Годовой отчет о результатах деятельности Правительства МосквыВ.Платонов: Рассматриваем вопрос № 2: «Об отчете Мэра Москвы С.Собянина о результатах деятельности Правительства Москвы и о представлении основных параметров бюджета города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
С.Собянин: Хотя прошло относительно не так много времени, год, после того, как я стоял на этой трибуне, и вы наделяли меня полномочиями, но за этот год действительно очень много прошло и времени, и различных вопросов пришлось решать, и различных дел, поэтому действительно есть о чем сегодня поговорить.
Хотя год, конечно, это относительно небольшой период с учетом того, что необходимо было проанализировать ситуацию, изменить целый ряд программ, создать новые программы, принять план первоочередных действий, определить приоритеты, обновить команду. И, конечно, в соответствии с нашим любимым 94 Законом для того, чтобы реализовать эти первоочередные задачи, пришлось провести целый ряд понятных процедур, начиная от конкурсов на технического заказчика, конкурсов на проектирование, проектирование, конкурсов на сами работы, заключение контрактов и так далее, и тому подобное.
Пришлось также внести целый ряд изменений в постановления Правительства Москвы, законы Москвы, с вашей помощью провести инициативы в Государственной Думе. Конечно, все эти вопросы требовали времени и определенных затрат.
Тем не менее, часто задают вопрос — что же, собственно, Вам удалось сделать за эти 12 месяцев?
Считаю, что главное, что нам удалось сделать, это изменить идеологию развития города, города, в котором живут и работают миллионы людей. Города, который по праву называется столицей нашей Родины. Города, который все мы любим.
Что значит изменить идеологию развития города? И какая, собственно, идеология нужна Москве? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с вами, депутатами, представителями общественных организаций, различных партий, с нашими уважаемыми ветеранами, молодежью, с простыми москвичами, со всеми теми, кому дорог наш город.
Вместе с вами мы пришли к очевидному выводу, что Москва должна существовать и развиваться не для чиновников, не для получения сверхприбыли от бизнеса, а для жизни, для людей.
Казалось бы, простая формулировка, но с большими последствиями для ее практического воплощения в управлении всеми аспектами городской жизни. Какими?
Первое. Потребовалось радикальное изменение градостроительной политики. Было принято очень непростое решение свести к минимуму любое новое строительство в историческом центре Москвы. Следовало также уменьшить динамику создания новых рабочих мест в центре города, прежде всего, в торговле. На остальной территории города стремиться вести лишь ограниченную щадящую застройку.
Любому москвичу понятно, чем вызвано такое решение. В предыдущие годы сложившаяся городская среда была смята самым грубым образом. В районах исторической застройки появились огромные массивы коммерческой недвижимости. При этом адекватного изменения социальной и транспортной инфраструктуры не происходило. Город находится даже не на пороге, а в реальной ситуации транспортного коллапса. С каждым годом Москва становилась все менее комфортной для жизни простых граждан, да, собственно, уже и не только простых.
Дальше продолжать такую политику, то есть застраивать город в неограниченном количестве все новыми офисными и торговыми центрами, было, по крайней мере, безответственно.
Поэтому мы, по сути, приостановили реализацию Генерального плана развития города в рамках прежней идеологии и объемов застройки и начали разработку новой редакции Правил землепользования и застройки.
Но просто заявить о прекращении строительства оказалось недостаточно. Чтобы не допустить появления десятков новых объектов, потребовалось пересмотреть ранее принятые решения об их строительстве. К сожалению, не все проекты можно отменить и начать жить с чистого листа. Многие здания уже фактически построены либо инвесторы понесли огромные затраты, компенсировать которые город не в состоянии.
Но все градостроительные ошибки, которые еще можно исправить, мы начали исправлять. Правительство Москвы приступило к ревизии инвестконтрактов. Всего было заключено 1300 контрактов на строительство 40 миллионов квадратных метров различной недвижимости. Мы рассмотрели 600. Принято решение о расторжении более 200 контрактов. Стоимость этих контрактов, если бы она была реализована, составляет более 35 миллиардов долларов, и как правило, это торговля и офисы общей площадью около 7 миллионов квадратных метров.
