«По своей воле люди не должны распоряжаться жизнью человека»Представители Русской Православной Церкви о недопустимости практики эвтаназии 10 лет назад в Нидерландах была легализована практика эвтаназии. Эвтаназия - прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания - впервые в мире была применена 1 апреля 2002 года в Нидерландах, напоминает РИА Новости. Сегодня ежегодное количество «заявок на смерть» в Голландии исчисляется тысячами, эвтаназия разрешена в странах Бенилюкса, Швейцарии, трех штатах США (Орегон, Вашингтон и Монтана), законопроект о ее легализации рассматривается парламентом Шотландии. В России, как и в большинстве стран мира, эвтаназия запрещена.
Православные священнослужители в интервью РИА Новости заявили о недопустимости практики эвтаназии, о ее опасности.
«По своей воле люди не должны распоряжаться жизнью человека, даже в том случае, если больной сильно страдает. Во-первых, история медицины знает случаи необъяснимых, а в религиозном понимании - чудесных исцелений безнадежных больных. А во-вторых, любое намеренное насильственное прекращение жизни Церковь считает убийством или самоубийством», - заявил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Общество православных врачей России.
Он признал, что бывает, когда больной сам просит его умертвить. «Но это может происходить в состоянии отчаяния или депрессии. Выполнять такие просьбы недопустимо», - считает епископ.
Время перед смертью, по его словам, - «это возможность и врачам, и священникам, и родственникам больного проявить особую любовь и заботу о страдающем человеке, помочь ему достойно перейти в вечность - в этом и будет проявляться наше подлинное милосердие по отношению к умирающему».
Представитель Церкви отметил, что современная реаниматология «ставит сложный вопрос правильной констатации смерти человека». В медицине этот момент определяется такими критериями, как остановка кровообращения, дыхания и смерть мозга, в Христианстве же смерть - это «разлучение души от тела». Поэтому, с точки зрения Церкви, искусственное поддержание жизни допустимо до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого.
«Искусственное поддержание функционирования организма, когда действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и желательная задача медицины», - сказал владыка Пантелеимон.
Он подчеркнул, что «смерть человека в понимании Церкви является духовной вершиной его жизни, рождением в вечность», и она призывает христианина «смиренно принять испытание смертью».
Глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «пропаганда эвтаназии и окружающих ее идей постепенно ведут к расчеловечиванию общества», а «вступившие на этот путь смогут через десять лет прийти к тому, что человек, неспособный осознанно приобретать продукты потребления, будет вычеркнут из жизни».
По наблюдениям священнослужителя, за 10 лет, прошедших со дня принятия закона об эвтаназии в Нидерландах, «произошло очень симптоматичное смещение акцентов в дискуссии вокруг эвтаназии».
«Сначала говорилось об облегчении страданий неизлечимо больных - сейчас говорят о помощи людям, уставшим от жизни, а также об умерщвлении младенцев, родившихся с серьезными болезнями. Боюсь, что еще через десять лет будет пропагандироваться полудобровольный уход из жизни людей, невыгодных с экономической точки зрения, пожилых, больных, слабых», - предостерег отец Всеволод Чаплин.
Вместе с тем он с удовлетворением отметил, что большинство стран сегодня «не воспринимают идеи пропаганды эвтаназии».
«Человек с незамутненным рассудком и с чистым сердцем понимает, что его ближний ценен не потому, что он здоров и обладает так называемым «качеством жизни», а потому что прекрасен как совершенное Божье творение, даже если он стар или родился с ограничениями здоровья», - уверен представитель Московского Патриархата.
По его мнению, даже среди тяжелобольных очень мало людей, кто бы по-настоящему хотел бы прекратить свои страдания путем эвтаназии.
Эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин) напомнил, что в античные времена под эвтаназией понимали либо безболезненную смерть, либо смерть благородную, а иногда и мученическую, но во всех перечисленных случаях она «не имела ничего общего с суицидом, и тем более с идеей использовать врачей для ускорения смерти пациента».
Об эвтаназии как о «блаженной смерти» говорили и первые христианские мыслители. Иеромонах Димитрий (Першин) пояснил, что до сих пор такое понимание блаженной смерти как дара сохраняется в православном богослужении - в прошении о «безболезненной, непостыдной и мирной кончине и добром ответе на Страшном суде Христовом».
Существует также и особый чин молитвы «о разлучении души от тела» в том случае, когда человек долго страдает от «нестерпимой болезни» и «горькой немощи». «Священник просит Бога облегчить страдания умирающего, простить ему грехи, даровать душе мир, отделить ее от тела и упокоить в небесных обителях до всеобщего воскресения. Но такая эвтаназия - дело Бога и мы можем лишь просить Его об этом», - подчеркнул священнослужитель.
http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/31/po_svoej_vole_lyudi_ne_dolzhny_rasporyazhatsya_zhiznyu_cheloveka/