Самое главное, повторюсь, чтобы псевдорелигиозные группы не уродовали духовно людей. Не подчиняли их неизвестно чьей воле – неизвестно кого и где находящегося. Чтобы эти люди не отрывали детей от родителей; чтобы эти люди не спекулировали на человеческом несчастье, не обирали людей, оказавшихся в тяжелом духовном состоянии, состоянии одиночества, стресса, который часто порождается болезнями. Когда мы узнаем, что родители теряют детей, что кто-то теряет жилплощадь, деньги только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, все это умело отобрал, одурачил, превратил своих жертв в легко управляемых несвободных личностей – это, конечно, представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность».
Когда нарушается привычный образ жизни в обществе, всегда появляются люди, которые активно с этими изменениями не соглашаются, прежде всего тогда, когда жизнь ухудшается.
Распад Советского Союза на независимые государства породил множество проблем в сфере межнациональных отношений, которые, в свою очередь, в целом ряде случаев затронули - не всегда корректно - межрелигиозные отношения. Россия «скукожилась» и уже это создает некоторую напряженность, хотя территория ее так и остается самой большой территорией в мире. Внутри самой России во весь рост поднимаются все те же национальные и религиозные вопросы, обремененные не очень приятными экономическими и политическими проблемами.
Если раньше, в советское время, все мы жили как братья и сестры, не обращая внимания ни на цвет кожи, ни на акцент, то уже к концу так называемой перестройки началась зачистка национальных территорий от русскоязычного населения. Дома и квартиры в лучшем случае по дешевке скупались, а потом для русских настало время бежать, бежать, чтобы остаться в живых.
Если случается сбой властных отношений, то происходит разлад всех сторон общественной жизни, особенно экономической, вот тогда-то и начинают искать виноватых и непременно находят в лице человека или группы людей обязательно другой национальности и, как правило, другой религии. Здесь уж всякое нечаянное слово или опрометчивое поведение – квалифицируется как проявление экстремизма.
Вот читаем, казалось бы, прогрессивное конституционное положение – равноправие наций и народов. Статья 19 Конституции Российской Федерации гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Но вот вопрос: а гарантирует ли все это нам государство. А государство - это кто? Если нет духовного фундамента и авторитетной силы, то что есть государство?
И если мы семья народов, то кто же выступает в лице отца этой семьи? Когда все равны, всегда есть соблазн быть несколько равнее других. Дружба народов сохраняется либо на авторитете власти, либо на власти авторитета, когда тебя все уважают и любят.
Откроем Библию и прочтем, что Господь произвел от Авраама великий народ (Быт., 12:2), народ избранный. То есть были в истории ситуации, когда не все народы перед Богом, то есть перед высшей справедливостью, были равны. И это было угодно Богу. Не кроется ли в этом какой-то величайший смысл? Еврейский народ был народом, избранным с одной целью, чтобы через него пришел в мир Мессия, Иисус Христос – Спаситель Мира. После Его пришествия избранность ветхого Израиля прекратилась, перейдя к тем, кто принял Христа. Но евреи сочли иначе: Христа распяли и продолжили считать себя богоизбранным народом и ожидать своего мессию – антихриста.
Сегодня есть государства, для которых государствообразующая нация является приоритетной. Если мы возьмем самую близкую по многим позициям к нам страну Германию, то в ее Конституции записано:
«…немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле» (Статья 1).
«Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без предварительного извещения или разрешения» (Статья
.
«Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» (Статья 11).
«Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы» (Статья 12).
«Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти».
«Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства» (Статья 20).
Лишь дважды можно встретить слово «народ» в процитированном п.2 ст. 20, во всех других случаях говорится только о немцах. А как же другие народы, где же записаны их права? Тем не менее, никто не подвергает критике немецкую демократию.
Здесь есть некое обстоятельство, ставящее немцев в такое привилегированное положение. Численность населения Германии по данным 2004 года составила 82,5 млн. человек. Подавляющее большинство (91 %) – немцы. В ФРГ также проживают около 60 тыс., лужицких сербов (земли Бранденбург и Саксония), 50 тыс. датчан (северные районы земли Шлезвиг-Гольштейн), 12 тыс. фризов (Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн) и 70 тыс. цыган. Эти группы официально признаны государством национальными меньшинствами. Кроме того, в Германии постоянно проживают более 7 млн. иностранцев, большая часть которых - иностранные рабочие.
По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения Германии, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2%. Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев с расистскими и неонацистскими настроениями.
Однако в условиях массовой безработицы среди коренных жителей страны пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором.
Сравнивать Россию с Германией не совсем правильно, но некоторые особенности государственного устройства мы перенимали и раньше. Екатерина II приглашала в Россию именно немцев – специалистов из различных областей промышленности, кораблестроения, сельского хозяйства, да и общественного устройства тоже. Екатерина Великая восклицала: «Россия – не государство. Россия – вселенная! Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований».
Россия является одним из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность по переписи 2002 года — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %).
