Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:56:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 26-я по Пятидесятнице  (Прочитано 4452 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 11 Декабря 2011, 20:18:51 »



http://f-georgiy.livejournal.com/101406.html
« Последнее редактирование: 04 Января 2023, 16:59:04 от Александр Васильевич » Записан

С ув. прот. Георгий
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #1 : 22 Декабря 2013, 18:25:10 »

Проповедь произнесенная в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы.





http://f-georgiy.livejournal.com/230113.html
« Последнее редактирование: 04 Января 2023, 17:01:00 от Александр Васильевич » Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 30 Ноября 2014, 16:48:11 »

О безумном богаче

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице



«Берегитесь любостяжания, — говорит сегодня всем людям Христос, — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений». Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).

А с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, земля его была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — некуда мне собрать плодов моих».

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. От того, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом — по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. Многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропало.

Мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть «своими» плодами, «своим» добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем.

Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо благодарения Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, чтобы все сохранить для одного себя.

Он ведет себя как вор, укравший у Бога. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от внезапного удара молнии, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом наконец открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь.

Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира.

Безумный богач — это современный, преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Он этому научился, и достигает успеха. И, наверное, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас как будто достигла успеха в самой высочайшей степени. Но время от времени Господь ставит человека и народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть, и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому в самом деле достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!

Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.

«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2023, 23:38:16 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 28 Ноября 2015, 17:42:09 »

«Иди, и ты поступай так же»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице



«Иди, и ты поступай так же», — так заканчивается известная притча о милосердном самарянине. Эти слова перекликаются с не менее известными — в которых дается определение христианина: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», — говорит Христос (Ин. 13, 35). Иначе говоря, в обоих случаях единственное, что делает нас заслуживающими доверия, — это образ нашей любви. Из этого можно сделать, по крайней мере, два вывода. Первый — то, что эти слова — откровение. И оно не является внешним по отношению к человеческой жизни. Напротив, оно обнажает ее суть. Любовь одновременно уже присутствует в нашей жизни, но ее возможности еще должны быть раскрыты. Ибо чтобы положиться целиком на любовь других — недостаточно одного непосредственного порыва. На самом деле мы находимся еще за тридевять земель от этого таинственного явления, называемого любовью. Оно внешне по отношению к нам. Но сам смысл слова «откровение» означает, что любовь может нам открыться. В случае с милосердным самарянином, тот, кто обнажен и избит, открывает в нем сострадание. Христианское откровение есть не что иное, как откровение о возможности победоносной любви, по дару Христа присутствующей в человеке.

Второй вывод — то, что только практические дела любви могут дать нам жизнь. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное», — говорит Христос (Мф. 7, 21). Любовь — одновременна с верой, а не есть следствие веры. Любовь включает в себя веру в любимого человека. А вера включает в себя любовь к нему. В этом едином акте веры-любви мы представляем бесконечно больше, чем просто самих себя. Христос возвещает нам эту невероятную тайну: делая добро во имя Его, христиане являют Его присутствие в мире. Почему? Потому что Он Сам, посланный Отцом, являет присутствие Отца — так что всякий, кто принимает Сына, принимает Отца. Кто не узнает в распростертом у дороги полумертвом человеке образ Самого Христа?

Жизнь полна подобных ситуаций. «Откройте мне дверь, ради Бога!» — этот путник, выбившийся из сил, или просто человек, пребывающий в предельном отчаянии, знает, что может тронуть наши сердца. Когда он уже не может рассчитывать на нашу доброту, Сам Бог восполнит ее. «Ради Бога!» — это значит: «Дай мне, даже если ты знаешь, что я не верну тебе». Чем особенно потрясает нас эта история — там, где как будто нет воздаяния? Тем, что если я совершаю дело любви — ради Бога, — я освобождаю другого от всякого долга, от всякой зависимости по отношению ко мне. Он должен только Богу, и ничего не должен мне. Он свободен. Потому что худшее, что мы можем сделать — и часто бессознательно — заключить другого в тюрьму нашим даром во имя признательности, которая должна непременно последовать. «В конце концов, после всего, что я сделал для тебя!» — кому не известен этот молчаливый или произнесенный вслух упрек?

