Русская беседа
 
29 Марта 2024, 15:09:07  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 ... 13
  Печать  
Автор Тема: Великая Четыредесятница (Великий Пост)  (Прочитано 56131 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 08 Марта 2011, 23:24:49 »

Вопросы священнику



Вопрос:

Когда больному человеку разрешается не соблюдать пост? Или делаются какие-либо послабления?
Nina



Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:


 Из некоторых соборных постановлений и правил святых отцов определенно следует, что больные иногда могут быть освобождены от поста: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не поститься во святую Четыредесятицу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Апостольские правила. Правило 69).  При этом ни виды болезни, ни степень ее тяжести не указываются. Решение этого вопроса надо предоставить духовнику. Если его нет, тогда – своей христианской совести.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6179.htm
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2023, 22:15:41 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 08 Марта 2011, 23:27:16 »

Вопросы священнику



Вопрос:

Мы с мужем в венчанном браке. Я знаю, что во время поста супружеская близость прекращается. Но муж еще новоначальный и ему трудно бороть свою плоть, хотя он очень старается. Посоветуйте, как мне помочь ему выстоять пост?
Елена


Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

  Прежде всего надо искренне просить у Бога помощи. Из жития святых мы знаем, что по молитвам к Господу люди избавлялись от телесного разжжения. В самых трудных искушениях они выдерживали брань. По мере воцерковления также будет слабеть плотская потребность.

   Многое зависит от внутренней настроенности. Если человек понимает святость поста, то ему не трудно справиться со своими желаниями, потому что он знает, что вредит самому главному делу своей жизни – спасению.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6359.htm
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2023, 22:16:14 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 08 Марта 2011, 23:30:04 »

Вопросы священнику



Вопрос:

В чем смысл брачного воздержания во время поста?
Василий


Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

О необходимости супружеского воздержания во время поста говорит нам Слово Божие: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»(1 Кор.7:4-5). Нельзя оправдывать супружеское невоздержание во время поста желанием зачать детей. Церковь благословляет делать это в иные дни. Все, что делается в нарушение св. церковных уставов, не может принести пользу.

Период поста – время духовного подвига. Церковь призывает нас к покаянию, усиленной молитве, воздержанию, хранению чувств,  борьбе со страстями.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6172.htm
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2023, 22:17:57 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 08 Марта 2011, 23:32:27 »

Вопросы священнику



Вопрос:

Скажите, пожалуйста, можно ли во время поста устраивать бракосочетания? День свадьбы назначен на 28 февраля.
Алексей


Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Во время любого продолжительного поста в течение всего года бракосочетания не устраиваются. Последний раз в этом году перед Великим постом таинство брака может быть совершено в пятницу 13 февраля. После Поста можно совершать бракосочетания со второй Недели по Пасхе (5/18 апреля). В этот период должно быть супружеское воздержание.

http://www.pravoslavie.ru/answers/6284.htm
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2023, 22:20:02 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 31 Марта 2011, 09:44:36 »

Молитва святого Ефрема



Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела, сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного.

Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа.

А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

Так же можно мыслить обо всех грехах. Есть чревоугодие, а есть дух чревоугодия - обжорства и лакомства. Есть хорошо известный по нынешним временам дух стяжательства, зависти, несытости. Этот дух представляет уму деньги в качестве высшей ценности и посягает на то, чтобы всему назначить цену, даже вещам бесценным по определению. По душам целых поколений сей дух пронесся с разрушительной силой урагана, и именно духовное противостояние способно ему сопротивляться. Все остальное не действует: с ветром, как известно, шашкой не повоюешь.

Человеку, положим, ничего не надо, все для жизни у него есть. Но зашел человек в супермаркет, хлынули на него призывы рекламных акций, вид товарного изобилия, втянул человек носом сладкий воздух, пропитанный ладаном маммоны, и вот ему уже все надо, всего хочется. Что это? Это пример вторжения в сознание особого духа и пример победы этого духа над человеком.

Так что святой Ефрем отрывает нас от плоти и уводит в более тонкие сферы, где совершаются самые важные события жизни, самые катастрофические поражения и самые героические победы.

Отметим также, что в этой молитве упоминаются грехи не самые явные, не самые бросающиеся в глаза. Казалось бы, подумаешь – празднословие. Что такого особенного? Или – праздность. В этом перечне нет ни пьянства, ни обжорства, ни гнева с раздражительностью, ни парения ума на молитве. Нет многого, в чем регулярно каются православные люди. Очевидно, преподобный – человек опытный, и свою молитву он преподносит нам как плод этого подвижнического опыта.

Подвижнический опыт заключается вначале в отсекании грубых и явных грехов. «Не пью, не курю, матом не ругаюсь». На этой стадии может родиться квази-протестантское благодушие и уверенность в собственной святости. Но это – у людей глуповатых и поверхностных. Подвижнический же опыт влечет человека дальше, и там, куда он человека влечет, грех открывается взору, как тончайшие сети, разбросанные повсюду. Шагу нельзя ступить, не зацепив одну из нитей, а эта нить тянет другую, а та – третью, и… коготок увяз – всей птичке пропасть. Становятся заметны и связи между грехами и страстями, так что уже нечто казавшееся ранее маловажным теперь видится как начало пути, ведущего в пропасть.

