Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 13:23:59  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как нас посадили на «сырьевую иглу»  (Прочитано 1736 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Ноября 2011, 20:46:04 »

Алексей Чичкин

Как нас посадили на «сырьевую иглу»

30 лет тому назад, 20 ноября 1981 г., было подписано Соглашение «Об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ»



Соглашение предусматривало экспорт, начиная с 1984 г., 10,5 млрд. куб.м. газа в год в течение 25 лет. Этот документ был подписан в рамках 20-летнего контракта «Газ-Трубы» (1970 г.), предусматривавшего – с помощью труб и западных кредитов – увеличение экспорта советского газа из Западной Сибири в Европу по трубопроводу Уренгой-Помары-Ужгород (4550 км), который ввели в действие в 1979-м.

Упомянутые контракт и соглашение резко усилили финансовую и технологическую зависимость СССР от Запада, особенно от ФРГ, и поставило развитие советской газовой отрасли, в том числе газопроводной сети, в зависимость от объемов западного импорта голубого топлива. Заметим, что эти тенденции развиваются по сей день: так, освоение новых газоскважин в России с середины 90-х впрямую связано не с потребностями газификации РФ (газифицировано к настоящему времени только 45% российской территории), а со спросом на голубое топливо стран дальнего зарубежья – импортеров российского газа…

Стремление тогдашнего руководства СССР во что бы то ни стало «заменить» ОПЕК в энергоснабжении Западной Европы и решать советские социально-экономические проблемы исключительно за счет экспортно-сырьевых доходов, нашло своё воплощение и в упомянутом Соглашении, и в строительстве многочисленных трубопроводов в Европу.

Поэтому неудивительно, что еще с конца 1970-х резко замедлились темпы газификации страны, да и по сей день Россия, мировой лидер по запасам газа, газифицирована, повторим, менее, чем наполовину…

Вот что говорит по этому поводу Нина Пусенкова, эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН: «Газовая стратегия была такой же несбалансированной, как и нефтяная: основной упор делался на строительство трубопроводов, а не на освоение месторождений. В 1966 г. в Кремле стали думать об экспорте российского газа в Западную Европу, а для этого требовались трубы. Возникла идея закупать их за границей, а кредит (на их закупки. – А.Ч.) отдавать за счет продажи газа. Делегация советских чиновников вылетела в Италию, чтобы провести переговоры с Eni. Несмотря на противодействие США, в феврале 1970 г. СССР подписал с компанией Ruhrgas знаменитую сделку

«Газ – Трубы». Ruhrgas взял на себя сбыт советского газа – сперва по 3 млрд. куб. м в год, поставляемых в Германию; Deutsche Bank выдал кредит, а Mannesman получил огромный заказ на трубы большого диаметра». Н. Пусенкова подчеркивает: «Все они хорошо заработали на этой сделке благодаря дешевому газу, которым СССР расплачивался». Кстати, расплачивался СССР по кредитам, предоставленным западноевропейскими банками в 1970-х – начале 1980-х для советских закупок западных труб, – вплоть до своего распада. Причем российские газопоставки 1992-1994 гг. частично тоже осуществлялись в счет долга по тем же кредитам…

Что касается российского газа, то Н. Пусенкова абсолютно права: он, можно сказать, был рекордно дешевым. Газоэкспортные советские цены были значительно ниже цен других стран-газопоставщиков (Алжира, Норвегии, Голландии, Великобритании). Таково было условие тех контрактов, что, в конечном счете, не позволяло СССР ускорить выплату западных кредитов под поставки труб и освоение месторождений.

Разумеется, все это усугубляло технологическое отставание советской трубопрокатной отрасли от ее западных аналогов, что и унаследовала нынешняя Россия.

Так была заложена схема «инфраструктура и деньги в обмен на газ»: благодаря этой схеме и появились в 70-х-начале 80-х газопроводы Оренбург – Западная граница СССР, Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Западная граница СССР. Примечательно также высказывание директора Восточного Комитета германской экономики Отто Вольфа фон Амеронгена: «Газопровод через континент — это, если хотите, инструмент, привязывающий не только нас к советским поставкам, но и, наоборот, ставящий их «кран» в зависимость от Запада» (см., например, Википедия: «Сделка века «Газ-Трубы»).

Наш «кран» действительно зависим от Запада: сегодня «Газпром», во-первых, уговаривает Польшу, Турцию, Болгарию, Венгрию, Украину не сокращать импорт теперь уже российского газа; во-вторых, «Газпром» был вынужден в 2010-2011 гг. снизить цены на газ для этих стран и для некоторых энергетических компаний Германии, Италии, Франции…

Основы же такой зависимости были заложены еще в 70-х – начале 80-х гг. А среди основных инициаторов этой политики многими исследователями упоминаются, прежде всего, министр внешней торговли СССР Патоличев, министр иностранных дел СССР Громыко, председатель Госплана СССР Байбаков и министр нефтяной и газовой промышленности СССР Щербина.

Характерно также, что ФРГ, Австрия, Франция, Италия настояли на том, чтобы те газопроводы, во-первых, были проведены через Украину, во-вторых – не проходили через ГДР, то есть – чтобы строились они не по кратчайшему пути, а из других стратегических соображений.

Расчет был сделан на то, чтобы большее число транзитных стран и советских республик участвовали в перекачке советского газа в Западную Европу, чтобы и СССР зависел от «транзитного поведения» большого количества республик и стран.

И, чтобы и они были подвержены большему западноевропейскому влиянию благодаря их «связке» многочисленными трубопроводами с Западной Европой.

Впрочем, ФРГ не возражала против проведения газопроводных трасс через ГДР с условием, чтобы они обязательно проходили через Западный Берлин. Причем западноберлинское потребление советского газа Бонн предлагал включить не в отдельные, а в западногерманские контракты с СССР. То есть, де-факто и де-юре Западный Берлин включался бы, таким образом, в единую с ФРГ систему энергопотребления.

СССР возражал против такой трактовки Бонном западноберлинского потребления советского газа. В результате, основные трубопроводы из СССР в Западную Европу были проложены через Украину, Чехословакию и Венгрию – по более протяженным маршрутам, в сравнении с их проведением через Белоруссию – Польшу - ГДР…

http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kak_nas_posadili_na_syrjevuju_iglu_2011-11-21.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!