К сожалению, нет данных по национальному составу России по переписи 2010 года. И это еще одна проблема – стремление организаторов переписи скрыть национальный состав России. По совершенно непонятным причинам национальность объявляется интимным делом каждого человека. Но если твоя национальность видна на твоем лице со всех сторон, куда ты денешься? Надо гордиться своей принадлежностью к той или иной нации, но одновременно и делать все возможное, чтобы твой народ был уважаем в семье других братских народов. Чтобы не держали друг друга в рабстве и не издевались друг над другом. Если все, что сейчас происходит, не кончится миром, то напряженные межэтнические отношения перерастут в страшную катастрофу и великий хаос.
По общепринятым нормам мононациональной страна может быть в том случае, когда государствообразующая нация составляет 90 и более процентов, как, например, в Германии. Именно поэтому такое внимание уделено правам немцев, которые специально зафиксированы в Конституции. Россия не дотягивает до этой цифры каких-нибудь 10-12 процентов.
Германия опирается на свой немецкий народ, как на стержень, который обеспечивает всю жизнедеятельность нации и государства, причем не только немцев, но и представителей всех народностей, так называемых национальных меньшинств.
Впрочем, Россия всегда в своей истории опиралась на русский народ – народ-Богоносец, который в сражениях за свое Отечество в боевых порядках нес хоругви с изображениями Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также небесного покровителя воинов-победителей – Архистратига Михаила. И почти всегда русские побеждали, теряя на полях боев своих героев - когда мало, когда - много, а когда - очень много. Как было это в последнюю войну.
Высокую оценку подвигу русского народа в Великой Отечественной войне дал И.В.Сталин. Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года, он сказал: «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»). Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты)».
Как бы мы ни относились к Иосифу Сталину, как бы ни оценивали сегодня то время, но это наша история, и в тот момент в словах о русском народе звучала истина.
Однако, спустя немногим более полувека, мы имеем совершенно иную ситуацию. Русских в Москве, оказывается, всего 31 процент. Русский народ по инерции пытается играть роль великороссов, но только по инерции, да еще потому, что без русского языка не могут пока обходиться. Хотя где-то на окраинах мегаполиса русская речь слышится все реже. Власть не терпит слабых рук – это уроки истории. События последних месяцев, особенно этих дней после парламентских выборов провоцируют русскоязычное население на экстремальное, нет, не поведение, еще пока только мышление. Так или иначе, в умах зреет крупномасштабный национальный конфликт. Когда он созреет, тогда народ поймет, что отступать некуда. Когда, наконец, русские проснутся, то увидят, что в их дома уже пришло Куликово поле.
Почему мы уже не чувствуем себя хозяевами в своем доме? Нас, русских, в целом по России по-прежнему много. Но все ли русские являются русскими? Мой сосед по дому, совсем молодой человек, несколько раз говорил мне, что он русский и москвич в пятом поколении, но некрещеный. Не будем вспоминать слова Федора Михайловича Достоевского, каким становится русский человек без Бога. Но здесь напрашивается очень важный вывод: когда русские на протяжении своей истории жили с Богом, то есть были православными, тогда русский народ играл ведущую роль на всем пространстве своего Отечества. И эта ведущая роль признавалась другими державами, причем не только ближними, но и дальними. Как только русские в большинстве своем потеряли свою русскость, то есть перестали быть верующими православными христианами, то эта ведущая роль утратилась сама собой. А «русские», считающие себя таковыми по факту своего рождения от русских родителей и прародителей, могут стать, и зачастую становятся, той силой, которую лукавые лозунги влекут к слепым поводырям. К сожалению - и это характерная наша черта - объединить русских на благое дело может только крайняя ситуация, когда всем станет очевидно, что страна разваливается, что защищать ее уже некому ни от внешних волков, ни от внутренних взяточников. Тогда только могут появиться Александр Невский и Димитрий Донской.
Увы, русский народ постепенно утрачивает, если уже совсем не утратил свою лидирующую роль в семье братских народов. В этих условиях на постсоветском пространстве России в целом ряде субъектов федерации появляются новые молодые и сильные лидеры, способные организовать вокруг себя целые регионы. С одной стороны, это может провоцировать центробежные тенденции, с другой – русский народ, опомнившись, может предпринять попытки вернуть себе утраченную роль лидера народов. Особенно опасны эти тенденции в период выборов в центральные органы власти.
Что же делать? Надо, наконец, понять, что без нравственного возрождения, без обращения всех, кто считает себя русским, к духовным истокам Святой Руси, мы станем рабами на своей земле.
И, конечно же, нужно сближать народы через культуру, через общегосударственные, идейно обеспеченные совместные проекты, через преодоление стихийных и иных бедствий. Примириться можно только в одной упряжке, в одном окопе (дай Бог, чтобы войны все же не было). Через приобретение нравственных ценностей наши народы уже возвращают доверие и любовь друг к другу. Помогай нам Бог!
Протоиерей Александр Шестак
http://voskres.ru/taina/shestak.htm