Петр Зайченко родился в селе Коленцы Ивановского района Киевской области. Ему не верилось, что начавшаяся война дойдет до его села, но вот ушли на фронт последние мужчины. Бои приближались. Петр увидел, как по песчаной дороге артиллеристы тащили пушку, бросился помогать им. Он показал, как выйти на противоположный берег. Рано утром в село вошли немцы, Петр видел, как фашисты стали сгонять жителей, возвращаться в село было небезопасно. Петр побрел в лес. Он начал самостоятельно партизанить: расклеивал листовки о неповиновении фашистам от своего имени, как командира партизанского отряда, поводил мелкие операции против захватчиков. Однажды на его костер вышел действующий партизанский отряд. Услышав рассказ о его подвигах, командир взял с собой в группу разведки. Так Петя стал попрошайкой, бродя по селам и примечая, какими силами обладают каратели, места расположения штаба, складов, сколько у врагов пулеметов, сколько солдат у походной кухни. С помощью своих друзей из родного села он добывал информацию о ситуации на фронтах по самодельному радиоприемнику, переправлял оружие через широкую бурную реку Тетерев. Не было задания, которое оказалось бы не по плечу этому вихрастому пареньку с острыми, живыми глазами. Но не так просто и безопасно жилось Пете. Часто бывал он неосторожен, горяч и тогда дорого платил за свои ошибки.
Командир строго запретил появляться ему в родном селе, где знали, что Петр ушел к партизанам. Но не выдержал парень, захотелось взглянуть на родной дом. День просидел в своем, сооруженном еще до войны, шалаше на ветках гигантской сосны. А как стемнело, пробрался в село.
Грустные вести ждали его там. Погиб верный помощник, пионер Вася Прокопенко, фашисты нашли его на чердаке, когда он принимал по радио сообщение из Москвы. Схватили палачи и Васю Кириленко, его вместе с матерью увезли и казнили.
Злобой закипело сердце Петра. Для начала приклеил листовку на дверях полицая, что навел фашистов на след ребят. Все сделал чисто, но на обратной дороге поймал его патруль и отвел к старосте, у которого в то время гостили немцы, учинили допрос, но ничего не добившись, бросили в сарай. Всю ночь разгребал Петя пальцами твердую, слежавшуюся землю под стеной сарая, к утру еле протиснулся в узкий лаз, и вовремя. За ним пришел полицай вести его на допрос, за ним была погоня, но чудом унес ноги. И как раз вовремя вернулся в отряд, партизаны готовились к крупной операции, его включили в одну из боевых групп.
Долго партизаны лежали на опушке леса, поджидая эшелон с фашистами. Затем прогремело три взрыва, уцелевшие каратели залегли и открыли огонь. Командир приказал уходить, но на сборный пункт явились не все, в том числе не вернулся и Петр Зайченко. Его ждали три дня, искали, но безуспешно. Его, раненого, подобрала женщина в лесу. На третьи сутки Петя пришел в сознание, но не рассказал, кто он и как оказался в таком месте. После выздоровления Петр ходил по селу, никак не мог себя успокоить. Вот и фашистов прогнали, и село освободили, да на душе неспокойно. Лучших друзей отняли у него фашисты. Он отправился отомстить за своих друзей, и не вернулся.
Саша Ковалев родился в Москве, но в 1935 году переехал с родителями в Ленинград. Война застала мальчика в пионерском лагере, куда его родители отправили отдыхать. Папа ушел на фронт, он остался в Ленинграде с мамой. В день, когда Саша получил похоронку с фронта, при бомбардировке Ленинграда в родительский дом попала бомба, не стало и мамы. Саша со своим другом Сережей решили уйти на фронт. По дороге Сережа попал род пулеметную очередь, дальше Саша пошел один. Дойдя на третий день до железной дороги, его подобрал поезд с матросами, следующий на север. Саша был зачислен в школу юнг Северного флота, окончив ее, стал мотористом торпедного корпуса.
