Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« Ответ #1 : 21 Октября 2011, 18:55:09 » |
|
Докладчик назвал двух представителей консерватизма, решительно выступавших против французской революции и её принципов и при этом стремившихся приспособить старые идеи и догматы веры к новым требованиям. Первый – Эдмунд Бёрк. Он утверждал, что обществу, которому не хватает средств для своего изменения, необходимы также «средства для своего сохранения». Он был убеждён, что изменения должны происходить последовательно, а любых нарушений последовательности (преемственности), наоборот, нужно все время избегать. По его словам, политическое общество, с точки зрения истории, является ничем иным, как сообществом живущих, уже умерших и тех, кто ещё только должен родиться. Второй представитель консерватизма – французский философ и политик Жозеф де Местр, в серьёзном нарушении преемственности в результате французской революции видел «наказание Божье». Его политическая программа гласила: «Восстановление Монархии, называемое контрреволюцией, отнюдь не будет революцией противоположной, но явится противоположностью Революции». Консерваторы в основном продолжали придерживаться религиозной легитимности политического порядка, но при этом исторический аргумент выходил на передний план. Еще Бёрк сформулировал следующую идею: политический порядок является легитимным в том случае, если он уже долго и успешно существует, сохраняет сложившиеся традиции и противостоит радикальным изменениям. Тем самым консерватизм принимал принцип исторических, привнесённых человеком изменений, но только при сохранении и соблюдении исторической преемственности. Устоявшиеся конституционные формы, порядки и институты в целом оправдывались теперь не только традиционно. Так, новое сословие теоретиков-консерваторов требовало учреждения сословно-представительного парламента, так как только таким образом, а не путем всеобщих выборов, возможно, создать функционирующее народное представительство всех «творящих сословий», и т.д.
Таким образом, консерватизм как совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни это общеевропейское явление. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. И по большому счёту консерватизм западноевропейский принципиально ничем не отличался от русского консерватизма.
Продолжил конференцию своим выступление кандидат исторических наук, доцент Аркадий Минаков, представивший доклад «Истоки и зарождение российского консерватизма в общеевропейской перспективе».
В Российской империи по словам докладчика консерватизм возник как реакция на реформы Петра I, либерализм Александра I, проекты преобразований, связанные с именем М. М. Сперанского, галломанию русского дворянства и наполеоновскую агрессию, а также послевоенную политику создания экуменического евангельского государства, приведшая к понижению статуса православной церкви как государственной. В описании Шишкова, лидера русских консерваторов начала XIX в. галломания выглядела как тяжкая духовная болезнь, поразившая русское общество: «Они (французы – А.М.) учат нас всему: как одеваться, как ходить, как стоять, как петь, как говорить, как кланяться, и даже как сморкать и кашлять. Мы без знания языка их почитаем себя невеждами и дураками. Пишем друг к другу по-ранцузски. Благородные девицы наши стыдятся спеть Рускую песню», – заявлял Шишков. Всё это, по его мнению, было чрезвычайно опасно для самой будущности русского государства и народа, поскольку «ненавидеть свое и любить чужое почитается ныне достоинством». Аркадий Минаков в своём докладе отметил известный параллелизм взглядов на язык Шишкова и де Местра, который писал: «всякое вырождение отдельного человека или целого народа тотчас же дает о себе знать строго пропорциональной деградацией языка». При этом русский консерватизм первой четверти XIX в. в значительной мере содержал в себе националистические тенденции. И в этом отношении он был отнюдь не уникален. По всей Европе на смену космополитизму эпохи Просвещения пришли идеи национальной самобытности. Одним из главных течений европейской мысли начала XIX в. был романтический национализм, основателем и выразителем которого был И.Г. Гердер, который в конце XVIII в. утверждал, что всякая культура должна быть основана на национальности и что истинный носитель национального характера – простой, не тронутый космополитизмом народ. Чтобы познать его, нужно изучать его фольклор, предания, язык. Кстати, в русской консервативной мысли первой четверти XIX в вопрос о социокультурном расколе, инициированном реформами Петра I обсуждался довольно остро. Но критика Петра I еще раньше была предпринята представителями западноевропейской мысли. В частности, Руссо утверждал: «Русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как они подверглись влиянию цивилизации чересчур рано. Петр <…> хотел сначала создать немцев, англичан, тогда как надо было начать с того, чтобы создавать русских. <…> Так наставник-француз воспитывает своего питомца, чтобы тот блистал в детстве, а затем навсегда остался ничтожеством». Очень резко высказывался о Петре I и его реформах Ж. де Местр: «Я ставлю в вину вашему Петру I величайший грех – неуважение к своей нации». «Вообще же страна сия отдана иностранцам, и вырваться из их рук можно лишь посредством революции. Повинен в этом Петр, коего именуют великим, но который на самом деле был убийцей своей нации. Он не только презирал и оскорблял ее, но научил и ненавидеть самое себя. Отняв собственные обычаи, нравы, характер и религию, он отдал ее под иго чужеземных шарлатанов и сделал игрушкою нескончаемых перемен». Таким образом, становится очевидным, что русский консерватизм типологически близок западноевропейскому, поскольку обладал теми же основными чертами, такими как традиционализм, неравенство как естественное состояние общества, самобытность, патриотизм и т.д. В заключение Аркадий Минаков делает вывод, что русскй консерватизм первой четверти XIX в. безусловно способствовал блокированию попыток коренных преобразований: введения конституции, отмены крепостного права и реформирования религиозной сферы в протестантском духе. Но одновременно консервативно-националистические настроения стали необходимым условием для победы в Отечественной войне 1812 г. и преодоления галломании части дворянского общества.