Первое, что названо святым Ефремом, это «праздность», вернее «дух праздности». Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. На горячий котел, по слову Пимена Великого, мухи не садятся. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…»

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема стала нужна всем без исключения.

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные. Пушкин не зря назвал эту страсть «змеей сокрытой». Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. А я бы сказал, что не надо так испытывать человека. Это опасный эксперимент. Пусть лучше молится человек молитвой Ефрема Сирина. Она его на сто процентов касается.

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости. Отче Ефреме, моли Бога о нас!

Все три духа, упомянутые выше, и поведенческие модели, этими духами созданные, открыто бросаются в глаза. Можно ожидать, что и четвертый дух не стоит особняком, но встроен в систему. Так оно и есть! Дух празднословия завершает перечень, и он же, как смог, накрывший большие города, плотным облаком покрывает нашу жизнь.

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38: 9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, названных святым Ефремом, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?

Слава Богу, введшему нас «во пречестные дни сии».

Приступим в святые дни поста к Богу с верой и дерзновением. Будем часто приносить Владыке жизни нашей прошения об исцелении нашего сокровенного внутреннего человека. Молитвы собственные сочинять не будем. По большей части, все нужное уже сказано. Нужно лишь потрудиться понять и усвоить смысл церковных молитвословий. Как в орехе, нужно разгрызать твердую скорлупу привычных слов, чтобы добраться до ядра духовного смысла и ощутить его вкус.

Таких орешков в золотых скорлупках у нас еще немало.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru/put/45661.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 19 Апреля 2011, 18:12:17 »

Протоиерей Николай Горбатовский: «Достойно поститься - лучшая подготовка к Пасхе»

Известный нижегородский священник о посте, Страстной седмице и Светлом Христовом Воскресении



«Цель поста — избавление от каких-то своих страстей и приучение к чему-то доброму. Если мы почувствовали самую маленькую победу над грехом, то пост прошел не зря. Например, некоторые ленятся читать утреннее молитвенное правило, и если они смогли приучить себя к этому, то это уже победа, которой, конечно, не стоит гордиться, но радоваться можно. Или смог человек отучить себя хотя бы от одной вредной привычки, это уже хорошо. При этом надо помнить, что не следует ставить перед собой великие задачи, лучше ставить конкретные цели, и это поможет человеку сосредоточиться на определенных проблемах. Достаточно поставить одну конкретную цель, победить свою страсть и поработать над своей душой, а в конце поста посмотреть, уменьшилась ли тяга ко греху, к соблазнам мира. Если это происходит, то надо благодарить Господа, что пост прошел не зря», - заявил в интервью сайту Нижегородской епархии настоятель Ильинской церкви Нижнего Новгорода, преподаватель НДС протоиерей Николай Горбатовский.

Также отец Николай ответил на вопрос корреспондента, почему именно в пост так обостряются отношения — и на работе, и личные, и как избежать таких ситуаций или не допустить их. «Здесь может быть некоторая предубежденность, часто люди думают, что отношения обостряются. На самом деле обостряется чувствительность, изменяется восприятие. Когда человек постится, то он напрягается определенным образом, особенно если пост для него непривычен. И бывает, что человека все вокруг начинает раздражать, особенно когда воздержание в пище не сопряжено с молитвой, когда нет баланса между духовным и физическим деланием. Поэтому получается, что не люди начинают к человеку иначе относиться, а у конкретного человека обостряется восприятие окружающих, появляется раздражение, и, чтобы его перебороть, надо соблюдать баланс между молитвой и постом, а также помнить, что главная заповедь— любить Бога и любить ближнего. И если человек чувствует, что у него начинают портиться отношения с ближними и что он неправильно оценивает поступки окружающих, тогда лучше ослабить пост и понять, что недостоин пока так строго поститься. Не надо вводить в искушение окружающих», - отметил священник.

По его словам, «сам Великий пост — это и есть подготовка к Пасхе». «Пост для того и существует, чтобы человек через воздержание и молитву очистил свою душу и мог праздновать Пасху "как обновленный человек", по словам апостола Павла, а не со старой закваской в душе, то есть с закваской греха. Не должно быть суетного желания разговения и внешнего празднования, внешней пышности и торжественности, надо встретить именно Воскресение Христово как обновление нашей души. Достойно поститься— лучшая подготовка к Пасхе», - подчеркнул батюшка.

Также отец Николай ответил на вопрос, почему в храме таинство Соборования совершается только в Великий пост. «Таинство Соборования, или Елеосвящение, совершается, прежде всего, над болящими телесно, как таинство, которое следует из слов Священного Писания: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак 5: 14–15). Помня об этих словах и о том, что Господь посылал на проповедь своих апостолов, Он заповедовал им помазывать елеем и исцелять болящих и при этом внешнем действии обязательно творить молитву, мы совершаем таинство Елеосвящения. Освящается оливковое масло, и человек им помазывается. Соборование прежде всего нужно для болящих, и человек соборуется тогда, когда у него в этом есть потребность. Что касается обычая соборовать людей именно в Великий пост, то это правило установилось достаточно поздно, не в первые века христианства. Люди, наблюдая за своей жизнью, видели, что у каждого есть различные немощи, за которыми не всегда можно уследить. С другой стороны, мы понимаем, что каждая болезнь — следствие греха и исцеление болезни идет через борьбу с грехом. Помня о наших скрытых болезнях и о том, что лечение болезни— борьба с грехом, человеку будет полезно регулярно собороваться, но не обязательно. Это таинство совершается по мере необходимости. А ежегодно оно совершается потому, что каждый человек нуждается в исцелении. Мнение о том, что соборуются только перед смертью, идет от римо-католиков. Это неправильное мнение, поскольку соборование — молитва о болящем», - продолжил священник.

