«И будет по завету Святого Князя Владимира - как единая Церковь!»О молитвенном стоянии в Фомино воскресениеВозрожденный Храм Христос Воскресе!
Десятки тысяч православных русских людей собрались 22 апреля в Фомино воскресенье по призыву Святейшего Патриарха Кирилла на молебен и молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя. Многие юноши и девушки, стоявшие в этот день у величественного храма, только по рассказам родителей знают, что совсем недавно на этом месте был бассейн. Как же возмущались российские либералы желанием православных людей восстановить разрушенную святыню! Как искренне проливали «крокодиловы слезы» о народных деньгах. Писали, что это будет «новодел», в котором нельзя молиться. Но величественный Храм стоит, и вновь золотые купола, сияя на солнце, слепят чей-то черный глаз.
В этот день я вспомнил первый Крестный ход, на который собрались православные после того, как удалось закрыть бассейн. Вспоминал и торжественный чин освящения Храма Христа Спасителя, когда на Преображение Господне 2000 года, раним солнечным утром прихожане всех московских храмов, собравшись по своим благочиниям, с хоругвями, святыми иконами и крестами, народной рекой стекались со всех направлений к возрожденному Храму. А на следующий день в переполненном Храме, где собрались на молитву не менее 10 тысяч православных, торжественно прославляли Собор Новомучеников и Исповедников Российских. И почти все, кто находился в Храме Христа Спасителя, подняли над головами фотографии или иконы Царской семьи.
Вспоминал наши ежегодные Царские Крестные ходы 19 мая и 17 июля, когда на молитву собирались тысячи москвичей. Особенно запомнился Крестный ход 17 июля 1998 года, 25 тысяч православных русских людей с пением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» шли от часовни-памятника героям-гренадерам на Славянской площади в храм святителя Николая на Берсеневке. На Берсеневской набережной, при ярком сияющем солнце нас всех покропил легкий радостный дождик - как после водосвятного молебна. Наверное, все участники этого Крестного хода помнят, как солнце в этот день играло, словно на Пасху, благоухали и мироточили иконы святых Царственных мучеников.
Вспоминал и Крестный ход в Екатеринбурге 2008 года, когда после богослужения на Русской Голгофе в ночь на 17 июля из Храма на Крови в монастырь Царственных мучеников на Ганиной яме нескончаемой рекой с пением молитв шли десятки тысяч православных русских людей: седобородые старики, бабушки, отроки и отроковицы, молодые семьи с маленькими детьми, юноши и девушки, офицеры, казаки, священники и монахи. Я встретил там своих знакомых из Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и Почаева. Русский народ собрался в Екатеринбурге, чтобы соборной молитвой почтить память святых Царственных мучеников.
Вспоминал и тот необыкновенный день, когда в Москве завершился небывалый Крестный ход, освятивший весь Русский мир. У Храма Христа Спасителя торжественным молебном, который совершал Святейший Патриарх Алексий II завершался Крестный ход «Под звездой Пресвятой Богородицы». Восемь списков иконы Матери Божией «Державная» держали на руках крестоходцы во время молебна. С иконами Царицы Небесной пришли к Храму Христа Спасителя участники Крестных ходов, что вышли из Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, Иерусалима и Афона. Много месяцев длился Крестный ход, десятки тысяч верст с молитвой прошли крестоходцы. К этим Крестным ходам присоединялись православные из Севастополя и Киева, Харькова и Одессы, Калининграда, Минска, Мурманска, Омска и Новосибирска и других городов и весей. У Храма Христа Спасителя в тот день собралась вся Русская земля.
И в воскресенье 22 апреля вновь у Храма Христа Спасителя можно было увидеть единый народ, который собрался на соборную молитву. Вновь вместе стояли старые и молодые, архиереи, священники, офицеры, казаки. Показалось, что в этот раз на молитвенное стояние собралось больше, чем обычно крепких мужчин, и молодых, и тех, кого на Руси называли средовеками. Сосредоточены и спокойны были лица русских людей собравшихся на молебен. У Храма стояли русские люди, которые могли искренне обращаться друг к другу: брат, отец, матушка, доченька. Стоял народ, к которому можно было обратиться: «Братья и сестры!».
«Предатели в рясах» Святейший патриарх Кирилл много глубоких и важных мыслей сумел вместить в свое слово, обращенное к народу. И все услышали, с какой горечью и болью прозвучали слова Патриарха о «предателях в рясах». Кто же эти предатели и как они могли появиться в Русской Православной Церкви? Святейший Патриарх говорил о священниках, которые знают, что в либеральных российских СМИ ведется мощная антицерковная компания, в стране совершаются сознательные ритуальные кощунства, нападения на православные храмы. Но делают вид, что ничего особенного в стране не происходит. В то время, когда российские либералы открыто объявили войну Русской Православной Церкви, эти священнослужители не желают встать на защиту веры и поруганных святынь. Что это, если не предательство?