Отправить долг на счет Бога, значит явить доверие Богу, и напомнить нашему должнику, что ему лучше жить под взором Бога, чем под нашим, всегда несколько узким и подозрительным. Свобода давать, ничего не ожидая! Милосердие евангельского самарянина идет до того, чтобы заранее заплатить все будущие долги. Свобода отдавать себя всем другим без исключения — это то, что Христос совершил в предельной мере, отдавая Себя в делах и словах всякому человеку, всем.

Мы любим Того, Кто нас создал и воссоздает без конца. Мы признательны Его силе, но не как промыслительному механистическому предопределению на все времена, а как постоянной, всегда непредвиденной свободе Того, Кто любит, обращаясь к свободе другого, способного воздавать и любить. Несмотря на все наши поражения, на стремление обладать, без конца отвергаемое Богом, мы будем узнаваемы всеми по нашей любви, которая знает, что есть только одна подлинная свобода — свобода чад Божиих.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/28/idi_i_ty_postupaj_tak_zhe/
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2023, 23:40:23 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 03 Декабря 2017, 07:51:49 »

Святитель Лука Войно-Яссенский

Толкование в неделю 26-ую по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче



    Маленькая короткая притча Христова, но какая глубина, бездонная глубина мысли и истины в этих коротких словах!


             
        Господь наш Иисус Христос всегда говорил краткими словами. Он учил нас этим не быть многословными, а все мы склонны к многословию, это потому, что несравненно труднее говорить кратко, ярко и сильно, чем многословно.

         В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных.

         Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.

         Вникните в эту удивительную по силе, по глубине и по краткости притчу. Что думал этот несчастный богатый человек, когда уродилось огромное количество хлеба? Он вот что думал: "Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое".

         О окаянный! О безумный! Тебе некуда собрать хлеб твой? Не знаешь, что делать? Разве не видишь, сколько вокруг тебя голодных и нищих, у которых нет ничего?

         О них ты не думал, думал только о себе, решил сделать нечто мудрое в глазах твоих: сломать житницы и построить новые, гораздо большие, туда собрать все добро твое. Для чего, зачем? Чтобы сказать душе своей нелепые, безумные слова: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись".

         О несчастный! Он не знал ничего лучшего, как объедаться и опиваться вином, не знал ничего более высокого, чем веселие, ничтожное, пустое, земное веселие. Все силы души направляет он к тому, чтобы побольше собрать богатства, обеспечив себе довольство, роскошную сытую жизнь. О несчастный!

         Он, вероятно, никогда не слышал других слов Христа, не слышал о том, что Господь сказал всем нам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20).

         Как часто погибают собранные нами сокровища, как часто истребляются неожиданно, совершенно неожиданно для нас, и тогда душа человека, полная любостяжания, повергается в отчаяние, мрачное, черное отчаяние.

         И еще однажды сказал Господь о том же великое и глубокое слово: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30).

         О Господи, Ты нам велишь не собирать благ земных, Ты велишь собирать вместе с Тобою и не расточать. Что значит быть с Тобою? Что значит не расточать, а собирать с Тобою?

      Быть с Тобою – значит быть близкими к Тебе, быть в числе тех, кого Ты назвал друзьями Своими, это значит мыслить так, как Ты мыслил, хотеть того, чего Ты хотел и нас учил хотеть.

         Ты хотел, чтобы мы собирали, а не расточали. Когда же мы расточаем?

         Когда поступаем так, как этот безумный богач, который все силы души своей, всю жизнь свою направлял к тому, и только к тому, чтобы собрать как можно больше благ земных.

         Зачем же, зачем?! Чтобы в ту же ночь была отнята душа его, и неизвестно кому досталось собранное им.

         Когда собирает человек богатство, часто нечистыми путями, – то разве не расточает он?  Он расточает то, что всего дороже, что составляет единое истинное сокровище души, он расточает все доброе, что было в душе его.

         Ибо когда человек предается всецело заботам о богатстве, о пространном питании, о житии в роскоши и неге, тогда засыпают, и не только засыпают, но совсем исчезают в душе его все глубокие, духовные, чистые стремления, ибо их вытесняют стремления низменные.

         Если человек собрал богатство и говорит душе своей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись", – то что же, это разве не душевный, не плотской человек? Разве не служит он своим похотям, своим страстям, своему чреву? Разве он много поднимается над всеми неразумными тварями, над животными, которые не знают иных услаж-дений, кроме услаждения чрева?

      О как ничтожен, о как несчастен этот человек!