Отец Николай также коснулся вопроса, связанного с участием  христианина в крестных ходах и с совершением паломничества по святым местам. «Участие в крестных ходах — это исповедание нашей веры, с одной стороны, а с другой — общая молитва, когда мы идем по просторам нашей страны, города или селения и молимся об этих местах и о себе самом. Так и паломничество. Это приобщение к святыням. Когда мы приезжаем в святое место, то хотим как бы подышать тем воздухом, которым дышал святой, и понять его миросозерцание, как он пришел к подвигу, как он жил и угождал Богу. В некой степени это для нас является духовной зарядкой. Как пост возлагается на какое-то время, так и паломничество: мы молимся и просим Господа, чтобы он дал духовных сил, заряд духовной бодрости, чтобы дальнейшую жизнь продолжать более достойно, чем до этого момента», - подчеркнул священник.

Отец Николай ответил на вопрос корреспондента, может ли христианин руководствоваться изречением «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». «Все христианство основано на Евангелии, а в нем Господь сказал очень просто: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк 8: 35). То есть человек, когда мыслит о себе и о том, что из себя представляет, может по-разному подходить к этому вопросу— может в свете псалма царя Давида, в котором много говорится о том, кто он перед Богом, или в свете Евангелия, или в свете учения святых отцов, или в свете современного общества. В современном обществе больше внимания уделяется страстям человека, его сиюминутным потребностям, преобладают потребности плоти. Если человек будет ориентироваться на сегодняшнюю моду, то при мысли о своем человеческом он будет представлять себе те многие страсти, которые отрицаются Церковью и христианством. Поэтому подобный подход недопустим. Христианство строится на жертве, на Жертве Крестной, прежде всего, и на следовании за Христом. По определению человек, следуя за Христом, должен многим жертвовать, прежде всего своими страстями. Поэтому подобное изречение совершенно не подходит для христианства, однако в каком-то смысле мы не должны его забывать. В каком? В том, что не надо забывать свои немощи. Немощи постоянно напоминают о себе, когда нас тянет к себе грех. И в этом плане, действительно, полезно вспомнить, что я— человек, я далеко не ангел, поэтому буду использовать все те средства, которые мне предлагает Церковь, и не быть слишком высокого о себе мнения, ибо ничто человеческое мне не чуждо, и многие грехи могут меня одолевать», - заключил протоиерей Николай Горбатовский.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/protoierej_nikolaj_gorbatovskij_dostojno_postitsya_luchshaya_podgotovka_k_pashe/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 13 Февраля 2012, 19:55:07 »

Великий пост и духовно-физическое старение человечества

Протоиерей Георгий Городенцев о подготовке к проведению святой четыредесятницы



Святая Православная Церковь особое значение в духовной жизни человека усвояет Великому посту. Его часто называют весной души, поскольку, по словам святых, насколько плоть наша постом удручается, настолько душа процветает от поста. Святые отцы подсчитали и то, что число его дней соответствует одной десятой всех дней года, поэтому он как бы является для нас духовной десятиной, которую мы раз в году должны отдавать Богу. Исходя из такого высокого значения Великого поста, Церковь заранее готовит нас к нему, поэтому она установила и особые, подготовительные недели к нему.

Первая неделя, это, как известно, Неделя о мытаре и фарисее, евангельским поучением которой мы учимся не надмеваться от наших великопостных подвигов и не осуждать других, как, якобы, таких подвигов не имеющих. Неделя о блудном сыне учит нас воздерживаться от блуда, в частности, и от блудных помыслов да мечтаний. Неделя о Страшном суде учит нас держать в уме память смертную, т.е. память о том, что все мы рано или поздно умрем и придем на Суд Божий. Ибо, как говорили святые, «помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Наконец, последняя Неделя перед постом (Прощеное воскресенье) воспоминает Адамово изгнание для того, чтобы и у нас всех, чад Адамовых, вызвать чувство покаяния, а также для того, чтобы мы попросили прощение друг у друга. Ибо Господь дал нам такую заповедь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24).

Итак, Церковь готовит нас к Великому посту, но насколько готов к нему современный человек, учитывая сугубую поврежденность его природы грехом? Очевидно, не очень. Ведь человечество со времени пришествия Христа сильно духовно-физически постарело. Я писал об этом в своей статье «Кризис русского патриотизма»: «Причиной духовной старости и смерти являются грехи. Умножение их с течением времени приводит к духовной старости, а затем, если не будет покаяния, к духовной смерти. Если перенести это общеизвестное правило на весь народ, то окажется, что его духовная старость, вызванная умножением грехов, есть ни что иное как процесс всем хорошо известной апостасии – умножение грехов и беззаконий с течением времени».

