Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 11:23:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как России «перезагрузить» отношения с Китаем  (Прочитано 2294 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Октября 2011, 00:26:40 »

Как России «перезагрузить» отношения с Китаем

По мнению Валерия Мунирова, главный вопрос российско-китайских отношений – это геополитический вопрос войны и мира



Председатель Правительства России (а не премьер-министр, что в переводе – «первый (фр.) слуга (лат.)») Владимир Путин после принятия на «съезде победителей» предложения выдвигаться пост Президента России в 2012 году с первым зарубежным визитом едет не в США, не в Германию, а в Китай, где в том же году намечается передача власти руководителям поколения ещё первого Председателя КНР Мао Цзэдуна, которого чтят до сих пор.

В статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» («Известия», 04.10.11) В.В.Путин манифестировал проект создания нового геополитического субъекта Большой игры – Евразийского союза, «способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Большая игра обусловлена завершением западных циклов накопления – голландского (18-ый век), британского (19-ый) американского (20-ый) – и началом восточного азиатского (21-ый). Смена циклов накопления и переход постиндустриального барьера невозможны без «великих потрясений». Также как накануне Второй мировой войны шли бои в Испании, Эфиопии и Монголии, так и сегодня операции НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии лишь предшествуют большой войне в персидско-каспийском углеводородном регионе.

И если СССР был поставлен в «растяжку» между англосаксами и странами фашистской оси, то сегодня Россию ставят в «растяжку» между США и Китаем. Поэтому главный вопрос российско-китайских отношений, по точному определению патриарха в сфере международной политики Чрезвычайного и Полномочного посла России Д.Б.Рюрикова, - это геополитический вопрос ВОЙНЫ и МИРА.

Вопросы ВОЙНЫ и МИРА на Западе решаются не «слугами» в министерствах, а «закулисой» в парамасонских организациях типа Бильдербергского клуба, Трёхсторонней комиссии, Совета по международным отношениям и прочих. Поскольку надсистемные связи у России с Европой уже давно отлажены, а с Китаем ещё нет, Восточным ответом мог бы стать Совет Мудрецов – межцивилизационная договорная постоянно действующая структура с участием авторитетов создаваемого Евразийского союза и Китая. КАК родить справедливое гармоничное будущее без большой войны и КАК Евразийскому союзу «связать» Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом – это и должен обсуждать Совет Мудрецов.

Валерий Муниров, член Совета Института ЕврАзЭС

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/10/10/kak_rossii_perezagruzit_otnosheniya_s_kitaem/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 11 Октября 2011, 20:14:03 »

О возможном прорыве «Китай – Россия»



Глава российского правительства Владимир Путин в Пекине обсуждает с руководством КНР вопросы развития двустороннего экономического, научного и гуманитарного сотрудничества, включая инвестиционное взаимодействие и энергетику. В фокусе внимания сторон – совершенствование структуры взаимной торговли, расширение инвестиционного взаимодействия и кооперации в высокотехнологичных областях, реализация долгосрочных проектов в области энергетики. Значение официального визита в Пекин комментирует эксперт Федор Пашин.

В настоящее время Китай стремительно захватывает лидирующие позиции и играет все более заметную роль в международных отношениях. И это объясняется не только численностью населения страны. Оно сегодня составляет 1341 млн. человек, в то время как в России – 142, 9. В настоящее время ВВП Китая достигает $10084 млрд., а в РФ только – $2218,8. Ежегодный рост экономики, даже в кризисные периоды, держится на уровне 10 процентов. Китайское финансово-экономическое присутствие заметно как на материке Евразия, так и на других континентах, в частности, в Африке и Латинской Америке.

К 2020 г. на китайской территории будет сосредоточено около 50% мировой промышленности. Китай станет инновационным лидером, на эту страну будет приходиться 20 процентов НИОКР. Уже сегодня КНР является одним из главных мировых рынков и основным кредитором США. Стремительно растет военная мощь страны.

Китай является «соседом» России, граница между двумя странами является одной из самых протяженных в мире. Наши страны имеют длительную историю добрососедских отношений. Торговый оборот между Китаем и Россией достигает $60 000 млн. Ожидается, что по итогам переговоров в Китае товарооборот между двумя странами превысит отметку в $70 000 млн. В планах расширение военно-политического сотрудничества. В том числе по линии ШОС.