    И чем больше в душе его возрастают низменные страсти, стремление угождать плоти своей, тем более он расточает все духовные, все высокие стремления, когда-либо бывшие в нем.

      Ибо духовные сокровища несовместимы с тем, что делает человек, служащий всецело плоти своей: он расточает, он теряет то доброе, что когда-либо имел, что учил нас собирать Господь Иисус Христос.

     Вот что значат слова Христовы о тех, кто расточает.

      А что значат слова о тех, кто собирает вместе с Ним? Кто собирает, что надо собирать, чтобы быть вместе с Ним?

     Надо быть делателями высшего порядка: надо собирать то, что драгоценно в очах Божиих, а не расточать.

      Надо собирать плоды исполнения заповедей Христовых; надо стать нищими духом, смиренными, плачущими, надо стяжать великий дар слез, который так немногим свойствен; надо стяжать кротость вместо гордости, грубости и самопревозношения; надо всем сердцем алкать и жаждать правды Божией; надо стяжать сокровища милосердия, стать чистыми сердцем, быть миротворцами; надо быть гонимыми за веру во Христа; если Господь пошлет такое счастье, надо, чтобы к нам относились слова последней заповеди блаженства: "Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех".

      Вот если человек все стремления свои, все силы души своей направит на то, чтобы очистить сердце свое, чтобы стать во всем угодным Богу, тогда будут накопляться все больше и больше эти великие сокровища духовного добра в сердце его, тогда будет он собирать со Христом. И когда придет смертный час его, тогда ангелы Божии понесут впереди него на золотых блюдах все доброе, что соделал он: все дела любви, дела милосердия, все слова добрые, слова истины, стремления высокие и чистые – понесут, понесут...

    И благо будет такому человеку. Он не будет в положении несчастного богача, которому сказал Бог: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя..."

     О как надо помнить и эти последние слова Христовы!

     Ведь это касается каждого из нас. Разве не знаете, как часто совершенно неожиданно умирают люди?

      Только что получил я извещение о смерти своего старого товарища по врачебной работе. Он был здоров и жизнерадостен, лег спать – и больше не проснулся.

      Когда входите в вагон железной дороги или на палубу парохода, уверены ли, что будете живы, что не погибнете в пути, что не ждет вас, вместо дальнейшей жизни, дно морское или кровь на рельсах?

      А если так, не надо ли нам помнить, всегда помнить слова Христовы: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи"?

      Когда люди идут в далекий путь или на тяжелую работу, они туго подпоясываются. Когда люди идут во тьме, берут они с собой светильники и заботятся, чтобы они всегда были горящими.

      Так надо в течение всей своей жизни туго подпоясывать духовные чресла свои, надо быть всегда готовыми, надо нести светильники свои всегда горящими, надо следить, чтобы не остаться без масла для них, подобно пяти юродивым девам в притче евангельской.

      Надо всегда быть готовыми к смерти. Надо ложась в постель и вставая от сна думать, не будет ли это моя последняя ночь, мой последний день? Не попаду ли сегодня под трамвай на улице? Не погибну ли как-либо иначе?

      Если так будем настроены, то к нам не будут относиться эти слова Божии: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя...".

       Будем же собирать, собирать со Христом, собирать только угодное Ему!

         А большинство людей собирает то, что совсем не угодно Ему.

     Сказал я вам, что большинство людей – это люди плотские, жаждущие только земных утех, земных наслаждений. Мало людей духовных, мало таких, которые всю жизнь свою посвящают служению Богу, всю жизнь занимаются очищением сердца своего, наблюдают за ним, всегда стремятся умножить в себе любовь, умножить веру, умножить смирение.

         Но есть люди гораздо более высокого порядка, чем те, которые подобны этому несчастному, собирающемуся строить новые житницы. Есть люди, живущие духовными запросами, часто глубокими. Они жизнь свою всю посвящают изучению премудрости человеческой, они без конца читают книги, читают одну за другой и приобретают великие знания и иногда большое глубокомыслие.

         Что скажем о них: причтем ли их к тем, которые со Христом собирают? Нет, не назовем их плотскими, но и не причтем к тем, которые со Христом собирают, потому что можно собирать премудрость человеческую без Христа, не призывая Его помощи, даже не веруя в Него.

         Такие люди живут своим умом, своей волей, своим пониманием жизни. Они ставят себе свои жизненные задачи, презирая те, которые поставлены Господом Иисусом Христом. Они ищут совершенства в мудрости человеческой. Но разве в книгах мудрости человеческой есть источники любви? Нет их там; нет источников веры, смирения, кротости, милосердия.

