Ольга Тонина.
http://samlib.ru/t/tonina_o_i/polaki-ver-33.shtml Под знаменами Третьего Рейха или Третий Фронт Польской Армии. У монастыря Монте-Косино
Подошли ко мне три блудных сына.
Подошли ко мне они, спросили:
Пан полковник, видно, из России?
Нет, ответил, я приехал с Вислы,
Где дымы от выстрелов повисли,
Где и днём и ночью переправы
Под огнём наводят у Варшавы,
Где за Польшу в бой идут поляки
Без нашивок "Poland" на английских хаки... Константин Симонов 1945 г.
Одним из вопросов, на которые современные историки не хотят давать ответ, является вопрос участия поляков в боевых действиях на стороне Третьего Рейха. Если же рассмотреть историю Второй Мировой войны, то обнаружится, что поляки воевали на трех фронтах - на стороне СССР, на стороне союзников (Англии, США), и на стороне Германии. Численность поляков, участвовавших в войне на первых двух фронтах известна. Но вот Третий фронт на стороне Третьего Рейха...
Попробуем провести небольшой анализ, собрав косвенные данные по Западному и Восточному фронту поляков.
Западный фронт поляков. (Второй фронт). После того, как правительство Польши предало свое государство и свой народ, и удрало в эмиграцию, сформировав Правительство Польши в Изгнании (Почему "в изгнании"? Никто их не изгонял - удрали к румынской границе быстрее, чем немцы дошли до Варшавы!), возник вопрос о формировании новой польской армии, взамен разгромленной. Частично задачу можно было решить за счет военнослужащих разгромленной польской армии, которые сумели окольными путями через Румынию, страны Прибалтики, добраться до Франции, а также за счет поляков, проживающих в Англии и Франции. Однако комплектование польской армии во Франции, было прервано разгромом немцами Франции. После ее падения, польские вооруженные силы, теперь уже в Англии насчитывали около 30 500 солдат. За счет чего комплектовать польскую армию? Призывы к полякам живущим в США многочисленных откликов не нашли - в 1940 году американцы в войне не участвовали. Случаи дезертирства поляков из вермахта в 1939 и 1940 году были единичными.
Однако в 1941 году возникает два источника комплектования Польской Армии - СССР, вступивший в войну, а также Северная Африка, где среди военнопленных захваченных англичанами, оказались поляки, служившие в Африканском корпусе генерала Роммеля. "Рынок поляков" в СССР обрабатывал генерал Андерс, формируя все новые и новые польские соединения, и оттягивая сроки их готовности к боевым действиям - изначально, в нарушении договоренности с СССР, Правительство Польши в Изгнании, решило, что армия генерала Андерса не будет воевать на советско-германском фронте, а будет воевать в составе войск Англии и США.
Для освоения "рынка поляков" в Северной Африке, было решено использовать схему, отработанную еще в Первую мировую войну, когда во Франции из пленных поляков захваченных Антантой на Западном фронте, была сформирована "Голубая армия" генерала Юзефа Халлера, которая в 1918 году была успешно применена для войны с Западной Украинской Народной Республикой (ЗУНР), а также с Красной Армией и позволила полякам оккупировать и включить в состав польского государства территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
Значительную роль в получении военнопленных поляков из Северной Африки сыграл генерал Юзеф Заяц (Jоzef Zajаc), командующий Войском Польским на Ближнем Востоке, заместитель командующего польской армии на Востоке. Заяц знал специфику Горной Силезии (насильно отторгнутой поляками в 1921 году у Германии) так как до войны в течение десяти лет командовал 23-я пехотной дивизией в Катовице. Он провел переговоры с командованием союзников, которое согласилось с его доводами и создало прецедент. Первые поляки-военнопленные с североафриканского фронта стали набираться лагерях в 1943 году, и до конца года самолетами в Великобританию была доставлена первая партия в 600 пленных, а затем и другая, всего - 2000 человек. Эта операция получила название "специальная эвакуация".
