О русском ценностном кодеВот уже более двух десятков лет правящий слой (власть) и интеллектуальная элита российского общества вполне безуспешно пытаются найти выход из исторического тупика, куда Россия попала вследствие революции 1990-х годов и распада СССР.
Поскольку основным показателем такого положения считается коллапс хозяйственной и политической системы Советского Союза, то и выход предлагается искать в рамках самых современных инструментов экономической сферы, рождённых глобализацией, — с помощью модернизации экономики, внедрения инноваций и информационных технологий.
Одновременно в российском интеллектуальном сообществе существует и иная точка зрения, согласно которой и основные причины национальной российской катастрофы, постигшей Россию в конце ХХ столетия, и излечение российского общества следует искать в идеологии.
Кризис действительно масштабный, и проявляется он по-разному, но главным образом — в кризисе верхних эшелонов политической власти и в отсутствии внятных идеологических ориентиров в обществе. И прежде всего в семье, где массовым стало явление, когда «дети всё чаще забывают о родителях при жизни, а родители "не помнят" о детях в завещании» («РГ», 28.06.2011). Глубину морального падения нынешнего российского общества можно сравнить разве что только со Смутой 1612 года. Тогда ведь тоже разложение общественной ткани началось с кризиса верховной власти и утраты идеологии, скрепляющей в единое целое все составные части русского общества.
Нынешнее наше состояние отличается от времён Смуты ещё и распадом культурной идентичности российского общества. Но и это не новость. На протяжении ХХ века эта идентичность была по меньшей мере дважды подвергнута тяжелейшим испытаниям. Первый сокрушающий удар по ней нанёс большевистский переворот в октябре 1917 года. Через 70 лет русской идентичности удар был нанесён революцией 1990-х годов.
А ведь до 1917 года русская культура исторически несла в себе богатый спектр достижений духовной жизни малочисленных народов Российской империи, приобщая их с помощью русского языка к другим мировым культурам. Модный ныне, в условиях современных глобализационных процессов, термин «мультикультурность», обозначающий безконфликтное (толерантное) развитие разных национальных культур в Европе и США, на самом-то деле на практике успешно существовал ещё в XIX веке в Российской империи. Но при этом в отличие от нынешних Европы и США в этой мультикультурности в Российской империи существовал мощный, несущий основную интеллектуальную и энергетическую нагрузку стержень в виде русской исторической культуры. Вот сюда, в самое сердце культурной российской идентичности, большевики и нанесли целенаправленный удар — по русской нации и её культурной идентичности, использовав для этого борьбу с религией.
Хорошо известно, что одним из главных факторов любой национальной культуры всегда выступает господствующая религия. В Российской империи такой религией на протяжении многих веков было Православие. Большевики физически уничтожали русских священнослужителей и разрушали церковные храмы. Под лозунгом «Сбросим Пушкина с парохода современности!» вначале футуристы (ещё до революции), а потом большевистски ориентированные «пролеткультовцы», «рапповцы», «напостовцы» и им подобные под видом борьбы за духовный прогресс стремились уничтожить вековую русскую культуру, а вместе с ней и саму русскую нацию — физического и духовного носителя этой культуры.
Предлагаемые нынешней политической властью материальные методы выхода из глубокого кризиса, в котором ныне находится российское общество, безусловно, могут сыграть позитивную роль, но только в том случае, если они будут поддержаны духовно-ценностным ренессансом в обществе. Правда, исторический опыт 1612-го, 1812-го и лета 1941 годов показывает, что для достижения искомого результата в сфере идеологии и культуры в обществе должен быть определён материальный субъект — носитель этой культуры и идеологии. То есть мощная социальная группа в обществе, которая добровольно взяла бы на себя бремя вывода всего общества из исторической катастрофы, и эта сила должна быть духовно-ценностно мотивирована. Другой такой социальной силы, кроме русского народа, русской нации, вокруг которой могли бы объединиться все остальные социальные и национальные субъекты, в российском обществе сегодня нет. Да и никогда не было. К кому 3 июля 1941 обратился за помощью Сталин? К советскому народу? Да нет, к русской нации.
Эта относительно простая истина ныне разделяется многими. Хотя предложения высказываются разные. Так, политтехнолог С.Белковский считает, что таким социальным субъектом может выступить праволиберальный элитный социальный слой. «Русские по менталитету и культурному коду готовы к модернизации европейского типа… но необходимым условием является наличие модернизационной элиты. Это примерно 2 миллиона 780 тысяч человек».
С моей точки зрения, никакая элитарная группа в российском обществе справиться с поставленной задачей не сможет. Простое соображение: в состоянии ли хоть какая элитарная социальная группа справиться с таким злом, как проникшая буквально во все поры общества коррупция? Нет, эту беду можно преодолеть только в том случае, если коррупционеры всех мастей столкнутся с мощной социальной силой, которая создаст в обществе атмосферу неприятия и осуждения коррупционных действий государственных чиновников. Принятием только антикоррупционных законов такого эффекта не добиться. Не внушает надежд в этом плане и никакая «элитарная» теория или гипотеза.
На деле «элитарная» гипотеза уже показала себя. Навязанные российскому обществу такими силами схемы и привели к нынешнему кризису.