         Значит тот, кто занимается этим, не собирает этих духовных сокровищ.

         А мы, смиренные овцы стада Христова, да будем всегда помнить эту краткую притчу Христову о безумном богаче, который все упование свое возложил на себя и на богатство свое.

         Будем стремиться быть со Христом, ибо кто не с Ним, тот против Него.

         Неужели же с кем-нибудь из нас случится такое ужасное несчастье, чтобы назвали нас ангелы небесные противниками Господа Иисуса Христа?!

         Да не будет! Да не будет! Да не будет!

    11 декабря 1949 г.

http://bible.predanie.ru/groups/info/i/117343/#/svyatitel-luka-vojno-yasenskij-text-na-lk.12:16-21/

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 03 Декабря 2017, 08:03:07 »

Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 26-я по Пятидесятнице



66 зач., 12, 16—21

Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).

И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих».

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом, наконец, открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь. Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира. Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!

Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.

«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/3806.html
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2023, 23:41:44 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 03 Декабря 2017, 08:10:30 »

Притча о неразумном богаче. Проповедь Иоанна Кронштадтского



Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.

А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал притчу о неразумном богаче.

У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!"

Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"

Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.

"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.

(Лк. 12,16-21)
___________



Ныне читано Евангелие от святого Луки о безумном, само­любивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем пред­ставляется с первого раза, и под богатым человеком должно разуметь людей всякого чина, звания и состояния, наделен­ных от Бога всяким добром и довольством материальным, а не одних землевладельцев и людей податного состояния; равно и под хорошим урожаем поля должно разуметь не одни естест­венные, растительные продукты, т. е. пшеницу, рожь и прочее, а всякое материальное довольство: богатое наследство, боль­шое жалованье, получаемое из государственной казны, бога­тые доходы, доставляемые каким- либо местом или должнос­тью, прямые или косвенные, явные или тайные, хорошую прибыльную торговлю, хороший доход от отдачи  внаем до­мов, прибыльное ремесло и прочее. Таким образом, эта прит­ча, как сеть, захватывает собой весьма многих, и, словом ска­зать, всех тех, которые имеют хорошие средства к жизни.

Че­го же от нас хочет и требует наш божественный Учитель - Господь Иисус Христос в этой притче? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так мно­го везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для  ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, дан­ных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благо­словения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага - диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что гу­бишь многих своим жестокосердием. Эта истина, многим ка­жущаяся странной, так  ясна, что говорит сама за себя, и  чело­веку, прямо смотрящему на дело, не имеющему своих пред­взятых мыслей и ложных убеждений, нет нужды  ее  объяснять и доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знат­ные и простые, образованные и необразованные, - все ближ­ние друг другу, как  происшедшие от одной крови, члены од­ной великой Божией семьи, члены если не одной Церкви, то одного государства, члены одного общего отечества, имеем одного царя - отца, пекущегося равно о благе всех своих под­данных, для которого верх желаний есть то, чтобы все вообще были довольны и благосостоятельны, все трудились на поль­зу общества и каждый  в свою собственную. Но крайнее само­любие наше, по которому мы свое добро материальное при­выкли считать исключительно своим, ложный взгляд на отно­шения наши к другим и строго судейский, односторонний взгляд на ближних наших, требующих нашей помощи, идут наперекор указанной истине, и многие, многие говорят: «Мое - только для меня и ни для кого больше, другим до не­го дела нет», хотя очевидно, что такое убеждение ложно и крайне негуманно, т. е. нечеловеколюбиво. Докажем на осно­вании разума и слово Божия несостоятельность его и затем выведем заключение, что должно нам не для себя только со­бирать, а и в  Бога богатеть, т. е. богатеть милосердием, прав­дой и вообще добрыми делами.