Аналогичная идея возникла у генерала Владислава Андерса, командира созданной с конца июля 1941 года польской армии в СССР. Он собирался использовать поляков- солдат вермахта захваченных Красной Армии на Восточном фронте. Однако Андерс сам себе подгадил, ибо еще в 1942 году, за год до описываемых событий, отказался воевать на советско-германском фронте и настоял на эвакуации польской армии из СССР в Иран. Вполне естественно, что после такого его поведения, переговоры посла Тадеуша Ромера в конце февраля 1943 года со Сталиным не принесли никакого результата. Сталин категорически отказался использовать военнопленных вермахта, опасаясь, что сформированная за их счет армия генерала Андерса переметнется на сторону немцев, и перекроет поставки оружия в СССР, осуществляемые англичанами и американцами через Иран. В результате этого Андерсу пришлось вести переговоры с союзниками - с генералом Генри Уилсоном и генералом Гарольдом Александером. Союзники разрешили ему комплектовать 2-й корпус за счет поляков захваченных в плен, в боях с вермахтом на Средиземноморском ТВД. Генерал Андерс вспоминал: "Я запросил генерала Александера о возможности использования добровольцев-поляков из числа военнопленных вермахта, захваченных во время итальянской кампании и получил разрешение. Таким образом, можно было выбирать кандидатов из числа военнопленных и компенсировать ими потери 2-го корпуса. Генерал Александер установил порядок: 1) поляки-военнопленные собираются в отдельные лагеря, 2) проходят проверку и медосмотр - отобранные отправляются в 7-ю резервную польскую дивизиона Ближнем Востоке, 3) разрешается отбор поляков из лагерей военнопленных в Алжире, 4) по прибытии кандидатов в 7-ю дивизию вы определяете их дальнейшее использование..."
Аналогичную схему было решено организовать и на Западном фронте после высадки союзников в Нормандии. Министр Национальной Обороны, генерал Мариан Кукиель (Marian Kukiel) написал текст, который затем неоднократно читали по радио и распространяли в виде листовок, сбрасываемых на немецкие позиции:
"Поляки в немецкой армии!
Насильно втолкнули вас в ряды смертельных врагов Польши, воюющих с нашим народом. Насильно одели вас в немецкую форму. Они заставляют вас воевать с освободительными армиями свободных наций, штурмующих Западный Вал - "Крепость Европа". Вместе с американскими, английскими, канадскими, французскими войсками воюют и наши польские вооруженные силы. Многие из вас уже ждут слов того, чего от вас ожидает Польша.
Правительство Польской Республики приказывает:
Не стреляйте в ваших братьев - солдат союзных войск. Когда нужно стрелять - стреляйте мимо. При первой же возможности, перейти к силам союзников - прячьтесь, скрывайтесь и дожидайтесь их прибытия. Желательно информировать союзников, когда вы вступили в контакт с ними.
Как только вы оказались на стороне союзников, сообщите им, что вы поляки, чтобы обеспечить отделение вас от немецких военнопленных и организовать контакт с любыми польскими военными властями. Вас ждут ваши братья, которые воюют вместе с нашими союзниками за наше освобождение.
Да здравствует Польша!"
Приток добровольцев из числа военнопленных вермахта на Западном фронте превысил ожидания польских штабных офицеров. Только за первые четыре месяца 1945 года были набраны на Западе почти столько военнопленных, как и за все время войны на Ближнем Востоке и в Италии.
Центров комплектования было два - "английское" направление - Западный фронт, где воевала 1-я польская бронетанковая дивизия, и "итальянское" направление, где воевал 2-й польский корпус генерала Андерса. Первый центр обеспечивало две команды пополнения N1 и N2. Они сумели набрать:
Кампания в Северной Африке примерно 2000 человек
Западный фронт 6 июня 1944 года - 31 декабря 1944 года 15439 человек
Западный фронт 1 января 1945 года - 30 апреля 1945 года 33 192 человека
Западный фронт 1 мая 1945 года - 30 июня 1945 года примерно 4000 человек
Итого примерно 54631 человек.