После выступления руководителя Воронежского центра изучения консерватизма на тему «Политический опыт Запада и формирование концепции «просвещенного консерватизма» в первой половине XIX в» поразмышлял профессор д.и.н. из Рязани Петр Акульшин. «Просвещенный консерватизм» вышедший из кружка образованной дворянской молодежи старой столицы в 1810-х гг получил своё развитие в 1815 г., когда в Петербурге его члены создали литературное общество «Арзамас». Политические идеалы членов общества включали признание необходимости конституционных преобразований и отмены крепостного права. Свидетельством этого, является оценка исторических трудов Н.М. Карамзина, сделанная «арзамасцем» А.И. Тургеневым в феврале 1816 г.: «…история его послужит нам краеугольным камнем для православия, народного воспитания, монархического правления и, Бог даст, русской возможной конституции». Идеалы членов «Арзамаса» во многом совпадали с программой декабристов. Но 14 декабря 1825 г. провело между ними четкую грань. «Арзамасцы», проявляя милосердие и сострадание к его осужденным участникам, не отрицали право власти на подавление восстания и наказание его участников. Они решительно отвергали создание тайного общества и вооруженное выступление как путь преобразования страны. И в в 1830-е гг. выдвинули теорию официальной народности, российскую модификацию общеевропейского консерватизма. Сторонники «просвещенного консерватизма» искали такие способы такого реформирования страны, которые позволили бы сохранить и внутреннюю стабильность и международный статус Российской империи как великой страны. Они сформулировали тезис о самобытности России, связав его с необходимостью реформирования страны. Практическое воплощение эти идеи нашли в деятельности достигших министерских постов «арзамасцов» Д. Н. Блудова, Д. В. Дашкова, С.С. Уварова, а также наставника наследника престола В.А. Жуковского. Акульшин утверждает что «арзамасцы» в своих искания опирались на политический опыт стран Запада. Близкий к ним идейно русский литератор П. А. Вяземский считал, что Россия «…что ни говори, все же частичка европейской общины и связана с нею круговою порукою» и критикуя многие стороны современной им отечественной действительности, оставался сторонниками ее самобытного развития. В рукописи «О Пруссии» Вяземский пытался сформулировать свои представления по вопросам государственного устройства на примере этого германского государства. Он писал: «Без сомнения конституция необходима для Пруссии не столько для того, чтобы даровать то, чем она уже давно пользуется, как для того, чтобы устроить разнообразные части ее народного духа, которые в теперешнее время метутся в каком-то хаосе». Идеалом и кумиром П.А. Вяземского до конца жизни оставался Н. М. Карамзин. В 1876 г. он писал: «Карамзин в языке и литературе нашей был новатор..., в историческом и государственном отношении был он консерватор, но из тех, которые глядят вперед, а не из тех, у которых глаза на затылке. Он не думал, что Россия дело уже законченное. В будущем ее ожидал он новые, духовные силы на пути преуспеяния и просветительных и гражданских усовершенствований. Но он опасался, но он не хотел, чтобы будущее было насильственно и преждевременно перетянуто на берег настоящего». За два года до смерти он возразил Карамзину, который в своё время написал, что Вяземский «пылал свободомыслием, то сеть либерализмом». Пётр Андреевич призвал различать либерализм, который возник во Франции с падением Наполеона и водворением конституционного правления и либерализм, «который проповедуется разными Гамбетта, Флока, Рошфор и им подобными...» «Нечаев тоже слывет либералом и почитал себя либералом», – заключил он. Этой цитатой закончил свой доклад историк из Рязани.