Естественно, погрязшему в апостасийных грехах и страстях современному человеку трудно переносить даже не очень строгий пост, иногда это ему кажется даже невозможным. Помню один, иллюстрирующий вышесказанное и совершенно анекдотичный, но, тем не менее, абсолютно реальный случай, который произошел с неким ныне почтенным архимандритом, ректором одной из наших семинарий, когда он в молодости служил в советской армии. Как он сам рассказывал, когда его прапорщик узнал, что он верующий, то между ними состоялся такой трагикомичный диалог:

Прапорщик: Ты в Бога веришь?
Будущий архимандрит. Верю.
Прапорщик: И постишься?
Будущий архимандрит. Пощусь.
Прапорщик. А когда постишься, то и мясо не кушаешь?
Будущий архимандрит. Не кушаю.
Прапорщик. Вот и моя теща в Бога верит, посты соблюдает, и во время их не ест мясо. И что поразительно, я о себе знаю, что если хоть один день мяса не поем, то умру. А она, такая сякая, неделями мясо не есть, и не умирает!

Вот до какого безумия доводят человека страсти объядения и гортанобесия! Впрочем, говорить о всех тех грехах и страстях, которые не позволяют нам полноценно использовать великопостное время для духовной весны, для процветания своей души, говорить об этом необходимо очень долго. Я же в этой небольшой статье хочу сказать немного о другом, о физическом состоянии современного человека и некоторых физических факторах, которые затрудняют его великопостное делание. В связи с этим обратим внимание на следующее обстоятельство. Медицина установила, что плотской человек живет во времени, руководствуясь определенными биологическими циклами, в частности предполагающими чередование труда и отдыха. Посмотрим, какой же в этом смысле годичный биологический цикл был у людей прошлых веков, которые, по преимуществу, были крестьянами.

Как известно, пик крестьянских работ, в основном, припадает на весенний и осенний сезон. В зимнее время количество работы у земледельца значительно уменьшается, что можно рассматривать как определенный отдых. Поэтому к началу Великого поста (а это всегда конец зимы – начало весны) крестьянин приходит отдохнувшим и набравшимся сил, которые ему понадобятся для полноценного великопостного делания. Дополнительным полезным для тела моментом является еще и то, что оно в это время особенно нуждается в витаминах, которых относительно больше в растительной, постной пище, чем животной, скоромной. Поэтому здесь постная пища служит дополнительным источником телесной силы.

Теперь сравним это с годичным биологическим циклом современного человека. У него, как правило, отдых запланирован на лето. Следовательно, к началу Великого поста он приходит, в основном, уже израсходовавшим свой запас сил, приходит уже уставший. В таком случае начало этого поста он воспринимает как стресс: ведь телесный организм требует отдыха, а душа – подвига. Поэтому душа, чтобы мобилизовать телесные силы организма, и вызывает стресс. Но стрессовое состояние не может продолжаться долго, вот почему многие, хорошо начав Великий пост, затем ослабевают. Тут, зачастую, не помогает даже Крестопоклонная Неделя, которая как раз и должна в самой середине великопостного пути снова подвигнуть нас, ослабевших, на подвиг. Единственное, на что хватает иногда такой, проспавшей почти весь пост, души, так это устроить еще один стресс уже на Страстную седмицу или под Пасху.

Конечно, все это было бы не столь трагично для здорового и обладающего достаточной телесной крепостью человека. Он просто не заметил бы все эти биологические циклы, достаточно легко преодолев их духовно вредные побочные эффекты за счет здорового избытка сил. Но в том-то и дело, что у современного человека со здоровьем большие проблемы. Святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи сам аскетом, еще в XIX веке задался вопросом, почему современные ему православные подвижники не могли совершать такие же великие подвиги, как древние святые отцы? И он пришел к выводу, что причиной этого является ухудшение здоровья и оскудение телесных сил людей, а в качестве примера привел преподобного Досифея, который под руководством аввы Дорофея начал свое монашеское воздержание с уменьшения количества съедаемого хлеба. Так вот святитель Игнатий подсчитал, сколько же хлеба он съедал до монашества, и получилось громадное количество, совершенно непосильное для современных святителю людей. Это говорит о богатырской телесной силе Досифея, которой явно не обладали люди XIX века. Если учесть, что мы в веке XXI еще более оскудели в этом отношении, то можно понять, что для многих ныне живущих сами уставные каноны великопостного воздержания кажутся непосильными.