Китай, превратившись в альтернативный США мировой центр силы, становится все более притягательным международным субъектом для других стран, прежде всего, тех, кто не намерен следовать в фарватере атлантической геостратегии. В последние годы Россия и Китай стремятся взаимодействовать и координировать свою политику по международным вопросам. Они занимают схожую позицию по событиям в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В частности, одинаково голосовали по Ливии и Сирии в ООН.

В условиях, когда на Западе все чаще занимают недружественную позицию в отношении Москвы, открыто проявляют неприятие российских лидеров, в частности, главы правительства РФ, внешнеполитический курс России на укрепление всесторонних отношений со своим восточным соседом является более чем оправданным. Он открывает новые перспективы в политической, экономической и гуманитарной сферах перед двумя нашими странами, будет способствовать стабилизации обстановки в Евразии, где имеет место боле 80 % всех мировых конфликтов, а также – становлению справедливых международных отношений во всем мире.

Накануне визита Владимира Путина в Пекин вышла в свет его статья «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня. В публикации предложен проект создания нового геополитического противоборства на материке Евразия – Единого экономического пространства – Евразийского союза. По мнению автора, он призван «стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Между тем, геополитические оппоненты и России и Китая заинтересованы в перманентной конфронтации между этими соседними государствами, крупнейшими державами на континенте. Дело в том, что современный этап мирового противоборства обусловлен завершением западных циклов геополитических приобретений и экономических накоплений – голландского (18-й век), британского (19-й) американского (20-й) – и началом восточного азиатского периода (21-й) мировой гегемонии. Как считают эксперты, смена циклов накопления и переход постиндустриального барьера невозможны без «великих потрясений». Также как накануне Второй мировой войны шли бои в Испании, Эфиопии и Монголии, так и сегодня операции НАТО в Югославии, Афганистане, странах Северной Африки и Ближнего Востока лишь предшествуют большой войне, которая, в частности, может охватить обширную территорию от Суэца до Тибета.

И если СССР в свое время был поставлен в «растяжку» между англосаксами и странами фашистской оси, то сегодня Россию намерены поставить в «растяжку» между США и Китаем. Поэтому главный вопрос российско-китайских отношений – это предотвратить эскалацию напряженности и военных конфликтов в Евразии. И здесь важно будет, если Пекин оценит и поддержит новую инициативу России по формированию Единого Евразийского пространства, которое вместе с ШОС, где лидирует КНР, могло бы стать важным инструментом укрепления безопасности и сотрудничества на континенте.

Эксперты обращают внимание на то, что визит в Пекин проходит на фоне недавнего выдвижения главы правительства кандидатом в президенты России на съезде партии «Единая Россия». Председатель Правительства России В.В. Путин с первым зарубежным визитом едет не в США, не в Германию, а в Китай, где в 2012 году намечается передача власти руководителям поколения ещё первого Председателя КНР Мао Цзэдуна, которого чтят до сих пор.

В свое время, когда СССР выступал в качестве «старшего брата», Китай многое взял и перенял от своего «северного соседа» в экономической, военной, культурной, спортивной сферах. Сегодня наступило время, когда Россия может и должна перенять положительный опыт КНР, который, не ломая своей политической системы и государственного устройства, как это произошло с Советским Союзом, совершил невиданный рывок, прежде всего, в экономической сфере и вышел в мировые лидеры. Для России и лично ее главы правительства будет небезынтересным опыт обеспечения преемственности власти, суверенитета и территориальной целостности, национальной безопасности страны, основы которого были заложены при Ден Сяопине.

В свое время, унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Ден Сяопин создал предпосылки не только для бурного экономического развития Китая, но заложил гарантии невмешательства извне в дела Китая, условия по обеспечению национальной безопасности государства.

Данный опыт представляет особую актуальность для современной России, которая стремится уйти из-под внешнего контроля, выйти на суверенный путь развития.

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=14841
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 14 Октября 2011, 14:43:14 »

«Китайская карта» в большой игре



Если мировую политику рассматривать не как американскую модель «Великой шахматной доски», а как «Карточный стол истории», то краткая оценка визита Владимира Путина в Китай 11-12 октября 2011 года будет такой: «В Большой игре между партнерами: Финансовый интернационал евреев – Китай – США – Россия, в текущем (втором) раскладе мирового кредитно-финансового кризиса Россия пытается разыграть «китайскую карту» при этом сама на кон ничего ценного не ставит».

