11.11.1940 г.
1-ый заместитель наркома иностранных дел СССР дал отрицательную оценку разглашению англичанами их конфиденциальных предложений.
Германское командование разработало более детальный план войны против Советского Союза, получивший название «Отто». Доработка и конкретизация стратегических установок плана должны продолжаться до декабря 1940 г.
Германская дипломатия подготовила свои документы как основу предложений Советскому Союзу на переговорах в Берлине:
проект соглашения и два секретных протокола, которые предусматривали «политическое сотрудничество» между странами тройственного пакта и СССР, обязательство четырех держав «уважать естественные сферы влияния друг друга», расширение экономических отношений. СССР должен присоединиться к декларации: «Советский Союз заявляет, что его территориальные устремления направлены на юг от государственной территории Советского Союза в направлении Индийского океана».
Шнуре, представитель Германии на переговорах в Москве, докладывает в Берлин:
«Советский Союз хочет получить от нас только те товары, в которых он остро нуждается». Советская сторона настаивала на увеличении экспорта из Германии в СССР исключительно дефицитных станков и промышленного оборудования
СССР согласился увеличить поставки зерна в Германию с условием, что Германия должна увеличить поставки в СССР алюминия и кобальта, а в обмен на дополнительные поставки сырья из СССР – поставки в СССР из Германии станков и грузовых машин, а также вооружений.
А.С.Яковлев, авиаконструктор, сотрудник экономической делегации СССР, на переговорах в Берлине:
«По возвращении в Москву меня сразу же, чуть ли не с вокзала, вызвали в Кремль…
Сталина, как и прежде, очень интересовал вопрос, не обманывают ли нас немцы, продавая авиационную технику.
Я доложил, что теперь, в результате этой, третьей поездки, создалось уже твердое убеждение в том, что немцы показали истинный уровень своей авиационной техники и что закупленные нами образцы этой техники…отражают состояние современного авиационного вооружения Германии…Я высказал твердое убеждение, что гитлеровцам, ослепленным своими успехами в покорении Европы, и в голову не приходило, что русские могут с ними соперничать
Поздно ночью, перед тем, как отпустить домой, Сталин сказал:
«Организуйте изучение нашими людьми немецких самолетов. Сравните их с новыми нашими. Научитесь их бить».
Каждый день мирной передышки работал на нас».
И.В.Сталин в беседе с В.И.Чуйковым:
«Не надо думать, что после поражения Франции западные соглашатели уйдут со сцены. И сейчас, даже в такой трудный момент для английского народа, между Берлином и Лондоном снуют умиротворители агрессора. Они каждую минуту готовы пойти на новые уступки, лишь бы агрессор повернул свое оружие против Советского Союза».
12.11.1940 г.
В Берлин пребывает делегация СССР во главе с В.М.Молотовым:
нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, генералы А.В. Василевский, В.М.Злобин.
Гитлер подписывает директиву о военных планах Германии:
«Начаты политические переговоры с целью выяснить позиции России на будущее. Независимо от того, какие результаты будут иметь эти переговоры, вся подготовка в отношении Востока, о которых даны устные указания, должна продолжаться».
Гитлер на встрече с В.М.Молотовым:
«Победа держав оси предрешена, крах Великобритании неизбежен, необходим раздел мира между Германией, Италией, Японией и Советским Союзом…»
В.М.Молотов, не вдаваясь в обсуждение высказанных Гитлером соображений:
«предлагается рассмотреть более конкретные вопросы, оказывающие существенное влияние на советско-германские отношения, и в частности о деятельности германской военной миссии в Румынии и вводе немецких войск в Румынию и Финляндию. Согласно договору между нашими странами эти мероприятия не должны были проводиться без консультаций с Советским Союзом».
Гитлер: «В Румынию военная миссия прибыла по просьбе маршала Антонеску для обучения румынской армии, а в Финляндии немецкие войска находятся временно, переправляясь через территорию этой страны в Норвегию».
