Александр КрутовЛовушка властиВ некотором царстве, в некотором государстве жили-были… — так обычно начинаются русские народные сказки. Я же расскажу вам не сказку, а быль.
Жил-был вельможа. В его полном распоряжении находился главный город государства. Всё у него было: власть, богатство, почёт, уважение. Шли годы, менялись правители, правительства, но он умел оставаться на плаву. Увы, власть людей портит. А власть долголетняя и безконтрольная портит неизбежно. Прав был мудрый Ф.Бэкон, сказав: «Возможность украсть создаёт воров».
Вельможа и его окружение не сумели удержаться от соблазнов, тем более что они были так доступны. Вокруг него сформировалась толпа хапуг — своеобразная мафия, как бы сказали сегодня. Супруга вельможи показывала чудеса предпринимательства и возглавила список самых богатых женщин мира. Его замки, дворцы за границей поражали воображение местных жителей. Это стало примером для вельмож помельче, и их «талантливые» сыновья становились миллиардерами, а «одарённые» племянники и племянницы — начальниками. Как говорили, он был человеком, который сделал коррупцию легитимной.
Простой по природе и воспитанию вельможа стал фигурой фатоватой, самоуверенной, всевластной. Абсолютный рационалист, циник, хотя его можно было увидеть и в храме, и в синагоге, и в мечети, он ненавидел мораль, хотя и любил поговорить порой о нравственности. Единственная радость, которая ему стала нужна, — власть над людьми.
Закружилась голова у вельможи от полной вседозволенности и полной безнаказанности, и забыл он народную мудрость, что власть скоротечна, как тень от пролетающей птицы, непрочна, как дружба богатого с бедным, праведника со злодеем, в любой момент она может лопнуть как мыльный пузырь. Переоценил он своё влияние, власть своих слов и поступков, и как сказал поэт:
Зазнайства и славы непрочная нить
Однажды порвётся мгновенно.
Всему в этой жизни приходит конец,
Летят с пьедесталов кумиры.
Не люди решают, а мудрый Творец,
Кому и кем быть в этом мире.
Вельможа утратил доверие правителя и был с позором изгнан. Он бросился к своим друзьям, но все «рыбки, которые чистили акуле зубы», отвернулись от него. Никто не встал на его защиту. Вместе с семьёй вельможа уехал в свои заграничные поместья и стал оттуда обвинять во всех грехах власть, которую сам создавал и которой преданно служил долгие годы.
«Чем выше взлетаешь, тем падать больней» — все мы знаем эту пословицу. Но всё ж в суматохе событий и дней не часто о ней вспоминаем. И тогда, как сказал христианский писатель Клайв Льюис: «Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если Он не услышан, то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий».
«Знакомая история», — скажете вы. Сколько сегодня деятелей, которые не себя ставят на службу нации, а государство на службу себе. При этом живут и благоденствуют. Соглашусь. Много. Потому что большинство из нас воспринимают любую власть как увеличение возможностей, а не как увеличение ответственности. Возможность удовлетворить честолюбие, амбиции, присосаться к «кормушке», «построить коммунизм» в своей семье и т.д.
Гораздо меньше людей, для которых власть — это прежде всего возможность делать больше не для себя, а для других. Не случайно религиозное понимание власти связано со служением. «Стремление к власти может быть греховным для человека, если он служит самому себе, для своих интересов, — говорит Святейший Патриарх Кирилл. — Власть будет во благо, если она служит другим. Такая власть должна быть смиренна, и она исходит от Бога». Вот почему подлинная власть всегда связана с ответственностью и с духовным подвигом.
Почему с подвигом? Да потому, что различить добро и зло, сделать выбор в мiре, где князь — диавол, не просто. Он любой ценой, любой жертвой хочет заменить Христа, завоевать Его место в мiре и в человеке. Путь Христа должен быть для нас примером! От этого зависит, будут у нас проблемы или нет.
Сегодня, когда религиозно-нравственная основа государственной жизни напрочь выпала из общественного сознания, результат всеобщего мировоззренческого убожества налицо. Территория, ресурсы, иные богатства страны становятся объектом разрушительной, жёсткой и безпринципной борьбы вельмож-плутократов, гибельной для государства. Коррупция как СПИД разъедает внутренности государственного механизма, саму государственную власть во всех её проявлениях.
«Только там, — писал митрополит Московский Филарет, — где священный закон нравственности непоколебимо утверждён в сердцах воспитанием, верою, здравым, неискажённым учением и уважаемыми примерами предков, там сохраняют веру Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния и славы. Там умирают за законы, тогда как не опасаются умереть от законов. Если же закон, живущий в сердцах, изгоняется ложным просвещением и необузданной чувственностью — нет жизни в законах писаных: повеления не имеют уважения, исполнение — доверие. Своеволие идёт там рядом с угнетением, и оба приближают общество к падению». Сегодняшняя жизнь подтверждает правоту и прозорливость митрополита.
Мы должны наконец-то понять верховенство власти Иисуса Христа, которое установил Отец Небесный. Он руководит делами человеческими, и когда власть это признаёт — страна имеет великое будущее.
Александр Николаевич КРУТОВ,
"Русский Дом", №12, 2011г.http://russdom.ru/node/4568