В ходе операции по уничтожению вражеского судна был ранен осколком сигнальщик, командир корабля доверил важный пост юному бойцу. Саша внимательно наблюдал, где ложатся вражеские снаряды и проходят трассы пуль, командир выслушивал его доклады и тут же принимал нужные решения. Разгоряченный боем юнга совсем забыл об опасности. За этот бой юный моряк был награжден орденом Красной Звезды.
На другой день катер снова в походе. Моряки прорвались во вражескую гавань, прямо у причала были потоплены два транспорта. Все участники этой смелой операции были награждены. Саше Ковалеву вручили медаль Ушакова.
А еще через неделю, светлой майской ночью, торпедные катера вышли снова на поиск кораблей противника. Снова атака. Торпеды понеслись прямо к вражескому кораблю. Мгновенно в воздух взлетели клуб дыма и огня. Через несколько минут корабль скрылся под водой. Катер лег на курс отхода. Корабли вражеского конвоя, обозленные неудачей, весь свой огонь направили на торпедный катер. Одновременно начали обстрел из пулеметов и пушек самолеты, вызванные с береговых аэродромов.
Все, что происходило на верхней палубе, Саша видеть не мог. Но он чувствовал, что бой идет тяжелый. С оглушительным грохотом рвались где-то рядом снаряды, дробно стучали по бортам пули. И в этот же момент катер содрогнулся от страшного взрыва. На какое-то мгновение Саша потерял сознание, но длилось это недолго. Из пробоины выхлопного коллектора били две сильные струи горячего пара, с минуты на минуту мотор может взорваться. Остановить мотор нельзя, в бою это равносильно гибели. Тогда Саша грудью навалился на коллектор, зажав своим телом пробоину. Горячая вода и горячее масло быстро растекались по всему телу, нестерпимая боль жгла, казалось самое сердце. А Саша все крепче прижимался к коллектору…
Есть в поселке Гранитном, на берегу Баренцева моря, школа имени Саши Ковалева рядом с памятником юному герою-моряку. За свой беспримерный подвиг юный герой награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени. Именем Саши Ковалева названа одна из улиц в городе Североморске, одному из кораблей Северного флота присвоено имя Саши.
Моя встреча с ветеранами, воевавшими детьми
Люди воевавшие редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь.
Наши сверстники, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью, познали горечь потерь и утрат. Родина делала все, чтобы оградить их от беды, уберечь, спасти. Их везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Их выносили на руках из-под развалин. С ними последним делились бойцы, уходившие в бой. Они делили со страной и радость побед, и горечь поражений.
Мне удалось познакомиться с ветеранами, перенесших все тяготы военного времени на своих хрупких мальчишеских плечах. Это земляки моего дедушки, юные партизаны брянских лесов.
Михаил Артемьевич Бурыкин – юный партизан-разведчик, а сегодня председатель правления Региональной общественной организации писателей, почетный гражданин города Севск, награжденный медалями «За освобождение Брянской области» и «За освобождение Белоруссии». В краеведческом музее г.Севска Михаилу Артемьевичу посвящена экспозиция о его судьбе в годы партизанского движения в брянских лесах, об участии в партизанском движении и обороне села Хинкель в годы Великой Отечественной войны, и я хочу всем рассказать о его героическом детстве.
Брянские леса во время Великой Отечественной войны были плацдармом могучего партизанского движения, объединявшего партизан Орловской, Курганской, Сумской областей и бойцов Красной Армии, попавших в окружение. В ноябре 1941 года Михаил был принят в партизанский отряд. Первое задание он выполнил вместе со своими наставниками, удача сопутствовала Мише, он неоднократно выводил бойцов из окружения и возвращался обратно в отряд. Юный партизан принимал участие в освобождении военных пленных из лагеря на станции Хутор-Михайловский, позже отвоеванного партизанами.
