Андрей Борисов 26.12.2008 Кризис по-латвийски Экономический кризис как повод для националистической истерии Катастрофическая ситуация в латвийской экономике уже привела к массовым сокращениям работников и резкому обострению националистической истерии. «Русские – вон с наших рабочих мест!» – лейтмотив многих статей в «патриотических» газетах и проповедей «патриотов» на радио и на телевидении.
Подобная пропаганда находит благодарных слушателей, делающих соответствующие выводы. Сопредседатель фракции ЗаПЧЕЛ («За права человека») сейма Латвии Юрий Соколовский уверен, что на этой волне уже вовсю «идет зачистка нетитульной нации»: начавшийся кризис стал благодатной почвой для продолжения националистических разборок.
Да и само латвийское государство не осталось в стороне от этого дела: взбодрилась языковая инспекция, которая со страшной силой шерстит «русскоязычных». Кроме участившихся проверок, инспекторы заняты нормативно-творческой деятельностью: подготовлены и в ближайшие время будут приняты новые правила. Согласно им инспектированию теперь будет подвержена и сфера частного бизнеса – на сегодняшний день единственная «лагуна либерализма» в бушующем море.
Но и со старыми правилами латышская инспекция вполне преуспевает на ниве «внедрения латышского языка в среду русскоговорящих». Из материалов в латвийских СМИ видно, что сегодня многие работодатели, возжелавшие в условиях кризиса «зачистить» рабочие места, сами вызывают инспекцию для проведения языковой экзекуции. Нерадивых в учебе штрафуют, и приходят снова.
После третьего визита комиссии «неспособных к языкам» увольняют. И все – «в строгом соответствии с законом», комар носа не подточит.
В начале декабря латвийским сейм принять Антикризисную программу. В соответствии с ней НДМ будет повышен с 18 до 21%. На четверть сокращается расходная часть бюджета. В этих условиях зарплаты учителей, медсестер, полицейских будут понижены на 15%. Но и это еще не все. Правительством решено через год вновь пересмотреть размеры зарплат этих категорий работников: если за это время дефицит бюджета превысит 5%, то они будут снижены еще на 10%.
Понять кабинет министров Латвии можно. Эта страна – член ЕС и НАТО – практически полный банкрот. Денег в казне на выплату зарплаты бюджетникам (к перечисленным работникам следует прибавить еще и пожарников) – нет. Вся надежда – на внешние займы, прежде всего на кредиты от ВМФ, и некоторых, пообещавших помощь европейских стран.
По признанию правительства Латвии, катастрофы удастся избежать, если спасительных кредитов в ближайшие три года наберется около 7,5 миллиардов евро. Но многие эксперты-экономисты серьезно сомневаются, что эти деньги спасут положение дел.
Требующаяся сумма превышает полтора годовых бюджета страны. С чего ее отдавать – совершенно непонятно.
Реальных внутренних источников преодоления задолженности просто нет. Что делать, похоже, не знают ни правительство, ни президент. Последнему впору сооружать для национальной экономики костыли – благо по профессии он врач-ортопед. Впрочем, такая шутка хороша только для тех, кто – со стороны. Жителям же Латвии не до шуток: то же сокращение зарплат на 15% – удар, что называется, ниже пояса. Особенно, после громких акций профсоюзов, которые именно для этих, наименее оплачиваемых, категорий бюджетников добивались повышения зарплаты. А тут, вместо повышения, такой подарок под Новый год.
Почему страна оказалась в таком отчаянном положении? Объяснение тому, на самом деле, – длинное, но вкратце дело обстоит примерно так. В стране не было сделано никаких «заначек» на крайний случай.
Латвийское правительство жило на широкую ногу, совершенно не заботясь о дне завтрашнем, купаясь в кружащих голову ароматах «единого пространства ЕС» и вообразив себя беззаботной европейской страной с якобы вполне цивильной экономикой, которая на случай крайний имеет надежную подпорку в Брюсселе.
Как только «жахнуло кризисом», Рига вопросительно посмотрела на Брюссель, а тот застенчиво (как жуликоватый Альхен из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова) опустил очи долу и стал рассматривать шнурки на собственных ботинках.
Весь его вид говорил: «Ну, что вы, право. Сейчас у всех кризис. Всем помогать нужно. Не обессудьте, но пардон, с деньгами туго…». На крики о помощи из узких улочек Риги неожиданно отреагировал лишь Таллин, подкинувший, в духе балтийского братства, 45 миллионов долларов. Сумма скромная, на один вдох и выдох, ну, да и за это – большое спасибо. Другие «балтийцы» – шведы, финны, норвежцы – рижское «по-мо-ги-те!» – до сих пор не услышали. Впрочем, у них и своих забот полон рот. Тут спасайся, кто может, не до благотворительности.