В.М.Молотов: «Я прошу дать более определенный ответ на мои вопросы, которые беспокоят Советский Союз».
Гитлер: «Эти факты являются малозначительными. Я сам даже не осведомлен в полной мере о них. Вернемся к главному – идее раздела мира».
В.М.Молотов: «Я не вижу смысла обсуждать эти вопросы, так как Советское правительство заинтересовано только в обеспечении мира и безопасности нашей страны и тех районов, которые примыкают к границам СССР».
13.11.1940 г.
И.В.Сталин в указаниях на дальнейшее ведение переговоров с Германией:
Москва отвергает предложения германского рейхсканцлера о разделе мира и настаивает на том, чтобы он дал исчерпывающие ответы на поставленные ему накануне вопросы и разъяснил другие проблемы европейской безопасности, связанные с интересами Советского Союза.
Гитлер на встрече с В.М.Молотовым, подчеркивая предложение о вступлении СССР в борьбу за британское наследство:
«Мы ведем войну не на жизнь, а на смерть и ждем понимания этого. Мы должны принять решение: должны ли мы стоять плечом к плечу или друг против друга. Заключение союза откроет нам широкие перспективы».
В.М.Молотов, настаивая на выводе войск из Финляндии и Румынии:
«В первую очередь необходимо решить вопрос об отношениях между Германией и Советским Союзом».
Гитлер: «Советский Союз сам угрожает Финляндии и Румынии».
В.М.Молотов: «Похоже, что такая позиция вносит в переговоры новый момент, который может осложнить отношения между нами».
17.11.1940 г.
Болгария в строгой тайне согласилась присоединиться к тройственному пакту.
В.М.Молотов советскому полпреду в Англии, информируя об итогах переговоров в Берлине:
«Немцы и японцы, как видно, очень хотели бы толкнуть нас в сторону Персидского залива и Индии. Мы отклонили обсуждение этого вопроса, так как считаем такие советы со стороны Германии неуместными».
Ст .Криппс, информируя Форин оффис:
«Результаты встречи были отрицательными», «русские хотели сохранить свободу действий и не реагировали на усилия Гитлера, направленные на то, чтобы добиться из сотрудничества в отношении германских действий на Балканах и Среднем Востоке».
У.Черчилль: «Если бы Сталин принял этот план, то события, возможно, на время приняли бы другой оборот. Гитлер мог в любой момент отложить свои планы вторжения в Россию… Как и ожидалось, Советское правительство отклонило германский проект. Советский Союз был один на один с Германией в Европе, а на другом конце мира над ним нависла Япония. Тем не менее, Советское правительство верило в свою растущую мощь и в свою обширную территорию, составлявшую одну шестую часть всей суши земного шара».
И.В.Сталин на встрече с А.Е.Богомоловым, советником полпредства и поверенным в делах СССР в Виши обращает внимание на вопросы:
«Что же на самом деле происходит в Виши? Какова общая обстановка в оккупированной Франции? Что делается в рабочих районах под властью немцев? Велики ли успехи коллаборационистов и не больше ли сил у их противников? Что можно сделать для улучшения советско-французских отношений? Вопросов было множество».
П.Рейно, премьер-министр Франции:
французские правящие круги «сами отвергли союз с СССР, и Франция вступила в войну без союза с Россией. Это поражение стало «французским дипломатическим Ватерлоо», за которым последовал военный крах французской армии».
18.11.1940 г.
СССР в ответ на предложение Японии от 30.10.1940 г. выдвигает свой проект договора о нейтралитете:
– заключение договора возможно только на основе параллельного урегулирования важных вопросов, включая ликвидацию японских угольной и нефтяной концессий на Северном Сахалине.
Япония предложила СССР продать ей Северный Сахалин.
СССР решительно заявил о неприемлемости японского предложения.
19.11.1940 г.
