Чудесное преданиеИз книги «Афонские рассказы»Сотворилось это чудесное событие тогда, как гласит предание, когда вознесшийся во славе с горы Елеонской Спаситель мира уже занимал Свое место одесную Отца Бога… Только Пречистая Богородица оставалась на земле, окруженная святыми апостолами, продолжавшими жить в Иудее.
И пронеслось первое лето, наступившее вслед за всем тем Великим и Светлым, что совершилось на Голгофе и в Иерусалиме… Подошла осень. И задумались двенадцать апостолов, видя, как стремительно протекает земное время…
— Возможно ли нам медлить дальше? — говорили они. — Неугасим огонь Христова учения в сердцах наших… Но для того ли Иисус Распятый и учил нас, и страдал на Кресте, чтобы мы оставались без дела в Иудее, а не шли бы во все стороны проповедовать Слово Божие?..
И, сказав это, направились святые апостолы к самой Богоматери и, поклонившись до земли, просили Ее принять участие в общем совете.
— Прости нас, Владычица! — сказал Матери Божией апостол Петр. — Но нужно всем нам спешить в путь, дабы не оставлять в неведении людей иных стран, еще не ведающих ничего о Твоем Пресвятом Сыне!.. Благослови нас на дальнюю и трудную дорогу… Мы пойдем во все страны земли, дабы просвещать мир силою нашего слова.
Поклонилась, в свою очередь, Богоматерь апостолам и сказала:
— Истину говоришь, Петр! пора нам всем идти по свету, оповещая людей о Слове Моего Сына… Нельзя и мне оставаться здесь. А потому и я пойду туда, куда укажет воля Того, чье учение мы понесем с собою.
В ответ Богородице опять поклонились апостолы, и вместе с Нею решили бросить жребий: кому и куда идти для Божественной проповеди.
Понаделали дощечек с надписями и, накрыв их хитоном апостола Петра, стали брать из-под него дощечки одну за другою… Протянула руку Богоматерь и вынула свой жребий.
«Иверия» — прочли на дощечке апостолы. — Дальний путь предстоит Тебе, Пречистая Матерь!.. Земля эта лежит среди трудно проходимых гор и стремительных горных потоков и люди, ее населяющие, живут набегами и войной… Трудно будет Тебе, Владычица, проповедовать среди них учение Твоего Сына и Господа нашего!..
— Таков мой жребий! — сказала Богородица. — Так, видимо, желает Он, Мой Пресветлый Сын, вознесшийся на небеса… И не взойдет два раза солнце, как я уйду в Иверию!
Но не пришлось Владычице отправиться в далекие Кавказские горы. В ту же ночь снова явился к Матери Божией архангел Гавриил, более тридцати лет назад впервые представший перед скромнейшею Пречистою Девой с великою и благою вестью.
— Будь благословенна, Божественная Матерь! — произнес архангел. — Но не трудись направлять Свои стопы туда, куда указал Тебе вынутый жребий… Далекая Иверия просветится Словом Божьим в свое время и без Твоих забот… А Тебе, Пречистая, будет дана другая страна и удел… Так желает Твой возлюбленный Сын на небе… такова Его воля!..
— Какая же это страна? — спросила архангела Богородица.
— Неведома она и мне, Владычица!.. Познаешь ее, когда Твоя нога ступит на берег ее.
И улетел архангел от Божьей Матери в селения небесные.
Жил в эти времена на острове Кипре благочестивый епископ Лазарь, впоследствии причисленный к лику Божьих святых. И весь народ, населявший Кипр, хорошо знал, что был не простым человеком этот епископ, а таким, подобного которому нельзя было найти и среди миллионов смертных, населявших землю. Ибо не было среди них такого смертного человека, какой успел бы познать смерть после жизни — и после смерти вновь возвратиться в жизнь… А епископ Лазарь из Вифании был именно таким человеком, ибо в прошлом его воскресил из мертвых Сам Господь Иисус Христос после четверодневного пребывания во гробе.
И редкий из жителей Кипра не уверовал в учение Спасителя мира, преподанное впоследствии воскресшим Лазарем, который был высоко почитаем на острове — и как епископ и как удивительный подвижник Божий.
Неизменно была наполнена тихим светом любви и благодарности к своему Великому Учителю душа епископа Лазаря. Хорошо и радостно жилось ему на острове Кипре.
Но была у епископа одна великая забота, одна тоскливая мысль, не дававшая ему покоя, несмотря на все молитвы. Этой заботой являлось стремление хотя бы еще только один раз в жизни повидаться и побеседовать с Пречистою Матерью его Пресветлого Учителя, давшей епископу обещание посетить его на Кипре, если это окажется возможным.