Но, несмотря на это деньги закордонные сегодня ждут в Латвии как манны небесной. Особенно на них рассчитывают предприятия, испускающие последний дух, и заклинающие правительственные структуры о помощи. И если ожидаемая помощь все-таки придет, тут уж (по предположениям общественности) хозяйственники за ценой не постоят: в Риге практически открыто обсуждается тема «откатов», которые положат в свой карман чиновники, имеющие доступ к резке кредитного пирога.
Те же, кому до пирога не добраться, вынуждены, в прямом смысле слова, вести борьбу за достойное выживание. Среди «выживающих» сегодня проблем больше у русскоговорящих, поскольку, по традиции, в пору экономических потрясений националистические настроения резко идут вверх, и рассчитывать на благородное милосердие «титульной нации» не приходится вовсе.
Ситуация в Латвии складывается поистине драматичная. Эйфория от «евро-членства» закончилась.
Ближайшие месяцы будут той лакмусовой бумажкой, которая и определит те самые рамки «европейской солидарности и взаимоответственности», на которые так уповают новые члены ЕС и НАТО с постсоциалистического пространства.
А солидарность с Латвией Евросоюзу проявить нелишне: латыши могут в нем и разочароваться.
Примерно так, как латвийские гастарбайтеры уже разочаровались в Великобритании и Ирландии, столь популярных у латвийцев в прежние годы, и больше туда не рвутся. Сегодня они предпочитают Россию.
Банкротство предприятий, рост коммунальных тарифов и общие пессимистические настроения сделали свое дело: люди все чаще уезжают из Латвии на заработки. Как отмечают представители латвийских рекрутинговых агентств, число желающих работать за границей выросло в разы, причем в отличие от прошлых миграционных волн сейчас уезжают в основном квалифицированные специалисты. Согласно статистике, в августе уровень безработицы в Латвии увеличился на 0,1 процентного пункта, достигнув отметки в 5,2%. Да, если сравнить эту цифру с данными 2004 года, когда процент безработных приближался к цифре 9 от всего трудоспособного населения, то ситуация пока не столь критическая. Однако, как отмечают сотрудники агентств по трудоустройству, сегодня настроения в латвийском обществе гораздо пессимистичнее. «Многие предприятия уже сокращают сотрудников, некоторые настойчиво предупреждают об оптимизации, участились случаи задержки зарплат и нарушения условий договора. Безусловно, люди взволнованы и, даже формально еще имея работу, пытаются подыскивать другие варианты», – поясняет специалист по трудоустройству рижской компании «Working Day» Андра Лукса. И «восточное направление» миграции становится все более популярным. «Я прогнозирую, что в ближайшее время отток рабочей силы в Россию сильно возрастет, – полагает директор Института европейских исследований, доктор экономики Александр Гапоненко. – Если раньше количество переселенцев измерялось сотнями, то, думаю, в этом году их будет от 3 до 5 000 человек, а в следующем – даже до 10 000».
Немаловажно, что латвийские специалисты весьма востребованы на российском рынке труда. В «топе» профессий – инженеры, электронщики, строители с образованием, врачи, и, что интересно, менеджеры среднего звена. По словам Гапоненко, специалистов из стран Балтии ценят за профессионализм, знание иностранных языков, умение работать в рыночных условиях, дисциплинированность и высокую мотивацию.
Другими словами, для российских работодателей латвийские менеджеры – это представители европейской школы, но при этом готовые работать за российские зарплаты, да еще знающие русский язык.
Современные социально-экономические процессы в Латвии меняют и картину политической жизни этой балтийской страны. Как сообщает РИА Новости, оппозиционная латвийская партия «Центр согласия», отстаивающая интересы русскоязычных жителей страны, в ноябре стала самой популярной в Латвии. Об этом свидетельствуют данные исследования социологического бюро «Латвияс факты». В парламенте из ста человек партия представлена 18 депутатами. Рейтинг «Центра согласия» в ноябре составил 11,9 % в октябре – 12,9 %. Только на втором месте по популярности – входящий в состав правящей коалиции «Союз зелёных и крестьян», за который в ноябре готовы были проголосовать 7, 8 % избирателей, на третьем – оппозиционная партия "Новое время" с 4,8 %.
На этом фоне стремление националистических сил страны опять размахивать жупелом «пятой колонны» и пугать латышей «русской опасностью» выглядят и вызывающе, и нелепо. Зачем же ссориться с «русским медведем»? Особенно тогда, когда Россия вполне любезна к гастарбайтерам из Латвии.
Надувать националистические щеки на фоне тех экономических и социальных бед, которыми сегодня беременна Латвия, просто смешно.
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/krizis_po-latviyski_2008-12-25.htm