Гашков ИгорьОсел и драконОдин из лидеров избирательной гонки в США республиканец Митт Ромни обвиняет демократов в недооценке китайской угрозыОтношения между Китаем и США могут быть проверены на прочность, если на президентских выборах в ноябре победят республиканцы. Лидер гонки среди правых Митт Ромни призвал Обаму взять жесткий тон в разговоре с Пекином. От Китая, по мнению консерватора, исходит опасность, которую в Белом доме де-факто игнорируют. На этом фоне Ромни возмутила «пустая помпа», с которой Обама встречает будущего лидера КНР Си Цзиньпина.
Визит следующего руководителя (Си допустят до власти в 2013 году) Ромни выбрал в качестве предлога для разговора о двусторонних отношениях. Республиканец уверен, что Обама позволяет Китаю слишком многое. КНР, по мнению Ромни, наносит ущерб экономике США, а Обама ничего не добился «на восточном фронте».
Главная претензия консерватора к Пекину – экономическая. Китай, по мнению политика, занижает курс своей национальной валюты, и в результате товары, произведенные в азиатской стране, падают в цене. КНР – ведущий экспортер в США, так что страдают американские фирмы. Выход в том, чтобы оказать давление на Пекин, дабы коммунистические власти отпустили курс юаня.
Ромни выразил тревогу в связи с тем, что КНР активно скупает американские облигации. В том, что это происходит, вина Обамы, который едва ли не сам предлагает их Пекину.
Ромни дал понять, что при его избрании Китай ожидают трудности. Давление Вашингтона не ограничится экономикой. Внутренние дела Китая тоже будут взяты в оборот.
В частности, бывший губернатор Массачусетса отметил, что возмущен практикой ограничения рождаемости. По мнению политика, речь идет о «варварстве», и США не будут закрывать глаза на этот вопрос.
В заявлениях Ромни нашлось место и военной угрозе. Об опасности для США кандидат ничего не сказал, но реагировать на рост вооружений со стороны КНР намерен.
Общую идею заявлений Ромни передает слоган, который он может в дальнейшем использовать в своей избирательной кампании: «XXI век – это век не Китая, а США». Де-факто консервативный политик попросил у американцев мандат на сдерживание Пекина.
Причины, чтобы опасаться страны, чей душевой ВВП много ниже американского, консерватор видит в привлекательности китайской модели. Пекин, как напомнил Ромни, сочетает свободную экономику с авторитарным режимом. Политик характеризовал это как «зажиточную тиранию». Успех подобного общественного устройства убавляет популярность американских ценностей.
Поступательный, продолжающийся три десятилетия прогресс Китая давно получил отражение в республиканской риторике. Год назад миллиардер Дональд Трамп намеревался участвовать в президентской кампании только для того, чтобы остановить КНР. В среде консерваторов сетования, что Китай развивается слишком быстро, не редкость. В Пекине даже жаловались, что прошлая избирательная кампания республиканцев приняла антикитайский характер.
Накануне своего визита Си Цзиньпин дал интервью изданию The Washington Post. Политик призвал США снизить военное присутствие в Тихом океане. Этого желают «страны региона», уверен Си, притом, что многие из них настроены антикитайски.
С рядом государств Юго-Восточной Азии Пекина разделяют неурегулированные споры. Неопределенной остается, например, граница с Вьетнамом в Южно-Китайском море. Дает о себе знать и то, что Пекин так и не смог провести размежевание с Филиппинами, а эта страна – близкий союзник США.
Сами американцы в 2011 году открыли военную базу в Австралии. Контингент, прилетевший из США, – символический. Вместе с тем в течение многих десятилетий Вашингтон не испытывал потребности иметь базу на Зеленом континенте. В Китае в ответ на новость о плацдарме стиснули зубы.
http://www.km.ru/v-mire/2012/02/17/mezhdunarodnaya-politika/osel-i-drakon