Правительство Москвы стремится пересматривать инвестиционные контракты в рамках цивилизованной процедуры переговоров. Наша задача — собственно, не изгнать застройщиков из столицы, а совместными усилиями найти взаимоприемлемое решение. Но совершенно очевидно, что мало кто готов добровольно отказаться от огромных доходов, связанных с реализацией подобных проектов. По многим контрактам городу предстоят сложные судебные тяжбы. Но если не бороться, если разрешить и дальше строить в центре все, что угодно, Москва будет окончательно придавлена этой махиной железобетона. Правительство Москвы намерено не допустить такого развития событий, минимизировать вред от ранее принятых решений.
Второе. Несмотря не очевидные успехи современной торговли, в последние годы наш город все более и более превращался в сплошной базар в самом худшем значении этого слова. Рынки и ларьки заполнили улицы и площади города, вылезли на стадионы, плотным кольцом окружили станции метро. Антисанитария, контрафакт и контрабанда, незаконные мигранты, чиновничье крышевание бизнеса, нелегальный оборот наличности, массовая неуплата налогов — эти проблемы характерны далеко не только для Черкизона, закрытого в 2009 году. В той или иной форме они проявлялись повсеместно. Масштабы теневого торгового бизнеса можно оценить по результатам аукционов на право размещения новых площадок под мелкорозничную торговлю. Стартовая цена, рассчитанная по старым нормам, в ходе торгов была превышена в десятки раз. По итогам 80% всех аукционов, стартовая цена была 31 миллион, итоговая цена — 3,6 миллиарда. Можно только догадываться, кому раньше в карман шла эта разница.
Очевидно, что в розничной торговле следовало навести элементарный порядок. Да, Москве нужны и продовольственные рынки, и мелкорозничная торговля, но любому здравомыслящему человеку очевидно, что не в таком виде и не в таком объеме. Всего было закрыто за год 12 неорганизованных рынков, еще 13 перепрофилированы из универсальных в сельскохозяйственные. Мы определились с новой схемой дислокации и назначением мелкорозничной торговли, причем в этой работе активное участие приняли и сами москвичи, и органы местного самоуправления. Они сами определили и специализацию, и место размещения этих точек торговли.
Для размещения остающихся торговых точек подготовлены специальные места, удобные для людей. Кроме того, в каждом районе Москвы открываются ярмарки выходного дня, торговые места на которых предоставляются продавцам бесплатно.
Еще раз повторю свою мыль: Москва — крупный торговый город, но не беспредельный рынок. Мы развивали и будем развивать цивилизованную торговлю, которая позволяет людям покупать качественные товары по доступным ценам, которые платят налоги и соблюдают правила честной конкуренции. Наши шаги по наведению порядка в торговле поддерживаются москвичами. Мы будем продолжать работу, борьбу с теневым сектором и антисанитарией и, несмотря на сопротивление лоббистов всех мастей, в полном объеме реализуем намеченные планы.
Третье — это проблема наружной рекламы. Москвичи, по сути, стали заложниками рекламного бизнеса. Развешивай что хочешь и где хочешь. В результате центральные улицы города были завешаны тряпьем рекламы так, что даже неба не было видно. Фасады сотен зданий, окна жилых домов годами были скрыты рекламой на строительных сетках. Освобождение городского пространства от чрезмерной и навязчивой рекламы — это еще один фронт борьбы за город. Мы запретили перетяжки, уродившие городское пространство, запретили рекламу на строительных заборах и сетках. Знаете, насколько тяжело это давалось. Тем не менее, было снято две тысячи перетяжек и 50 тысяч квадратных метров различной незаконной рекламы. В результате Москва стала как будто светлее и просторнее. Заново открылось лицо многих памятников архитектуры, ранее скрытое огромными рекламными щитами.
Мы и дальше будем последовательно формировать цивилизованный рынок наружной рекламы, не уродующий, а украшающий город. Кстати, благодаря прозрачным процедурам, торги на размещение рекламы принесли в разы больше доходы, чем раньше. На рекламе в метро город зарабатывает в 3,7 раза больше, на рекламе в Мосгортрансе — в 7,5 раза больше.
