(Окончание)Нам предложили через пару недель принять участие в следующей дискуссии по докладу другого доктора философии о том, какое ужасное московское православие и какое замечательное наше, украинское. Здесь, я признаться, не в теме, поскольку никогда не думал, что они чем-то отличаются, да и по времени не получалось, поэтому позвонил одному нашему священнику и попросил выступить оппонентом докладчика. Он богослов, пишет книги, заведует кафедрой в светском вузе, преподает в Киевской духовной академии, умный и хороший оратор. Однако получил отказ: оказывается, преподавателям КДА строго-настрого запрещено выступать на таких собраниях, необходимо не только взять благословение, но предоставить на утверждение академическому начальству текст своего выступления и т.д., и заморачиваться этим, естественно, никто не горит желанием. Остались наши националисты без оппонентов.
– А позиции национализма по-прежнему сильны в Украине?– Национализм в кризисе. У нас главным националистом считается основатель Руха Вячеслав Чорновил, диссидент, правозащитник, журналист. Ему памятник в центре Киева стоит, улицы его именем во многих городах названы. Он был другом газеты, в которой я работал, и у нас были добрые отношения. На каком-то приеме были и Чорновил, и мой друг архиепископ Ионафан. И последний попросил познакомить его с диссидентом. Я подвел Вячеслава Максимовича к владыке, а тот протягивает руку и не без яда представляется: «Архиепископ клятого Московского Патриархата Ионафан». Чорновил оторопел, рассмеялся, обнял его за плечи и говорит: «Ну, что, Вы, Владыка! Главное, что Украина – независима, а какой патриархат – никакой роли не играет». Он считал, что все, что есть в Украине, непременно должно быть самым лучшим в мире: и культура, и наука, и экономика, и тот же Московский Патриархат. Такая вот романтика была. Ну, а потом, оказалось, что ничего самого лучшего не получается, и скатились в русофобию – стали массово закрывать русские школы, детсады, вытеснять отовсюду русский язык, преследовать русскую культуру. И занимались этим не националисты – они никогда не были при власти, – а член Политбюро КПУ Кравчук, лауреат Ленинской премии Кучма, выпускник Высшей партшколы Ющенко. Хотя все шли к власти с лозунгами защиты русского языка. У Януковича даже в программе его партии записано, что русский язык должен стать вторым государственным. Через пару месяцев будет уже два года, как он при власти, но в языковом вопросе еще палец о палец не ударил.
– А есть ли толк вот от этих дискуссий с националистами, раскольниками и прочими оппонентами?– По крайней мере, церковная точка зрения должна присутствовать, и люди должные ее знать. Ведь дискуссии не в закрытом режиме проходят, а в присутствии прессы, и все это формирует общественное мнение. А для чего мы учредили в Церкви столько руководящих, направляющих, совещательных и прочих структур, если никто ни в общественных дискуссиях, ни в прессе не выступает?
Вот, скажем, был круглый стол в РИА-новостях, где музейщики, историки, археологи единым фронтом выступили против того, чтобы возвращать Церкви экспроприированные храмы и имущество, якобы она все историко-культурное наследие погубит. Я лично договаривался со священнослужителями, но никто так и не пришел. На днях всеукраинская чернобыльская конференция, которая проходит раз в пять лет, так и завершилась без нашего участия. Одним некогда, другим нельзя, третьи не хотят заморачиваться.
– Но в сети живо обсуждается крещение на курорте в Карловых Варах местного мальчика четырьмя украинскими митрополитами .– Слава Богу, что крестили. Насколько я знаю, это просто стечение обстоятельств, из четырех архиереев было лишь два митрополита, хотя, конечно, повод для обсуждения есть. На то она и сеть.
Мне ректор Варшавской духовной семинарии рассказывал, что в Польше специально обучают будущих священников и в дискуссиях выступать, и на камеру говорить, и в информпространстве работать. Это входит в круг навыков пастыря. Избегать и бояться этого не стоит. Хотя бывают и провокации, и просто забавные случаи. В этом году был такой. Один интернет-портал задумал к годовщине президентства Виктора Януковича сделать видео-конференцию, где люди разных профессий, представители различных отраслей и организаций давали бы оценку трудам навой власти и рассказали, чего от нее ожидали и не дождались, и каждому выделено определенное время. Мне предложили выступить от Православной Церкви. Я согласился, пошел к Блаженнейшему Митрополиту советоваться, за что власть стоит похвалить, а за что – поругать. Однако накануне мне перезвонили организаторы конференции и сообщили, что я буду не один – компанию мне составит пресс-секретарь анафематствованного Филарета, идеолог и глашатай раскола Евстратий Зоря.