Михаил Бурыкин участвовал во многих разведывательных операциях в селе Марчихина Буда, Эсмань, Муровань, Фотевиж Сумской области. В феврале 1942 года при выполнении очередного разведывательного задания Миша был взят в плен, его долго пытали, но юный партизан не сдался и его повели на расстрел.
Рассказывает М.А. Бурыкин: «Я шел по селу, опустив глаза… Говорят, в минуты безысходности люди вспоминают свое прошлое… Я в те страшные мгновения думал о будущем. Мне очень хотелось знать, какая будет жизнь после войны. И было горько, что я этого, по всей видимости, не увижу».
Его спасла случайно вышедшая женщина на улицу и сообщившая карателям, что это ее внук. Той же ночью, с трудом понимая, как он преодолеет поставленные вокруг села кордоны, юный партизан ушел в свой отряд, принеся ценнейшие сведения о дислокации вражеских сил в селе. Вскоре партизанский отряд нанес удар по захватчикам, и враги отступили из села.
Много боев провел Михаил Бурыкин в составе освободительных отрядов. Особенно тяжелой была работа на Хинельском партизанском аэродроме. Летом и зимой необходимо было заготавливать сухие дрова для выкладки опознавательных знаков, служащие ориентирами для посадки самолетов с Большой Земли. Приняв самолет, юные партизаны разгружали присланное вооружение и доставляли его в зону дислокации партизан. Летчики всегда утверждали, что партизанские костры горят более красным пламенем, чем ложные вражеские.
Юный партизан Михаил Бурыкин принимал участие в развернутой отрядами сопротивления «Рельсовой войне» и операции «Концерт», проводимых в тылу врага во время подготовки Курской битвы. В марте 1943 года в сражении на реке Свопе около села Арбузово Миша был ранен в голову и левую руку. Его отправили в госпиталь, расположенный в селе Белицы Курской области. Быстро оправившись после ранения, Миша остался служить в госпитале связным.
5 июля началась Курская битва, окончившаяся полной победой Красной Армии.
Части Красной Армии подошли к Днепру. Госпиталь, где трудился юный Михаил Бурыкин, расположился неподалеку, в районе Браворов. Войска готовились к форсированию Днепра и взятию Киева. Мысли о присоединении к действующим частям были и у молодых партизан. Но неожиданно Мишу вызвал командир и отдал приказ получить проездные документы и отправиться на родину для подготовки к разминированию полей и уборки разбитой техники. Одновременно командир дал юному партизану отеческий наказ о том, что каждый человек должен иметь профессию и продолжить обучение следует любым путем.
Михаил Бурыкин выполнил приказ командира. После обучения минному делу он включился в работу по возвращению жизни освобожденным землям, очищая вместе с товарищами посевные земли от искореженной техники и установленных мин. Каждый из них понимал, что поля необходимо засеивать, убирать урожай, чтобы возродить былую довоенную счастливую жизнь. Саперам приходилось работать очень внимательно, однако потери были неизбежны. Уже на десятый день при разминировании противопехотной немецкой мины погиб Александр Богачев, чуть позднее не стало Александра Болошева, Николая Журина, Николая Воронцова, потерял глаза Александр Амелин, лишился правой руки Александр Кулинич…
Многих его друзей выхватили из жизни черные вороны немецких мин. Но судьба и здесь оказалась благосклонна к Михаилу, оградив его от смертельных осколков.
В конце 1945 года Миша успешно сдал экзамены за 7 классов и был направлен в Одесское морское училище. Но вскоре был переведен во 2-е Киевское военное самоходно-артиллерийское училище.
В звании капитана Михаил Бурыкин демобилизовался, и так началась его мирная жизнь, тесно переплетенная с жизнью оживающей после Победы страны.