Вывод: опираться для выхода из кризиса нужно на мощную социальную силу. В настоящее время такой силой может выступить только русская нация. Почему именно на неё должен быть сделан акцент?
Во-первых, русская культура, исторически завязанная на Православии, имеет более чем 1000-летнюю историю существования и развития на территории всей России. Все без исключения нации и народы России стали известны мировому сообществу через и посредством русского языка и русской культуры. А суть русской культуры и её сила заключены в нравственных началах, получивших отточенное воплощение в священных текстах Русской Православной Церкви. Во-вторых, формы государственной организации российского общества исторически выкристаллизовались на протяжении веков путём развития русских традиционных государственных форм. В-третьих, русский язык является естественным языком общения всего населения страны. В-четвёртых, русский народ представляет собой абсолютно многочисленную в российском обществе социальную группу (около 80% от всего населения РФ), к тому же только он обладает компактным проживанием во всех национальных средах.
Но русская нация за 70 лет большевистского правления в значительной степени утратила свою культурную идентичность, а после 1991 года и вовсе растеряла даже её остатки. В середине июня 2011 года три известные в стране авторитетные исследовательские организации, изучающие общественное мнение в разных слоях населения — ВЦИОМ, Фонд общественного мнения и Левада-Центр, — выступили с аналитическим докладом, суть которого была выражена предельно кратко: «Россия переживает самую длительную социальную депрессию за последние 10 лет». В среде населения формируется устойчивое представление о невозможности изменений к лучшему, резко растёт негативное отношение людей к руководству государства и регионов.
Весной прошлого года мне довелось совершить путешествие на поезде по двум маршрутам: Москва — Вологда и Москва — Саратов. Когда едешь в сторону Русского Севера, то перед глазами проплывают ветхие унылые дома с обшарпанными стенами. Много заброшенных скотных дворов с зияющими провалами незастеклённых окон. Заросшие сорной травой когда-то культурные поля. Лишь иногда порадует глаз административное здание на крупной железнодорожной станции, подремонтированное и покрашенное свежей краской. Да ещё сияют золотом купола православных церковных храмов. И абсолютное преобладание одноэтажных деревянных построек.
Совсем иная картина к югу от Москвы. Тоже ведь Россия, но совсем другая.
Ухоженный жилой сектор. Добротные, преимущественно кирпичные двух- и трёхэтажные хозяйственные постройки. Свежая штукатурка, яркие, окрашенные в весёлые цвета стены. Аккуратно ухоженные и хорошо обработанные поля. Да и сам Саратов производит очень приятное впечатление — красивый, уютный город с множеством старинных зданий и вывесок частных магазинов и фирм.
Но есть и общее, что объединяет и Русский Север, и Русский Юг. Это надписи лозунгового характера на заборах, огораживающих железнодорожное полотно. Что интересно: надписи оказались одинаковы, что в сторону Вологды, что в сторону Саратова. Как правило, все эти лозунги направлены в адрес власти, и все они — остро критические.
Надписи на заборах — это выражение настроений тех групп населения, которые хотят публично высказать снедающее их настроение. Понятно, кто пишет эти «дацзыбао». 50-летний мужик на забор для того, чтобы написать лозунг, не полезет, ему бы достало времени заработать на хлеб насущный для себя и семьи. А у молодёжи и свободного времени побольше, и сдержанности в своих действиях поменьше, и адреналину в крови хоть отбавляй.
Некоторые из этих заборных надписей я перенёс в свой дневник. Вот они в первозданном виде: «Русские — кончайте бухать!», «За Русь святую!», «Власть против русских», «За Русь!», «Мусора — позор России!», «Русские —проснитесь!», «Россия — вперёд!» и даже: «Россия forever!». В разных вариациях и разными словами, но эти мотивы повторяются с завидным постоянством.
Модные нынче утверждения о якобы безвозвратной утрате русским народом силы и жизненной воли, о неспособности русской нации на какие-либо социальные и политические действия по сути своей ошибочны. Настроения русского народа нынче скорее уж напоминают глубинный пожар в торфяных болотах: на поверхности лёгкий сизый дымок, а в глубине — сумасшедшая температура пожара, которая, если вырвется наружу, может в мгновение ока без остатка сжечь любое политическое построение. Этой силе сегодня недостает только организующего начала и своего лидера.
А ведь при этом совсем не нужно «дразнить гусей», провозглашая русский народ каким-то там ведущим, руководящим в концерте наций и народов и т.д. Проблема решается гораздо более простыми методами: несколькими дополнениями в тексте Конституции РФ, принятыми на всенародном референдуме. Ст.3, п. Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Статью можно дополнить следующей строчкой: «…стержнем (основой) которого исторически выступает русский народ».
И более ничего добавлять на этот счёт в Основной Закон страны не нужно. Демократия — это ведь просто обязательное подчинение меньшинства населения воле большинства, как это имеет место во всех цивилизованных странах. Вот и восстановление авторитета русского народа в идеологическом (только) плане отвечает этой максиме.
Владимир Дмитриевич КУЗНЕЧЕВСКИЙhttp://russdom.ru/node/4886