Протоиерей Валериан КречетовСила и властьПроповедьСуббота седмицы 26-й по Пятидесятнице
(евангельские чтения 24-й седмицы)
Свв. мчч. в Мелитине и прп. Лазаря Галисийского
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.
Ряд.: Гал., 205 зач., III, 8 - 12. Лк., 40 зач., IX, 1 - 6. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Второе евангельское чтение, которое мы слышали сегодня, посвящено субботе настоящей недели. Господь посылает учеников Своих с проповедью и дает им силу и власть. Если вдуматься в это сегодняшнее Евангелие, то, кажется, не много сказано. В Евангелии ни одно слово не сказано просто так. Больше того, совсем не все равно, а даже имеет особый смысл место этого слова.
Вот, мы знаем замечательный пример притчи о милосердном самарянине. Там сказано:
Человек некий схождаше из Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде... (Лк. 10, 30). Святые отцы так изъясняют нам эти слова. Почему человек шел из Иерусалима в Иерихон, а не из Иерихона в Иерусалим? Почему не из Вифлеема в Иерусалим и не из Иерусалима в Вифлеем? Потому что Иерусалим - это город святой, а Иерихон - город греха. Человечество от первозданного состояния своего, когда оно было в раю, идет путем греха. И вот, на этом пути, израненное, впало в разбойники.
Дьявол приступал к Спасителю на Горе искушений, и два апостола, Матфей и Лука (их Евангелия, кстати, сегодня читались), повествуют об этих искушениях. В этих повествованиях искушения одинаковые, но они имеют разную очередность. Первое искушение у обоих одно:
Рцы, яко да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3; Лк. 4, 3). А далее второе искушение, с которым дьявол приступает, - у апостола Матфея:
Верзися низу (Мф. 4, 6), то есть, бросься с крыши, и ангелы тебя на руках понесут. И в третьем искушении дьявол поставляет Его на весьма высокую гору, показывает Ему все царства мiра и говорит:
Сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся (Мф. 4, 9). Апостол же Лука повествует об этих искушениях с некоторой особенностью. Во-первых, два искушения после предложения превратить камни в хлебы - в другой последовательности. Сначала диавол поставляет Спасителя на горе, представляя все царства мiра. И тут апостол Лука вставляет одно слово: когда диавол предлагает Спасителю власть над всем этим мiром, он говорит:
Тебе дам власть сию всю, и славу их, яко Мне предана есть... (Лк. 4, 6). То есть, не то что он всегда имеет эту власть, а она ему временно дана. Почему он и именуется «князем мiра сего». А потом диавол так же поставляет Его
на крыле церковнем и говорит Ему: Верзися отсюду долу. Писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Лк. 4, 9-11). То есть, яви чудо.
И вот, два эти описания искушений имеют глубочайший смысл.
Все запинаются, прежде всего, на одном: на материальных благах. Живут-то в мiре, поэтому всё так и ценят.
Рцы каменеви сему, да будет хлеб - это о материальных благах, которые как раз и являются камнем преткновения. Камень может быть хлебом, а хлеб бывает камнем. Господь может сотворить из камня хлебы, человек же через греховность свою из хлеба делает камни. «Камень преткновения», о который спотыкаются все в разной степени.
Второе и третье искушения. Бывает так, что люди или даже народы сначала бывают искушаемы славой, а потом бывает искушение желанием власти. Другие имеют власть - и тогда бывают искушения славой.
Простым примером истории является то, как какой-то человек -правитель, царь - достигает могущества, и тогда ему, прежде всего, нужно еще больше власти. И не только над своей страной, но и над другими. Начинаются войны. Сражения должны увековечить его имя - это тщеславие. Ему нужен почет! Не только власть, но и почет. То есть, и владеть, и чтобы его почитали.