Пропагандистская составляющая визита (судя по тому, что не было показано) позволяет сделать вывод, что самые ценные договоренности касаются соглашений по военно-техническому сотрудничеству. За яркой формулой «Всестороннее стратегическое взаимодействий и прагматическое партнерство» скрывается видимая лишь по признакам (визит в Москву заместителя председателя Военного Совета ЦК КПК Го Босюна 21-23.09.11) военная составляющая «беспрецедентного политического доверия» между КНР и РФ. И это притом, что стратегия есть «бесконечный путь хитрости» (Сунь Цзы), а об искренности отношений стороны не сказали ни разу.

Что же касается того, что было показано в СМИ, то, как всегда, были нарисованы «светлые перспективы», а про «извилистые пути» умолчали. Было сказано про урегулирование цены на поставляемую в Китай российскую нефть. Но не было сказано про нужное Китаю увеличение объема поставок. Была подчеркнута громадная потребность Китая в природном газе. Но вопрос начала поставок опять оставили на потом. Было заявлено о намерениях расширить взаиморасчеты в национальных валютах (рубль \ юань). А объем товарооборота к 2015 и 2020 году указали в USD.

Примечательно то, что «реестр невыполненных договоренностей» между РФ и КНР из года в год все растет, а какого-либо подведения итогов того, что декларировали, и того, что стороны забыли и не выполнили, не делается. Соответственно разрыв между словами и делами лишь увеличивается. И ощутимого выигрыша на картах экономики и финансов у обеих сторон нет.

Совершенно очевидно, что игру в текущем коне заказали США и разыгрывают кон на козырях военной силы. Совершенно очевидно, что козырным тузом в руках США выступает «большая война» в зоне нестабильности от Египта до Синьцзяна и от Персидского залива до Каспия.

Понятно, что «китайская карта» в руках России могла бы сыграть на длинной масти культурной специфики России и Китая как не западных цивилизаций. Но для этого Россия должна искренне признать себя стратегическим тылом Китая в его противоборстве с США. Но этого нет.

Россия, рассказывая про «годы туризма», ставку-то делает на карту своих природных ресурсов, которая всегда побивается США. Ибо мировая торговля ресурсами ведется на доллары США под охраной авианосцев США. Последняя взятка, которую взяли США, это передача арктических запасов российской нефти и газа на разработку компании Эксон Мобил.

Остается надеяться, что теперь Китай, в очередном заходе сможет как-то разыграть карту военно-технического сотрудничества с Россией, например: в своей космической программе орбитальной станции и полета китайских тайкунавтов на Луну.

Андрей Девятов

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=14861
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 16 Октября 2011, 14:46:48 »

Игорь ТОМБЕРГ

Путин в Пекине: обкатка нового политического курса



Завершился двухдневный рабочий визит премьер-министра Владимира Путина в КНР. 16-я регулярная встреча на уровне глав правительств России и Китая проходила в юбилейный год - десятая годовщина подписания договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, десятая годовщина образования ШОС (кстати, в следующем году Китай председательствует в этой организации). Особенностью мероприятия оказался и статус гостя - Владимир Путин планировал визит в Пекин в качестве премьер-министра, а приехал в итоге как будущий президент. Символично, что первую поездку в изменившемся качестве он совершил именно в Китай, где не мог не говорить об изменениях в российской внешней политике, судя по всему, разворачивающейся лицом к Востоку.

Первый программный текст, опубликованный накануне визита, был посвящен созданию Евразийского союза. В комментариях к визиту проскальзывали предположения, что Путин приехал в Китай, чтобы заручиться поддержкой в реализации этого начинания, поскольку ему  придется столкнуться с противодействием со стороны США и Евросоюза. При этом высказываются опасения, что перспектива появления «нового СССР» может создать трудности для китайской дипломатии, сделав «непредсказуемым» будущее Шанхайской организации сотрудничества. Отмечается также, что развитие восточных рубежей Евразийского союза – Восточная Сибирь, Дальний Восток вряд ли возможно без плотной кооперации с Китаем. Точно так же, как и устранение существующих противоречий между двумя странами – например, в Центральной Азии.

Принимающая сторона, традиционно встречающая В. Путина с особой симпатией, уловила сдвиг во внешнеполитической ориентации Москвы и совпадения в постановке стратегических задач глобального уровня… То, что Сенат США проголосовал за билль, цель которого – заставить Китай ревальвировать юань, было воспринято в Пекине крайне болезненно. И в этих условиях открытая постановка В.Путиным задачи «реформирования имеющихся структур, и прежде всего мировых финансовых структур, таких как Международный валютный фонд и Мировой банк», повышения роли стран БРИКС в этих процессах – определяет и направления стратегического партнерства.

