Елена ПУСТОВОЙТОВАПатриотизм против евроатлантизмаЕвроатланти́зм как политическая философия «общности судеб» государств Северной Америки и Западной Европы под колокол экономического кризиса готовится к собственным похоронам. Симптоматично, что сейчас его наиболее пылкими адептами выступают не государства «старой Европы», где всё громче звучат голоса и идеи национального достоинства, а вчерашние перебежчики из Варшавского договора - Польша, Румыния, отчасти Украина, запоздало стремящиеся продемонстрировать свою лояльность Западу. * * *
Испания провела частичную национализацию четвертого по величине банка страны Bankia, чтобы спасти его от банкротства. Но трудности преследуют не только Испанию. Как сообщает Би-би-си, в апреле значительно сократился частный сектор экономики во всей еврозоне, намного больше, чем ожидалось. Индекс PMI – он составляется финансовой компанией Markit на основе опроса менеджеров по закупкам и отражает динамику деловой активности, упал до отметки 46,7 по сравнению с мартом, когда он составил 49,2 пункта. Значение индекса выше 50 пунктов означает рост активности, менее 50 - спад, равное 50 пунктам - стагнацию. Нынешний показатель - один из худших за последние три года. И причина тому проста: чувствуя надвигающуюся беду, в Европе уменьшают количество новых компаний и расширяют вывоз производства.
В Италии производство в промышленном и секторе услуг опустилось до трехлетнего минимума. Крупнейшая экономика Европы Германия погрузилась в стагнацию.
Количество открывающихся новых компаний сокращается в течение девяти месяцев подряд, а безработица растет уже четвертый месяц.
На этом фоне
понятно решение Федеральной резервной системы (ФРС) США одобрить вхождение нескольких государственных банков Китая на американский рынок и покупку ими акций американских кредитных организаций.
Банковской холдинговой компанией станет крупнейший банк КНР Industrialand Commercial Bank of China Ltd. (ICBC). Китайские финансовые организации впервые получили разрешение приобрести американский банк, получив контроль над The Bank of East Asia (US). Кроме того, ФРС дала разрешение одному из крупнейших банков Китая Bank of China Ltd. открыть дополнительное отделение в Чикаго. Аналогичное разрешение американский регулятор выдал китайской кредитной организации Agricultural Bank of China Ltd.
Если твой крупнейший торговый партнер никак не избавится от финансовой лихорадки – пришла пора открыть двери другому, тому, кто давно в эту дверь стучится.
Судороги евросистемы хорошо чувствуют и понимают даже за Ла-Маншем. Британская The Independent пишет, что без девальвации греки, у которых национальной валюты нет, могут восстановить конкурентоспособность только посредством реального сокращения заработных плат. После того, как президентом Франции был избран социалист Франсуа Олланд, а в Греции рухнула поддержка партий, договорившихся об урезании бюджета в соответствии с пактом о стабильности евро, принятым по инициативе Германии, на континенте сторонники «заимствований ради роста», безусловно, приободрились. Однако, считает газета, «беда в том, что единственное рациональное решение проблем еврозоны, если они хотят, чтобы она осталась зоной единой валюты, требует полного политического союза с фискальными трансферами на панъевропейской основе - точно так же, как, скажем, налогоплательщики Англии финансируют Уэльс и Северную Ирландию».
Кто будет содержать «дотационные регионы Европы» - понятно: Германия. Но тогда ее недавние финансовые гарантии более чем на 200 миллиардов евро для поддержки единой валюты могут показаться сущей мелочью. «Нет признаков того, что немецкий электорат готов на это пойти, - справедливо замечает газета, - но если он и согласится, то только в том случае, если получит абсолютный политический контроль над тем, как расходуются его деньги. В этом и заключается проблема: большинство греков уже считает недопустимым и унизительным то, что Германия требует взамен за финансовую помощь повышения налогов, реформы трудового права и продажи греческих государственных активов».
Что ж, греки - патриоты своей родины. Но как не хочется об этом говорить западным журналистам! «Планы нацистов по установлению господства в Европе вспоминают также в Италии и Испании, словно они были аналогичны нынешнему положению дел на континенте, - читаем в последнем номере National Interest, - в Германии зреет ответная реакция, окрашенная усиливающимся недовольством ее граждан перспективой субсидирования южноевропейских экономик-банкротов, и «теперь в немецкой прессе тиражируются полурасистские стереотипы о ленивых греках и незаконопослушных итальянцах».
То, что сегодня переживает Европа, - лишь следствие насаждения на континенте евроатлантизма, попыток учреждения «Соединённых Штатов Европы», что выразилось сначала в создании НАТО, а затем во введении единой евровалюты. Канцлер Германии Меркель еще в прошлом году предупреждала: «Никто не должен полагать, что еще полвека мира в Европе - это данность; нет, если падет евро, падет Европа. Этого нельзя допустить».
А в последнем номере Spiegel вы прочтете уже иное: «Евро может быть по-настоящему опасным в связи с той уникальной особенностью, которая отличает его от доллара, юаня и всех прочих валют: евро - это дом без хозяев, валюта без политической защиты, без единой фискальной политики... Обычно, когда экономика слабеет, страна проводит девальвацию своей валюты, что позволяет увеличить экспорт и тем самым сократить дефицит. Но в валютном союзе это не работает. Если одна страна не может эффективно управлять своей экономикой, единая валюта выполняет функцию наручников».
