В мае нынешнего, 2007 года исполнилось 20 лет со дня свершения большого события в жизни нашей страны – первого запуска с космодрома Байконур самой мощной с мире сверхтяжёлой ракеты-носителя "Энергия" с космическим аппаратом "Полюс", а менее чем год спустя вторая "Энергия" вывела в космос ставший легендарным орбитальный корабль "Буран" – чудо мировой техники, совершивший после облёта Земли сверхточную автоматическую посадку на посадочном комплексе космодрома Байконур. Это был подвиг сотен промышленных и научных коллективов страны, многих тысяч тружеников – учёных, конструкторов, рабочих, испытателей.
Мир по достоинству оценил этот триумф русской научно-технической мысли. Новая исполинская ракета "Энергия", уникальные стартовый, технический и другие наземные комплексы сулили величественные перспективы дальнейшего дерзкого прорыва в космические дали. Помню всеобщее ликование и убелённых сединами учёных, и маститых чиновников, конструкторов, испытателей. Все ощущали удовлетворение сделанным и чувство гордости за свою страну. Воодушевлённые успехом специалисты готовились к скорым запускам пилотируемых кораблей "Буран", к запускам тяжёлых многоцелевых космических платформ, на базе "Энергии" проектировалась ещё более мощная ракета "Вулкан" для дальних, межпланетных перелётов. Это был подлинный Технологический Прорыв страны, Большой Проект, дававший мощную энергию развития и другим отраслям промышленности Отечества. А Большой Проект неосуществим без проектантов. Проектантов и творцов в самом широком смысле этих слов.
Широко известны, заслуженно почитаемы и навечно вписаны в анналы истории имена наших выдающихся учёных, Генеральных и главных конструкторов, начинавших создание ракетной техники в стране и руководивших её становлением и бурным развитием в XX веке. Но, как сказал один хороший русский писатель, – "без конструктора Иванова, расчётчика Петрова, токаря-слесаря Сидорова, испытателя Фёдорова ни одна ракета взлететь не смогла бы". И вот эту огромную армию специалистов высшей пробы, каждого в своей области – талантливых и умных, способных и усердных, дерзких и скромных, отчаянных и застенчивых можно и должно с бесспорным основанием отнести к числу подлинных проектантов – участников и вершителей Большого Проекта.
.........................................................................
Отец Михаила сразу ушёл на фронт и всю войну сражался в танковых частях, завершив свой боевой путь в Берлине командиром танка, и к великой радости семьи вернулся домой в 1946 году живым и невредимым.
А Миша к этому времени был уже учеником 4 класса московской школы. Учился с желанием и увлечением, старался всегда помочь родителям по дому в это нелёгкое послевоенное время. Во время учёбы в школе пробовал себя в самых различных видах рукоделия – столярничал, стремился самостоятельно ремонтировать довольно сложные механизмы домашней техники, конструировал и строил модели самолётов. Как и многие ребята в то время, увлёкся радиолюбительством – своими руками построил не один детекторный приёмник. Свободного времени почти не оставалось, приходилось выкраивать его для любимого чтения – запоем читал исторические книги, техническую литературу.
В 1953 году Михаил окончил школу. Сомнений в выборе дальнейшего пути у него не было. Только технический ВУЗ. И вот он стал студентом конструкторского факультета Московского станкоинструментального института, знаменитого Станкина, выдержав нелёгкий конкурс – 7 человек на место. Именно там, в институте он чётко осознал своё призвание конструктора, там почувствовал себя в своей стихии – стихии созидания, проникнувшись мудростью и могуществом технической мысли творцов-изобретателей многих поколений. Технически совершенные конструкции и станочные механизмы казались ему одухотворёнными и живыми.
Трудными, но в то же время увлекательными были студенческие годы. Жадно постигая премудрости конструкторского труда, впитывая многообразные знания, Михаил в то же время увлекался литературой, особенно исторической, любил исторические фильмы и театральные спектакли. Как ни странно, не занимала фантастика. Дружил со спортом – занимался коньками и волейболом. Но всё же главным увлечением была техника. В 1958 году, успешно защитив дипломную работу по конструкции новейшего резьбонакатного станка, Михаил получает диплом инженера-механика и готовится ступить на стезю конструктора-станкостроителя.
Жизнь, однако, распорядилась по-иному. Михаил неожиданно получил назначение в Конструкторское бюро В.П. Бармина – головную организацию по разработке ракетных стартовых комплексов – боевых и космических. Стремительно развивающаяся новая отрасль отечественной науки и промышленности нуждалась в молодых, способных, энергичных специалистах и, видимо поэтому соответствующий отбор перспективных конструкторских кадров был необходим.
...............................................................................
...
Судьба подарила ему замечательных учителей-наставников. Виктор Адамович Рудницкий и Ювеналий Леонидович Троицкий – заместители В.П. Бармина, Анатолий Валентинович Гинзбург – начальник конструкторского отдела, Константин Георгиевич Петров – руководитель группы. Это были опытные специалисты-наземщики, изучившие немецкий опыт и уже создавшие не один успешно работающий образец отечественных стартовых агрегатов. Каждый из них внёс свой неоценимый вклад в формирование высококлассного специалиста, конструктора-пусковика Михаила Михайловича Косорукова. Они сразу разглядели в нём незаурядные конструкторские способности.