Накануне визита пресса активно старалась придать визиту «газовый оттенок». «Вопрос о цене на поставки российского газа в Китай станет одним из главных пунктов повестки визита российского премьера в Китай»  -  таким был лейтмотив многих комментариев СМИ. Газовая тема, естественно, присутствовала в переговорах, но ее значение оказалось отнюдь не первостепенным. Ажиотаж вокруг контракта по газу сбила накануне визита российская сторона, сообщив, что его подписание в рамках визита Путина в Китай не запланировано.

Представители российской делегации официально говорили об иной цели визита: о подписании межправительственного соглашения по сотрудничеству в области модернизации экономики. Этот документ, который стороны решили назвать "О сотрудничестве в области модернизации экономики", можно назвать уникальным. Само появление на свет подобного соглашения свидетельствует о произошедшей, наконец, переоценке возможностей Китая и его потенциальной роли в глобальном развитии. До недавних пор Россия в качестве источника передовых технологий для модернизации своей экономики рассматривала исключительно США и другие высокоразвитые государства Запада. До сих пор такие договоры Россия заключала только с европейцами, правда, есть схожий меморандум с Южной Кореей.

К уровню же технологического развития КНР отношение было в основном скептическим. Теперь появился документ, являющийся аналогом программы "Партнерство для модернизации" между Россией и ЕС. О том, что в ходе визита Путина в Пекин будет подписан межправительственный меморандум о сотрудничестве в области модернизации, рассказал в интервью газете «Коммерсантъ» возглавляющий российскую часть межправительственной комиссии с Китаем вице-премьер Александр Жуков. Договоренность о разработке такого документа была достигнута в ходе визита Дмитрия Медведева в Китай в сентябре прошлого года. «Это ответ на программу "Партнерство для модернизации", которая у нас есть с ЕС,  -  пояснил источник газеты в МИД РФ.  -  Китайцы давно предлагали создать аналогичную программу. Мы нашли эту идею вполне целесообразной». Российская сторона рассчитывает, что процесс будет обоюдонаправленным. Названные А.Жуковым перспективные направления сотрудничества говорят о том же: лидером в развитии атомной энергетики, космоса и авиастроения является Россия, зато в высокоскоростном железнодорожном транспорте, судостроении, производстве энергогенерирующего оборудования и альтернативной энергетике Китай ушел далеко вперед.

А главное для России состоит в приобретении опыта модернизации, возвращении интереса к реальному сектору экономики, в развитии которого Китай добился очевидных успехов, в способности конвертировать сырьевое богатство в передовой уровень российской экономики. И здесь без Китая как постоянно растущего потребителя и обладателя огромных объемов свободных средств не обойтись.

Правда, это соглашение подразумевает и институциональное закрепление сложившейся модели экономического взаимодействия с КНР - российские ресурсы в обмен на продукцию китайской промышленности. Здесь-то как раз и кроется основной недостаток взаимного торгового обмена, дисбаланс, а на деле - ущербность российско-китайской торговли. В ходе визита не раз назывались впечатляющие цифры ее объемов и темпов роста. Взаимный товарооборот в 2010 году составил $59 млрд., а в 2011, по предварительным оценкам, может вырасти до $70 и более миллиардов. Есть и совсем оптимистические прогнозы: порядка $80 млрд. Стоит напомнить, что китайцы поставили цель увеличить товарооборот с Россией до $100 млрд. к 2015 году и до $ 200 млрд. - к 2020-му. Однако, по данным Минэкономразвития РФ, за последние годы более 70% стоимости российского экспорта в КНР пришлось на минеральные продукты, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Доля же машин и оборудования не превышает 5%. Зато больше половины китайского экспорта в Россию - машинно-техническая продукция. По итогам 2008 года ее поставки из Китая превзошли российские в 20 раз!