– И ты отказался?– Да нет, отступать было некуда, хотя какие у нас могут быть общие претензии и пожелания к власти? Расколы и уния активно агитировали на президентских выборах за оранжевых, клеймили Януковича, объявляли его «тьмою», «неволею», а после его победы боялись, что будут коротать свой век где-нибудь в донецких каменоломнях, и во тьме, и в неволе. В Православной Церкви ни за кого не агитировали, каждый поддерживал, кого хотел, я аккредитовался в выборном штабе Януковича и даже записал с ним небольшое интервью, где он обещает, что в случае его победы положение Православной Церкви в стране кардинально улучшится. Так что, по логике, Евстратий должен был горячо благодарить власть, а я мог уже предъявлять претензии за порожняк пустых обещаний. Но случилось нечто необычное. По задуманному формату, гости – мы с Евстратием – сидели по одну сторону стола, а четыре журналиста, молодые, но уже известные, они часто мелькают на сайтах и телеэкранах, сидели по другую сторону и задавали вопросы. И едва ли не все четверо вдруг заявили, что они в Бога не веруют, никакой необходимости в существовании Церкви не видят, и, естественно, вся церковная проблематика представляется им ненужной и надуманной. Мол, верующий должен в своей душе с Богом разбираться, остальное – излишне. И впервые в жизни пришлось солидарно с раскольником оппонировать этим младоатеистам, убеждая их, что Православная Церковь Украине все-таки нужна. Я никогда не думал, что это придется кому-то доказывать. После конференции Евстратий мне говорит: вот вы постоянно нападаете на нас, считаете нас главной проблемой, а через десять-двадцать лет, когда это поколение с его секуляризмом станет доминирующим в обществе и во власти, все нынешние проблемы покажутся цветочками. Это вам не старые марксисты-атеисты.
– Они чем-то отличаются?– У старых атеистов есть чувство вины перед Церковью: ведь столько миллионов невинно погубили, столько разрушили, такой урон нанесли духовному и культурному наследию православных народов. В Украине даже Компартия официально покаяние Церкви принесла. Эти же ничего не разрушали, никаких знаний о Церкви не имеют и не любопытствуют даже, какое-то новое веяние из той части Европы, которая обходится без веры и Бога.
– А до претензий к власти дело так и не дошло?– Напротив. Времени было много, хватило, чтобы и претензии высказать, и раскольникам о покаянии напомнить, и о «русском мире» поспорить. Кстати, Евстратий там заявил, что ничего против «русского мира» не имеет в той его интерпретации, которая звучала во время нашей дискуссии. А она ничем не отличается от патриаршей. Надо бы, чтобы он и по своим раскольничьим сайтам распространил собственное умозаключение о «русском мире», а то филаретовцы одни страшилки о нем распространяют.
Что же касается претензий – они одни и те же все последние 20 лет. Это возвращение Церкви статуса юридического лица, возвращение экспроприированной собственности, допуск Церкви к социальной работе и просвещению – сей воз при всех властях и ныне там. Многие у нас думают, что после 20 лет прессования наступила передышка, власть стала с уважением относиться к Церкви и сама начнет продвигать необходимые УПЦ преобразования. Но ведь под лежачий камень вода не течет, нам надо самим их инициировать и упорно продвигать, оказывая на власть постоянное давление. Иначе ничего не сдвинется с места. У власти всегда будут дела актуальнее и важнее – кризис, реформы, чемпионат Европы по футболу и т.д. и т.п.
– А какое событие было самым ярким в церковной жизни Украины в уходящем году?– Я думаю, что это чернобыльский визит Патриарха. 25 лет трагедии, которая изменила многие представления человечества о самом себе, и первый визит Патриарха в зону, его службы и выступления в Киеве, Чернобыле, на ЧАЭС произвели сильное впечатление на общественность. В этом году было пять патриарших визитов Украину, и доминантой их была социальная составляющая. Очевидно, что Патриарх хочет повернуть Церковь к проблемам социального служения, поэтому посещает интернаты, клиники, закладывает храмы при больницах. Это очень важно, поскольку беды что-то нас не оставляют, кризис следует за кризисом, народ измотан и нуждается в поддержке. Я бы еще отметил празднование Дня Крещения Руси в Киеве. Этот праздник уже государственный, надо добиваться, чтобы не только Патриарх, но и руководители России и Белоруссии отмечали его в Киеве, осознавали свою ответственность за судьбы наших народов и всей восточнославянской православной цивилизации.
– Ну, а каким уходящий год был для пресс-службы?– Год был для нас юбилейным, но не слишком удачным, много задумок оказались нереализованными, что связано с болезнью Блаженнейшего, скудностью ресурсов. У нас небольшой коллектив, тем не менее мы содержим сайт, выпускаем и распространяем ежемесячный информационный журнал, издали книгу проповедей и речей Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенных в Украине («Патриарх Святой Руси»), провели международную конференцию к 25-летию Чернобыльской трагедии, на которой выступили Святейший Патриарх, академик Велихов и многие известные деятели из Украины, России, Белоруссии. Сами участвовали во многих форумах в Украине и за рубежом, как в церковных, так и журналистских, где обсуждалось светлое будущее СМИ.