Во-первых, во всей природе, во всем видимом мире мы за­мечаем взаимность и общительность. Солнце с высоты небесной освещает, согревает и оживотворяет всю землю, всех тва­рей, им же несть числа; воздух проникает всех и все - мы все дышим и питаемся им каждую минуту; ветры, попеременно дующие со всех сторон, производят в разных местах благоде­тельную перемену воздуха, очищают, оздоровляют его; реки, орошая разные местности, по коим они протекают, приносят людям и животным многоразличную пользу. Пчелы собирают с цветов благоухающий, здоровый и питательный сок, слага­ют его в соты и образуют мед, коим пользуются многие люди; шелковичный червь прядет коконы, или шелковые нити, и че­ловек употребляет их па свои изделия. Люди паук и искусств, ремесел, земледельческого дела, торговли, промышленности делятся с другими людьми сокровищами своими; воинство полагает за веру, царя и отечество жизнь свою - всё и все на­ходятся во взаимодействии и сообщительности. А вот у тебя лежат большие суммы денег, коих хватило бы на прокормле­ние тысячи людей, - что в них пользы? Неужели только иму­щество, деньги, хлеб, одежда, жилища будут одним лишь на­шим достоянием,  и мы не будем им охотно делиться с нужда­ющимися братьями нашими? Помилуйте, братья мои, да это противно природе и разуму нашему. Как вся природа делится с нами своими сокровищами, богатствами, так и мы взаимно должны делиться друг с другом своим достоянием для блага общего.

Во-вторых, так как мы все, поелику христиане, со­ставляем собой сочленение духовнаго тела Церкви, которой Глава - Иисус Христос, Кормчий, или Правитель, Дух Свя­той, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и материаль­но не о себе только, а и о других членах тела, по слову апосто­ла Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и госу­дарство - живой организм, но в нем есть члены болезненные, малосильные, малоспособные или не имеющие труда и не могущие добыть его. Если же так, то как богатому не позаботить­ся о бедных - богатому всякого звания: духовному ли, купцу ли, человеку светского или военного звания, ученому или на­чальствующему во всяком звании или богатому ремесленни­ку? И в этом случае высшие или высокопоставленные лица, как более образованные, должны подавать собой пример низ­шим, по слову апостола: Должны есмы мы сильный немощи не­мощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1). Если силь­ные, знатные, высокопоставленные лица или богатые будут только себе угождать, не заботясь о бедных и немощных, то что сделать могут в пользу их люди, хотя и с добрыми намере­ниями, желаниями, предприятиями, но несильные по власти и капиталу? Вот, например, у нас в Кронштадте есть бедное, непривилегированное сословие приписных мещан, у которых нет ни дела, ни денег, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни ма­лейшего нравственного голоса к защите себя, но которые мог­ли бы быть полезны, если бы люди, которые почтены властью, обратили на них отеческое внимание. Скажите, что с ними бу­дет в конце концов, если не будут обращать на них внимания сильные во граде? Или они должны будут исчахнуть и преж­девременно умереть от голода и холода, или они будут прибе­гать к противозаконным средствам приобретения, чтобы не умереть с голоду? И уж если знатным и богатым не угодно уделять им необходимое для жизни из житниц или из богатых сокровищниц своих, то по крайней мере нужно общими сила­ми позаботиться о помещении их и о занятии их трудами по силам их, об общем содействии им. Ведь они тоже христиане, что и мы; подданные и дети того же государя, как и мы; члены того же общества, как и мы. Между тем они, члены наши, по какому-то странному нерадению и жестокосердию общества остаются доселе без всякого призрения.

О самолюбие, о гор­дость, о жестокосердие, о снедающая корысть надменных сво­им ложным просвещением людей! Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничто. Мудрость мира се­го есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19).

Смирись, кичливый ум, пред учением Евангелия и пред нищетой Христовой, сой­ди со своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бед­ным, коих  Сам Христос не стыдится называть Своей братией, и протяни им руку помощи; не себе только собирай, не своим только прихотям удовлетворяй, а и в Бога богатей делами до­брыми, которые и по смерти пойдут вслед за тобой. Итак, и природа, и разум, и слово Божие внушают нам быть общи­тельными с ближними в своем имуществе, податливыми, без роптания, без скупости, охотно, с усердием, кротко и смирен­но, благодушно помогать бедным, как братьям о Христе и как членам гражданского общества. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

https://blagovest.cofe.ru/Pritchi/Pritcha-o-nerazumnom-bogache-Propoved-D
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2020, 02:51:24 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 03 Декабря 2017, 08:15:24 »

Смысл притчи о неразумном богаче



Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 6 декабря 2015 г. в неделю 27-ю по Пятидесятнице на чтение воскресного Евангелия (Лк. 12: 16 – 21).