И тем не менее сдвиги в выравнивании структуры взаимной торговли появляются. Потому намечающийся модернизационно-технологический альянс двух стран можно считать наиболее интересным итогом завершившегося визита в Пекин главы российского правительства. Российский лидер, стремясь к расширению экономических связей РФ с Китаем за рамки  энергопоставок, подписал соглашения о сделках в самых разных областях - от горнодобычи до космических исследований - на общую сумму $7 миллиардов. На переговорах в Пекине фигурировали такие отрасли, как  авиастроение, нанотехнологии, биотехнологии, информатика, медицина. Совместный выход на мировые рынки - новая тенденция. «Если мы хотим получить основательную долю глобального рынка, мы должны объединить наши усилия, например, в конструировании и производстве широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Мы должны объединить наши финансовые и технологические ресурсы», - заявил В.Путин в интервью китайским журналистам.

Пока, однако, в преодолении общей сырьевой направленности российского экспорта в Китай заметных сдвигов не обнаруживается, поэтому переговоры по нефтегазовым проблемам, естественно, были заметной и, пожалуй, наиболее болезненной частью визита. Как сообщил вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин, Россия и КНР достигли договоренностей об урегулировании ценового спора о поставках российской нефти в Китай. «Найдено рыночное решение, удовлетворяющее текущим параметрам рынка, которое имеет возможность изменяться на рыночной основе». И.Сечин также сообщил, что задолженность Китая перед Россией за поставки нефти «будет погашена в соответствии с документами, которые в ближайшие дни подпишут компании-участники этого сотрудничества».

Спор возник из-за оплаты поставок российской нефти в Китай. В конце марта "Роснефть" и "Транснефть" заявили, что их контрагент по поставкам нефти в Китай - "дочка" китайской госкомпании CNPC - снизила оплату за поставки на 7%. Российские компании не исключали обращения в Лондонский суд, однако позже китайская сторона погасила часть задолженности. В конце июня "Транснефть" сообщила, что китайская сторона опять сократила выплаты за поставки нефти. Спор дошел до открытого конфликта. В начале августа стало известно, что «Транснефть» готова досрочно погасить долг в $10 млрд., полученный в 2009 году от китайского Банка развития под гарантии поставок нефти, разорвать соглашение и подать иск к китайской стороне в Лондонский арбитраж.

Очевидно, после подписания ряда документов корпоративного уровня проблема себя исчерпает. Однако неприятный привкус остается. В данном конфликте китайские нефтегазовые стратеги явно перестарались. Похоже, была задумка спровоцировать ценовой конфликт с российскими поставщиками, чтобы потом постепенно из него «выходить», добиваясь встречных уступок уже по газовым ценам. Однако добились обратного результата: Газпром на фоне этих действий решил категорически отказаться от столь любимой китайскими переговорщиками схемы «газ в обмен на кредит». Притом, что в арбитраже китайская компания априори проигрывала, под угрозой мог оказаться имидж всех китайских корпораций. Правда, в итоге визита В.Путина в «нефтяных отношениях» между Китаем и Россией наметилось потепление,  «Роснефть» и CNPC договорились сформировать в ближайшее время совет директоров совместного предприятия «Восток Нефтехимия», реализующего проект по строительству НПЗ в городе Тяньцзинь в КНР. Производство на НПЗ будет ориентировано на нефтехимию, базовые масла и экспорт нефтепродуктов. Планируется, что завод будет перерабатывать 13 млн. т нефти в год, из которых около 9 млн. т составит российское сырье.

В газовых отношениях двух стран продолжается медленное и непонятное непосвященным «сближение позиций». Россия и Китай приближаются к финалу в переговорах по условиям поставок газа, заявил В. Путин. Стороны значительно продвинулись в согласовании ценовых параметров, подтвердил И. Сечин.

Разногласия по цене – проблема действительно сложная, но решаемая. Здесь важен масштаб события: 30-летний контракт на поставку до 68 млрд. куб. газа в год не просто уникален - он призван открыть для российских газовиков рынок Китая и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, создать крупнейший рынок для российского газа на Востоке. Не случайно в ходе переговоров в Пекине российский премьер говорил о необходимости допустить Газпром к работе на внутреннем китайском рынке, без чего стратегическое партнерство в энергетике вряд ли возможно. В ответном жесте российский премьер ответил на чаяния китайской стороны получать наш газ именно с восточного направления, назвав оптимальным путь транспортировки газа китайским соседям через Владивосток. «Мы изучаем возможность поставок по восточному маршруту - это как раз из района Владивостока. Только что мы закончили трубопроводную систему из Сахалина через город Хабаровск в город Владивосток. При наращивании объёмов закачки по этой трубопроводной системе можно было бы говорить и о реализации этого направления», - заявил В. Путин в интервью китайским СМИ.