Но предатели всегда переходят на сторону врага либо из-за малодушия, либо из корыстных побуждений. Что же заставило некоторых людей в рясах стать предателями? Кто-то, возможно, проявил малодушие, но большинство явно действует из идейных соображений. Не секрет, что очень снисходительно к кощунству в Храме Христа Спасителя отнеслись именно церковные либералы, как священники, так и миряне. Для них российские либеральные политики, развязавшие войну с Церковью, оказались ближе, чем братья и сестры во Христе. Не случайно многие церковные либералы высказывали свои политические симпатии олигарху Михаилу Прохорову, который не скрывает свое враждебное отношение к Православной Церкви.
«Монархо-фашисты» и священник-республиканец В середине 90-х годов российские либералы составляли список общественных организаций враждебных «демократической России» и «общечеловеческим ценностям». «Радонеж» получил в этом списке почетное название «монархо-фашистской организации». Что для православного человека звучит весьма почетно, если вспомнить, что в 20-е и 30-е годы такое обвинение предъявляли многим, кто остался верным Богу, Царю и Отечеству.
На протяжении двух десятилетий вещания радиостанции «Радонеж» нам приходилось постоянно слышать упреки от церковных либералов: «Вы навязываете православным христианам свои политические пристрастия. Монархия, или республика - для христианина неважно. Главное - быть со Христом. Ваши монархические убеждения - это политика. Вы тянете в Церковь политику и разжигаете страсти». Упрекали даже в том, что и Царя-Мученика мы желаем прославить, чтобы утвердить взгляд на монархию, как единственно правильную форму правления. Однажды в прямом эфире прозвучал упрек: «Вы постоянно навязываете слушателям свои монархические убеждения. Это недопустимо. Мы, православные люди, принадлежим к разным политическим партиям. Прекратите навязывать нам свои монархические взгляды и необходимость восстановления в России монархии».
Отвечая радиослушателю, я попытался объяснить, что мы стремимся сделать все, чтобы русские люди, наконец, перестали разделяться на партии - «части», как это произошло в начале ХХ века. Но вновь стали единым народом-семьей. А во главе семьи всегда стоит отец. Не случайно на Руси Государя называли - Царь-батюшка. В семье же послушание отцу основано на любви и исполнении заповеди Божией. И пока русские люди твердо хранили веру Православную, были верны Отцу Небесному, они сохраняли верность и Помазаннику Божию - Православному Государю. Но Господь попустил в ХХ веке пройти суровое испытание - попробовали, что значит жить по своей, а не Божией воле. И когда наш народ вернется из «страны далече» к Отцу Небесному, вернется на свою духовную родину - Святую Русь, то вновь обретет единственную и естественную для России форму государственного устройства - Православное Самодержавное Царство.
Но для этого, прежде всего, необходимо вернуть в сердце любовь к Богу. Только вернувшись к Богу, можно быть верными и любить Царя. Иван Александрович Ильин писал:
«С доверием к Государю в монархическом правосознании теснейшим образом связаны два основных чувства - любви и верности». «Чтобы иметь Государя, его надо любить». «Иметь Государя возможно любовью, сердцем, чувством». «Монархия держится любовью подданных к своему монарху и любовью Государя к своим подданным. В душе монархиста живет особенное отношение к Государю, а в душе Государя особенное отношение к своим подданным. Есть оно, это отношение, - и настоящая монархия (не по расчету, не из страха, не по инерции!) живет и цветет, государство крепнет...».
Вернувшись к Богу, русские люди обретут в сердце истинную любовь, которая является даром благодати Святого Духа. И смогут, как когда-то благочестивые предки, что давали в 1613 году клятву на верность государю Михаилу Федоровичу Романову, обрести русского Православного Царя. И хотя главная задача радио «Радонеж» - проповедь Слова Божия, но очень важно сегодня донести до слушателей правду о Русской истории, о Русских Царях, объяснить учение Церкви о Самодержавной монархии.
Монархические убеждения святого Иоанна Кронштадского - не политические пристрастия, а часть православного мировоззрения. А священномученик митрополит Владимир Богоявленский сказал, что священник-республиканец - всегда маловер.