Так что же делать в этом случае? Может быть, отменить эти каноны, как этого требуют некоторые, особенно неообновленцы, чему мы уже неоднократно были свидетелями? Никак! Эти каноны установлены Святым Духом и святыми отцами, отменять их нельзя. Но что можно изменить? И можно и нужно меняться современному человеку, и ничего невозможного в этом нет. Так, например, вышеозначенную проблему своего годичного биологического цикла можно достаточно легко решить, несколько изменив время своего отпуска. Учитывая же недостаток телесных сил современного христианина, особенно новоначального, можно посоветовать ему не начинать с чрезмерных великопостных деяний, а ограничиться посильным подвигом, даже если он несколько ниже уставных требований. Но лучше совершить посильный подвиг со смирением и покаянием (в том числе и на исповеди), что не все смог исполнить, чем окончательно подорвать свои телесные силы непомерным воздержанием, а духовные – гордостью, которая обычно всегда следует за таким неразумным подвигом. Законно же подвизающийся, рассудительный делатель, как это показывает духовный опыт, всегда переходит от силы в силу, постепенно, по благодати Божией, возрастая духовно (в основном, смиряясь), но и телесно становится способным исполнить великопостный устав, а затем и более того. Чего всем и желаю!

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/02/13/velikij_post_i_duhovnofizicheskoe_starenie_chelovechestva/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 24 Февраля 2012, 14:42:37 »

Протоиерей Андрей Ткачев: «Великий пост имеет ценность как приготовление к Пасхе»

По словам пастыря, вне пасхального контекста, смысл поста существенно меняется



В ближайший понедельник, 27 февраля, у православных начинается Великий пост. Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году.

Накануне Великого поста мы попросили известного православного пастыря, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г.Киева протоиерея Андрея Ткачева рассказать о значении святой четыредсятницы.


Великий пост имеет ценность как приготовление к Пасхе. Сам по себе, вне пасхального контекста, он теряет смысл и серьезно его меняет. Пост – это с одной стороны покаянный труд человеческий перед лицом Божьим, с другой – добровольное распятие человека со страстьми и похотьми, ради достойной встречи Пасхи. Пост – это в очередной раз вживление человеческой души в искупительные страдания Господа Иисуса Христа.

Переживание благодатной радости на Пасху, пасхальная радость, наделяется как награда человеку, который трудится над своей жизнью и готов идти на распятие со Христом вместе для того, чтобы с Ним воскреснуть. Великий пост мы включаем именно в это смысловое понимание Пасхи как главного события мировой истории. И оно должно быть главным событием в жизни человека.

Отношением к Пасхе меряется всё в нашей жизни: отношение к смерти, отношение к заповедям, к личности Иисуса Христа, к личной жизни, ко своим грехам. Всё меряется в отношении пасхальной веры, пасхальной радости, которая невозможна без постного труда, заключающегося в добровольном распятии.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/02/24/protoierej_andrej_tkachev_velikij_post_imeet_cennost_kak_prigotovlenie_k_pashe/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #53 : 26 Февраля 2012, 10:22:51 »

Иеромонах Нектарий (Головкин): «Великий пост - это наше подражание Христу Искупителю»



Великий пост назван Великим по количеству дней и по своей значимости. Он имеет огромное значение в жизни православного христианина. Во-первых, это установление апостольское, евангельское, это подражание Христу, Который постился сорок дней в пустыне. Кроме того, мы знаем, что в Ветхом Завете тоже был сорокадневный пост. С апостольских времен Великий пост установлен как необходимый и обязательный для всех христиан, как подражание Христу, как достойное препровождение периода, предваряющего Светлое Воскресение Христово, а последняя перед Святой Пасхой неделя – Страстная седмица – есть воспоминание страданий Христовых. То есть Великий пост – это наше подражание Христу Искупителю.

Польза поста всем очевидна. Каждый постящийся христианин знает, что пост приносит и физическую, и духовную пользу. Мы, в первую очередь, пресекаем свои телесные вожделения воздержанием в пище и тем самым обуздываем свои плотские страсти. В духовном смысле пост – это очищение души, когда мы во главу угла ставим, во-первых, церковную молитву, а, во-вторых, покаяние. Церковные службы направляют человека внутрь себя с тем, чтобы он познал себя и увидел грехи, недостатки, чтобы он мог потом исправить их.

Церковь рекомендует во время поста отказаться от посещения различного рода увеселительных заведений. Это внешнее благочестие, которое помогает внутреннему. Надо, чтобы человек не был праздным, а молитвой, постом, покаянием, чтением духовной литературы – Священного Писания, творений Святых Отцов – направлял себя по узкому и тернистому пути к самообузданию, к самоочищению.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/02/25/ieromonah_nektarij_golovkin_velikij_post_eto_nashe_podrazhanie_hristu_iskupitelyu/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #54 : 27 Февраля 2012, 10:08:08 »

Начался Великий пост



Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, детям, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», - такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», - повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название – «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», - поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.



http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/02/27/nachalsya_velikij_post/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #55 : 29 Февраля 2012, 11:12:57 »

Время встречи

Наступает время, когда каждый из нас должен впустить в свою жизнь немного тишины, чтобы вновь — а может быть, впервые — услышать, как Христос ищет и зовёт драгоценную душу, которая Ему дороже всего мира.


Христос и самарянка. Фреска женского исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти, Греция

Время Великого поста — это время, когда человеку нужно просить, искать и стучать в точном соответствии с евангельским призывом. Обещано, что стучащему отворят, ищущий найдёт и просящему дастся. Что до поиска, то мы должны искать прежде всего Царства Божия и правды его, а всё остальное, в поисках чего мы стаптываем ноги и растрачиваем нервы, нам приложится. Что до стука, то стучать нужно в двери милосердия Божия, пока Жених не пришёл на брак и пока из-за дверей некоторые не услышат: «Не знаю вас». Просить же нужно всего, чего нет: мудрости нет, терпения нет, покаяния нет, стойкости нет — и всё это нужно выпрашивать у богатого милостью Господа, многократно названного Сокровищницей благ.

