Диакон Георгий МалковСтань русским!Из цикла «Проблемы возрождения Российской государственности»Диакон Георгий МалковДуши многих наших сограждан и поныне – ещё с ленинско-сталинских времен – продолжает насиловать память о всех прежних революционных и постреволюционных «героях» и «спасителях» России на советско-«российском» пути – «спасавших» её, конечно же, прежде всего от Бога и веры, а потому и от сколько-нибудь духовно осмысленного её существования.
Многие поверили таким "спасителям" полностью, но часть – лишь наполовину… Но и у тех, и у других граждан (и в головах их, и в душах) до сих пор сохраняется ядовитый туман – или прямого большевицкого атеизма, или же, по сути, без-евангельского псевдо-"христианства", прикрываемого якобы предельным "патриотизмом".
Последнего типа «как бы христиане» и даже «как бы русские» – в своем слепом пристрастии к почти вековому, столь же в духовном смысле слепому пути Советской "России" – вовсе и не хотят руководствоваться евангельским приговором всей этой прискорбной и ложной дороге.
Увы, по этому пути слишком долго шёл наш несчастный, обманутый безбожными сиренами коммуно-советизма, народ – чтобы суметь в одночасье прозреть…
А потому и известный наш московский пастырь – протоиерей Димитрий Смирнов, с полным правом честного христианина – честно и утверждал на одном из Интернет-сайтов: «Наш народ уже давно не русский. Он – советский». И ведь он – по отношении ко многим из нас – оказывается абсолютно прав! Ну, не позор ли это, братья и сестры?
И совершенно прав отец Димитрий, говоря об одной из основных причин такого предательства. Причина эта – советизированное сознание в отношении прежней Святой Руси, – настоящего нашего Отечества, страны без кровавого большевизма и постепенно изгнивавшего коммуно-советизма, страны, где всё оценивалось – и беды, и победы – лишь в свете Евангельской Истины! Как разъясняет далее о. Димитрий: «Подавляющее большинство наших сограждан были воспитаны в рамках марксистской идеологии. Марксизм-ленинизм являлся для советского человека религией, верой. А вера – это такая вещь, поменять которую очень сложно. Невозможно стать христианином, просто приняв Крещение или зарегистрировавшись в каком-либо христианском фонде. Чтобы быть христианином, надо изменить жизнь, а это в свою очередь немыслимо без деятельного покаяния. Поэтому можно сколько угодно поднимать вопросы нравственности или опускать. Ситуация от этого не изменится. Как в басне: «Васька слушает да ест». То, что мы наблюдаем сегодня – коррупция, жажда наживы, корысть, есть закономерный результат советского воспитания, в основе которого лежит вульгарный материализм. А Бог материалистов – это деньги. И адепты материалистической идеологии продолжают сегодня служить своему Богу, только в другой, более откровенной форме.
В Советском Союзе главным приоритетом являлось государство. Воровать – воровали, но в довольно скромных масштабах. Довольствовались частью. Да и возможностей, надо признать, было меньше. Сегодня же люди стремятся взять себе все. Причем берут то, что им в принципе не принадлежит. Воруют из Пенсионного фонда – у стариков, расхищают бюджет, обкрадывая учителей, врачей, военных, и т. д. Воруют везде… Кардинально изменить ситуацию можно, лишь воспитав нового человека, мировоззрение которого будет основано на иных ценностях… В христианской религиозной культуре терпение и любовь к ближнему стоят в числе высших добродетелей. Если же человек не является христианином, то для него все названные вами слова останутся пустым звуком».
И, увы, имевшие затем место споры в Интернете по поводу сказанного в значительной мере и подтвердили слова о. Димитрия…
Но, пожалуй, вряд ли многие смогут сказать нечто в защиту прежнего безбожия нашей страны и любых прежних её главарей, если только последуют совету о. Димитрия: «постараться увидеть себя в Евангелии, как в зеркале»!