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=F_d914dvnK0

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В Евангелии мы слышим притчу о неразумном богаче. Получив необыкновенно большой урожай, он стал мечтать, как построит огромные житницы и будет беспечно жить долгие годы. Богач говорил самому себе: Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему, что в эту же ночь душа его будет взята у него. Кому же достанется то, что он заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12: 21), – говорит нам Евангелие.

Притча о неразумном богаче – это притча об иллюзиях, которыми мы живем. Все мы так устроены, что хотим заранее обеспечить себе как можно лучшее будущее, накопить побольше средств, заготовить на случай экономического кризиса финансовых и продуктовых запасов. Мы думаем, что для земного счастья надо побольше приобрести. Но неожиданно приходит беда, болезнь, потери и утраты, и вдруг оказывается, насколько наивны были наши стремления стать счастливыми за счет земных благ.

В жизни известного писателя Федора Михайловича Достоевского был достаточно трагичный случай – его приговорили к смертной казни за участие в революционной деятельности. Практически у эшафота нежданно-негаданно пришло помилование – смерть заменили десятью годами каторги, но само ожидание скорой казни оставило в душе писателя глубокий след.

В романе «Идиот» Достоевский описал свои переживания в виде размышлений главного героя перед казнью. Пять минут до смерти ему казались огромным богатством, бесконечным сроком. Ярко представилось: как же это так, теперь он есть и живет, а через несколько минут с ним будет уже нечто... Но самой ужасной была беспрерывная мысль: «Что если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!»

И вот, невероятное совершилось – пришло помилование. Постепенно острота переживаний спала с души, ушел страх смерти, и ценность жизни уже не ощущалась так ярко. Потекли обычные дни, и много-много минут опять зря пропало.

Обыкновенно мы смотрим на свою жизнь как на клубок ниток, который можно бесконечно разматывать, но в один момент нить закончится, и тогда вдруг со всей очевидностью окажется, что жизнь свою мы израсходовали в пустую. И как же было глупо тратить драгоценное время на греховные страсти и на тленные накопления.

Святитель Феофан Затворник как-то сказал: «Большинство людей подобны древесной стружке, свернутой кольцом вокруг собственной пустоты». Внутри пустота, а хочется радости, и человек, не имея счастья внутри, начинает искать его где-то вовне. Вся жизнь подобного человека превращается в бегство за миражами. Нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только бесконечный Бог сможет насытить бесконечные глубины нашего сердца.

Блаженный Августин однажды сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно общение с Богом дает душе тот долгожданный покой, которого ищет сердце каждого из нас.

Человек, гонящийся за земными благами, подобен дырявой бочке, в которую все время льют, а она никак не может наполниться. А человек, обретший Бога, подобен прочному сосуду, в котором хранится благовонное миро, от ценности мира становится ценным и сам сосуд. Святитель Феофан Затворник говорил: «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь». И да поможет в этом нам Сам Господь Своей благодатью. Аминь.
 

священник Валерий Духанин

http://www.nupds.ru/index.php/2012-01-20-19-18-58/1159-2013-04-02-06-08-25
« Последнее редактирование: 04 Января 2023, 17:03:36 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 03 Декабря 2017, 08:27:36 »

В Бога богатеть

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице



В продолжение притчи о богаче и Лазаре Христос ставит нас на дорогу, по которой Он идет к нам в наш мир. Он напоминает нам о конце. «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Только исходя из этого, перед лицом Божиим, мы можем понять, что такое жизнь.

Господь дает нам увидеть, насколько непрочно все, на что мы опираемся, то есть все, что мы имеем. Необязательно мы должны собирать какие-то особые богатства. Но всё в жизни, начиная с самых малых вещей, без которых мы не можем обойтись, до многоразличных дарований, формирующих из нас, как нам кажется, яркие личности, в том числе наше здоровье, — это наши имения. Мы опираемся на них, и они непрочны.

В то же время притча показывает нам, какое бесценное сокровище мы все собой представляем. И это зависит не от того, что мы имеем, а от того, чем мы являемся. Только в Бога богатея, только в свете Господнем, который дает нам быть, мы можем различить то, что мы имеем. На любом уровне это — дары, даже если мы получили их благодаря нашим усилиям, нашим трудам, даже нашей самоотверженности. Апостол Павел напоминает нам, что не нашими делами мы обретаем истинную жизнь. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8 ). Наше личное достоинство не зависит от того, что мы имеем. И мы не должны чувствовать себя собственниками по отношению к тому, чем мы являемся.