Варичев Михаил Яковлевич – участник партизанского движения в Брянском лесу. В пятнадцатилетнем возрасте состоял в партизанском отряде им. Суворова бригады «За власть Советов», выполняя боевые задания: ходил в разведку, участвовал в охране аэродрома, заготавливал дрова для сигнальных костров, работал в госпитале на сборе молока и других продуктов для раненых партизан. Награжден медалью «За боевые заслуги» и Орденом «Отечественная война».
«Мне повезло. Я родился в деревне Смелиж, что стоит на берегу реки Неруссы, впадающей в Десну возле старинного города Трубчевска, на южной окраине Брянских лесов, – рассказывает Михаил Яковлевич.– Но вот настал 1941 год. Настали тревожные дни. Прошла первая мобилизация, вторая, деревня притихла в ожидании неизвестности и большой беды. В деревне остались женщины, дети и престарелые мужики. Уже в сентябре мимо наших домов потянулись колонны беженцев, на восток угонялся крупный рогатый скот, а в октябре стали слышны раскаты артиллерийской канонады. Приближался фронт. В солнечные дни все чаще в ясном небе наблюдались военные бои наших и вражеских самолетов. Наша армия отступала. Многие мальчишки начали активно собирать винтовки, карабины, патроны, гранаты и прятать их в темных углах сараев и погребов. Все это пригодилось и очень скоро.
В первой половине ноября было объявлено о проведении в помещении школы общего собрания граждан. И вот внезапно появился наш бывший председатель, о котором пошел по деревне слух, что его назначили немцы старостой села. Рядом с председателем стоял не высокий мужчина лет 35-37, ему он и дал слово, представив как командира партизанского отряда. Он убедительно говорил, что Красная Армия сражается, советские люди никогда не пойдут в рабство к фашистам. Его отряд будет громить вражеские коммуникации, взрывать мосты, уничтожать связь, под откос пускать поезда, убивать захватчиков на каждом шагу и мстить за разрушенные города и села, за гибель наших людей, за боль и страдания нашего народа. Он призывал всех включиться в борьбу с фашистскими захватчиками на временно оккупированной территории, всех, кто может держать оружие, и, кто своими действиями будет помогать партизанам, вступит в партизанский отряд.
Смележ стал одним из примечательных мест Брянского леса, где были сосредоточены самые необходимые объекты и условия для деятельности партизанских отрядов в период немецко-фашистской оккупации. Благодаря самоотверженному стремлению местного населения помогать партизанам в борьбе с фашистскими захватчиками, расположенная в глубине южного массива леса, вдалеке от магистральных железных и шоссейных дорог, она стала самым надежным тылом для народных мстителей».
Денисов Владимир Игнатьевич – генерал-майор авиации, разведчик партизанского отряда им. Пугачева.
Июнь 1941 года выдался солнечным, жарким. Закончились переводные экзамен в школе для Владимира из пятого класса в шестой. Некоторые ребята собирались ехать в пионерский лагерь, другие помогать родителям в колхозе. 22 июня по всему селу из репродуктора разнеслась речь В.М.Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
В сентябре через село прошли передовые части немецких войск. Началось создание администрации в селе, назначили коменданта, старосты, начальника полицейских участков. Появились устрашающие приказы и распоряжения, в каждом из которых было слово «расстрел», начались облавы активистов коммунистов, советских работников. Расстреляли директора школы, а потом сожгли и саму школу.
Уже в 1941 году созданные в Брянском лесу мелкие партизанские группы начали совершать вылазки из леса на немецкие комендатуры, полицейские участки, немецкие колонны, что вселяло уверенность у населения и звало их к борьбе протии оккупантов. Зимой и весной 1941-1942 гг. партизаны в селах и деревнях начали устанавливать советскую власть, организуя отряды самообороны из местных жителей, такой отряд был и в Семеновске. В конце апреля хорошо обученные каратели венгерских фашистов с помощью предателей сломили сопротивление отрядов самообороны, уничтожая все на своем пути, сжигали села и деревни, расстреливая мирных жителей. Отряды самообороны беспорядочно отступали– часть наиболее устойчивых бойцов ушли к партизанам и пополнили партизанские отряды, а другая менее устойчивая разбежалась по домам. Так Владимир попал в Брянский лес, где был принят в отряд им. Пугачева бойцом-разведчиком. Жили в землянках повзводно, спали на нарах, постелью служили еловые ветви. Юному бойцу вручили винтовку СВТ, но она оказалась на 30см длиннее его роста, и ее заменили на автомат ППД, а в дальнейшем и на ППШ.
