ХацуньМемориальный комплекс Тема памяти о сожженных в годы Великой Отечественной войны русских деревнях была и остается самой больной для писателей России, она не раз звучала на Пленумах Союза писателей, к ней неоднократно обращался в своих выступлениях Председатель правления В.Н. Ганичев, писатель Владимир Фомичев готовит по этой теме фундаментальное исследование.
И вот в Брянской области с участием премьер-министра России В.В. Путина открыт мемориальный комплекс «Хацунь», – подобно белорусской Хатыни, – ставший символом стойкости и трагедии русского народа, не склонившего головы перед фашистскими захватчиками. На белых рушниках главы всех районов Брянской области принесли землю с мест, где на их территориях были сожжены деревни, расстреляны мирные граждане.
25 октября исполнилось 70 лет со дня трагедии в деревне Хацунь Брянской области. Тогда, в 1941 году, карательный отряд пехотного полка вермахта уничтожил практически всех местных жителей. Людей несколько часов расстреливали на окраине села. Были убиты десятки несовершеннолетних детей.
О произошедшем в деревне сейчас известно лишь в общих чертах. Тогда Брянщина была уже практически полностью оккупирована фашистами. В Хацуни находилось несколько красноармейцев, которые пытались выйти из окружения. На окраине деревни с ними столкнулся немецкий дозор. Завязался бой. "Ехали 4 немца, 3 убили, 1 уехал. А у Гитлера был приказ: за одного немца 100 русских надо убить. И на второй день приехал карательный отряд", – рассказывает жительница Хацуни Валентина Густ.
Перед войной в Хацуни было 12 домов, население – 40 человек. Но уже в октябре в деревню начали прибывать беженцы из оккупированного Брянска. Тогда, 70 лет назад, в Хацуни фашисты расстреляли 318 человек. Карательная операция началась в 10 утра. Всех согнали на окраину села, где уже по периметру стояли пулеметы. Расстрел продолжался несколько часов. Сейчас на этом месте сооружен Мемориальный комплекс.
Тела расстрелянных пролежали под открытым небом около 2 недель. Немцы запрещали хоронить погибших в назидание жителям окрестных деревень. Николаю Семенякину об этом рассказывал отец. По его словам, в Хацуни знали о готовящейся карательной операции и даже пытались спастись. "Их предупредили, что будет расстрел, и вся деревня ушла в лес, а утром же надо скот кормить, коров доить, и они вернулись, а тут карательный отряд", – рассказал Николай.
Недавно брянским краеведам удалось раздобыть доклад командира 156 артиллерийского пехотного полка вермахта об обстоятельствах расстрела в Хацуни. Историк Андрей Кукатов разместил электронную копию документа в своем блоге в Интернете. В рапорте говорится, что вместе со взрослыми в Хацуни были расстреляны 60 детей. И есть объяснение, почему расстреляны, поражающее цинизмом. "У большинства детей возраст был от 2 до 10 лет, и решили не оставлять их по этой причине; получается, все были расстреляны взрослые – детей некуда было деть, поэтому раcстреляли и детей", – рассказал историк.
Лейтенанты Хефель, Эйлеманн, Глейзер – в рапорте сказано, что именно они командовали расстрелом. Их дальнейшая судьба неизвестна. Согласно архивным документам, 156-й полк вермахта затем был брошен на Москву, где и был разбит во время контрнаступления советских войск. Впрочем, в своей книге Евгений Кузин утверждает: даже среди карателей в Хацуни были разные люди. "Был немец, который девочку спас; он вывел на дорогу и сказал: "Иди к бабушке". Видимо, русский язык знал, – говорит журналист. – Но он один такой немец был, что он мог сделать".
Этот музейный комплекс – первый в России мемориал в память об уничтоженных фашистами селах и деревнях, каких только на Брянщине после войны было больше тысячи.
По инициативе руководства Брянской области и Союза писателей России прорабатывается вопрос о возможном посещении писателями России священного памятного места и проведении в Хацуни выездного Пленума.
Соб.информ.
http://voskres.ru/info/sobinfo372.htm