Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 11:33:13  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русское слово как русское дело в Харькове  (Прочитано 1993 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 22 Ноября 2011, 15:02:06 »

Русское слово
как русское дело в Харькове 


Русское дело в Харькове

4 ноября, в день празднования Казанской Иконе Божией Матери и День русского народного единства, в Харькове были представлены книги «Святыни Великой России» и «Храмы Великой России», написанные и составленные харьковчанином Станиславом Минаковым. Презентация прошла в пресс-центре информагентства «STATUS QUO».

По словам Геннадия Макарова, главы объединения «За культурно-языковое равноправие», председателя координационного совета русских организаций Востока Украины «Русское Вече», принявшего участие в пресс-конференции вместе с писателем, презентация книг подготовлена концептуально именно к этому дню, отсчитываемому со дня освобождения от иноземных оккупантов в 1612 г . русским народным ополчением под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. С приобретенной традицией гражданской самоорганизации русский народ успешно преодолевал все европейские нашествия. Здесь, на Слобожанской земле, на территории нынешних Сумщины и Харьковщины, было в 1708—1709 гг. развернуто партизанское народное сопротивление оккупантам, возглавлявшимся шведским королем Карлом XII. Результат нам известен: самое сильное войско мира, захватившее на тот момент большую часть Европы, вынуждено было изменить своим планам похода через Белгород на Москву, а потом и потерпело под Полтавой поражение.

Переходя к разговору о презентовавшихся книгах, было подчеркнуто, что сейчас историческая Великая Россия возрождается на своих святынях, на исторической памяти, на православной вере. Именно этому — просветительскому — делу, собиранию святынь Великой России под одной книжной обложкой и посвятил в Харькове в нескольких изданиях свою деятельность русский писатель, поэт С. Минаков.

  «Святыни великой России» (Москва, ЭКСМО, 2011) — полноцветный крупноформатный том, иллюстрированный современными фотографиями и картинами знаменитых русских художников. В 2010 г . тем же издательством был выпушен составленный Минаковым альбом  «Храмы великой России» , такого же формата, а этой работе, в свою очередь, предшествовала вышедшая в. большая энциклопедия «Храмы России» (2008 и 2009). В новом труде преобладает визуальный ряд, это фактически альбом, как и «Храмы великой России».

Работая над книгами, харьковский автор ставил задачу показать красоту русской культуры, красоту Русского Православия. Ведь Красота — это одна из Божественных ипостасей. Все, что свято для русского национального самосознания — храмы, иконы, мощи святых и русская культура, отражено в книге.

Новая книга, как отмечается в аннотации, — «о самой сокровенной России, обо всем, чего «аршином общим не измерить»... Эта книга о великих святынях Отечества, которые наполняют светом всю русскую историю и жизнь каждого из нас».

Название не должно вводить в заблуждение ищущих конфронтации. В обоих изданиях немалое место уделено и Киевской Руси — храмам, иконам, монастырям, святым Киева, Чернигова, Почаева, Святогорья.

  «В этот немалый перечень, — утверждает создатель книги «Святыни великой России», — что именно — неявно, постепенно, исподволь, от колыбели до смертного одра — делает русского человека русским, мы включим и нашу Православную веру, а в ней и наши храмы, и наши иконы, и сонм подвижников Русской Земли, а среди них есть и молитвенники за Святую Русь, и ратники, землю нашу в веках отстоявшие и собравшие, славу ее преумножившие, а также князья и государи, помазанники Божии, коим венчана была судьба Отечества.

Книга выстроена хронологически. И начинается с «русского апостола» Андрея Первозванного, с крещения княгини Ольги, с Херсонеса. В книге мы находим и другие древние города Руси: Ярославль, Ростов Великий, и древние лавры и обители, и образы святых — Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Иоасафа Белгородского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Вырицкого, Матроны Московской и др. Найдет читатель и главу «Русский Никола», посвященную почитанию в России святителя Николая Чудотворца. Есть в издании и глава «Духоносное русское старчество», где визуально представлены Оптина пустынь, Площанская и Глинская пустыни, прославившиеся старцами, в том числе и в ХХ в.

Прочтет и увидит любитель русских святынь и главы «Золотой век русской поэзии» и «Святая русская литература XIX века», «Наша Третьяковка» и «Русский музей», страницы об ученых, музыкантах. Конечно же, немало место уделено храмам Отечества, русским героям, спасителям Отчизны в разные эпохи, Георгиевским кавалерам, памятной Георгиевской ленточке. И событиям XIX и XX вв. — его страшным войнам, начиная с Крымской кампании 1853-1856 гг., освобождения Балкан, образу гордого крейсера «Варяг». Особым мемориалом предстают главы о трех ратных полях России: Куликовом, Бородинском, Прохоровском.

На развороте, названном строками Лермонтова и Хлебникова «России страшный год. Некто 1917», с помощью картин Петрова-Водкина, Кустодиева и Филонова рассказано о революции. Внятно отражена в издании русская монархическая линия.

По словам Сергея Моисеева, председателя Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая», в обоих презентованных томах представлены святыни всея Руси, которую не следует разделять на междоусобные наделы, даже если сегодня фрагменты Руси-России стали «независимыми государствами. Культура — одна, вера — одна, память, духовность, ментальность — едины, а потому расчленение нашего Отечества на противостоящие и конкурирующие наделы выгодно лишь противникам сильной Руси.