Владимира посылали в разведку под видом деревенского мальчишки, приносимые ценные сведения позволяли точечно уничтожать фашистские формирования. Но и партизаны несли потери, так полицейским нарядом был расстрелян отец.
В сентябре 1943 года наша 194 стрелковая дивизия и 299 артполк (где Владимир был сыном полка) освобождали населенные пункты Севского, Комаричского и Суземского районов, тем самым прорвав кольцо вокруг Брянского леса.
В мае 1943 года началась новая крупномасштабная карательная операция, которую проводили 5 немецких дивизий, в том числе дивизия СС. Партизанские отряды уходили в глубь, практически оставшись без продовольствия, боеприпасов, готовили прорыв. Эта операция осталась в истории партизанской борьбы как «прорыв на Воловне», погибло очень много партизан и их семей, но важным итогом этого прорыва явилось то, что мелкие группы партизан вышли-таки в тыл немецко-фашистских частей и незамедлительно начали наносить удары по врагу. Такая новая тактика позволила эффективно выкурить карателей из Брянского леса.
В ходе прорыва юный боец остался один и брел по лесу в поисках своих, примкнув к группе партизан, пытавшихся перейти линию фронта, к своим, они были схвачены и заключены в Локотской лагерь. После трехнедельной пытки заключенных погрузили в товарные вагоны, опоясанные колючей проволокой и повезли в неизвестном направлении. Владимиру удалось бежать из поезда, перейдя линию фронта он попал к своим, и был помещен в фильтрационный лагерь, где пришлось объясняться кто он и откуда.
299-й артполк стал для Владимира первой артиллерийской школой. Там его обучали стрельбе из гаубиц и технике связи: телефонный аппарат, телефонный полевой кабель, телефонный коммутатор, стереотруба– все становилось предметом изучения.
Дивизия участвовала в боях на Курской дуге, освобождала Брянскую, Сумскую область. За обеспечение связью и корректировку огня при форсировании реки Денисов награжден медалью «За отвагу». В 1944 году Владимира вызвали к командиру полка, который сказал: «Сынок, чего тебе рисковать. Война идет к концу, у тебя впереди вся жизнь. Тебе надо учиться, а мы тут без тебя теперь справимся».
В 1948 году закончив 7 классов вечерней школы рабочей молодежи был направлен в школу МВД. В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета Союза СССР «…за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны» Денисов В.И. награжден орденом Красной Звезды.
Затем было военное авиационное училище, которое закончил в 1952 году. Так началась военная служба на офицерских должностях ВВС и получение генеральского звания…
Перечитывая вновь и вновь все, что удалось собрать о пионерах-героях, постоянно думаешь: почему эти мальчишки и девчонки прожили такой жизненный путь, а не отсиделись где-нибудь, ведь их никто не толкал под пули, никто не заставлял идти в бой? Но чем дольше я думаю, тем все больше склоняюсь к тому, что человек должен жить по чести и совести. «Честь дороже жизни» – так говорят в народе, служение Отечеству является «дорогой чести».
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели: в тяжелое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, ощущали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым.
Отвечая на вопрос: Что руководило детьми в ту грозную пору? Всё вместе: тяга к приключениям, ответственность за судьбу своей страны, ненависть к оккупантам. Они совершали истинный подвиг. И мы не можем не помнить имена юных патриотов.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не забвенье!
Максим Оловянников
http://voskres.ru/school/olovyannikov.htm