Единственный человекСлово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном Протоиерей Александр Шаргунов Христос воскресе!
Воскресение Христово — наша самая великая радость — дана нам великой скорбью, и мы также должны быть причастниками этой радости многими скорбями.
Блажен человек, который претерпевает скорби с терпением и упованием на Господа. Лучше один день в скорби с Господом, чем тысячу дней и тысячу лет, если бы это было возможно, — в радости и безумном веселии без Христа. Мы все прекрасно знаем, и слово Божие сегодня нам снова ясно напоминает, что причиной скорбей является грех — наш собственный, грех наших родителей, грех других людей, окружающих нас. Все страдают из-за собственных грехов, и в первую очередь нужно, конечно, видеть собственные грехи, а не искать вокруг: «Кто виноват в моих скорбях?» И не говорить: «Почему это случилось именно со мной и почему именно мне послана такая страшная болезнь?» Не спрашивать: «Почему у меня вдруг отнято все, ради чего я трудился всю жизнь?» «Почему именно мои дети погибли в автомобильной катастрофе?» «Почему Господь не дает мне благодати?»
Только глупый, говорит слово Божие, думает, что скорби — это зло. На самом деле, скорби — это милость Божия. Они даются людям, потому что оброки греха — это смерть. Грех означает смерть. Если следовать правде и справедливости Божией — там, где грех, должна быть и смерть. А вместо этого Господь дает скорбь, то есть исцеление от смерти, для того чтобы у человека была жизнь. Вот почему мы всегда должны повторять слова святых отцов о том, что в будущей жизни человек будет жалеть, что у него мало было скорбей.
В будущей жизни люди и народы, которые благоденствуют, пребывая в грехах, будут жалеть о том, что у них не было скорбей — того исцеления, которое Господь дарует по Своей неизреченной милости согрешающим людям. Слово Божие исповедует тайну Церкви устами апостола Петра: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 13).
Все наши скорби есть участие в скорбях Христовых. Через них мы получаем очищение. Если бы не было очищения, если бы семя греха росло беспрепятственно, если бы оно не было исторгнуто с корнем нашими скорбями, если бы оно не было сожжено огнем благодати Божией — то грех, однажды сотворенный, мог бы заполнить, разрастаясь, всю душу человека. Душа наша была бы сосудом смерти, а не сосудом жизни — тем, для чего она уготована. Апостол поэтому и говорит, чтобы мы радовались в скорбях и проникали в самые сокровенные глубины жизни, во все, что происходит в мире и с каждым из нас, чтобы вообразился в нас Христос.
Божественная литургия, которую мы служим каждый день, Евхаристия — то есть благодарение — составлена человеком, который после многих великих скорбей, умирая, сказал: «Слава Богу за все». Такое благодарение есть уже приобщение Божественным тайнам: причастие святых Христовых Таин, Креста Христова, Его Воскресения, которое возможно только тогда, когда человек произносит это благодарение не одними только устами. Но как этого достичь? Вот вопрос.
Святая Церковь знает множество праведников — людей, которые были в скорбях и ими прославились. Сегодняшний праведник, о котором мы слышим в Евангелии, был великим грешником, потому что в течение тридцати восьми лет лежал у Силоамской купели, ожидая исцеления, и не мог получить его. С одной стороны, это событие показывает нам, что такое грех. Человек может тридцать восемь лет тащить с собой причину своей болезни, пока не увидит, что является причиной его страданий. А можно не тридцать восемь лет, а больше — всю жизнь, и даже в вечности — быть с этим грехом, если он нераскаян.
С другой стороны, нам показано, как велика сила и любовь Господня. Она воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Это событие произошло на Овчей купели — Евангелие, которое звучит почти каждый день во всех храмах, когда совершается освящение воды. Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что в Иерусалимском храме были Овчие ворота, через которые проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в купели омовение, и это было прообразом того, что относилось к Самому грядущему Агнцу и Пастырю — Христу. Ангел Господень раз в году сходил в эту купель, и только первый входящий в воду получал исцеление. Но теперь Сам Господь приходит сюда, Сам Пастырь всех овец, всех ангелов и всех людей, чтобы спасти одну Свою погибающую овцу. Значит «Овчая купель» — наименование, которое было дано этому месту пророчески, ради того события, свидетелями которого мы сегодня являемся, — ради того, чтобы пришел Пастырь Добрый, голос Которого овцы слышат и идут за Ним, и Он дает им исцеление и вечное спасение.
А теперь о том, какой подвиг взял на себя этот человек. Да, он грешник, и, может быть, совершил какой-то особенный грех, и потому таким образом наказан Богом. Но нас более всего поражает его великое святое терпение, с которым он переносит свою болезнь. Тридцать восемь лет — это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии мы находимся. Когда у нас радость, когда тем более благодать, — время летит на крыльях. Так быстро, что его как бы вообще не существует. Когда же приходит к нам горе или болезнь — время не то что без крыльев, оно, как мы видим здесь, без ног, и может только ползти. Или вообще стоять на месте. Время не движется — ад уже на земле. И так в течение тридцати восьми лет, час за часом. Тридцать восемь дней поболеть тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет! А здесь — тридцать восемь лет, день за днем и год за годом.
Этот человек являет подвиг. Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье — он порой готов сам на себя наложить руки. Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается Крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.
«Хочешь ли быть здоров?» — этот вопрос Господь задает каждому из нас. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, — отвечает Спасителю больной, — когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Нет человека. У слепого есть поводырь, у хромого есть родственники, у другого евангельского расслабленного — друзья, а у этого, лежащего у купели, в целом свете нет ни одного человека, который мог бы ему помочь. Хотя тысячи людей вокруг, все человечество, можно сказать, а ни одного человека нет. Напротив — Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. И нет ни одного человека.
У него не было человека, сказано в Синаксаре сегодняшнего дня, и потому Слово Божие, Бог Превечный стал человеком, чтобы придти к этому больному и спасти его.
Христос говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи, и больше не греши, да не горше что тебе будет». Господь снова показывает Свое величайшее милосердие, Свою силу. Тело исцелено для того, чтобы стало видно, по какой причине оно болело в течение столь долгого времени.
«Да не горше что тебе будет», — потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если мы отвергаем милосердие Божие, если не хотим строить свои отношения с Богом на таких условиях — есть правда Божия. Это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас. Господь снова и снова принимает нас в покаянии, снова и снова повторяя эти слова. Его милосердие как будто снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдой последнего Страшного Суда, или того, что произойдет прежде Страшного Суда здесь на земле с нами.
Мы видим, что понимание этой тайны (того, о чем говорит Христос), сокрыто от людей, которым вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они спрашивают исцелившегося: «Сегодня суббота. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе с исцеленным изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» — а для того, чтобы узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его как осквернителя субботы.
За что они хотят убить Христа? За то, что Он был единственный Человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, который также неслучайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И неслучайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.
Неслучайно пришел этот единственный Человек на Овчую купель. Он пришел, потому что для Него каждый человек — единственный, и Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради кого Христос воплотился и к кому Он идет. Ради этого человека Он будет убит лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.
Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? Все, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят, не восемьдесят лет лежит — и нет ему исцеления.
Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще час Его. Но наступит время, когда ради спасения всех Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки человек грешных, чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
06.05.2023Источник