Стучать, просить и искать нам повелевает воплотившаяся Истина. В мире обычных людей учащий не всегда делом исполняет то, чему учит. Об этом люди сложили справедливую поговорку: «Врачу, исцелися сам». Но Христос Сам исполняет всё, чему нас учит. Он тоже просит, ищет и стучит.

Когда просит Христос? Например, говорит самарянке: «дай Мне пить», — и не только потому, что пить хочет по человечеству, а потому, что ищет её напоить, как Бог и Сердцеведец. В длинный разговор вступает с простой женщиной, чтобы в конце диалога открыться ей и чтобы через неё Его слово услышали в городе. Так открывается просьбой Христа разговор, специально начатый для уловления в евангельские сети человека. Но и обычные просьбы, просьбы без миссионерской изнанки, произносит Христос. Устами нищих и обездоленных Он просит пить, есть, одеться, просит, чтобы к Нему пришли или Его к себе пустили.

Чего ищет Христос? Ничего. Не «что», а «кто» нужен Ему. И правильный вопрос — кого ищет Христос? Человека. Первый голос после грехопадения, который слышал Адам, был вопрос Бога «Адам, где ты?» Пастырь тотчас стал искать потерянную овцу. Когда же облёкся в наше смирение, то стал говорить «покайтесь», а это — то же самое, что «Адам, где ты?», только выраженное другими словами. И колокол, гудящий с колокольни, лишь повторяет раз за разом голос ищущего Бога: «А-дам! А-дам!»

В одной из притч Христос говорит о женщине, потерявшей монету. Она зажгла светильник и тщательно вымела дом, чтобы монету найти. Женщина в этой притче есть образ Господа, ищущего потерявшуюся драхму, — человека. И на человеке, и на монете есть образ. На монете — образ правящего кесаря, а на человеке — образ Божий. Светильник из притчи в женских руках — это покаянная проповедь Иоанна. Без огня его проповеди монету в большом доме найти невозможно.

***

Куда же стучит Христос? В двери сердца, как написано: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Во всякую дверь Он стучит, и если не слышен сей стук, то либо в доме спят, либо шумят и кричат — не поймёшь, то ли спорят и ссорятся, то ли что-то празднуют, либо все умерли. Смерть, как и сон, разумеем греховные, почему и Павел объединяет их вместе, говоря: восстани, спящий, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5, 14). Если же в доме ругаются или поют, или на полную громкость включили все магнитофоны и телевизоры, то пост как раз и предназначен для воцарения благословенной тишины. Стоит ей воцариться на малое время, как тут же между ударами сердца совесть расслышит стук в дверь Того, Кто хочет войти и вечерять.

***

Итак, просить, искать и стучать велит нам Господь — и Сам, в Свою очередь, просит, ищет и стучит. Он хочет, чтобы мы искали Его, потому что Сам нас непрестанно ищет. Он хочет, чтоб мы думал о Нём, потому что Сам о нас непрестанно думает. Христос есть Божия сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Не может Вечная Премудрость ничего не думать, и если что главное занимает Божественный ум — то это мысли о человеке.

Он думает обо мне, я думаю о Нём. Рано или поздно две эти мысли встретятся, и родится теплота, и будет то, о чём сказал царь и пророк: Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38, 4).

Он ищет меня, я заблудился и на помощь зову. Когда мы услышим друг друга, быть мне на Его плечах, потому что Он — Пастырь Добрый, а я — овца Его стада.

Эта встреча мыслей, это сочетание голосов, взаимное услышание, это переплетение рук по-богословски называется синергией. Бог хочет меня спасти — и я в Боге спастись хочу. А по-простому называется это любовью, в которой он — Господь, а она — душа человеческая. Оба они в винограднике, и голос друг друга слышат, а глаза в глаза ещё друг другу не смотрели. Он её зовет, она на зов откликается — и оба идут на голос в трепетном ожидании встречи, совсем как в Песни песней.

Виноградник — это Писание, а лучшее время встречи — тот же Великий пост.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru/smi/51843.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #56 : 08 Марта 2012, 06:28:42 »

Иеромонах Серафим (Роуз)

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона



Эти слова великопостного псалма напоминают нам, православным христианам, Новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных в равной мере земная жизнь есть изгнание, а небо - желанное отечество.

Великий пост установлен для нас Матерью-Церковью как период изгнания, чтобы не ослабла наша память о Сионе, от которого мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание и по грехам нашим остро нуждаемся в нём. Только через скорби изгнания, о коих напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ Сиона.

Аще забуду тебе, Иерусалиме. Бессильные и беспамятные, мы даже в дни Великого поста живём так, словно Иерусалима никогда не было. Мы влюблены в наш мир, наш Вавилон; мы соблазнены обилием удовольствий «на земли чуждей» и пренебрегаем службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того мы любим самих наших поработителей - и, служа им, мы тратим драгоценные дни Поста, когда следует готовиться ко встрече Зари Нового Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Ещё есть время; нужно только вспомнить, где наш дом, и заплакать о наших грехах, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами св. Иоанна Лествичника: «Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестанного плача». Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.