С любопытным докладом вступил Франк-Лотар Кроль из Хемница. «Консервативный социализм. Особый идеологический путь немецкого мышления в 19 веке» – тема его выступления выглядела весьма экзотично особенно на фоне сегодняшней политической ситуации в Германии. А там ситуация такова, что консерваторы, которые представлены в парламенте фракциями ХДС и ХСС, и социалисты, являющиеся преемниками бывшей партии власти в Восточной Германии, т.е. так называемые «левые», находятся в непримиримом антагонизме по отношению друг к другу. Коалиции между этими силами, по крайней мере, в настоящий момент совершенно невозможны. И всё же немецкий «консервативный социализм» существовал. Прежде всего его исповедовали представители немецкого романтизма Адам Мюллер и Франц фон Баадер, которые за четверть века до появления К. Маркса, в 1820-1830-е гг. в своих статьях остро обсуждали проблемы обнищания целых народных слоев. В вышедшем в 1835 г. труде «О неимущих или пролетариях» Франц фон Баадер указывал на необходимость правового и политического равенства принадлежащих к четвертому сословию в качестве предпосылки для их интеграции в общество.Среди прусских консерваторов 1840-1860-х гг. было много социально ангажированных аристократов, выделявшихся своей благотворительностью и милосердием и которые посредством смягчения социальной нужды пытались способствовать духовному развитию и религиозному воспитанию низших слоев населения.Особенно выделялись члены «Внутренней миссии» и ее лидеры Хинрих Вихерн и Теодор Флиднер. Не отставали и померанские аристократы особенно группа, сплотившаяся вокруг Морица фон Блакенбурга, современника и хорошего друга Отто фон Бисмарка. Они создавали смелые теории по вопросу решения социального вопроса и хотели тем самым повести рабочий класс по пути эволюции, минуя глобальные потрясения в обществе, чтобы интегрировать его в монархическое государство. Кстати Фердинанд Лассаль, основатель движения немецких рабочих, очень симпатизировал идее «консервативного социализма» в начале 1860-х гг., т.е. во времена О. фон Бисмарка. «Ничто не сможет сыграть такую благодатную роль, как королевство, если оно только решится стать социальным королевством», – так писал Ф. Лассаль в 1864 г. Виктору Айме Хуберу, главному идеологу и представителю христианско-консервативных рабочих товариществ. По мнению Франка-Лотара Кроля две главные причины для небольшой пробивной способности идеи «консервативного социализма» в Германии 19 века не получили своего развития и воплощения по двум главным причинам. Вплоть до 1880-х гг. среди сторонников этого политического движения выделялось сильное крыло немецкой консервативной партии, которое продвигало социальную политику Бисмарка в массы и не хотело отдавать её на откуп социал-демократам. Что касается социалистов, то начиная с 1870-х гг., среди рабочего класса начинает доминировать марксистская идеология, которая частично вытеснила концепцию консервативного социализма и маргинализировала ее. Правда, в 20 веке она получила новую жизнь. Это произошло, по мнению выступающего, на фоне идеологического течения, для которого устоялось название «консервативная революция», предложенное Освальдом Шпенглером в 1919 г. в его программном сочинении «Пруссачество и социализм». (Здесь докладчик ошибается. Впервые термин «консервативная революция» появляется в конце 1910-х годов в работах Артура Мёллера ван ден Брука, Томаса Манна и Гуго фон Гофмансталя. – Ред.)
Валерий Степанов, д. и. н. ведущий научный сотрудник Института экономики РАН (Москва) представил на конференции доклад «Консервативные идеи немецкой экономической науки в России в XIX веке». Автор проследил как немецкие ученые экономисты, испытывая влияние со стороны сформировавшейся в первой четверти XIX в. в Германии исторической школы права, отстаивавшей принцип «историзма» при анализе социальных явлений, принимали во внимание этатистские традиции и доминирующую роль бюрократии в политике германских государств. Они выступали за органическое представление характера общественного развития, в отличие от механистического подхода у английских «классиков». Крупным событием в немецкой экономической мысли стал выход в 1841 г. книги Ф. Листа «Национальная система политической экономии». Автор осудил «космополитическую» теорию А. Смита, игнорирующую национальные особенности отдельных стран, высказался за приоритет государства в экономике и проведение протекционистской политики. В России, если либеральные экономисты колебались между «классицизмом» и «историзмом», то славянофилы опираясь на немецкие идеи настаивали на неприменимости классического учения в России. Особым признанием среди них пользовались взгляды Ф. Листа.
