Вандализм в центре МосквыМысли вслухУ Крымского моста возле Дома художника несколько лет назад была установлена впечатляющая и вдохновляющая фигура "Добрый ангел мира" известного скульптора, члена корреспондента Академии художеств Петра Стронского. Подобные памятники "Доброго ангела мира" встали и в Бишкеке, и в Беслане, и в Новозыбкове, и в Сочи, и во многих других городах. К нему приезжают молодожёны, возле него останавливаются пожилые люди и освещают себя крестом. Светлый, возвышенный, мирный ангел вознёс свои крылья над Москвой. Возле него, на плитках, и на его пьедестале начертаны в память потомков имена, которым поклоняется страна: Патриарху Алексию II или три года назад в морозный декабрьский день в присутствии великого конструктора и оружейника Михаила Калашникова была положена плита в его честь, замышлялся памятник ему. Здесь решено было возвести бюсты великим меценатам прошлого и тем, кто продолжает их идею. Нелегко было договориться об этой части парка, ибо известная "хозяйка" Москвы Е. Батурина замыслила возвести здесь приснопамятный "апельсин", прозрачное, круглое здание бизнес "культурных" проектов.
Архитекторы Москвы, общественность выступили против этой не вписывающейся в московский облик надуманной конструкции. Много сил потратил на эту борьбу директор памятного комплекса ушедших с пьедестала фигур М.М. Пукема. Он и предложил одну часть этого комплекса заполнить памятными фигурами и надписями известных и достойных людей. Эта работа была поддержана в управах и других организациях.
И вдруг как гром среди ясного неба: "Убрать! Снести!". Пожалуй, не было ещё после знаменитого "бульдозерного погрома художников-модернистов" такого вандализма, когда стаскивали с пьедесталов, крушили их, бросали в тележки и под торжествующие реплики уставших от предвыборных баталий журналистов увозили на свалку. Людей, чьи бюсты стояли там, обзывали честолюбцами и мелкими руководителями. Да, конечно, они не владельцы крупных корпораций и трестов, но они внесли достойный вклад в милосердие, оказали помощь в оплате сотен операций для детей, внесли свой вклад в детские сады и детдома — они реально помогали людям. Возможно, не вся документация была в порядке, возможно, следовало перенести фигуры в другое место, возможно, надо было бы внимательно разобраться, где фигурам предоставить место. Следовало бы погордиться и "Добрым ангелом мира", но мэрия заявила: "Убрать, свалить, вывезти!" Да, полноте. Мэрия ли это? Произвести прилюдную экзекуцию над ними — это было одним из позорных действий нового отдела культуры. Говорят, что всё, что было поставлено или сооружено при бывшем мэре будет громко или тихо устранено. Возможно, что это ждёт и знаменитого Петра Зураба Церетели — он ведь тоже вызывал немало нареканий. Говорят, что снесут и гостиницу Никиты Михалкова, т.к. он тоже получал разрешение при бывшем мэре. Неизвестно, по чьему указанию действовал новый глава управления или департамента культуры мэрии, бывший или совмещающий и сегодня должность директора Центрального парка культуры и отдыха. Судя по всему, слово "культура" будет из него устранена. Говорят, что главной его заботой является заливка самого большого катка в Москве. Возможно, этим он тоже прославится. Но главной его славой отныне, как и у "бульдозеристов-культурников" 70-х будет отныне слава вандала, погромщика скульптур и бюстов, гонителя "ангела".
Поздравляем Москву, тебя ждёт серия новых сносов и культурных погромов!
Ну, а если без филиппик, от которых невозможно удержаться, мэрии следует извиниться за столь поспешную, показную акцию, которая должна убедить москвичей, что она борется за сохранение культурного облика столицы, за яростное обличение в духе 20-х годов достойных и нормальных людей. А, возможно, и поменять неистовых ревнителей.
Павел Петров, художник
http://voskres.ru/kolonka/petrov.htm