С.А.Лозовский, заместитель наркома иностранных дел СССР, в беседе с Л. Штейнгардтом, послом США в Москве:
«… факты говорят другое», – американское правительство вовсе не пошло навстречу правительству СССР «во всех вопросах».
Полпредство СССР в Лондоне:
«источником распространения слухов» о конфиденциальных английских предложениях Советскому Союзу «является Форин оффис, чиновники которого на протяжении последних дней сообщили разным журналистам о демарше Криппса от 22.09.1940 года».
20.11.1940 г.
Венгрия присоединилась к «тройственному пакту»; венгерская пропаганда подчеркивала, что это присоединение якобы достигнуто «при сотрудничестве и полном одобрении» СССР.
22.11.1940 г.
Румыния присоединяется к тройственному пакту.
Антонеску в беседе с Гитлером:
Румыния всецело готова «идти бок о бок с державами оси до полной победы».
23.11.1940 г.
Антонеску на встрече с Кейтелем:
для «румынского блицкрига» будет достаточно двух механизированных дивизий, которые «без труда» прорвут фронт и продвинутся в направлении Киева и т.д.
Кейтель:
Германия сделает все от нее зависящее, чтобы «румынские друзья чувствовали за собой германскую армию».
Гитлер провожая Антонеску:
«Германия будет поддерживать Румынию во всех отношениях – и в политической и в экономической областях. С этого момента существование румынского государства будет гарантировано всеми германскими вооруженными силами».
23.11.1940 г.
ТАСС уполномочен опровергнуть измышления венгерской пропаганды о «сотрудничестве» СССР в подготовке и одобрении вступления Венгрии в тройственный пакт.
В.М.Молотов, информируя советского полпреда в Лондоне:
«…немцы хотят прибрать к рукам Турцию под видом гарантии ее безопасности на манер Румынии, а нам хотят смазать губы обещанием пересмотра конвенции в Монтре в нашу пользу, причем предлагают нам помочь им в этом деле. Мы не дали на это согласия, так как считаем, что, во-первых, Турция должна остаться независимой и, во-вторых, режим в проливах может быть улучшен в результате наших переговоров с Турцией, но не за ее спиной».
Посол США в Москве сообщает в госдеп:
посол Англии в СССР Ст. Криппс, «разозленный положением», в котором он оказался после разглашения МИД Англии конфиденциальных английских предложений, сделанных СССР, «намекнул, что он подозревает наличие саботажа в Форин оффис. Криппс сказал, что в английском правительстве есть лица, которые настолько враждебно относятся к Советскому Союзу, что они предпочтут подвергнуть риску империю, нежели допустить, чтобы имело место сближение» Англии и СССР.
25.11.1040 г.
СССР предлагает Болгарии заключить пакт о дружбе и взаимной помощи:
«По пакту СССР обязуется оказать Болгарии всяческую помощь, в том числе и вооруженную, в случае угрозы нападения на Болгарию любой третьей страны или комбинации стран. Болгария же обязуется оказать помощь СССР в случае возникновения реальной угрозы интересам СССР на Черном море или в проливах. СССР готов оказать Болгарии любую помощь деньгами, продовольствием и материалами в форме займа – если Болгария в том нуждается. Вместе с тем СССР готов расширить свои закупки болгарских товаров…Пакт о взаимопомощи между СССР и Болгарией ни в коей мере не может затрагивать внутреннего режима, суверенитета и независимости Болгарии».
Болгария при активном участии немецкой военной миссии подготовила проект отказа от инициативы СССР.
26.11.1940 г.
НКИД СССР сообщил фон Шуленбургу, послу Германии:
«для продолжения переговоров, начатых в Берлине, Германия должна обеспечить выполнение ряда условий, а именно: немецкие войска должны немедленно покинуть Финляндию, в ближайшие месяцы должна быть обеспечена безопасность СССР путем заключения пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Болгарией».