Разумеется, это произойдет только с теми, у кого сохраняется совесть, ещё не до конца отравленная привычной слепой злобой к патриотам подлинной – тысячелетней России, а не СССР-овской её подделки, с её ненавистью или же (в лучшем случае) глубоким равнодушием к Богу.
И вот, если совесть у «православных» «советских патриотов» действительно есть, то как же они могут продолжать свои панегирики советизму=атеизму (как и встарь, при большевиках!), возводя к нему все те достижения и победы, которые совершал, несмотря на разорение своей души – именно коммуно-советизмом! – русский человек?
Как могут такого рода «патриоты» и доселе не видеть за большевицкими деревьями русского леса?
И сколько, сколько же обманутых – и даже тех, кто сами искренне желали раньше и желают по сию пору пребывать в собственном лукавом самообмане! Все эти, так называемые, «коммунисты»: Зюгановы, Купцовы (существующие – в качестве лоббистов, со всеми своими липовыми КПРФ-ами – на деньги части того же воровского олигархата и с «позволения Кремля» – в качестве игрушечной и вполне ручной «системной оппозиции»), а также и постмодернистские безродные «леваки»-декаденты Лимоновы… И знаете – почему? Потому что всем им вовсе неведома (а потому и вовсе безразлична, и не нужна) Россия – как Русь Святая!
Даже порой и наиболее талантливые из них, порой пытающиеся даже «косить под православных», кое-что знают о ней «умом», но ничего из нее не чувствуют «сердцем»… А особенно же потому, что для большинства из них – такого рода «православных» патриотов атеистического советизма (ну, не нонсенс ли это?) – слова св. апостола Павла: «Всё что не от Бога – есть грех» – всего лишь пустой звук!
Это, мол, только «там», где-то в небесных сферах, вероятно, всё так и оценивается, а здесь, "на советской земле", – для скорбящих доселе о её утрате, – безбожная СССР-овская ложь предстает в чистейших ризах великой всесоюзной «праведности»…
И наплевать подобным «розовым» (не говоря уж о «красных») патриотам – в приверженности их душ иезуитскому советизму, им, с детства ещё заражавшимся духом «советского патриотизма» вместо возрастания в патриотизме РУССКОМ, – наплевать им на то, что, если следовать словам подлинного патриота Святой Руси, преп. Серафима Саровского, всё прежнее коммуно-советское безбожное «доброделание» (при омертвении душ – без «воздуха» христианства) и весь советский безбожный «гуманизм» «строителей коммунизма» – есть в основе своей есть великая, страшная неправда! Ибо, как учил он – весьма притом жестко! – настоящего русского человека: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же, не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает».
И потому вся суть противостояния «духовно» «советских» (и имеющих притом бесстыдство порой считать себя тоже вроде бы «христианами») людям русским – осуществляется именно в духовной сфере. Что ж, если для вторых вся жизнь определяется посильной верностью Евангелию, то для первых – то громогласным, то тихим его предательством.
Именно об этом и говорит о. Димитрий Смирнов, утверждая: «Дело в том, что наш народ уже давно не русский. Он – советский. Помните, что сказал Михаил Горбачев на последнем съезде КПСС? «Неузнаваемо изменился облик советского человека за годы советской власти». Поэтому мы сегодня – другие. И то, что, возможно, было свойственно русскому народу, нами просто не воспринимается… Сегодня человек человеку волк. И это результат советского ига». Так не стоит ли наконец всерьез задуматься и части паствы, и некоторым пастырям нашим – над великой ложью их порой вполне искреннего, но в истоке своем неизменно антихристианского пристрастия к прежней нашей государственности в виде большевицкой СССР-ии? Не пора ли понять им, что при таком нетрезвом состоянии души, – когда они вовсе забывают, по сути, о необходимости прежде всего верности Христу и Отечеству Небесному, а не «социалистическому» СССР их детства и юности, где было, мол, так много и «хорошего», – они предают и Христа, и тысячелетнюю христианскую веру своих предков, и саму РУССКУЮ землю! Ставлю здесь слово «хорошего» в кавычки, поскольку даже и у подавляющего большинства тех, у кого жизнь проходила, казалось бы, и без особых горестей, – не было Бога! Они были безбожниками и жили в безбожном государстве… И потому, по преп. Серафиму, плодов Святого Духа их жизнь и даже добрые их дела – поскольку творились не "ради Христа"! – им вовсе и не приносили.