Эти важные сдвиги вызваны активной реализацией «восточной газовой программы». И именно здесь кроется возможность договориться по ценам. Надо лишь взглянуть на проблему с высоты государственной задачи – создания в восточной части страны мощной базы нефте- и газохимии, сопутствующего промышленного кластера и далее по цепочке: рост населения и занятости, налоги, экспорт продукции высоких переделов, развитие инфраструктуры и, как следствие, укрепление привязки территории, усиление связей европейской и азиатской частей огромной страны.

Внутри- и внешнеполитический эффект будущего газового соглашения очевиден. В том числе с точки зрения важных изменений в «восточной политики» России. «Эта тенденция – воспринимать азиатское направление российской внешней политики как способ что-то доказать Западу, есть и сегодня, - пишет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. - Однако сейчас она неактуальна по одной причине – как бы ни складывались отношения Москвы с Америкой и Европой, Китай, по сути, уже превратился в главного соседа России, от которого сегодня зависит очень много, а в перспективе будет зависеть едва ли не все. Москва просто не может позволить себе, во-первых, не иметь с КНР очень хороших отношений, во-вторых, не выстраивать на этом направлении тщательно продуманную политику – самостоятельную, а не по принципу производной от текущей атмосферы с Соединенными Штатами». И уже есть признаки того, что на международной арене Москва и Пекин стали взаимодействовать заметно активнее. Обе стороны обеспокоены тем, что пресловутая «арабская весна» может обернуться ударом по экономическим позициям Китая и России на Ближнем Востоке. Отсюда решение Москвы и Пекина наложить вето на западный проект резолюции в Совете Безопасности ООН по Сирии. Известный индийский дипломат и публицист М.К. Бхадракумар к числу зон общей озабоченности России и Китая относит и радарно-противоракетную экспансию США, и планы по возрождению стратегии «большой Центральной Азии», и растущую активность американцев на Каспии. «Москва и Пекин видят необходимость в точном согласовании общего политического ответа на общий вызов»,  -  пишет индийский эксперт.1

Судя по атмосфере, установившейся в российско-китайском стратегическом партнерстве, позиция России на предстоящих переговорах В.Путина в США во многих случаях может опираться на общее с Китаем стратегическое видение международных проблем.

http://www.fondsk.ru/news/2011/10/15/putin-v-pekine-obkatka-novogo-politicheskogo-kursa.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 18 Октября 2011, 05:30:17 »

Леонид ИВАШОВ

Россия – Китай: перспективы геополитического взаимодействия



Состоялся очередной кратковременный визит председателя правительства РФ в КНР. Никакой особой помпезности, ни сенсаций, ни историчности. Можно было бы назвать его рядовым, рабочим, если бы не несколько «но». Первое «но» - это то, что В. Путин стал главным кандидатом в президенты РФ 2012 г. Посещение КНР до визита в Америку вообще-то у аналитиков считается признаком приоритета внешней политики будущего президента. Во вторых, Китай и Россия консолидированно наложили вето в СБ ООН на американо - европейский проект резолюции по Сирии, чем вызвали гнев и раздражение со стороны США. Такое случилось впервые в новейшей истории. Госпожа госсекретарь США даже допустила дипломатический визг по этому поводу: мол, теперь пусть Москва и Пекин объясняют «сирийскому народу», почему они предали его интересы. Правда, мадам Хиллари не пояснила, какой народ она имеет в виду. Ни тех ли вооруженных бандитов, которые за американские деньги были наняты в других странах, вторглись со стороны Турции на территорию Сирии и убивали мирных граждан, грабили магазины, резали головы пограничникам и полицейским.

Есть и третье «но». Америка устами вице – президента США (и не только) внаглую намекнула российской «демократической» общественности, что Путина ни в коем случае нельзя пускать в президенты РФ в 2012 г. Но россияне посмели ослушаться, чего раньше не бывало. Да и по ПРО Вашингтону не удается убедить непонятливых русских, что эта система не против них, а против космических пришельцев. Нарастают разногласия и по другим вопросам. Таким образом, можно констатировать: «перезагрузка» (или «перегрузка») не состоялась, а в мировой ситуации происходит нечто непонятное. Попробуем разобраться, применив метод геополитического анализа.