— Кипр отделен от Палестины морем, — сказала Лазарю при прощании Владычица. — Будет корабль, приплыву к тебе, Лазарь!
И пришло время, когда смог епископ, пользовавшийся любовью своих учеников, послать от Кипра к палестинским берегам новый, крепкий корабль за Богоматерью. И узнала о его прибытии к палестинскому берегу Богородица на следующее утро после метания жребия и явления Ей архангела Гавриила… Вместе со святым апостолом Иоанном села Она на присланный корабль и двинулась в дальний путь по морским просторам.
Но, когда корабль с Богородицею вышел в открытое море, поднялась сильная буря. И хрупкое деревянное судное со снастями, поломанными ветром, долгое время носилось по суровым волнам, готовое ежеминутно погибнуть.
Но такой конец и был сужден слабой ладье, принявший на свой борт Пречистую Матерь Сына Божьего… При свете восходящего солнца, буйные волны прибили полуразбитый корабль к какой-то неизвестной стране, с первых же мгновений поразившей взор усталых морских путников своею необыкновенною красотою.
Высокая, упиравшаяся своею вершиною в облака, невиданная гора уходила к голубому, южному небу. А вся поверхность этой горы — ее склоны и долины — были покрыты вековыми прекрасными деревьями самой различной и причудливой формы. Густолиственные, поднимавшиеся до небес кедры, украшенные вьющимися по их стволам цветами омелы, капризные певги, стройные кипарисы, тенистые платаны, черные тополи, плакучие ивы, громадные каштаны, маслины, миртовые, миндальные, апельсиновые и лимонные деревья — все это чудесно благоухало и как бы радовалось своему существованию под солнцем, сотворенным Богом.
Посмотрела Божья Матерь на всю эту прелесть, залюбовалась ее красотою и обратилась к апостолу Иоанну:
— Что это за великолепный край перед нами, и что за люди обитают среди этих роскошных рощ и цветов омелы?
— Не знаю, Владычица! — ответил апостол, пытливо всматриваясь в даль. — Но вижу, что живущие здесь люди еще бродят среди адской тьмы и обольщены злыми учениями, мешающими им приблизиться к царству Вечного Света…
И, протянув руку, святой апостол указал Богородице на ряды каких-то каменных изваяний, расставленных среди прибрежных кипарисовых рощ… Это были идолы служителей Аполлона, в числе многих тысяч населявших прекрасный уголок этой южной земли.
Низко опустила свою голову опечаленная Мать Сына Божьего.
— Что делать? — с грустью сказала она. — Не легкий удел достался нам… Но, чтобы ни ожидало нас в этих местах, мы должны оставить корабль и идти к заблудшим, дабы поведать обо всем — скорбном и чудесном, — что совершилось на Голгофе…
И смело сойдя с полуразбитого судна, Пресвятая Дева легко ступила на золотой песок неведомого берега.
Но едва ступила Она на берег, — совершилось неслыханное и невиданное чудо, наполнившее трепетом даже сердца старых матросов корабля Богородицы, упавших в ужасе у ног Ее.
Нежданным грозным гулом неслыханных голосов наполнился воздух чудесного полуострова. И ясно видели тогда сбегавшиеся со всех сторон жители, как открывались и закрывались уста каменных идолов, чудесно оживших и испускавших вопль:
— Люди, обольщенные Аполлоном! — возглашали изваяния, — идите на Климентову пристань и примите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!..
И народ все бежал и бежал на этот каменный зов…
Кроткая, тихая и прекрасная, как вечная жизнь праведника, стояла на береговом песке Богоматерь. И весь народ благоухающего полуострова пал перед Нею на колени и поклонился Ей, и уверовал в Иисуса Христа Распятого и Воскресшего.
И благословила Богоматерь всех, склонившихся перед Нею язычников.
— Благодать Сына Моего да пребудет на месте сем! — сказала Она. — И не оскудеет милость Сына Моего на месте сем до скончания века!.. А Я буду горячей ходатайницей о месте сем пред Сыном Моим…
И утвердилась с тех пор на полуострове том истинная Христова Вера — вера православная. И один за другим вырастали на нем храмы православных подвижников и молитвенников Божьих.
Далеко понеслась по свету тихая слава о чудесном крае, просвещенном Христовой Истиной Самою Ею — Пречистою Матерью… И познал весь мир, что имя тому краю Афон или по-гречески: Athos.
А Матерь Божья, оставив афонскому народу апостольского мужа для укрепления и наставления в вере, вскоре уплыла на Кипр для встречи и беседы с Лазарем Четырехдневным, с великою радостью встретившим Пречистую гостью.
Владислав Маевский
http://voskres.ru/literature/prose/mayevskiy.htm