиционно поддерживали вступление Болгарии и Румынии в евроатлантические структуры, похоже, лишились иллюзий по поводу своих партнеров. Об этом стало известно из очередных документов, обнародованных организацией WikiLeaks – в частности, из служебной телеграммы бывшего посла США в Софии Нэнси Макэлдауни, отправленной в мае 2009 года.
В ней дипломат, занявшая впоследствии пост первой заместительницы помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, без обиняков охарактеризовала политику Болгарии в рамках ЕС как «внутреннюю однонаправленную политическую возню», а саму страну – «безгласным потребителем чужой политики».
Более того, болгарские лидеры, по словам Макэлдауни, «все еще не имеют представления о том, как работает Евросоюз». Подтвердила она и прозвучавшие ныне в Брюсселе обвинения в адрес Болгарии в недостаточном противодействии коррупции и организованной преступности. К слову, по горькой иронии судьбы, Нэнси Макэлдауни была награждена болгарским президентом Георгием Пырвановым орденом «Стара планина» первой степени «за вклад в развитие двусторонних отношений»…
К Румынии руководство Евросоюза испытывает не больше доверия. Как признался в своем интервью вышеупомянутый Леонард Орбан, «голландцы говорят нам, что они не доверяют тому, как функционируют румынские институты». «Однако что мы сами можем сказать, если достигнутое в июне на высшем уровне политическое соглашение о расширении шенгенской зоны сейчас разрушено? Не дает ли это нам право выразить свое собственное недоверие?» - вопрошает Орбан и добавляет: «Соблюдаются ли все еще (в Евросоюзе – П.И.) правила и договоры, или же мы позволим, чтобы на наши решения влияли субъективные и произвольные критерии?»
Наконец, имеется еще один важный фактор, определяющий рост протекционистских настроений в Европейском союзе - это финансовая нестабильность зоны евро. Если «закрытие» шенгенской зоны видится средством обеспечить политическую безопасность ЕС, то аналогичным рычагом в плане обеспечения социально-экономической стабильности Европы выступает сокращение еврозоны с исключением из нее ряда проблемных государств – в первую очередь, Греции. Такое мнение в интервью германской газете Handelsblatt высказал на днях главный исполнительный директор компании Pacific Investment Management Company Мохаммед Эль-Эриан. Онт убежден, что «несмотря на то, что такое решение несет в себе высокие риски и расходы, это предпочтительнее, чем сохранение еврозоны в нынешнем виде, когда сильные страны поддерживают государства с высокой задолженностью, поскольку они мало что могут сделать, чтобы вернуть слабых на путь экономического подъема». В зону евро в настоящее время входит 17 стран Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция и Эстония. По мнению Мохаммеда Эль-Эриана, еврозона должна стать «меньше и сильнее», и в этих целях за ее рамки должны быть выведены Греция и аналогичные проблемные государства.
Подобная точка зрения приобретает сегодня все больше сторонников, прежде всего, в Германии, что предвещает новые дебаты и внутренние расколы в самых высоких кругах данной организации по всему комплексу вопросов ее функционирования.
Это, в свою очередь, предоставляет России дополнительные возможности для маневров в отношениях с западноевропейскими партнерами с точки зрения реализации, прежде всего, двусторонних договоренностей и проектов, отвечающих ее финансово-экономическим и военно-политическим интересам.
Петр Искендеров - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук http://www.stoletie.ru/geopolitika/k_shengenu_neprigodny_2011-09-29.htm