Фон Шулебург немедленно передал о заявлении НКИД СССР в Берлин.
МИД Германии не ответил на заявление НКИД СССР.
Гитлер по поводу телеграммы фон Шуленбурга заявил ближайшим помощникам как «политической завещание»:
«Решение вопроса о гегемонии в Европе упирается в борьбу против России. Необходимо окончательно «свести счеты с Россией, как только позволят климатические условия…Россию надо поставить на колени как можно скорее…»
В СССР за неполные два года отсрочки вовлечения Советского Союза в войну личный состав Вооруженных Сил СССР увеличился почти в 3 раза, было сформировано 125 новых дивизий. Только за 11 месяцев 1940 г. в строй вступило 100 новых кораблей. Общее водоизмещение новых военных кораблей ВМФ СССР, введенных в строй с начала 1939 г. к началу 1941 г., возросло по надводному флоту на 107 718 т., по подводному – на 50 385 т. В конце 1940 г. в постройке находилось еще 269 современных кораблей.
Выигрыш во времени позволил за 1939-1940 годы создать новые, вполне современные типы боевых самолетов и к 1941 году запустить их в серийное производство.
Япония в принятом стратегическом плане «Оцу» (война против СССР) исходит из необходимости захвата советского дальнего Востока: главный удар – в направлении Приморья, вспомогательный – в направлении Благовещенска с целью захвата Владивостока, Имана, Благовещенска, а затем – захвата Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Северного Сахалина, Петропавловска-на-Камчатке.
Готовится маньчжуро-корейский плацдарм для нападения на СССР. Вдоль советско-маньчжурской границы спешно создаются новые военные сооружения, включая 13 укрепрайонов. Квантунская армия увеличилась с 9 до 12 дивизий с численностью общего состава до 350 тыс. солдат и офицеров. На острове Хоккайдо создан штаб Северного военного округа и началось развертывание войск на севере Японии, Южном Сахалине и Курильских островах.
5.12.1940 г.
Гитлер в присутствии Браухича заслушивает доклад Гальдера о плане войны против СССР, разработанном Паулюсом:
«Опыт прежних военных кампаний показывает, что наступление должно начинаться в соответствующий благоприятный момент. Выбор его зависит не только от погоды, но и от соотношения сил, вооружения. Начатая реорганизация русской армии к весне еще не сделает ее лучше. Если по такой армии сделать мощный удар, ее разгром неминуем».
Гитлер:
Необходимо принять особые меры, чтобы не допустить повторения восемьсот двенадцатого года.
Гальдер:
Совершенно верно, мой фюрер. Ведя наступление против русской армии, не следует теснить ее во избежание того, о чем вы говорите. С самого начала наше наступление должно быть таким, чтобы раздробить русскую армию на отдельные группы и задушить их в «мешках». Если русские понесут поражение в результате ряда наших ударов, то, начиная с определенного момента. Как это было в Польше, из строя выйдет транспорт, связь и тому подобное и наступит полная дезорганизация.
Гитлер:
Задача состоит в том, чтобы не допустить отхода противника. Цель операции: уничтожить жизненную силу России. Не должно оставаться никаких организаций, способных к возрождению.
Был отдан приказ полным ходом развернуть подготовку к вторжению. Одобрив план, Гитлер потребовал от Браухича проверить реальность его выполнения на военной игре руководящего состава вермахта, обратив внимание на тщательное изучение опыта походов на Москву Карла XII и Наполеона.
В СССР по итогам 1940 г.:
важное значение придается строительству оборонных предприятий на востоке страны – здесь выплавляется 28,9% чугуна, 32,2% стали, добывается 35,9% угля и 11,6% нефти, здесь – основная база цветной металлургии.
Английское правительство приказывает английскому флоту реквизировать прибалтийские суда.
Юрий Буданцев, Олег Буданцевhttp://voskres.ru/army/library/budantsev1.htm