Конечно, для греков, испанцев, итальянцев, французов эти наручники не позволяют провести девальвацию и восстановить конкурентоспособность в рамках еврозоны. Им оставлена только одна возможность - реальные сокращения зарплат и пенсионных выплат. Вот потому там и кипит.
А что если Греция не сумеет сформировать правительство, готовое проводить в жизнь план стабильности евро? В этом случае, даже выходя из еврозоны плавно, даже не провоцируя крах всей системы, Греция покажет путь другим странам Европы – единственно возможный путь к достижению контроля над собственной экономикой.Для «политических генералов ЕС» это немыслимо. Как пишет Spiegel, «распад евро не только не обсуждается открыто; он даже не обсуждается в частном порядке, когда мы встречаемся. Это в буквальном смысле слова нечто невыразимое».
Именно так, невыразимо для политиков сегодняшнего, а точнее - вчерашнего дня, ибо завтра их сменят другие. В этом нет никакой крамолы – нарастание политической воли у «националистов» на европейском пространстве от Скандинавии до Апеннин всё заметнее.
Начнем с того, что транснациональные компании торгуют в Европе так, как если бы у каждой страны была собственная валюта. Точно так же и банки, работающие в Европе, начинают приводить в соответствие национальные активы и пассивы, и, более того, их к этому подталкивает Европейский центральный банк.
Жак Аттали (Jacques Attali), бывший советник предыдущего президента-социалиста Франции Франсуа Миттерана, заявил, что евро «не просуществует и пять лет... если не возникнет единое европейское государство». О супердержаве в Старом Свете мечтает на страницах Financial Times и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, но даже и он не рискует изображать это единственным вариантом будущего. По Сикорскому, возможен и распад Евросоюза: «Если общие институты ЕС атрофируются, он быстро утратит политический вес. Возрождающаяся Россия и напористый Китай заполнят вакуум». Хотя поляку ближе другой вариант - перманентный политический союз, оставляющий полномочия во многих сферах за национальными государствами. В ведении государств-членов останутся вопросы культуры, религии, образа жизни и основные налоговые ставки. Сикорский рекомендует объединить посты председателя Еврокомиссии и Европейского Совета и избирать этого лидера как минимум в Европарламенте. «Только тогда мы сможем энергично действовать на международной арене сообразно нашему экономическому весу», - считает Сикорский.
Громкий треск еврокаркаса для европолитиков потому им и страшен, что означает конец их политической карьеры. Британская The Guardian на днях откровенно призналась: «Наблюдаемый на выборах во Франции и Греции взлет крайне правых, который произошел на волне того, что население голосовало против режима жесткой экономии, вызывает чувство озабоченности по двум причинам. Внушает опасение само существование этих партий, а также высказывания и намеки их лидеров. Впрочем, если взять Николаоса Михалолиакоса (Nikolaos Michaloliakos), лидера партии «Золотой рассвет» (Golden Dawn), который в прошлом году, выиграв муниципальные выборы и получив место в городском совете Афин, поприветствовал его членов, выкинув руку в нацистском салюте, он даже не разменивается на намеки. То, что его партия чернорубашечников, известная своими нападками на иммигрантов, которая считалась самой маргинальной из всех, участвовавших в парламентских выборах три года назад, набрала сегодня 7 процентов голосов, то есть вдвое превысила планку, позволяющую попасть в парламент, само себе способно повергнуть в шок.
Не менее тревожным симптомом выглядит и то, что политики, представляющие господствующие партии этих стран, неуклонно сдвигаются на позиции крайне правых. Все мы видели, как Антонис Самарас (Antonis Samaras), лидер партии «Новая демократия», пообещал отменить закон, по которому дети легальных мигрантов получают гражданство, а Николя Саркози в последние две недели своей обреченной на неудачу кампании вдруг перешел на язык Национального фронта – вот два наиболее недавних примера подобного поведения… К сожалению, эта пагубная тенденция, присутствующая в политических дебатах, затрагивает всех. Франсуа Олланд (François Hollande) почувствовал необходимость ужесточить свои взгляды на иммиграцию и заявил о том, что в период кризиса ограничение числа экономических мигрантов является не только крайне нужной, но и неизбежной мерой... Г-н Саркози позаимствовал некоторые положения программы Марин Ле Пэн (Marine Le Pen), опасаясь потерять голоса центристов. В результате г-н Саркози как политик ушел в небытие, а г-жа Ле Пэн укрепилась на политической арене и в июне попытается конвертировать полученные ею в первом туре выборов 17,9 процентов голосов в реальные парламентские места… Все вышеупомянутое означает, что принципы демократии все же имеют значение, их нельзя игнорировать. Когда Брюссель или Берлин упускают этот простой факт из вида, избиратели тянутся к более простым и уродливым решениям».
С удовольствием подпишусь под всей цитатой, кроме последней пары слов: решение, которое принимают избиратели, видя, как постепенно разрушается уродливое евросоюзное объединение, основанное торговцами, - единственно верное, с какой стороны на него ни взгляни. На смену евроатлантизму в Европу возвращается трезвый национальный патриотизм.
http://www.fondsk.ru/news/2012/05/14/patriotizm-protiv-evroatlantizma.html