Тот, Кто нам дает, наш Бог, не имеет ничего. Он Тот, Кто есть, Сущий. Эту тайну открывает нам Христос. Вдумаемся в Его потрясающее слово: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8, 28). «Аз есмь» — это Божественное непостижимое имя. И наш Бог открывается нам как любовь, предающая Себя нам в совершенной самоотдаче. Потому мы должны быть не собственниками себя, но как возлюбленные чада Божии — наследниками Его тайны любви.

В этом и заключается смысл последних слов сегодняшнего Евангелия: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Мы должны умножать наши дары, богатея в Бога. «Ибо мы Его творения, созданы во Христе Иисусе», — говорит апостол (Еф. 2, 10). Будучи Его творением, мы должны быть соработниками Ему — становиться Божественно человечными и помогать другим стать такими. Единственное, чего ждет от нас Господь, — чтобы мы были верными служителями.

«В Бога богатея» — это происходит, когда наше сердце сподобляется видеть Христа распятого и воскресшего. Кто я, Господи? Сам по себе я ничто. Я — от Тебя, и, прежде всего, я — Твой. Таково устроение святых. Если мы будем так богатеть, Дух Святой освободит нас, чтобы мы уже не держались за то, что является непрочным, и не опирались на то, что является ничтожно малым. Радость моя — это Ты, Господи. Мы знаем, что наша уверенность в совершенно надежной защите и безопасности часто выражается в радости. Кто будет спорить, что земное счастье — это хорошо, но как оно непрочно! Наша радость это Господь.

Потому будем молить Его, чтобы нам дано было обнищать подобно Ему. Он Сам просит и молит нас об этом. Он не навязывает Себя никому. Он просит нас дать Ему то, что Он Сам дает нам так, чтобы мы исполнялись Им. Мы становимся самими собой только тогда, когда мы всецело исполнены Им. Он не имеет ничего, Его любовь дается даром. Мы не можем опираться на то, что имеем, но исключительно на Того, Кто так любит нас.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/02/v_boga_bogatet/
« Последнее редактирование: 03 Декабря 2017, 08:29:22 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 10 Декабря 2022, 23:59:00 »

О зависти

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Архимандрит Кирилл (Павлов)





В одной из синагог учил Он в субботу.

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.


(Евангелие от Луки Гл. 13 ст. 10-17)




Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры!

В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи, — она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Начальник же синагоги, питая в сердце своем скрытую зависть к Спасителю, видя, каким уважением Он пользуется среди народа и какой любовью окружает Его народ, вознегодовал против чудесного исцеления несчастной женщины Божественным Чудотворцем, и начал строго говорить народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Спаситель, провидев в этих словах притворство и лицемерие начальника синагоги, всенародно разоблачает личину его мнимой ревности по закону Моисееву: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? После такого обличения перед всеми сразу же обнаружилась злобность души мнимого ревнителя из иудейской синагоги.

Дорогие братия и сестры! На указанном примере мы увидели, каким образом действуют завистники, представляющиеся людьми, которые заботятся об общем благе. На самом же деле они таят в своем сердце отвратительное лицемерие. Добрые люди радуются благополучию ближних, благословляют благодетелей и славят Бога благодеющего. Злые же и завистливые люди с недоброжелательством относятся к благополучию ближних, не могут терпеть ничьего превосходства, не радуются ничьей радости, а наоборот, стараются воспрепятствовать благополучию ближнего. А если не в силах этого достигнуть, то стараются любыми кознями и происками унизить и обесславить доброе дело ближнего, перетолковывая все в худую сторону. Подобно кротам, роющимся в земле и не способным видеть свет Божий, завистливые люди подкапываются под самое основание добродетели, лишь бы кого-нибудь опорочить. И нет на земле доброго дела, которого бы не касалась зависть.

