Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 14:19:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О религии успеха  (Прочитано 1623 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Октября 2011, 14:41:27 »

О религии успеха

Размышления иерея Сергия Карамышева по случаю кончины миллиардера Стива Джобса



5 октября скончался всемирно известный изобретатель и предприниматель Стив Джобс. По случаю этого события президент США Б.Обама сказал: «Стив был одним из величайших американских изобретателей — достаточно храбрым для того, чтобы мыслить иначе, чем все, достаточно смелым, чтобы верить в то, что он может изменить мир, и достаточно талантливым, чтобы осуществить это. Сделав компьютеры персональными и уложив интернет в наши карманы, он обеспечил доступность информации каждому из нас и сумел произвести информационную революцию так, чтобы она была понятна на интуитивном уровне и приносила людям радость. Мир утратил провидца».

Последние слова являются ключевыми. В прежние времена прозорливцами, или провидцами, называли людей, которые, созерцая горний мир, возвещали людям волю Божию, обличали грехи, вставшие стеною между ними и Богом. Для современного мiра провидец – человек, добившийся Успеха; человек, заработавший свой миллиард. В систему успехопоклонства вписывается не так давно прозвучавшее пожелание Д.А.Медведева призывать в школу на уроки соответствующих деятелей – миллиардеров.

Вполне понятно почитание Успеха людьми мiра сего. Однако вызывает удивление, если что-то подобное раздается из уст православного пастыря. На портале «Православие и мир» размещена статья священника Димитрия Свердлова, посвященная Стиву Джобсу, где сказано: «То, что делает Apple – Mac, iPhone и iPad – это очень эстетичные, красивые вещи. Но не только. Есть еще одна, существенная, деталь. То, что делает Apple – делается для человека, с заботой о человеке и его удобстве».

Культ комфорта подается под соусом любви: ведь люди, производящие удобные вещи, делают это из любви к нам. Отвергать их услуги – все равно, что платить неблагодарностью Творцу, давшему им разум и необходимые умения. А вот использовать все более и более удобные вещи – это ответ на любовь их изготовителей и вместе благодарность Создателю. Такая вот интересная логика. Доступ же к вещам все более и более удобным – следствие Успеха. Все «точки сходятся». Таково, между прочим, название первой части знаменитой Стэндфордской речи Стива Джобса.

Да, велика власть магии Успеха! Настолько хочется, чтобы успешный человек был одновременно и духовным (идея здесь следующая: он почти такой же, как мы, и мы хотим стать почти такими же, как он), что трудно удержаться от желания найти в нем хотя бы крохи этой «духовности». И кто ищет, тот находит. Особенно же в только что упомянутой речи. Там есть нечто о предопределении, о любви, о смерти...

Приведем статью о.Димитрия с цитатой из названной речи: «Когда мне было 17 лет, я прочитал мысль о том, что «Если будешь проживать каждый день, как если бы он был последним – однажды наверняка окажешься прав». Это произвело на меня сильное впечатление, и с тех пор вот уже 33 года я каждое утро смотрюсь в зеркало и спрашиваю себя: "Если бы сегодня был последний день моей жизни, захотел бы я заниматься тем, чем собираюсь заняться"? И всякий раз, когда отвечаю себе "Нет" слишком много дней подряд, я понимаю, что нужно что-то менять". Наверное, такое мог бы написать святой – Игнатий Брянчанинов, например – если бы жил в XXI веке…»

Ради красного словца, т.е. с целью найти некие крупицы духовности у знаменитости, не пожалеешь и святого отца. Дело в том, что Стив Джобс находится в другой системе координат, и слова, знакомые нам из православных аскетических трудов, употребляет совершенно в другом, нежели мы, смысле. За 33 года до произнесения Стэндфордской речи Джобс обратился в буддизм, для чего ездил в Индию, где избрал себе в качестве гуру Нима Кароли Бабу. В 1991 г. он вступил в брак по буддийскому обряду, который был совершен дзэнским монахом. Наконец, и погребен он был в соответствии с буддийским обычаем.

Так вот, если говорить о смерти, православный понимает ее как предстояние суду Божию, в ходе которого он будет оправдан или осужден. А для буддиста смерть – всего лишь этап в неисчислимой череде перевоплощений, обусловленных кармой.

Джобс говорит о любви к своему делу. Эта любовь оправдана в том случае, когда существует не вместо Бога, но проистекает из любви к Богу и ближним, как учит нас христианская вера. Буддизм же – религия в основе своей атеистическая, поэтому в присущей ему системе нравственных координат любовь к делу становится идолом. Отсюда закономерно, что в 1993 г. Джобс занял первое место в рейтинге самых сложных боссов Америки. Также он был признан единственным в своем роде эгоманьяком Кремниевой долины.