Этого можно достичь, проводя текущие дни в посте, в молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слезах покаяния, в приготовлении к великому Празднику, завершающему нынешний период изгнания, - и свидетельствуя всем на этой «земли чуждей» о грядущем величайшем Празднике, когда Господь возвратит Свой народ в новый, вечный Иерусалим, из которого уже нет изгнания.

Иеромонах Серафим (Роуз). Из книги «Небесный удел»
Из календаря «Аще забуду тебе Иерусалиме...» 2012 год
Горненский монастырь - «Паломник»
Иерусалим-Москва 2011


http://3rm.info/21915-na-rekax-vavilonskix-tamo-sedoxom-i-plakaxom.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #57 : 18 Марта 2013, 22:06:00 »

Великий пост в наше время

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.



Длится Великий пост. В наше страшное время этот святейший период церковного года имеет особое значение.

Для чего установлен Великий пост? Чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху в большей степени, чем во все прочие праздники.

Что мешает человеку принимать эту радость? Загрязненность души грехами, порабощенность земными попечениями и всевозможная ее искривленность. Вот от этого-то пост и излечивает.

Всегда во все времена нужен был пост. Во все времена диавольская сила порабощала себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось такое полное овладение человеком, как в наши времена.

Еще никогда не был человек так силен в материальном мире, как теперь, своими знаниями, своим гордым техническим разумом, своими механическими достижениями, никогда еще природа и весь внешний мир с его стихиями не повиновались так полно и всесторонне человеку, как теперь. И никогда еще человек не был так мизерно слаб, так внутренне опустошен, как теперь.

Где причина этого? Причин много, но одной из главных причин является неверная иерархия ценностей, перестановка сил в самом человеке, происшедшая уже давно в передовой части человечества, но дающая окончательные свои зловещие плоды только теперь.

Эта гибельная перестановка ценностей заключается в том, что люди стали вместо служения духу служить плоти и похотям. А служение похотям тела явилось источником того умножения беззаконий, из-за которого, как предсказывал Христос, охладела любовь в людях. Люди катастрофически перестали уметь любить. Вспомним, например, известные нам из истории примеры любви и преданности людей своим вождям и друг другу в древности и сравним с атомической рассыпанностью людских отношений теперь. Потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, творческий внутренний цемент и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Не имея отпора, злые силы вошли в человечество и овладели им.

Самой страшной, самой огненной злой силой является сила, которая под прикрытием проповеди материализма и служения только телу покоряет и телесные и душевные силы людей, оказавшихся ею порабощенными, и бросает их на борьбу против Бога и всего доброго в мире. В этой силе сатанинский лик уже ничем не прикрыт.

Но, быть может, еще более грозным признаком крайности разложения современного человеческого духа является то, что в мире, не порабощенном непосредственно этой сатанинской силой, она во многих возбуждает не ужас и отвращение, а сочувствие и вольное ей подчинение.

Продавши свое первородство телу и тем растлившийся, человеческий дух не может долго оставаться в таком неопределенном положении и быстро сменяет свою подчиненность плоти на порабощение духу зла. На наших глазах по всему миру происходит страшный процесс сатанизации людей.

Что можем противопоставить этому ужасу, грядущему на Вселенную, мы — крохотное стадо Христово, люди, желающие быть с Христом до конца? Гигантскому всплеску силы зла мы можем противопоставить только силу Христову. Но чтобы ее сделать действенной в нас, надо нам во всем, и в большом и в малом, быть до конца верными Ему.

Вот для проверки нашей верности Господу очень ценен институт поста. Благодаря ему теоретическое исповедание своей принадлежности к Церкви Христовой проходит в самую толщу повседневной жизни. У себя дома, за своим обеденным столом исповедует человек свою принадлежность к Православной Церкви, если он не по предписаниям врача, не по соображениям экономии, а по предписаниям Церкви воздерживается от того, что вожделенно его телу, но что воспрещает ему его дух, сохраняющий свое царственное положение в отношении тела и подчиняющийся велениям Церкви.

Постом же мы боремся с сатанинской силой, стремящейся завладеть человеческой душой в том самом пункте, откуда всегда начиналось соблазнение людей сатаной. И в раю первый отвлек он людей и современное человечество от Бога приманкой угождения плоти. И недаром Христос Спаситель сказал, что бесовская сила побеждается только молитвою и постом.

Постом очищается человеческий дух, пробуждается, восстанавливает свою царственную власть над телом и приготовляется к встрече сияющей радости Пасхи. А на Пасху имеет христианин возможность проверить, насколько исцелился его дух, насколько стал он способным принимать небесную радость, насколько не чужд он Божиего Царства.

Причастность Божиему Царству есть источник непобедимой силы и душевного здоровья, которого не смогут лишить приобретших его никакие злые силы мира. Дух человека сотворен Творцом не для служения телу и внешнему миру, а для наследования вечного Царства, того самого, которое в малом отблеске приоткрывается в пасхальной радости, а к принятию ее и готовит нас Великий пост.