– Но традиционным СМИ – газетам, журналам – все пророчат скорую кончину.– Я месяц назад вернулся с Форума европейских и азиатских медиа, который в этом году проходил в столице Казахстана Астане. Он собрал около трехсот руководителей СМИ и ведущих журналистов со всего постсоветского пространства. Было много профессиональных дискуссий о путях развития медиа, одна из них проходила в формате «стенка на стенку», где представители традиционной журналистики дали последний и решительный бой апологетам всепоглощающей сети. Дискуссию вела Светлана Сорокина, споры были жаркими, но традиционалы праздновали победу, причем решающий вклад внесли журналисты из Армении, Грузии, Прибалтики, которые научились различать плюсы и минусы сети. Какими бы технологическими прорывали сетевые информационные ресурсы ни обзаводились, это революции носителей, и к главным качествам информации – достоверности и объективности – они непосредственного отношения не имеют. Сеть неподцензурна, оперативна, супертехнологична, в чем ее огромные преимущества, но она также беззащитна против всевозможных манипулятивных технологий, информационных провокаций. В традиционной журналистике достоверность информации защищена и внешне (законами страны), и внутренне (профессиональным кодексом журналиста). Так что, если будешь гнать дезу, и коллеги руки не подадут, и издание свое разоришь.
– А для церковной прессы это актуально?– Это актуально в большей степени для прессы, пишущей о Церкви. Приведу два примера. Несколько лет назад, при оранжевых, ющенковская газета «Украина молода» разместила на первой полосе клеветнический материал о том, что Лавра не привозит Благодатный огонь на Пасху из Иерусалима, а «производит» его из зажигалки в аэропорту «Борисполь». Мы опровергли эту дезу, переговорили с главным редактором «Украины молодой», газета не стала доводить дела до суда, сама дала опровержение, принесла извинения и Лавре, и наместнику, и верующим, и Церкви.
Другое дело – сеть. Вот у нас есть такой системный клеветник и пасквилянт Юрий Черноморец. Помню, в 2005 году едва замаячила победа оранжевых, он уже разразился на униатском сайте РИСУ огромным развернутым доносом на УПЦ. Дескать, нарушает правду Божию, готовила в трех вариантах заговор с целью недопущения Ющенко к власти, все в ней антигосударственное, антиукраинское, епископат – морально разложившийся, находится под контролем иностранных спецслужб, торгует нефтью, оружием и т.д. – я такого бреда никогда не читал. Материал перепечатали другие сайты, и на гребне победы оранжевых начались шельмование и травля Православной Церкви в Украине. В одной области националистические общественные организации даже требовали, чтобы общины УПЦ погрузили в теплушки и вывезли из Украины. Нам пришлось даже Генеральную прокуратуру подключать, чтобы остудить их запал. С редактором РИСУ Тарасом Антошевским мы пару раз пересекались, и он рассказывал, что является технарем, журналистика для него – дело новое. Я ему звоню и говорю, что коли вы считаете себя СМИ, то не имеете права ни сами клевету сочинять, ни чужую распространять. Как бы мы с Тарасом Шевченко не любили унию, но мне в голову не придет разместить на наших сайтах какой-нибудь клеветнический материал о том, что уния занимается антигосударственной деятельностью в Украине, а ее лидер кардинал Гузар – морально разложившийся недоумок, торгующий оружием. Не позорьтесь, говорю, снимите материал и извинитесь. Он и пальцем не пошевелил, только повизгивал в трубку от радости – такую провокацию против Православной Церкви раскрутил! Безусловно, и орден от унии за это получил. Думаю, что сей Антошевский не только стаскивает весь антиправославный мусор на свой сайт, но и заказывает тем же черноморцам, еленским и прочим пасквилянтам строчить всякие мерзости о Церкви, а сам их распространяет – какой с сети спрос? А там же целый конгломерат – тут же на подхвате Евстратий и прочие раскольничьи сайты Украины и России. А из этой помойки информацию черпают наши религиоведы и политики – столько чуши всякой о Церкви несут – диву даешься. Так что сеть используется и во благо и во зло.
Но, слава Богу, есть у нас проверенные и несгибаемые борцы за правду, среди них, конечно, «Радонеж». Я всегда поражался, как тебе удается с горсткой сотрудников столько лет и сайт содержать, и газету выпускать, и радио «Радонеж» на всемирный уровень поднять, и международный кинофестиваль ежегодно проводить, и образовательные проекты осуществлять. Я благодарен, что вы не оставляете вниманием Украину, и от все души поздравляю вас наступающими Новым годом и Рождеством Христовым. Желаю и здоровья, и счастья, и успехов в творчестве!
– Я также поздравляю тебя с Рождеством, Новым годом и благодарю за беседу.http://www.radonezh.ru/analytic/15597.html