Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 27 Апреля 2012, 06:51:33 » |
|
Корова на древнем кургане Очерк
Майским днём 2007 года корова не вернулась с пастбища в сельхозпредприятии «Берег», входящем в Россошанскую акционерную фирму «Молоко». На летнем базу в селе Лощина вечером доярка Яна Решетникова не досчиталась бурёнки в своей группе. Забила тревогу: корова стельная, вот-вот должна была растелиться.
Пастухи сразу выехали на розыски. Дотемна прочесали «травы по пояс» в степном яру и ветроломные лесополосы. Корова вроде не иголка в стогу сена, а будто сквозь землю провалилась. Наутро и в последующие две недели территорию поиска расширяли и расширяли. Оповестили всех в окрестных селах. Предупредили пастухов в соседних хозяйствах. Бурёнка с номерной биркой в ухе и краской помечена – в глаза бросается. Но никто её не видел.
– Решили, что в борще уже наша корова, – рассказывает директор предприятия Владимир Шевцов. – Отбилась от стада. Попала внедобрые руки. Зарезали её. Доярка горюет – очень уж «умная и добытная» была питомица. А мы следы разбоя ищем, подтверждение своим предположениям.
...Спустя двадцать дней после пропажи среди ночи молодежь постучала в дом заведующей фермой: «Корова нашлась! И не одна! С телёнком!»
Парни увидели их на сельской околице. Пила воду из дождевой лужи. Направилась к ближнему летнему лагерю, в котором находится стадо из соседней Старой Калитвы. Тут уже засветло не без труда удалось «обратать» беглянку, а затем и её упитанного, но диковатого телка.
Сейчас бурёнка не уходит, не отбивается от гурта, вновь привыкла к доильному агрегату. А её красно-пёстрое, в мамкину масть породы голштинофризов, дитё пьет пойло из ведерка и тянет мордочку к телятнице. Как все в стайке.
Бывалые животноводы утверждают, что инстинкт природы дикой сквозь тысячелетия нередко просыпается в корове. Перед отёлом она вдруг прячется на воле, если позволяет обстановка, и появляется с телком обычно через два-три дня. Но чтобы двадцать дней благополучно и счастливо скитаться в степи?! Такого случая никто не припоминает.
***
Это происшествие приоткрывает нам историю заселения территории нынешней Воронежской области в древности первыми земледельцами и скотоводами, а значит – и первыми переработчиками сельскохозяйственной продукции.
Сколько лет поселившийся на Дону человек знает вкус коровьего молока? Учёные-археологи, которые в древних курганах руками «копают» и добывают сведения о прошлом, утверждают: больше пяти тысяч лет назад наши древние земляки уже имели стада одомашненных коров. Не с тех ли пор молоко считают не напитком, а едой. В народе и сейчас нередко спрашивают:
-Хочешь молочка поесть?
Вначале плодородные чернозёмные лесостепи обжил «чистый» землепашец. Обрубил-подсёк рощу. Сжёг подсохшие деревья. На хорошо удобренной золой пашне выращивал неплохие урожаи. Но – подводила засуха, поныне навещающая нашу «зону рискованного земледелия».
Голо в поле – голод в животе.
Так природа повелела своему «дитятку» всерьёз заняться скотоводством.
Опять-таки, археологи, в прямом смысле, докопались: как то было. Родителями домашней коровы стали дикие туры. Древние люди отлавливали молодых турят и держали их в загоне. Самых смирных сохраняли на племя. Первым коровам пришлось долго ходить в ярме: деревянным ралом пахать в поле, возить поклажу и мало-помалу давать молоко. С годами человек догадался разделить стадо. Из бычков растили тягловую силу – быка-вола, из тёлочки – молочную корову. Её одаривали с любовью присловьями: «Коровушка – поилица, кормилица», «Корова во дворе – обед на столе».