И вот над всем этим и стоит подумать всем нынешним патриотическим проповедникам былого советизма. Станут ли они наконец друзьями Божиими или так и останутся воздыхателями по прежним, увы, неизменно лживым в самом-то основном, в деле спасительной веры! – страницам нашей безбожной истории давних советских лет. И хочется сказать каждому из таковых: «Отряхни этот прах, друже, стань православным русским человеком, гражданином не "Советов", а Святой Руси!
СкорбИ не о прошлых днях духовных обманов и самообманов советских времен, а о ней – подлинном и единственно неложном Отечестве нашем. Путь в Царство Небесное – только из нее, а не из обманчивой памяти об СССР! Настоящая Россия жива – и всё ещё ждет тебя…»
Ведь она до сих пор пребывает в духовной генетической памяти нашего народа и, если мы только решительно захотим, вырвется из-под спуда столь долго отравлявшего всех нас советизма.
И я глубоко уверен, что нынешними прискорбными днями Эрэфии жизнь подлинной в своей христианской глубине России (в том числе и "мистическая" или, если хотите, мета-историческая основа этой жизни) отнюдь не завершается, а только лишь начинается вновь… Проявиться же эта жизнь в её «старой-новой» истории сможет, разумеется (и это – увы, предельно естественным образом!), ТОЛЬКО (ТОЛЬКО!) В ИТОГЕ ОГРОМНЫХ ГРЯДУЩИХ ПОТРЯСЕНИЙ, которые уже явно просматриваются в нашем жизненном будущем и, похоже, не за горами… ТОЛЬКО ОНИ смогут принести нации – через величайшие всеобщие горести! – общенациональное, ОБЩЕРУССКОЕ ДУХОВНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ. Другого пути, глубоко убежден, для возрождения подлинной России не существует…
Но будет новое вино – найдутся и новые мехи (хотя, увы, и их, пожалуй, придется ещё потом долго отмывать от большой крови грядущих очередных российских "голгоф")…
Такова моя пессимистически-оптимистическая позиция, основанная отнюдь не на том относительно кратком историческом периоде, который пережила Россия в течение, скажем, последнего века, а на том понятии "проблемы большого времени", о коем, например, весьма мудро говорил в свое время небезызвестный наш культуролог, литературовед и философ Бахтин. Есть у него такой, универсальнейший ответ на современные историософские сомнения некоторых пессимистов относительно будущего, в частности, и России (выработанный им в итоге всей его культур-исследовательской жизни) – и ответ этот таков: "Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения"… Будет такой праздник и у идеи ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ РОССИИ…
Нить человеческой истории (в том числе и истории России – даже и "будущей" её истории!) непрерывна в свете духовно осмысляемого упомянутого "большого времени".
Поэтому для меня "направление" нашей жизни вполне исполнено духовного оптимизма – даже и среди сегодняшней "болотистой местности" постсовковой Эрэфии, где, – как вот уже и почти что целое столетие (вспомним Пушкина): «…бес нас водит, видно, да кружит по сторонам»…
Увы, «советизированное» сознание, присущее разного рода «розовым» патриотам (воспитанным, как правило, в безбожной и отнюдь не традиционно РУССКОЙ среде), никак не воспринимает, казалось бы, прописных – и общеполитических и, главное, духовных – истин о российской истории XX века. И потому совершенно не удивляешься, когда слышишь от представителей былого «советского миропонимания» сути отечественной государственности свидетельства их явного раздражения по поводу той духовно проницательной и евангельски принципиальной оценки антихристианских и во многом попросту античеловечных основ былого «государства Советов», что порой высказывается и Русской Православной Церковью.