Так и в сегодняшнем втором Евангелии тоже с большим значением поставлено два слова. Господь, сказано, посылая Своих учеников, дал им
силу и власть над бесами. Может быть, можно было сказать «дал власть и силу», но нет. Господь сказал:
силу и власть. Суть проста: настоящая власть имеет силу, которая служит основанием власти. Поэтому Господь, когда фарисеи говорили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского Веельзевула, говорит:
Како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго?.. (Мф. 12, 24-29). Чтобы связать, нужно иметь силу. Господь имел силу и повелевал со властью.
И вот, дар, который Господь дал апостолам, заключался именно в том, что они имели силу и власть.
Этот евангельский первообраз на самом деле в жизни постоянно присутствует. И власть, и сила все время находятся во взаимозависимости.
Свидетельства этой истины еще в Евангелии есть. Господь дает силу и с ней - власть. Человек, имеющий силу, повелевает духам нечистым.
Замечателен евангельский пример Пилата. Он говорит Спасителю:
Мне ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? А Господь говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 14, 10-11). Пилат думал, что он имеет власть, но силы-то у него не было! Он же признал, что Господь не виновен, а подписал распять. Где же твоя власть?
Кстати, этот момент на самом деле очень серьезный, очень глубокий, потому что это свидетельство евангельской истины. Очень часто бывает в жизни, когда люди, облеченные властью, не имеют силы. Вроде и власть есть, а творится беззаконие, потому что сил нету. Не дано! Настоящая власть - она с силой. Поэтому бывает так, и мы это вынуждены свидетельствовать, что власть властью, а управляют сильные мiра сего.
Очень интересный, глубокий момент такой.
И что является главным? Первое - это сила, потом - власть.
Так же, как было, когда Господь послал апостолов: они благовествовали и исцеляли. Потому что главное - благовестие, а исцеление - это уже не главное. Благая весть - для спасения души человеческой, она дает спасение. А исцеление дается, если оно нужно для спасения.
Этот момент очень важен. После того, как апостолы были посланы на проповедь, и получили силу и власть, и сказали:
Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем, - Господь говорит им:
О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на Небесех (Лк. 10, 17, 20). Это самое главное. Эта иерархия в том, что происходит, очень важна. И если ее нет, нет такой связи, нет этого единства, тогда это не то.
В других словах Апостола сказано:
Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3, 5). Внешне могут быть всякие звания, титулы, но чтобы что-то сделать, для этого силы нет. Хотя бы человек имел положение, но если нет силы, то ничего он не может сделать.
Это, на самом деле, так и есть. Это - как ум и знание. У человека может быть много знаний, но это еще не значит, что он умный. Эту истину когда-то выразил еще Аристотель: «Множество знаний еще не предполагает наличие ума». Это такое же сочетание: вроде, внешне много, а внутри мало. Власть есть, а силы нету; знание есть, а ума нету. Больше того, ум-то - это и есть дар Божий, когда человек понимает сущность. Святитель Николай Сербский прекрасно об этом сказал: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце будут, наверно, много знать, но ничего не понимать».
И так - во всём. Власти полно, а силы никакой, и ничего не могут сделать. Сила не дана, не дано и разумение: что главное и что не главное. Это свидетельствуется жизнью, как и произошло с Пилатом:
Власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя, - а подписал только к распятию.
Удивительно, что такое сочетание - совершенно потрясающее по своей глубине и жизненности: сплошь и рядом все эти вещи происходят. Именно так.
Например, недавно мне пришлось прочесть рассуждение каких-то представителей науки против того, чтобы говорить детям о вере вообще. Мол, зачем вводить предмет основ православной культуры? Самое интересное, что они апеллировали к тому, что у нас, мол, светское государство: это якобы против конституции! Хотя конституция гласит, что человек может исповедовать любую религию или не исповедовать. Получается, власть говорит: «пожалуйста, выбирай». А тут - как же тогда человеку делать выбор, если одно будут говорить, а другое не будут говорить? Если будут говорить только, что ты - скотина облысевшая (ну, обезьяна - что такое?) Нет, говорят, не обезьяна, а родственница обезьяны. Невелика разница. Теперь уже научились уворачиваться. И вот это до сих пор преподается детям. А говорить им о том, что Господь сотворил человека, - это, видите ли, «посягательство на свободу». Когда всё время называют свиньей и человек начинает хрюкать, - это не есть посягательство на свободу. Когда говорят, что ты сотворен по образу и подобию Божию, когда человек начинает задумываться о своем высоком предназначении как образе Божием, - это «посягательство на свободу».