Архиепископ Нафанаил (Львов)

http://www.pravoslavie.ru/put/2943.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #58 : 19 Марта 2013, 14:45:22 »

Святейший Патриарх Кирилл: Человек должен осознать свою греховность

Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя



Вечером 18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью о сложности и необходимости осознания собственной греховности.

Патриарх напомнил, что святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки (см. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. 9-я беседа. О животных земных).

«Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые говорят даже сильнее на тему опасности отсутствия попыток у человека разобраться в самом себе. Прп. Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

Ему, по словам Патриарха, вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя (см. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 31-е).

«Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли. Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? А потому что без того, чтобы разобраться в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха. И возникает вопрос: а почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность на опыте известна каждому из нас. Мы с легкостью обнаруживаем недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самого себя», - продолжил Его Святейшество.

Патриарх задается вопросами: «Но как же разобраться, действительно, в этих потемках нашей души? И в какой момент легче всего начать это исследование собственного внутреннего мира, без чего, как говорит Симеон Новый Богослов, даже Бог Всемогущий нас не спасет?» «Как раз в тот самый момент, когда мы видим недостатки других людей. Надо зафиксировать свое сознание именно на этом состоянии. Как только появляется мысль о недостатках другого человека, о его «неправильностях», нужно вспомнить все эти святоотеческие слова, вспомнить о том, что мы лишаемся спасения, если не можем в самих себе разобраться, и от анализа жизни, деятельности, слов, мыслей другого человека перейти к анализу своих собственных мыслей, слов и действий. Именно в тот самый момент, потому что потом забудем: суета житейская вновь переведет наш внутренний взор куда-то в сторону, подальше от тайников своей собственной души. Осуждение ближнего должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих собственных недостатков. Представим себе, сколько раз в день мы осуждаем людей (справедливо, несправедливо — не имеет значения, важен сам факт осуждения). Чаще всего — гораздо больше, чем единожды. Вот, всякий раз, когда вознамеримся осудить человека, подвергнуть рассмотрению его внутреннюю жизнь нашим проницательным умом, мы должны эту проницательность переориентировать на себя. И мы многое увидим и многое поймем. И чем проницательнее будем взирать вовнутрь своей души, тем страшнее нам будет. Но это страх не к гибели, а к спасению», - продолжил Предстоятель.

«Если ужасаемся своему собственному душевному состоянию, состоянию своих мыслей, ужасаемся своим поступкам, то этот ужас способен привести в действие нашу волю. Даже если не находим в себе сил остановиться, прекратить, навсегда забыть то, что мы совершаем плохого, то, по крайней мере, пред Богом раскаемся в том, что высветил наш проницательный разум, обращенный не вовне, а вовнутрь. Грех есть не что иное, как нарушение Божиего закона — и заповедей, и всего того, что содержится в Евангелии, что обращено к человеку, что требует от человека определенных усилий в формировании своих мыслей и поступков. Грех как нарушение Божиего закона имеет чрезвычайно опасные последствия, потому что он разрывает связь между Богом и человеком. Ведь это и произошло в райском саду — свершенный грех отлучил людей от Бога. И тогда он отлучил их надолго, до пришествия в мир Господа и Спасителя», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Как отметил он, «сегодня через спасительные страдания на Голгофе мы имеем возможность в любой момент прекратить этот разрыв, потому что грехи наши искуплены Божественной Кровью». «Мы можем преодолеть разрыв очень быстро, в одно мгновение, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в Таинстве Святой Евхаристии прощение этих грехов. Потому что в Таинстве Причащения мы причащаемся той самой Кровью, которая искупила, в том числе, и наш личный грех, тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует. Но это не значит, что грех автоматически прощается, что мы святы от рождения, что мы можем делать все, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил грехи. Если б было так, то Святая Жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве. И происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя», - добавил Патриарх.

«Действительно, самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними. Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно придти к полному покаянию», - сказал Его Святейшество.

«Пусть Господь поможет всем нам в дни Святой Четыредесятницы совершить подвиг — может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя и, увидев грех, с полным осознанием того, что это для каждого из нас означает, вложить особое сердечное чувство в великие слова Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

19 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Церкви совершит великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Троице-Сергиевой лавре.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/19/svyatejshij_patriarh_kirill_chelovek_dolzhen_osoznat_svoyu_grehovnost/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103271

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #59 : 19 Марта 2013, 23:26:28 »

Великий Пост. Наставление. Тайна исповеди
 (ТК Союз 2011-04-04)



См.видео по нижеприведённым ссылкам:

http://files.tvspas.ru/popup.php?flv=/Video/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82.%20%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.%20%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%20%28%D0%A2%D0%9A%20%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%202011-04-04%29.flv

http://video.mail.ru/mail/ldnp/490/491.html

http://video.mail.ru/mail/lavrentiev77/_myvideo/940.html

http://go2films.ru/video/dWlkPTIyMDMwOTM3JmdpZD0xNjI0MjA0MzQ=

http://alhoria.ru/video/video.mail.ru/mail/gridasovsm/16180/16323.html
Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 ... 13
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!