При этом такие «советизаны» явно не отделяют друг от друга понятий: «советское» и «национальное» (читай – «русское»), замечая – порой чуть ли не с обидой – по поводу не только мирской, но и церковной критики коммуно-советизма. Так, например, в свое время и заявляла «советская патриотка», журналистка Ксения Мяло : «Представляете… человек прожил жизнь, а ему сказали, что… надо начинать заново!.. Церковь тоже добавляет к этому удару по национальному самосознанию» (Все ли народы России равны? Круглый стол «ЛГ» // «Литературная газета». 23-29 июня 2004 г. N 24. С. 3).
Вполне представляю! Прожили многие из нас жизнь и вправду нередко нелепо, мучительно, безбожно и бездумно, порой в духовном отношении и нечестно, а иногда и попросту подло, обманутые и обманывающие, причем зачастую – самих же себя… Долгие десятилетия их кумирами были политические ушкуйники – Ленин, Троцкий, Сталин, Хрущев и иже с ними… Весь пантеон советизма, всё это – ставшее их каждодневной средой обитания – более чем семидесятилетнее иго большевицкой орды, иго, которое сами же русские люди и взвалили на себя в былом своем прокоммунистическом ослеплении, оттого постепенно и превращаясь из многовековых «русских» в сиюминутных «советских»…
О, как буквально «вопиял» наш прекрасный РУССКИЙ писатель В. Астафьев от боли за русского человека в одном из своих писем начала 1992 года, касаясь трагической темы утраты нами своей идентичности и обвала в черную яму «советизма»!
Задаваясь вопросом: где же ныне сей, пусть и во многом идеализированный, народ – тот, «что нарисован на картинках Нестерова, изображен на иконах российских богомазов, да трясет шароварами и подолами в разных ансамблях и хорах»? – он, сам же и терзаясь этим, веря и не веря своим же скорбным словам, отвечал: «На самом же деле его давно нет, и большевицкий обман постепенно приобрел окраску голубого цвета, а дурман пролетарской демагогии и атеистической пропаганды таким ладаном густым закадил, что уже самих кадильщиков в здании на Старой площади (где в Москве ранее находилось здание ЦК КПСС. – д. Г. М.) сделалось не видно. Зато понукаемые ими «защитники народа»… заприпрыгивали, закривлялись, завизжали на площадях, в редакциях, в курных и злачных помещениях, и всюду задребезжало: «Народ! Народ! Народ!» А это самый подлый обман и есть, самый страшный грех против Бога и своего народа, ибо его уже нет, а есть общество полудиких людей, щипачей, лжецов, богоотступников, предавших не только Господа, но и брата своего, родителей своих, детей предавших, землю и волю свою за дешевые посулы продавших.
Среди этого сброда отдельные личности, редкие святые, себя забывшие труженики… Мы все изменились…» (Крест бесконечный. В. Астафьев – В. Курбатов: Письма из глубины России. Сост., предисл. Г. Сапронова. Послесл. Л. Аннинского. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. С. 292-293). Соответственно даже и всевозможные «патриотические союзы», сохраняющие корневую лживую советскую ментальность, по его мнению, вполне закономерно принимают зачастую «форму банд или шайки шпаны, исходящих словесным поносом и брызжущих патриотической слюной» (Там же. С. 294). И здесь же писатель добавляет о чисто коммуно-советских, а вовсе не «русских», истоках такого «народо- и отечестволюбия» (вспоминая о собственной газетной «советской» работе в начальный, ещё «сталинский» период своего писательства): «Знаю я этот патриотизм, сам его сочинял и тискал на страницах незабываемой газеты «Чусовской рабочий»…» (Там же).