***
Издревле известно, что молоко – полноценный и полезный продукт. Оно содержит все необходимые для жизни питательные вещества, нужные для построения организма. Корову нередко врачи называют «ходячей аптекой». Молочные продукты не только благоприятно действуют на физиологию, но и влияют на ум, психику, тонкую природу (характер) человека. Оно ведь «состоит из белка, углеводов, жира, минеральных солей, витаминов, сухого вещества. Из молока выделено около 250 химических компонентов, в том числе 140 различных жирных кислот. Молочный сахар (лактоза) – это единственный в природе углевод, состоящий из глюкозы и галактозы, входит в состав ферментов, участвующих в синтезе жиров, белков, витаминов. В организме человека участвует во внутриклеточном обмене, работе сердца, печени, почек, головного мозга и нервной системы. В молоке содержится около 80 минеральных элементов, необходимых для нормального роста и развития нашего организма. Это, прежде всего, калий, натрий, кальций, фосфор, сера, железо, медь, кобальт, хром, цинк, магний, литий, йод, фтор, серебро и другие. В составе молока находятся жирорастворимые витамины А, D, E, K и водорастворимые C, PP, B1, B2, B3, B6, B12, H и другие, а также ферменты, гормоны, иммунные тела. Перевариваемость молока в организме человека составляет 98 процентов. Питательная ценность молока при ежедневном употреблении 1 литра молока удовлетворяет всю суточную потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре и рибофлавине, 50 процентов – в протеине, 33 процента – в витамине А, аскорбиновой кислоте и тиамине, 25 процентов – в энергии. И, за исключением железа, меди, марганца и магния, полностью обеспечивает потребности во всех минеральных веществах».
Будут полезны каждому из нас и такие советы.
«Научные исследования доказали, что дети, подростки должны употреблять молочные продукты и отказаться от модных нынче напитков. Иначе во взрослые годы им не избежать повышенной ломкости костей. Именно в подростковом возрасте формируется запас кальция в костях.
И у взрослых людей лактоза (молочный сахар) полностью переваривается как в молодом, так и в преклонном возрасте. Нехватка ферментов, необходимых для переваривания, может возникать при заболеваниях пищеварительного тракта. Иногда проблемы появляются после длительного перерыва в употреблении молока. Нежелательно пить молоко до и после еды (в течение 1-2 часов). Оно снижает кислотность и уменьшает действие желудочного сока на пищу. Чтобы молоко переваривалось лучше, его лучше пить натощак: как завтрак или вечером (перед сном оно будет способствовать хорошему сну), небольшими глотками, подольше задерживая во рту. Если же проглотить его залпом, да ещё и в большом количестве, то оно может свернуться в хлопья, которые трудно перевариваются.
Выпив стакан молока, следует воздержаться от еды на час-полтора. Не рекомендуется употреблять молоко холодным или тёплым, а только горячим: низкая температура затрудняет пищеварение. Молоко сочетается со сладким и орехами. Но не следует сочетать с молоком свежие или кислые овощи, фрукты, (тем более рыбу и мясо). Оно вредно со сдобными булками».
Итак, молоко – основной и социально значимый продукт питания. Испокон веку оно на столе, все точки над i давно расставлены. Ещё академик Иван Павлов называл молоко «пищей, приготовленной самой Природой». А гораздо раньше античные философы определяли его как «белую кровь», «сок жизни».
***
Бурным развитием скотоводства отличалась вторая половина бронзового века в жизни человечества. Известные нам древние летописи не сообщают о племенах, которыми берега Дона были заселены так плотно, как ни в какую другую эпоху. Причём, речь учёные ведут о людях «однородного облика». Это уже определённо указывает не на племенной, а на территориальный характер общественно-политического образования, что уже более присуще формам ранней государственности, – отмечают воронежские археологи А.З. Винников, А.Т. Синюк.