Сначала факты. Сентябрь 2011 г. – министр обороны США, не приведя никаких весомых аргументов, объявляет Китай, Индию и Россию источниками глобальных угроз и главной угрозой безопасности США. Иными словами, официальное лицо американской администрации записывает РФ и КНР, а заодно и Индию в категорию главных врагов Америки. Но поскольку это делает глава военного ведомства, то объявленные страны рассматриваются не иначе как противники. Заметим, что из истории известно – врагом, тем более главным, публично обзывают того, против кого готовятся воевать, а значит, на будущую войну ориентируют политику, экономику, вооруженные силы и многое другое. Вспомним совсем недавнее прошлое: объявили Соединенные Штаты врагом международный терроризм и воюют по сей день в Ираке, Афганистане, в Ливии, нацеливаются на Сирию, Иран и далее везде. У читателей масса вопросов, сомнений и недоверия к автору: одно дело наказывать и уничтожать государства и народы, кратно уступающие по совокупной мощи агрессору, но Китай, Индия, Россия – тем более вместе взятые – это, как говорят в Одессе, совершенно другой колор. Более того, в мае 2010 г. американский госсекретарь Х. Клинтон, презентуя новую Стратегию национальной безопасности США, признала, что Америка не может в одиночку решать проблемы современного мира и в качестве ключевых стран, с которыми США будут тесно сотрудничать в решении этих самых проблем, назвала именно Китай, Россию и Индию. И вдруг главные враги…

С чего бы так? Я согласен с сомневающимся читателем: при всем американском сумасбродстве они, янки, не самоубийцы. Воевать в традиционном восприятии войны они не намерены – по крайней мере, пока. Однако в корне изменивший прежний миропорядок наступивший ХХI век изменил содержание и характер войн, в том числе мировых. Стержнем современной войны, придуманной и апробированной Западом, стали не военно-стратегические, а геополитические операции. В той же Одессе говорят, что это «две большие разницы».

Суть геополитической операции состоит в том, что военная составляющая отходит на второй план, а в первом эшелоне действуют информация, ложь и манипуляция общественным мнением, внешняя политика, экономика, финансы, наемники из частных военных корпораций и т.д. Военные средства могут не применяться вообще или применяться для «добивания» уже повергнутого противника. Интересной новизной геополитической операции является ее глубокая маскировка подлинных целей и задач, видимая «отстраненность» от основного объекта атаки. Так, имитируя наведение порядка на Балканах и защиту албанского населения, США подсунули европейцам долголетнюю занозу в виде «независимого государства Косово», затормозили развитие ЕВРО, создали рычаги для раскачки межнациональной евророзни и т.п.

На большом Ближнем Востоке закручивается более сложная геополитическая операция. Но прежде напомним еще о фактах. В развязанных «революциях» в арабских странах странным выглядит поддержка официальной Америкой радикальных исламских сил и продвижение их во власть. При этом свергаются вроде бы проамериканские режимы и режимы, обеспечивающие стабильность в своих странах, а значит и в регионе. Далее, не без ведома американцев, Турция выходит на вооруженную конфронтацию с Израилем. США раскручивают военно-политическое противостояние между Саудовской Аравией и Ираном, создают вокруг Ирана коалицию для военного удара. Прием и повод прежние: провокация, как 11 сентября 2001 г. Только теракт не против Америки, а против Саудовской Аравии. Зачем это делается? Да, здесь прочитывается процесс формирования глобальной дуги нестабильности от Балкан до границ Китая и даже далее. Иран нужно раскачать, чтобы соединить нестабильный Ближний Восток с еще более нестабильным Афганистаном и Пакистаном. Нужно подключить к дуге нестабильности Турцию и Кавказ. И этот процесс также развивается. Можно сделать вывод (он сам напрашивается): раскручивается большая война. И снова вопрос: против кого и зачем американцам это нужно? Отвечу на вторую половину вопроса однозначно: для выживания американской империи и сохранения мирового владычества.

Не будем разбирать американские проблемы, они многообразны. Отметим лишь некоторые факты. Первый: США теряют позиции в мировой политике, экономике, другие валюты теснят доллар, растет глобальная оппозиция и конкуренция со стороны старых геополитических центров (Россия, исламский мир, Европа) и новых (Китай, Индия, Латинская Америка). Второй: внутри США происходит размежевание между Америкой (англосаксы, афроамериканцы, латиноамериканцы) и мировым финансовым олигархатом, дислоцирующимся на территории США. Что и подтверждают массовые протесты против господства финансовой олигархии в 850 городах Америки. Да и манифестации в Австралии и Новой Зеландии и еще в 80 странах против финансовой олигархии  -  это протест прежде всего против США. Известный политик и публицист П.Д. Бьюккенен в одной из своих последних книг предрекает развал США к 2025 г. Но далеко не все в Америке жаждут этого развала. Да и быть вторыми, третьими в современном мире американцы отвыкли.

