Под Покров Царицы НебеснойСердце просит общения
День 24 ноября выдался, по осенне-зимним меркам, теплым – всего лишь 3 градуса мороза. Именно сегодня мне вместе с другими священнослужителями выпала честь дежурить у многокилометровой очереди, которая выстроилась от храма Христа Спасителя почти до Воробьевых гор.
Никогда в истории первопрестольного града нашего не было такой очереди. Даже в очень голодные годы. Ни одна святыня не имела столь большого стечения верующего народа. Вот уже несколько дней поклониться Поясу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы идут и едут православные не только из Москвы и Подмосковья, но и из других регионов России и даже ближнего зарубежья – Украины и Белоруссии.
Мы – священники – по двое идем вдоль очереди. Рядом с очередью – автобусы, в которых греются те, кто не выдерживает относительно комфортный морозный воздух. Там же, рядом, предлагают горячий чай. Если уж кто проголодался, может и пообедать. Московские власти сделали все возможное, чтобы облегчить трудный и долгий путь к Святыне.
Подхожу к очереди, интересуюсь:
– Как давно находитесь в очереди?
В ответ слышу, что уже около двенадцати часов.
– А почему так безрадостно отвечаете, устали?
– Есть немножко.
– Всю ночь простоять на холоде!.. Так вы почти святые.
Мои слова вызывают на лицах улыбки.
– Откуда приехали?
– Из Воронежа
– Много вас?
– Два автобуса.
Одна пожилая женщина попросила благословения, за ней вторая, третья и вот уже первые три ряда протягивают свои руки для получения благословения. Стараюсь всех благословить или хотя бы коснуться их рук. На лицах счастливые улыбки. Спрашиваю:
– Легче стало?
Отвечают:
– Намного.
Всем желаю Ангела-хранителя и помощи Божией на все их добрые дела.
Идем дальше. Священник рядом со мной снимает на камеру очередь и все, что ее окружает. Говорит, что это для истории.
А ведь действительно, во всем этом и есть наша история, каждый прожитый нами день ее пополняет, а уж тем более такое исключительное событие, когда впервые монахи-афонцы привезли к нам, в Россию, эту святыню святынь. И как же воодушевился наш православный народ! Идут и стар, и мал, идут круглые сутки нескончаемым потоком…
Вот подхожу еще к одной группе людей (вся очередь разбита на большие группы во избежание толчеи), среди которых много детей. У одной малышки лет шести спрашиваю, сколько времени она стоит в очереди. За нее отвечает мама: около часа. Не могу понять, ведь только что говорили о двенадцати часах, а здесь всего лишь час. Путаница в моей голове разрешается очень просто. Оказывается, с близлежащей улицы, расположенной перпендикулярно основной очереди, образована еще одна очередь для детей с родителями и инвалидов, которых и пропускают по группам.
Перехожу к следующей группе, навстречу мне идет молодой мужчина с сигаретой в руках. Останавливаю его, спрашиваю:
– Как же так, идете к такой святыне и курите?
Молодой человек извинился, тут же погасил сигарету и выбросил ее в урну.
Вот очередная группа желающих приложиться к Поясу Богородицы. Приветствую их, они оживленно отвечают и просят поговорить с ними. Я им отвечаю, что наши желания совпадают. Здесь они стоят уже десять-одиннадцать часов, но чувствуют себя бодро. Спрашиваю, откуда они. Отвечают, что кто-то из Орла, кто-то из Шуи, кто-то из Белгорода, есть и москвичи.
– С какими просьбами к Пресвятой Богородице?
Слышу: за детей помолиться, о здоровье, о горьком пьянице-муже.
Спрашиваю последнюю:
– А Вы венчаны?
– Да.
– А как встречаете своего мужа, небось, на повышенных тонах?
– Бывает, – смущенно отвечает молодая еще женщина.
– Жена-христианка должна встречать своего любимого мужа приветливо, накормить, напоить чаем, за ним поухаживать. Господь и откроет ему сердце таким образом, что он постепенно, а возможно и сразу, отойдет от спиртного, видя вашу к нему любовь и смирение.
Разговариваю с одной, прислушиваются все. У каждого своя история и у каждого своя правда.
Преподаю всем благословение, желаю помощи Божией и иду дальше.
От каждой такой встречи радость разливается на сердце. Не перестаешь удивляться, сколь велика Россия и сколь много горестных историй на лице ее земли, почти в каждом доме, и тем не менее, какие светлые, не изможденные, а скорее радостные лица передо мной, и какие все разные. Одна женщина предлагает молиться за Россию, а то мы просим Господа и Пресвятую Богородицу все-то о своих болячках. А ведь больна, и очень тяжело больна, вся Россия, хотя и населяют ее в целом хорошие добрые люди. В этом нескончаемом людском потоке не только верующие. Здесь, может быть, впервые человек приходит к Богу через стояние в очереди и поклонение Поясу Пресвятой Богородицы.