Однако, конечно же, не всегда и не во всём, а главное – не весь же таков наш народ. Это, в общем, прекрасно внутренне чувствовал и сам В. Астафьев – как верный его сын и как поистине плоть от плоти его, что, собственно, и давало ему право так скорбеть о его нынешнем состоянии и так обличать его.
…Мы же ныне должны оглянуться наконец не на всех этих былых коммуно-советских «отморозков» и их нынешних последышей, не на большевицкий морок последнего безбожно-одичалого столетия – перестав цепляться за него! – а на весь наш предыдущий тысячелетний путь действительно великой христианской нации.
И скажем: «Слава Богу!» – если мы, грешные, всё же успеем ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ начать (ПОКА НЕ СОВСЕМ ЕЩЁ ПОЗДНО) новую жизнь, осмысленную и достойную: не как безбожные, а потому и достаточно бездумные «совки», а как настоящие русские люди, всерьез задумавшиеся над всей лживостью и лицемерием нашей – и прошлой советской, и теперешней послесоветской – судьбы. Задумавшиеся наконец над тем, что именно тысячелетний путь труда, самоотречения, мук, но и – веры, роста, могучего, нередко ведь и радостного строительства, душевной твердости и великих достижений – это и есть путь нашего Российского Отечества…
Однако и поныне многие из современных наших сограждан (если не большинство) чаще всего даже и не знают своей многовековой, подлинно русской «досоветской» истории (или знают о ней в лживой советской интерпретации – что ещё хуже). Весьма мало ориентируются они и в вере своих предков (этой глубинной основе самоидентичности русского народа), и в возросшей на ней христианской русской культуре.
Думается, именно поэтому так часто и доныне цитируют чрезвычайно показательное своей двурушнической близорукостью высказывание философа и писателя А. Зиновьева по поводу крушения СССР: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Целили, действительно, в коммунизм и потому совершенно закономерным образом попали – но отнюдь не в Россию, а в её подделку, в коммунистический СССР, который с нею – подлинной! – всегда имел весьма и весьма мало общего!
Процитированные выше слова мог сказать только человек (а за ним повторяют и ему подобные), для которого Россия, действительно, началась лишь в 1917 году!
Истинную же Россию приговорили именно тогда к революционной казни её коммунистические ненавистники, стремясь затем путем многолетнего геноцида русского народа и полного попрания его веры, его святынь и традиций, путем введения его в соблазн своими фальшивыми посулами вечного благоденствия выстроить полный духовный антипод истинной нашей Родины, Русской земли, антихристианского урода (с точки зрения элементарной человеческой нравственности) – СССР.
И неудивительно поэтому, что он вполне духовно же закономерно и оказался ныне разрушенным по воле Божией – при полном, кстати, в тот момент равнодушии выпестованного большевиками концлагерями и каждодневной «промывкой мозгов» «нового сообщества советских людей».
Но разве не предсказывали такого позорного конца «советской» псевдо-России св. Патриарх Тихон и весь сонм российских новомучеников, прославленных ныне Церковью?
И потому-то сегодняшняя единственная задача русского, а отнюдь не «советского», народа – воскресить, возродить из пепла, на обломках СССР, своё истинное тысячелетнее Отечество, Святую Русь, Россию…
И потому-то именно обретение всеми нами действительно настоящего национального самосознания и самостояния, истинного осознания своей былой, но выхолощенной большевизмом, «русскости» – есть первостепеннейшая задача всей нашей народной жизни! Задача же эта чрезвычайно сложна, ибо такого понимания нашего сегодняшнего бытия и нашей единственно спасительной цели – как возрождения великой подлинной Православной России – у людей с атеистической формой сознания нет. А ведь таковых у нас ещё немалое число! И сколько ещё – «безродных космополитов», которых, как говорится, «только могила исправит». Но ведь и с ними придётся разбираться русскому человеку… Пытаться и их просветить…
Однако нерусский=неправославный человек никогда не сможет возродить подлинной России. Первейшая наша задача: стать всем «советским» – сызнова РУССКИМИ!
(Окончание следует)