Это население «однородного облика» сумело впервые с наилучшей пользой соединить различные виды хозяйствования – скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство, собирательство даров природы. Они «использовали практически все известные к бронзовому веку способы получения продуктов, что позволило в достаточном количестве обеспечить ими всех. Видимо, это привело к сокращению ежегодных голодовок, понижению смертности, в особенности, детской. Скотоводство продолжало играть ведущую роль в хозяйстве. По данным древней зоологии, в стаде на первом месте был крупный рогатый скот, на втором – мелкий рогатый скот, далее лошадь и на последнем – свинья.
В скотоводстве выделилось несколько направлений, которые восстановлены археологами. Во-первых, придомное скотоводство, когда стада пасли на пойменных лугах вблизи своих поселений. Во-вторых, в засушливые годы, когда травы выгорали, теряя свою питательную ценность, пастухи со стадами откочёвывали на некоторое расстояние от посёлков, чтобы воспользоваться новыми лугами. Это отгонное скотоводство. И, в-третьих, если же засуха продолжалась долго, пастухи вынуждены были заниматься перекочёвкой с места на место. Это кочевое скотоводство.
В зимнее время прокормить животных было нелегко. Снежный покров не давал возможности скоту добывать корм из-под снега. Поэтому племена эпохи бронзы устраивали зимники – места, где хранилось сено, накопленное летом, находились приспособленные для зимних условий жилища. На остатках таких поселений археологи находят много битой посуды, костей животных, остатки жилищ, углублённых в грунт, типа полуземлянок (археологи В.Д. Березуцкий, П.М. Золотарёв).
Раскапывая городища, так учёные называют древние, поселения, они попытались восстановить долговременные жилища наших земляков из тьмы веков. Оказывается, мы ведь ничего нового не придумали. И в ту пору избы ставили срубные, рядом ведь строевой лес. Кстати, соплеменников они хоронили в небольших, по телосложению покойного, деревянных срубах. Потому историки в научной литературе поименовали эти племена скотоводов и земледельцев – «срубниками».
Строились и жилища – «столбянки». С чём-то схожие с крестьянскими хатками, поныне доживающими свой век. В землю вкапывали столбы. Стены лозового плетения обмазывались снаружи и изнутри глиной, крыша двускатная.
Место жительства выбирали или в междуречье у слияния двух речек, или на высоких берегах рек в опояске крутых оврагов, склоны которых подрезали для неприступности. С напольной стороны сооружали глубокие рвы и высокие валы. Чем ни крепость! У нынешнего хутора Мостище Острогожского района поселение было огорожено валом длиной без малого в километр. Городища занимали от полутора до двадцати гектаров. Под защитой здесь располагались жилой посёлок и большие загоны для скота.
Сено на зиму заготавливали с серпами-косарями в руках. Свидетельством тому – отрытые близ нынешнего села Терешково Богу-чарского района орудия косца, ставшие теперь редкостными находками для музея.
И тогда пастухи стерегли стадо «с музыкой». Водном из степных курганов тысячелетия ждала археологов «флейта Пана» – своеобразный пастуший музыкальный рожок из последовательно удлиняющихся восьми трубочек – полых костей крупной птицы – дрофы или журавля.
Именно с таким инструментом, сделанным из камыша, до нас дошли изображения Пана – древнегреческого божества, покровителя стад, пастбищ, лесов. Он же брал под защиту и пастухов, которые в благодарность совершали в честь Пана различные ритуалы с жертвоприношениями. Атрибут божества – флейта. Скотоводство у катакомбных племён было очень развито. Если б существовал обычай сопровождать каждого пастуха на тот свет с флейтой, то археологи обнаружили бы их в больших количествах. Вероятнее иное: флейта Пана в погребении являлась атрибутом того, кем отправлялись религиозные ритуалы, а именно – жреца. Добавим, что подобные музыкальные инструменты распространены у многих скотоводческих народов вплоть до настоящего времени, но в погребениях простых пастухов они не встречаются (археологи А.З. Винников, А.Т. Синюк).