Девиз Джобса memento mori на поверку оказался лишь красивой сказкой, которая, однако, необходима, чтобы иметь привлекательный имидж, - для бизнеса это вещь немаловажная. В 1984 г. Стив купил себе в Вудсайде (Калифорния) особняк в испанском колониальном стиле площадью 1600 кв. м. Несмотря на протесты общественности, он решил сломать особняк, являвшийся памятником архитектуры, чтобы на его месте построить такой, который более соответствовал бы его потребностям и вкусам. Суд в 2007 г. запретил снос дома. Стив подал апелляцию, в 2010 г. выиграл дело и в феврале 2011 г. сломал особняк. Возникает вопрос: станет всем этим заниматься человек, ежедневно готовящийся к исходу из этого мiра? Итак, прежний дом-памятник Стив сломал, а нового так и не построил. Все по-евангельски – как в притче о богаче, сломавшем свои старые житницы.

Религия Успеха претендует на универсальность. Буддист, христианин, мусульманин, иудей, язычник часто незаметно для самих себя становятся ее адептами. Слова продолжают звучать по-прежнему, однако содержание их кардинально меняется: идол требует себе жертв. Продолжая употреблять привычные «вера», «надежда», «любовь», «жизнь», «смерть», поклонник Успеха имеет в виду веру с Успех, или в себя, надежду на Успех, любовь к Успеху и т.д.

Даже древние язычники в своем отношению к Успеху были мудрее нас. Когда царь Лидии Крез сообщил о своей необыкновенной удачливости фараону, тот посоветовал ему бросить золотое кольцо в море. Он так и сделал. Когда для царского стола готовили рыбу, в ней было найдено брошенное царем в море кольцо. Узнав об этом, фараон прекратил общение с Крезом, посчитав, что над тем тяготеет проклятие.

Сказано в наше назидание: что пользы человеку, если он приобретет весь мир и погубит душу свою? Ибо одна безсмертная душа человека дороже целого мiра. Увы, человечество дружно пресмыкается по земле, подражая древнему змию. Под любовью понимается только угождение плоти, т.е. похоть, а не пробуждение впавшей в спячку души. Названное мiроощущение является производным от универсальной и всепоглощающей религии Успеха.

Увы, про нас сказано: «...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху...» (2 Тим. 4,3). Ясно, что апостол говорит о тех, одного из которых Обама наименовал «провидцем». Нас же Господь вразумляет такими словами: «...ты говоришь: "я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".» (Откр. 4, 17). Религия Успеха опустошает и мертвит душу. Человек тянется к золотым россыпям, простирает над ними руки, открывает глаза, а в руках оказывается прах земной, и сам он превращается в прах.

Не хочется заканчивать на грустной ноте. Закончим стихами из басни И.А.Крылова «Фортуна и нищий», ибо универсальная религия Успеха не только трагична, но и поистине комична:

...Нищему Фортуна вдруг предстала
И говорит ему:
«Послушай, я помочь давно тебе желала;
Червонцев кучу я сыскала;
Подставь свою суму;
Ее насыплю я, да только с уговором:
Все будет золотом, в суму что попадет,
Но если из сумы что на пол упадет,
То сделается сором.
Смотри ж, я наперед тебя остерегала:
Мне велено хранить условье наше строго,
Сума твоя ветха, не забирайся много,
Чтоб вынести она могла».
Едва от радости мой Нищий дышит
И под собой земли не слышит!
Расправил свой кошель, и щедрою рукой
Тут полился в него червонцев дождь златой:
Сума становится уж тяжеленька.
«Довольно ль?» - «Нет еще». – «Не треснула б». – «Не бойсь». –
«Смотри, ты Крезом стал». – «Еще, еще маленько:
Хоть горсточку прибрось». –
«Эй, полно! Посмотри, сума ползет уж врозь». –
«Еще щепоточку». Но тут кошель прорвался,
Рассыпалась казна и обратилась в прах,
Фортуна скрылася: одна сума в глазах,
И Нищий нищеньким по-прежнему остался.

Сума в басне – не плоть ли наша, ветшающая тем быстрее, чем большим количеством вещей этого мiра отяготила себя? Нищий – не душа ли человека, всю жизнь стремившегося к Успеху, богатству и власти? Избави нас, Боже, от подобной участи!

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/10/12/o_religii_uspeha/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!