Киги, хотя и насыщены современной фотосъемкой, вроде бы, носят характер исторический, ретроспективный. Однако актуальность этих изданий несомненна. «В противостоянии цивилизаций Украина не случайно стала и сегодня камнем преткновенным, — подчеркнул писатель на презентации. — Ведь отсюда есть пошла Русская земля, здесь зародилось русское монашество, русская цивилизация. А распад Единого Отечества можно назвать третьей русской смутой, которая еще не окончена. … И, тем не менее, врагам не удалось сделать главное — разорвать духовное единство. Одним из ярких примеров того, что мы произросли из одного корня, являются, в частности, три древних храма Святой Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке, построены в одну эпоху, в XI веке. Теперь эти храмы оказались в трех вроде бы разных странах, но они свидетельствуют о нашей духовной общности и цельности. «А разве не общая святыня — Победа в Великой Отечественной войне?» — воскликнул на презентации автор.

К святыням автор книги относит не только культуру, но и отечественную природу, ведь ландшафт «является духовнообразующим фактором, влияет на формирование ментальности». Несколько разделов книги посвящены природе Руси. Днепр и Волга — это духоносные артерии, вдоль которых развивалась наша цивилизация.

Писатель подчеркнул, что поводом его выхода на пресс-конференцию стало отчетливое понимание: к сожалению, творческая деятельность русских литераторов, являющихся гражданами Украины, сегодня практически не отражается в информационных ресурсах Украины, несмотря на то, что писатели активно публикуются и в толстых журналах, и альманахах, антологиях Русского мира. И книги у них выходят преимущественно за рубежами Украины. Это — недопустимый информационный перекос, в результате которого создается картина полного отсутствия русского писательского и поэтического слова на территории Украины. С. Минакова беспокоит сегодняшняя маргинализация русских писателей Украины. «Мы живем, под собою не чуя страны», — напомнил он известную поэтическую строку.

Корреспондент агентства «Укринформ» Светлана Легостаева вспомнила на презентации о просветительских и собирательных издательских харьковских проектах С. Минакова прежних лет. Вместе с друзьями-поэтами А. Дмитриевым и И. Евсой он собрал и выпустил в свет в 2000-м антологию «Дикое поле. Стихи русских поэтов Украины второй половины ХХ века», литературно-художественый альманах «Двуречье», (2004), изданный к 350-летию Харькова и 300-летию его города-побратима Санкт-Петербурга, а также сборник «Ветка былой Эллады. Греческие мотивы в современной русской поэзии» (2004).

Для подтверждения того, что современные русские писатели Украины, в частности Харькова, существуют и активно действуют в русском духовном, информационно-культурном пространстве, С. Минаков кроме «Святынь» и «Храмов» представил большие современные резонансные антологии, в которых опубликованы произведения современных харьковских поэтов: «Молитвы русских поэтов» (Москва, Вече, 2010), «Русская поэзия XXI века» (Москва, Вече, 2009), «Ты припомни, Россия» (Антология военной поэзии. К 65-летию Великой Победы; Москва, 2009).

Отдельно писатель остановился на вышедшем в октябре этого года в Санкт-Петербурге огромном альбоме «Станислав Косенков», посвященном 70-летию со дня рождения известного художника-белгородца, трагически ушедшего из жизни в 1993 г . В российском Белгороде, вечном соседе-побратиме Харькова, теперь установлен памятник художнику в центре города, работает мастерская-музей его имени, с этого года учреждена биеналле и премия имени С. Косенкова. Нерушимость харьковско-белгородских уз заключена в данном случае в том, что Косенков закончил Харьковский художественно-полиграфический институт (ныне Академия дизайна), где был любимым учеником Василия Ермилова, знаменитого русского отца украинского авангарда 1920-1930-х гг. Харьковчанина С. Минакова белгородцы попросили написать к этому альбому вступительную статью.

Писатель подчеркнул, что современные средства коммуникации, Интернет, позволяют ему и его дочери Анне Минаковой, также члену Национального Союза писателей Украины, Союза писателей России, лауреату Всероссийской премии Есенина, живя в Харькове, заниматься литературным редактированием иллюстрированного журнала для школьников, учителей и родителей «Введенская сторона», редакция которого находится в г. Старая Русса, Россия, а печатается журнал в типографии Санкт-Петербурга.

По словам автора, к сожалению, в Харькове все эти издания в магазинах отсутствуют, однако их вполне можно заказать через Интернет-магазины. Литератор обратил внимание на то, что «здесь информационное пространство выстроено так, что вроде бы русских людей нет, и русской культуры нет. А на самом деле она есть!»

  «Жизнь современного человека пронизана информационными технологиями нейролингвистического программирования. И если чего-то нет в информационном пространстве, значит, нет в сознании. И значит, нас как бы нет. Но мы есть! Поэтому двадцать лет находясь почти в андеграунде, я пришел сюда, чтобы сказать, что здесь, в Харькове, русская культура растворена, неисчерпаема. В китайском театре, если актер отворачивается от зрителя, считается, что этого персонажа на сцене нет. Так вот, если кто-то сегодня хочет, как в китайском театре, повернуться спиной к русской границе и сделать вид, что нет единого великого русского пространства, то усилия эти бесполезны, поскольку Русский мир находится внутри него», — отметил С.Минаков.

Задачей состоявшейся пресс-конференции Г. Макаров определил намерение снова открыть русский писательский Харьков для Русского мира, привлечь меценатов к увеличению тиражей этих изданий для пропаганды святынь всея Руси среди подрастающего поколения Украины.

С полной видеозаписью презентации можно ознакомиться  на сайте Харьковского информагенства «STATUS QUO» .

Ангелина Демьянок

http://voskres.ru/literature/critics/demyanyuk2.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!