Но через некоторое время возмущенный слушатель прислал директору радиостанции Евгению Константиновичу Никифорову пространное письмо с категорическим требованием прекратить навязывать слушателям монархические взгляды. Велико было мое удивление, когда я узнал, что автором письма является православный священник.
В следующей передаче я привел высказывания о царской власти многих святых - от Святых Отцов древней Церкви, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Максима Исповедника, русских святых преп. Серафима Саровского и святителя Филарета Московского до наших современников - святителей Серафима Соболева и Иоанна Максимовича. Конечно, не все святые говорили и писали о значении власти Помазанника Божия, на протяжении столетий в Византии и на Руси это считалось само собой разумеющимся. Но нет ни одного святого Православной Церкви, который был бы противником царской власти. Хотя в Византии христианам порой приходилось испытывать гонения от императоров-еретиков, да и в Российской империи бывали разные времена. Веру во Христа можно хранить и исповедовать в языческой империи и в мусульманской стране, в советском атеистическом государстве и в «постхристианских» демократических республиках, где победила новая «религия» т.н. «толерантности». Но со времен св. Константина Великого христиане понимают, как важна и благотворна для жизни Церкви, утверждении народа в благочестии власть православного Государя, Помазанника Божия.
Не знаю, убедили ли священника-республиканца приведенные в передаче слова святых о Православной монархии. Но я надеялся, что священник-республиканец постарается узнать точку зрения постоянных авторов нашей радиостанции, известных и уважаемых московских пастырей. А все священники, постоянно выступавшие на радио «Радонеж» были убежденными монархистами и глубоко почитали память святого Царя-Мученика. Протоиереи Владислав Свешников, Артемий Владимиров, Александр Шаргунов и Олег Стеняев, Валентин Асмус, Амвросий Юрасов, Дмитрий Смирнов и Аркадий Шатов полностью разделяли убеждения св. Иоанна Кронштадтского и святителя Филарета Московского, святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, прпп. Оптинских старцев.
В первые постсоветские годы, довольно часто отвечая на вопросы радиослушателей, приходилось объяснять отношение Церкви к Православной монархии, рассказывать правду о святой Царской Семье, о русских государях. Но священников-республиканцев мне встречать не приходилось до тех пор, пока не пришлось встретиться с современными «обновленцами».
Царисты и «прогрессивное духовенство» После того, как нам пришлось вести полемику с обновленцами, я узнал много любопытного. Оказывается, сохранились и благополучно пережили все десятилетия советской власти идеи, что в начале ХХ века будоражили умы многих «прогрессивно мыслящих» священников. В то время первый раз пытались «перестроить» Русскую Православную Церковь в соответствии с духом «прогресса». «Прогрессивно мыслящие» священники всячески заигрывали с интеллигенцией, снисходительно смотрели на увлечение теософией, антропософией и пр. оккультной дребеденью. Эти священники считали, что в Церкви слишком много обрядоверия, средневековых предрассудков и заблуждений. Народ, почитавший прп. Серафима, искавший совета Оптинских старцев, они искренне считали «темным» и «суеверным». Ну и, естественно, как и большая часть интеллигенции, мечтали о свержении «азиатской деспотии» и «небе в алмазах» над новой, «свободной и демократической» Россией. К отцу Иоанну Кронштадскому, к отцу Иоанну Восторгову, епископу Никону Рождественскому и многим замечательным пастырям и архиереям, состоявшим в Союзе Русского Народа, в этой среде отношение было презрительным и высокомерным. «Прогрессивно мыслящие» священники всех, кто оставался верным Государю именовали «царистами». Интересно, что в свое время в Византии еретики называли православных точно также - царисты.
«Прогрессивное духовенство» грезило мечтами о свободе для народа и полной свободе для Церкви, которая, по их мнению, также страдала под игом государства. Святой Иоанн Кронштадтский пытался остановить безумцев, пророчески предупреждал о том, какие страшные беды и потрясения ожидают Россию, если народ пойдет на поводу у богоборцев. Предупреждал о том, что если не будет Царя, то враги и само имя России попытаются уничтожить. На всю Россию звучали слова отца Иоанна:
«Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия и безначалия, не хочешь лишиться Царства и Царя Православного». Многие святые призывали народ твердо хранить верность заветам Святой Руси. Святитель Феофан Затворник писал:
«Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! Когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским». Но разве могли эти слова образумить «прогрессивное духовенство»! Церковные либералы в начале ХХ века, как и вся «прогрессивная общественность», относились с нескрываемой враждебностью к святому Иоанну Кронштадтскому. Клевета и ложь изливалась на святого нескончаемым потоком со страниц либеральной прессы.
(Окончание следует)