За бронзовым следовал железный век. На этом рубеже следы скотоводов теряются. Причиной тому – повсеместное зимнее похолодание и усиление летних засух. В главной здешней реке Дон уровень стока воды упал более чем в четыре раза! Хоть в современной расхожей песенке утверждается, что «у природы нет плохой погоды», но именно она погнала людей с обжитых мест в поисках богатых травами пастбищ.
***
Опять веками донскую степь топчут копытами своих коней кочевые племена. Вновь постоянно обживать берега Дона стали наши дальние предки. Археологами открыты городища, которые населяли древнерусские славяне в шестом – десятом веках уже новой эры, нашей, отсчёт лет в которой ведётся от рождения Иисуса Христа. Они тоже занимались скотоводством. «Разводили преимущественно крупный рогатый скот – коров, быков, волов, но численно преобладали коровы».
Вражьи нашествия полчищ «неразумных хазар», Золотой Орды вынудили славян покинуть восточные границы Древней Киевской Руси. Увидят вновь свой родимый Дон потомки, переселенцы с берегов Днепра, только в середине семнадцатого века. Придут сюда наши прямые предки не с пустыми руками. В их обозах за телегами будут шагать на налыгаче – на верёвочной привязи кормилицы-коровы. Сейчас бы о них сказали: непрезентабельные – низенькие ростом, серенькие цветом шерсти. Но именно эта порода – черкасская или малороссийская, позже её поименуют украинской – станет спасительницей крестьянской семьи.
По мысли зоотехников именно она – «при сохранении столь ценного для России качества: способности переносить лишения, довольствоваться малым количеством корма, короче – терпеть голод и холод – во всём этом древнерусская порода крупного рогатого скота далеко превосходит все западноевропейские породы».
Как в крестьянской семье ждали сына, схоже благословляли и корову перед отёлом на то, чтобы она принесла бычка. Из него выпестуют вола с сильно развитыми плечами и холкой, глубокой плосковатой грудью, с прочными ногами и толстой грубой кожей. Крестьянину – земледельцу и чумаку, как нынче хлеборобу и шофёру-дальнобойщику, – нужна была рабочая тягловая сила.
***
Старая фотография в памяти отозвалась жутким мальчишеским криком:
– Кольке вол на ногу наступил!
Мы кинули игру в «ножичек» и подхватились бежать на зов. На краю поля корчился, катался приятель, зажав белобрысую голову в коленках. А поодаль недвижно стоял вол и спокойно жевал челюстями.
Сегодня редко кто объяснит, что это за животина, несправедливо, как мне ещё в далёком детстве казалось, обиженная в присловьях-поговорках. Ведь и сейчас в разговоре можно услышать: упрям, как вол, упёрся в стену рогами. Раньше родители почему-то пугали детей: будешь плохо учиться – пойдёшь волам хвосты крутить. Работа воловника считалась на селе, выражаясь по-современному, непрестижной. А ребятня, наоборот, не без зависти смотрела на деда Алёшу – повелителя в своём царстве на колхозном скотном дворе.
– Пантюха! Лысый! – Рогатые великаны послушно повиновались хозяину. Безропотно принимали на шею деревянное ярмо и впрягались в воз.
– Цоб! Цэбэ!
Вроде нехотя сдвигали высоченный стог сена на колёсах, а затем легко, будто играючи, катили его за собой по дороге. Схоже тащили горой нагруженную мешками с зерном телегу. В борозде тянули плуг, на пашне – бороны, сеялку. На косилке в загонке жали рожь-пшеницу.
Волы были за трактор-тягач и вместе с лошадьми вынесли на себе «тяжесть человеческих веков».
Отбирали их из лучших «сынков» коровы. Бычка кормили, холили. Укрощали и на третьей траве приучали трёхгодовалого быка ходить в ярме. На юге России его зачисляли в волы, а севернее по-прежнему звали быком.
Окончание в следующем сообщении
|