Всему доброму и святому дает зависть имена недостойные, с единственной целью — унизить почтенных и порядочных людей, лишить их любви и уважения, которыми они пользуются по справедливости. Зависть рождает страшные пороки: ненависть, злоречие, презрение, коварство, обман, убийство и многие другие. Поэтому зависть есть корень всякого зла. Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, — она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех, — как говорят святые Отцы. Если бы не было зависти, то тишина и спокойствие, мир и благоденствие окружали бы нас. Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием, видеть счастье брата было бы нашим счастьем. Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем желает добра. Но где зависть, там неустройство, там все худое. Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели. Лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании — вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими — вот свойства зависти. Много зла и вреда приносит зависть обществу, стараясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними. История Церкви знает множество примеров ужасных злодеяний, совершенных под влиянием этого порока. Движимый завистью, Каин убивает своего брата Авеля; братья Иосифа, завидуя его телесной и внутренней красоте, продают его в рабство; первосвященники и фарисеи, движимые завистью к Спасителю, оклеветав и унизив Его, совершают ужасный грех богоубийства. Зависть — это ржавчина, съедающая душу завистника. Завистливый человек ни днем, ни ночью не имеет покоя, всегда и всем недоволен, сетует на все с ропотом, частый гнев и постоянная злоба мучают его.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Убережемся от этого порока! Постараемся воспитать в своем сердце расположение и любовь ко всякому доброму делу.

Святые Отцы говорят: когда видите ближнего, который в чем-либо превосходит вас, не давайте места зависти, а вознесите теплую молитву ко Господу, чтобы он укрепил и умножил добродетели ближнего, тогда и вас Господь не оставит Своею милостью и любовью. Тем же, которые уже заражены этим гнусным пороком и хотят от него избавиться, святые Отцы советуют умертвить матерь этой страсти — матерью зависти является гордость. А святой апостол Павел рекомендует приобретать и стяжевать любовь, потому что любовь не завидует (1Кор. 13:4) — и тогда зависть падет сама собой.

Кроме этого нужно знать, что все, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое, а потому не может являться предметом зависти. Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные, а все остальное: здоровье, богатство, почести — это тленное, временное и не должно рождать зависти. Постараемся, возлюбленные, иметь мир между собою, потому что нет ничего на свете сладостнее мира. Помолимся Господу, чтобы Он даровал, утвердил мир между нами и чтобы мы могли избавиться от гнусного порока зависти и избежать наказания от Господа на Его страшном и праведном Суде. Аминь.


Источник
« Последнее редактирование: 04 Января 2023, 17:07:14 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 12 Декабря 2022, 23:40:33 »


Чудо исцеления за любовь к храму

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Те из Его учеников, которые первыми услышали эти Его слова, говорят, чтобы мы непрестанно молились. Мы должны молиться всегда, и особенно когда у нас большая беда и нужда. Мы знаем, как в Великую Отечественную войну внезапно стали открываться храмы, потому что так велика была потребность народа в молитве, и вопль его достиг Господа. Храмы не могли вместить всех приходящих. Почему же не переполнены наши храмы сегодня? Разве мы меньше нуждаемся в молитве? Или кто-то надеется только на свои силы?

Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы обязательно должны быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». И нам должно быть понятно, почему убийство, воровство и блуд все беспрепятственнее распространяются в мире.

Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.

Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести это иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу. А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное.

Согнут человек к земле, не может выпрямиться своими собственными силами, поднять лицо к небу, не может даже лицо другого человека увидеть. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость — это недостижимо, это ему непонятно. Как животное стал человек вследствие отпадения от Бога, согнут он, хотя физически иногда может голову свою поднимать очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, не так давно прославленный Церковью, говорит, что глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны, ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в радости жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме чуда этого света, чудо мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день».

Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть этот свет от других людей. Для него совершенно понятно, что здесь действует Божие чудо, что здесь Сам Бог. Но он хочет превратить это чудо в нечто обыкновенное, ничего не значащее. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и поэтому он готов ограничить Самого Бога в Его милосердии.

Женщина не надеялась уже ни на что. Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, то мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах — то вы погибнете в грехах ваших».

Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку. Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой. Но неужели нельзя облегчить страдания этой дщери Авраамовой, связанной сатаной, которая мучается уже в течение восемнадцати лет! Не для того ли существует покой субботы, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная — вот что такое «покой». И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.

Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов — этот самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии Господь многократно возвышает Свой голос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Никому из простых людей Он не говорит таких слов: «горе вам», потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится «тайной беззакония» в самой Церкви. «Человек беззакония» в самой Церкви, по слову апостола Павла, по толкованию святых отцов, сядет, выдавая себя за Бога. Этого лицемерия будем страшиться больше всего.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь дает Вам такой удивительный дар?», он отвечал: «Это просто милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми». Где такая прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. Весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Церковь призывает нас увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога. Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале. Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

11.12.2022


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!