Второй центр обеспечивало две команды пополнения N3 и N4. Они сумели набрать:
Ближний Восток и Италия до 15 июня 1944 года примерно 2500 человек
Италия 16 июня 1944 года - 31 декабря 1944 года примерно 14 000 человек
Италия 1 января 1945 года - 30 июня 1945 года примерно 18500 человек
Итого примерно 35000 человек
Как можно заметить в ряды польских вооруженных сил Запада вступили 89000 поляков из числа военнопленных вермахта - больше, чем генерал Андерс сумел набрать в СССР.
Всего же Польская Армия Запада насчитывала 220 000 человек, включая бригаду молодежи, женскую вспомогательную службу, 2-ю пехотную дивизию, которая в июне 1940 года перешла границу со Швейцарией и была интернирована, и считалась стратегическим резервом Верховного Командования Польской Армии).
Поляки экс-вермахтовцы примерно 89600 человек
Поляки 2-го корпуса (армия Андерса, сформированная в СССР) примерно 83000 человек
Поляки с территории освобожденной западной Германии примерно 14 210 человек
Поляки, интернированные в Швейцарии (2-я дивизия) примерно 14210 человек
Поляки жители Франции примерно 7000 человек
Поляки жители США примерно 2290 человек
Поляки жители Англии и Ближнего Востока примерно 1780 человек
Итого примерно 219330 человек
Примерно 40% пленных поляков служили в "хиви" - вспомогательных подразделениях вермахта, остальные 60% - в боевых частях.
По воспоминаниям ветеранов 1-й бронетанковой дивизия и 2-го польского корпуса, экс-вермахтовцы обладали отличной воинской дисциплиной и выправкой. Уровень боевой подготовки был различным - в зависимости от места службы. Огромным уважением пользовались польские ветераны немецкой дивизии "Герман Геринг" - по свидетельству майора Михаила Гутовского из 1-й польской бронетанковой дивизии, лучшими водителями танков в польской дивизии были поляки, экс-танкисты вермахта.
При оформлении в Польскую Армию, проверялось здоровье и послужное прошлое пленных поляков. Приоритет отдавался тем, кто не имел больших званий во время службы в вермахте. Так же категорически запрещалось нанимать в Польскую Армию Запада лиц, проходивших службу в подразделениях СС.
Вместе с тем, несмотря на проверку прошлого, в части польской армии попадали поляки, проходившие ранее службу в подразделениях СС. Так, например, в разведподразделении полка Карпатских Уланов 2-го польского корпуса, проходил службу поляк, ранее служивший в зондеркоманде СС, специализировавшейся на уничтожении гражданского населения.
Поляки, служившие в люфтваффе инженерами и оружейниками, зачастую проходили службу в польских ВВС без какой-либо переподготовки.
Экс-вермахтовцы проходили службу практически во всех подразделениях польской армии на западе. Наиболее многочисленные контингенты были во 2-м польском корпусе (Андерса), 1-й бронетанковой дивизии, в наземном персонале ВВС (иногда и летном!), 1-й Независимой Парашютной бригаде, в Польских ВМС, а также в 1-м и 3-м Польских корпусах, которые не успели принять участие во Второй Мировой войне.
Поляки-экс-вермахтовцы стали основным контингентом для пополнения людских ресурсов 1-й бронетанковой дивизии и 2-го польского корпуса в 1944-1945 годах, когда поляки на западном фронте стали наконец воевать и нести потери. Благодаря им, дивизии корпуса стали трехбригадными, а бронетанковая бригада смогла расширить штаты до дивизии. Как цинично заметил один из польских ветеранов: "Это вермахт в лице 2-го польского корпуса выиграл битву при Болонье в апреле 1945 года у вермахта". Многие из бывших вермахтовцев-поляков были награждены орденами Виртути Милитари и Крестами Доблести.
Однако в Правительство Польши в Изгнании оказалось в пролете, и Польская Армия Запада была по окончании Второй Мировой войны расформирована. Большая часть из ее военнослужащих в 1946 и 1947 годах вернулись в Польшу. Лишь незначительная часть непримиримых осталась жить в эмиграции.
(продолжение далее)