Четвертое. Столичные вокзалы, через которые проходят миллионы москвичей, гостей столицы превратились в очаги постоянного напряжения. По уровню преступности они превосходили все другие районы города. Все подходы к вокзалам были заполнены ларьками, бомбилами, бродягами и прочими прелестями вокзальной жизни. Очевидно для всех, так не должно быть. Вокзалы Москвы — красивейшие здания, памятники истории и архитектуры. Их надо привести в порядок, благоустроить территорию, обеспечить комфорт для пассажиров и удобную пересадку на другие виды транспорта. К этой работе мы приступили совместно с Российскими железными дорогами.
Снесен известный палаточный крест между Ленинградским и Ярославскими вокзалами, убраны еще сотни полулегальных торговых точек, упорядочена схема движения общественного транспорта и такси, проведен первый этап благоустройства привокзальных площадей. Железнодорожники приступили к масштабной реконструкции и ремонту зданий и созданию комплексной системы безопасности пассажиров. В результате в короткий срок вокзалы вновь стали одними из самых безопасных территорий. Уровень преступности снизился в разы.
Пятое. Очень много говорилось о защите окружающей среды и, как правило, в этих разговорах противопоставлялись интересы охраны природы и создание благоприятной среды обитания москвичей. В столичном мегаполисе, где на маленьком пятачке одновременно находится свыше 15 миллионов человек, такое противопоставление невозможно. В результате мы имеем запущенные парки, скверы и заброшенные природные территории, которые охраняются лишь на бумаге. Из них не получилось ни классического леса, ни благоустроенных мест отдыха. Получились только многочисленные свалки, поломанные скамейки, палаточные городки мигрантов и все тоже засилье нецивилизованной торговли.
Несколько образцово-показательных парков общей картины не меняют. Вместе с горожанами мы выработали программу масштабного обновления и коренной реконструкции мест отдыха москвичей. За год сделано под ключ 20 скверов и парков шаговой доступности. Парк Горького, Сокольники, Измайлово и другие парки культуры и отдыха были освобождены от несвойственной им ларечной торговли и начата их масштабная реконструкция. Разрабатывается проектная документация на благоустройство десятков других больших и малых парков и скверов. И в этой работе непосредственное участие принимают сами москвичи.
В текущем году с охраняемых природных территорий было вывезено 64,5 тысячи кубометров мусора. В том числе 35 тысяч кубометров с территории Лосиного острова, который теперь будет также находиться в зоне ответственности Правительства Москвы.
Ничейные зеленые зоны на территории города были закреплены за эксплуатирующими организациями.
Во весь рост перед нами встала и проблема сохранения лесопаркового защитного пояса Москвы. Вы помните все дебаты, которые вокруг него были, достаточно жесткие, которые ни к чему по сути дела не привели в свое время. Прямо скажем, он оказался на грани исчезновения. Захламление леса, заражение хвойных деревьев короедом, гибель тысяч деревьев в результате «ледяного дождя», совершенно недостаточный уход и охрана.
В соответствии с поручением Председателя Правительства России было принято радикальное решение о передаче в управление Москвы большей части лесопаркового защитного пояса. Речь идет о 40 тысячах гектаров леса.
С будущего года начнем его реабилитацию и восстановление. Да, это дополнительные траты бюджета, но одновременно это гарантия, что «зеленые легкие» Москвы будут сохранены для настоящего и будущих поколений москвичей.
Шестое. Среда обитания. Комфортный и удобный для жизни город начинается с порога нашего дома, со двора или подъезда. В 2011 году в Москве была реализована беспрецедентная программа ремонта подъездов, детских и спортивных площадок, благоустройства дворов и модернизация лифтового хозяйства. Жизнь вновь показала, что наиболее эффективно эти проекты были реализованы там, где в них приняли самое активное участие жители. Мы продолжим программу благоустройства дворов и подъездов и в будущем году.
Следующая проблема. Это бурное, но во многом искусственное насаждение в городе товариществ собственников жилья и так называемых управляющих компаний.
По факту это привело не к повышению качества жилищных услуг, а к возникновению одной из самых непрозрачных и неэффективных отраслей городского хозяйства по эксплуатации жилого фонда.
Правительством Москвы была проведена первичная ревизия работы управляющих компаний. При нашей поддержке состоялись тысячи собраний жителей многоквартирных домов. Ранее председателями ТСЖ в массовом порядке становились сотрудники инженерных служб города. Теперь такая практика прекращена. Из 1600 таких псевдо-председателей ТСЖ заменены уже 1500.
(Продолжение следует)