Какой выход из этой ситуации для производителей самой «бесценной» в истории человечества мировой валюты? Война. Но не на территории США. Мировые войны, и первая и вторая, не только выводили Америку из кризиса, но и стремительно поднимали ее статус до первых позиций в мировой иерархии. Война против кого? Против главных претендентов на мировое лидерство (Китай) и экономических конкурентов (Индия, Европа). Представим ситуацию войны на Большом Ближнем Востоке: Иран воюет с Саудовской Аравией, США вступают в войну на стороне саудитов и союзников из стран Персидского залива. Израиль втаскивают в вооруженный конфликт с арабскими соседями, Турцию в конфликт с Израилем. Палестинцы и «Хезболла» атакуют израильские города, иракцы взрывают нефтепроводы и государственные учреждения, курды проводят операции в Турции и Иране. Персидский залив и проливная зона минируются. Тель-Авив подталкивают к применению ядерного оружия. Может развернуться и несколько иной сценарий, но сущность его, скорее, будет таковой. Большая нефть региона замрет в своем движении в Европу, Китай, Индию. Американцы задействуют собственные законсервированные промыслы и нефть всего американского континента. Европейская и, особенно, китайская экономики впадут в стагнацию. Для Китая эта ситуация перейдет в стадию выживания нации. Что делать Пекину? Обратить взоры на углеводороды северного соседа. Перепуганная Европа не станет отдавать на откуп Китаю российские природные ресурсы и тоже с целью выживания двинет натовские войска в Россию в полном соответствии с российско-натовским соглашением 2007 г. «О статусе сил». Мировая война обеспечена. Американцы вновь, как и в первых двух мировых, главные выгодополучатели. Они же устроители послевоенного мира.

Осознание подобного катастрофического сценария, видимо, и подвигло Китай и Россию к ветированию проекта резолюции ООН по Сирии, чтобы остановить американский сценарий. Но этого недостаточно, нужна среднесрочная, а лучше долгосрочная, стратегия взаимодействия в ХХI веке между двумя великими соседями. И не только в сфере углеводородов, да и экономики в целом. Существует целый ряд совпадающих стратегических интересов, интересов выживания. Например, противодействие американской системе ПРО, построение многополярного мироустройства, формирование общего экономического пространства ШОС, создание системы коллективной безопасности в Азии, развитие БРИКС и т.д. Будем надеяться, что именно за этим полетел В.В. Путин в Пекин. Российский политический «тяжеловес» Е.М. Примаков в свежей своей работе «Мысли вслух» (с. 156) отмечает: «Можно считать, что позиции наших двух стран (РФ и КНР – Л.И.) играют основную роль в сдерживании тех кругов, которые, не заботясь о последствиях, горят желанием применить военную силу». Демонстрация сдерживания и была продемонстрирована в ходе визита обсуждением вопроса о ситуации в Сирии. И, конечно, в центре внимания двух глав правительств, стояли проблемы экономики. (Путин привез с собой большую часть экономического блока правительства). Новая волна финансово-экономического кризиса, которую не в состоянии сдержать ни США, ни Европа, обязательно придет с Запада на Восток. И поэтому визит В. Путина в Китай и подписанные соглашения (не только по газу, но и по целому спектру других сфер экономики)  носят упредительный антикризисный характер на будущее. А чтобы чуть-чуть «подтянуться» к китайской мощи и говорить на равных, он объявил о варианте Евразийского союза на постсоветском пространстве, что вполне правильно, хотя и запоздало лет на двадцать. Но в целом мировая ситуация крайне напряжена и непредсказуема. От Китая и России требуется не только осознание ее опасности, но и продуманные решительные шаги в политической и военно-стратегической сферах, демонстрация готовности совместно защищать свои интересы и не допустить сползания человечества к катастрофе. И первым шагом в этом направлении могло бы стать громогласное объявление Соединенных Штатов и НАТО главной угрозой человечеству. Как говорят, око за око.

Леонид Ивашов - Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник

http://www.fondsk.ru/news/2011/10/18/rossia-kitaj-perspektivy-geopoliticheskogo-vzaimodejstvia.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!