Вот и выходит, что власть-то, вроде, власть, а на деле всё получается по-другому. Это называется, выражаясь современным бытовым, мальчишеским языком, «игра в одни ворота». В каком-то светском произведении есть такой юмор, когда кто-то говорит: «Молчи, когда со мной разговариваешь!» То есть, с одной стороны вроде так, а с другой стороны, оказывается, не совсем так.
Власть и сила, сила и власть, они всё время в таком сочетании: человек имеет силу, но власти ему не дано, и он не может ничего сделать. И тогда действует вопреки порядкам, но не все это могут, слишком большая сила должна быть. Власть говорит: нет, нельзя, а сила говорит, что это нужно.
Замечательно, что наши настоящие правители - Государи наши православные, - эту истину понимали. Был такой диалог Императора Павла с одним из его вельмож, когда Государь говорит: «Нужно сделать так», - а тот отвечает: «Согласно закону, так нельзя делать». - «Как это, нельзя? Я сам этот закон устанавливал, и говорю, что нужно сделать вот так». - «Хорошо, Ваше Величество, но тогда нужно изменить закон».
Должно быть соответствие силы и власти, а часто бывает разделение того и другого. И на этом, собственно, происходит то, что происходит.
Но над всем есть высшая сила - сила Божия. И она в этой жизни может любого поставить на свое место или сместить с этого места. Не говоря уже о том, что там, у Бога, все будут не как хотят, а как кому Господь даст. Здесь люди часто думают, что они делают что-то, что они могут делать, но делают они постольку, поскольку им это попущено, на данный момент даже. Об этом свидетельствует тот же самый пример Пилата. Да еще Ирода - не того, который приказал убивать младенцев, когда родился Иисус Христос, а того Ирода, который отсек голову Иоанну Предтече. Два этих примера потрясающи! В Евангелии эти два примера есть.
Приходят к Спасителю и говорят:
Ирод хощет Тя убити. Господь говорит: Шедше рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий день скончаю. Обаче подобает Ми днесь и утре, и в ближний ити, яко не возможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима (Лк. 13, 31-33). Поэтому Ирод ничего не сделает, хотя всю Иудею можно было за три дня пересечь запросто.
Так вот, два правителя: Ирод и Пилат. Один хотел убить, но не сделал этого; другой хотел пустить, а подписал распять. Вот пример силы и власти. Не дано. Когда Пилат сказал: «Мне дана власть», - Господь сказал, что к власти еще нужна сила. Она - от Бога. Поэтому Господь дал апостолам силу и власть.
Вот как много заключено в этих двух словах! Почему они и поставлены именно так: не власть и сила, а сила и власть. Такова сущность любой настоящей власти: она только тогда и может быть властью, в положенных ей пределах, если она имеет силу. Иначе она фиктивна.
Но у Бога - всё истинно! Тут всё так, как подобает. Поэтому Господь, сказано, дал
силу и власть. И поскольку они даются Богом, поэтому эту истину нужно помнить. И в любых обстоятельствах: не хватает ли власти, не хватает ли силы, - нужно просить Того, Кто дает и силу, и власть. Тогда Господь восполнит и исполнит. Поэтому и сказано:
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Собственно, это та же самая истина, сказанная другими словами.
Поэтому будем веру свою укреплять. И во всех обстоятельствах, в которых мы не можем что-то сделать - не дано нам или кому-то не дано, - будем просить помощи Божией. Аминь.
20 ноября 2010 г.http://www.ruskline.ru/analitika/2012/02/25/sila_i_vlast/