Отвергая абстрактную модель, немецкие ученые выступали за национальную политическую экономию, предметом которой должна была стать хозяйственная эволюция каждого народа. Интересы нации они ставили выше интересов отдельного индивидуума и защищали право государства на вмешательство в экономическую жизнь. В последние десятилетия XIX в. представители исторической школы внесли заметный вклад в формирование характерных черт российской экономической мысли: учет самобытности страны и иных, чем на Западе, отношений между государством и обществом; понимание особой роли государственной власти в экономической жизни; восприятие народного хозяйства в целом как национального феномена; поиск собственной модели социального рыночного хозяйства; признание приоритета общественного блага над индивидуальным, а социальных критериев над экономическими; значение моральных стимулов трудовой деятельности; преимущественный интерес к конкретным экономическим проблемам и задачам правительственной политики.
Станислав Хатунцев, к.и.н. из Воронежа давно и плодтворно занимается изучением жизни и научного наследия «русского консерватора номер один». На конференции Станислав Витальевич выступил с докладом «К. Н. Леонтьев о Германии». Оказывается ещё в работе «Грамотность и народность» 1870 года Леонтьев дал оценку состояния ведущих наций и стран Европы, в том числе – немцев. С точки зрения мыслителя, они находились «у вершины», которую занимала Англия, тогда как французы уже спускались с неё вниз. Во время франко-прусской войны он держал несколько закладов в пользу Пруссии – поскольку уже тогда верил в успех национально-освободительных и национально-объединительных движений в Европе. После 1866 – 1871 гг. Германия по его мнению в национально-культурном отношении стала «изменяться к худшему…, по мере возрастания политического единства, независимости» и международной мощи. Пристальное внимание мыслителя привлекала фигура Отто фон Бисмарка. «Наполеоны и Бисмарки, – писал он, – … нужны для того, чтобы дать толчок дальнейшему смешению» сословий и классов или же провинций и государств с одноплемённым составом, но результат их деятельности в ХIХ веке один и то же – новый «огромный шаг ко всеобщей ассимиляции».
Профессор из Владимира, д. и. н. Игорь Омельянчук своё выступление посвятил теме «Самодержавие и парламентаризм в идеологии российских консерваторов начала XX в.» Вначале он констатировал, что модернизация России начала ХХ века, одним из своих следствий имела дрейф ее политической системы в сторону конституционализма, особенно ярко проявившийся в период революции 1905-1907 гг. Монархисты, продолжая традиции славянофилов, настаивали на том, что парламентаризм является атрибутом исключительно Западной цивилизации, и возможен только в государстве, в основе которого лежит завоевание, приведшее общество к разделению на враждебные классы. В основе же Российского государства, утверждали консерваторы, лежит не завоевание, а добровольное призвание, не социальная вражда, а гармония сословий, что делает демократию, основанную, по мнению правых, на политическом торге классами, совершенно непригодной для русской действительности. Русские консерваторы противопоставляли «истинную» монархию – самодержавие – её искаженным формам – деспотизму и абсолютизму. По мнению консерваторов, правитель, избираемый на конечный срок и при содействии конкретных политических сил, будет действовать в интересах последних (в лучшем случае), или в собственных интересах, не имеющих ничего общего с государственными. Для наследственного же монарха, полагали правые, все сословия равны и он может быть беспристрастным арбитром в социальных конфликтах, а государственные интересы являются одновременно и личными, и семейными, так как государство является его родовым «достоянием».
Д. и. н., профессор, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории Александр Репников нарисовал «Образ Германии в представлениях русских консерваторов накануне и в период Первой мировой войны». Приводя множество интереснейших фактов исследователь делает вывод о том, что «война с Германией изначально оценивалась значительным числом консерваторов как самоубийственная для монархических режимов обеих стран, но в преддверии, и после начала Первой мировой войны они, как лояльные верноподданные, не могли поступить иначе, чем следовать внешнеполитическому курсу, провозглашённому императором». По мере того, как возможность победы становилась все более призрачной, ряд консерваторов в том числе лидер «Союза русского народа» А.И. Дубровин, стал выражать опасения в том, что война может привести к катастрофическим последствиям для России. В своих предчувствиях они не обманулись. Окончание в следующем сообщении
|