Подхожу к следующей группе. Один молодой мужчина спортивного вида достает сигарету и пытается прикурить. Я к нему тут же обращаюсь:
– Да как же можно здесь, в ожидании встречи с такой святыней, еще и курить?.. При вашем желании Богородица может помочь вам бросить эту пагубную привычку прямо с этой минуты и на всю жизнь.
Через какое-то мгновение этот человек протягивает мне сигаретную пачку с последней сигаретой и зажигалкой. Такая решимость несколько оживляет стоящих рядом людей. Кто-то указывает на курящую девушку. Я и ей предлагаю погасить сигарету и отдать ее мне для последующей ликвидации, но отдавать погасшую сигарету она отказывается. Тогда я спрашиваю ее:
– Зачем вы идете к Поясу Пресвятой Богородицы?
Она нехотя отвечает, что у нее свои причины.
– Человек может заставить себя бросить курить, ему дана Господом свободная воля, но даже и за такую малую жертву Господь нередко сотворяет чудеса, особенно по молитвам самой Богородицы. Именно к Ней мы несем свои беды и Она как Скоропослушница сразу же обращается к Своему Сыну Иисусу Христу и почти всегда может умолить Его, потому что Она любит Россию, а значит, и всех нас.
Многие в очереди задумываются. Наверное, у каждого были и есть свои маленькие грешки, прегрешения, с которыми трудно расстаться. Как много еще у нас на Руси народа, не просвещенного светом Христовым.
Подхожу к очередной группе ожидающих своего мгновения встречи с Поясом Пресвятой Богородицы и слышу, как женщина – младший сержант полиции – что-то читает. Оказывается, она читает какую-то записку, в которой говорится, что маленькие пояса, которые раздают всем, кто приложился к святыне, нельзя разрезать на части и надо сохранять в целости, иначе никакого лечебного эффекта не будет. Я у нее спрашиваю:
– Откуда вы это взяли?
Она отвечает, что так ей сказала ее бабушка.
Пришлось высказать общепринятое в Церкви отношение к святынькам, которые хранят у себя православные люди.
– Да человек может обвешаться с головы до пят этими поясками, но если нет веры, нет соблюдения евангельских заповедей – все тщетно. Поэтому, если поясок один, то можно из любви к ближнему поделиться со сродниками: благодати на всех хватит.
В следующей очереди мне сообщают, что они стоят семь с лишним часов, но самое ужасное другое. До них дошла информация, что Пояс Богородицы установили на высоту вытянутой руки и приложиться к нему уже нельзя, можно только пройти под аркой, на которой стоит теперь ковчежец с Поясом Богородицы.
Для меня эта информация оказалась неожиданной, но я поспешил успокоить людей и поделился своими соображениями, сказав: так мы с вами должны радоваться. Это означает, что все мы будем проходить под Покровом Пресвятой Богородицы и, тем самым, будут освящаться не только наши руки или уста, а все наше тело.
Недовольство было снято. Запомнилась одна пожилая женщина, которая сомневалась в правильности предпринятых священноначалием действий. Когда я встретил ее сразу же после того, как она прошла под Поясом Богородицы, то увидел – она плакала. И было очевидно, что это - слезы радости. Благодать коснулась ее сердца настолько, что она не могла говорить, она улыбалась, и слезы катились из ее счастливых и уставших глаз.
Маленькая девочка писала записку о здравии, сверху написав: «МАМЕ». К ней подошла ее мама и сказала: «Не МАМЕ, а Пресвятой Богородице», а дочка ей бесхитростно так отвечает: «Так Она для всех нас - МАМА». Ну что тут скажешь, когда из уст младенца мы слышим истину…
Очень много детей с родителями. Кто является инициатором поклонения святыне: дети или родители? Скорее всего, родители, потому что можно быстрее пройти очередь. Хотя, возможно, бывает и наоборот, как в последнем случае.
Дошел, закончив дежурство, почти до метро «Парк культуры». Пора возвращаться, а сердце просит общения. Только в такие редкие моменты жизни начинаешь себя соединять со всей Россией, со всем своим Отечеством. И начинаешь отчетливо сознавать, что жива еще Россия, Русь, по молитвам Пресвятой Богородицы. Остается только надеяться, что не покинет до конца времен Пресвятая Богородица свой удел, потому что любят и почитают Ее в России, потому что не иссякает поток желающих прикоснуться к Ее Поясу или пройти под ним.
Это событие является знаменательным не только для нашего Отечества, но и для всех тех, кому мешает православная Россия для будущего построения мира.
Протоиерей Александр Шестак
http://voskres.ru/oikumena/shestak2.htm