А коллектив КБ В.П. Бармина, вдохновлённый первыми успехами в великом прорыве страны в космос, продолжал упорную работу по подготовке оборудования космического стартового комплекса уже к пилотируемым полётам, решая одновременно текущие задачи укрепления обороноспособности страны, создавая новые боевые комплексы для более совершенных ракет. Михаил Косоруков активно включился в эти работы, получив первые задания для самостоятельных конструкторских разработок. Для стартового комплекса, который в последующем назовут "Гагаринским стартом", он разрабатывает растяжку для силового пояса стартовой системы. Этот небольшой, но ответственный узел был его первым личным вкладом в эпохальное дело освоения космоса. Отработка взаимодействия элементов стартовой системы с ракетой – знаменитой "семёркой" С.П. Королёва на Ленинградском металлическом заводе шла не без сложностей, и именно там Михаил получил первое производственное боевое крещение, отстаивая правильность и жизнеспособность созданной им конструкции. Конструкция эта до сего времени работает на "семёрочных" стартовых комплексах.
Почти в то же самое время в КБ были начаты работы по созданию первого автоматизированного комплекса для боевой ракеты Р-9 КБ С.П. Королёва. В разработке пускового стола для этой ракеты Михаил Косоруков принял непосредственное и самое деятельное участие. Им были предложены основные компоновочные решения стола, которые оказались исключительно удачными. Пусковой стол выглядел компактным и очень изящным.
................................................................
Михаил живо вспоминает свою первую встречу с С.П. Королёвым, относящуюся как раз к периоду работы с ракетой Р-9. При осмотре подготовленной к испытательному запуску ракеты, установленной на пусковом столе, С.П. Королёв обратил внимание на неудачное решение трассировки кабельного жгута от ракеты к земле. Разразилась гроза. И ракетчики, и стартовики были в растерянности. Михаил вышел вперёд: "Я знаю, как сделать". Королёв: "Вот тебе машина и полчаса, я жду". В мастерских монтажников по карандашным эскизам были вырезаны, сварены и рассверлены кронштейны, и ровно через 30 минут кабели были разведены по новой трассе. Королёв был удовлетворён и примчавшемуся на старт возмущённому заместителю В.П. Бармина Ю.Л. Троицкому промолвил: "Ладно, не шуми, из 12 баллов всего 3 ему досталось". Все испытания прошли успешно, комплекс был принят на вооружение, и в 1964 году Михаил Михайлович Косоруков в составе группы специалистов КБ В.П. Бармина был награждён орденом "Знак Почёта", как раз к своему 30-летию.
.............................................................................
Казалось бы, как я сказал в начале заметок, впереди нас и страну ожидали новые яркие страницы в дальнейшем восхождении по проторённому космическому пути. Этого, однако, не произошло. А случилось то, что случилось. Когда закачалась и стала рушиться великая страна, всё это, конечно, не могло не отразиться на тех важнейших делах, которыми она занималась. Включая и космическую отрасль. Складывалось впечатление, что космос стал никому не нужен. Ключевые организации, занятые в космонавтике, оказались практически не у дел. Страна стремительно теряла лидерство в космосе.
КБ им. В.П. Бармина со своими многолетними партнёрами, как могли, боролись за выживание. Мельчающие как пересыхающий ручей бюджетные заказы, собственные инициативные разработки, мелкие коммерческие проекты, непрофильные конверсионные работы, наконец, работы на иностранные компании, включая американские, – всё это давало возможность худо-бедно существовать, но творческого удовлетворения не приносило, Михаил Михайлович Косоруков тосковал по большому, настоящему, привычному делу, которого не было. Свалила тяжёлая болезнь, выбраться из которой, кроме стараний врачей, помогли воля и характер. Любимую работу пришлось оставить. Теперь он ведёт размеренную жизнь пенсионера, занимается садом-огородом, воспитывает с супругой двух внучат. И, с оправданной гордостью вспоминая о сделанном в звёздное для страны время, с грустью видит, как наши ракетные технологии, созданные в течение десятков лет упорным трудом всей страны и громадными затратами, превратились в товар для широкой распродажи.
Нынешняя космонавтика России продолжает до предела эксплуатировать советский задел, не создаёт ничего качественно нового (об обещанной "Ангаре" ничего не слышно), предпочитает выводить в космос чужие спутники, возить грузы и людей на орбиту по иностранным заказам, работает на передачу отечественных опыта и достижений зарубежной космонавтике. У России не просматривается ясной и чёткой космической доктрины, нет стратегического плана и приоритетных проектов, в которых не старое наследие используется, а создаётся что-то качественно новое.
Не хотелось бы заканчивать эти заметки на пессимистической ноте. Страна в своей истории не раз доказывала, что способна выбраться из, казалось бы, безнадёжного положения. Хочется верить, что будет новый Большой Прорыв. Он так нужен! А как мы видим, прорыв – это кадры. Нужно восстановить престиж профессии конструктора, так же как престиж рабочих профессий, без которых немыслим новый взлёт. Считаю эти заметки своим скромным вкладом в это большое дело.
http://www.voskres.ru/school/beloborodko.htm