Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

(1/3) > >>

Александр Васильевич:
Протоиерей Владимир Переслегин


Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?



Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.

Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания.

Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды (Пространный Христианский Катихизис, Введение).

Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью Жития Святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография Святых угодников Божиих – являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания, и в этом качестве – предметом веры в Церковь.

Является ли Житие Святителя Николая Чудотворца «учением веры»?

Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь «правилом веры». Его житие назидает не в чем ином, как в Вере Православной:

«Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае. что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.

Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен.

Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию» (Жития Святых святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).

Вопрос: Что значит веровать в Церковь?

Ответ: Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа (Пространный Христианский Катихизис, часть вторая, о Вере).

Благодать Божия учит, а мы – согласно Символу веры – веруем, то есть – повинуемся – ее учению.

Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли «выдумку» о ней бесчисленные Святые – от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадтского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает Ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием. Мы веруем в Успение и Введение Божией Матери. Мы веруем и в рождество Святителя Николая от благочестивых Феофана и Нонны.

Веруем в Благодатный Огонь.

Веруем в Церковь.

«Политкорректную версию» неверующих транслирует, в частности, протодьякон Андрей Кураев в своей статье «День Святого Валентина»:

«Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869–1873 гг., и имена родителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, – заимствованы из жития святителя Николая Пинарского.
Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели. А вот история о пощечине, данной Николаем Арию, отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – с новогреческого Жития, составленного студийским иноком Дамаскиным».

Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор – знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.

«Пощечины не было». «Годунов не посылал убийц к Царевичу Димитрию». «Грозный не убивал своего сына – это выдумка масонов». «Террора не было, была борьба за единство Государства». «Отречения Николая Второго не было, это подмена». «У Распутина (и у Ельцина) был двойник».

Нет ли двойника у отца Андрей Кураева?

Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она – дар Божий. И она требует от Христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13:5).

http://www.blagogon.ru/digest/231/

http://antimodern.wordpress.com/2011/05/23/st_nicholas-3/#more-5219

протоиерей Георгий Завгородний:


Проповедь: http://f-georgiy.livejournal.com/129096.html

Александр Васильевич:
«Не о всем мире молю»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых отцов Первого Вселенского Собора



Продолжается праздник Вознесения Господня. В оставшиеся дни в течение этой седмицы Святая Церковь призывает нас молитвенно готовиться ко дню Пятидесятницы, когда впервые после долгого перерыва мы воспоем «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». Дай Бог, чтобы мы приняли утешение истины от Духа истины, потому что человек ничем не может утешиться, как только истиной. И он только тогда становится человеком, когда причастен истине. А в мире существует много лжи и греха.

Сегодня память святых отцов Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее. После того как императору Константину Сам Господь явил знамение Креста на небе и сказал: «Сим побеждай», тот прекратил гонения на христианскую Церковь, длившиеся почти три столетия. И сатана, видя, что ему не удается уничтожить Церковь физически, делает все, чтобы разрушить ее изнутри.

Первый Вселенский Собор отстоял, прояснил и утвердил православную веру. В то время появились лютые волки, не щадящие стада, как говорит апостол Павел (Деян. 20: 29), которые вышли из среды самих христиан. Дух Святой собрал святых Божиих людей на Собор, чтобы истинные Христовы учителя могли быть увидены и отделены от ложных. Это были особые, богоносные люди, ибо в них жил Христос, и сияние Христово отображалось в них.

Достаточно упомянуть трех из наиболее известных отцов Первого Вселенского Собора, чтобы мы могли представить, какими были остальные отцы. Прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских — «правило веры и образ кротости», — который заушил нечестивого Ария, потому что его ересь угрожала спасению людей, всего человечества. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трех ипостасей взял строительный камень, плинфу, и благодатью Духа Святаго из этого простого кирпича, кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода, а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны Пресвятой Троицы стали ясны языческому философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого — непрестанные ссылки и изгнания. Были времена, когда только он один из всех епископов оставался православным, потому что все остальные епископские кафедры были заняты еретиками-арианами.

Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своем теле раны, полученные во время недавних гонений на веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали ему глаз, требуя отречения от Господа. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что они были бесстрашны в стоянии за истину в годы гонений. Они могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет истинный, свет Христов. И этот свет истины, как мы сказали, запечатлевался на их лицах и в их речах.

Они воистину были верны до конца Тому, Кто принял Крестную смерть ради нашего спасения, были причастны всем тайнам веры. Они были просвещены самой истиной. Исповедание спасительной Божественной истины, которая запечатлена в Символе веры, их устами произносил Сам Дух Святой.

Будем помнить всегда, какой ценой обретается истинное богословие. «Отдай кровь и прими Дух», — говорят святые отцы, прежде чем говорить о том, о чем можно говорить только в Духе Святом. Увы, мы можем часто наблюдать людей богословски очень образованных, хорошо говорящих и обладающих не только гибким умом, но, как говорится, и гибкою совестью. Когда одно сочетается с другим, ум становится слепотствующим в исповедании догматов. Уста еще произносят, как будто, те же самые истины, но они не могут передать их другим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еретиках, что это были люди часто выдающиеся по своему уму, но страстные в аскетическом смысле этого слова, то есть подверженные самому главному греху, в котором присутствуют все грехи, — гордыне. Свой ум они ставят выше разума Церкви, в то время как «Церковь имеет ум Христов» (1 Кор. 2: 16).

Мы слышим сегодня в Евангелии Первосвященническую молитву Спасителя. Она воистину исполнилась на святых отцах Первого Вселенского Собора. «В том вечная жизнь, — говорит Господь, — да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа». Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах (Мф. 16: 17). Это неложное, непрелестное знание Бога никто не может дать, кроме Бога. Оно дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь — те, кто принадлежат ей, — должны сами познать истину не одним умом, но ощутить в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей жизни. Если есть присутствие Его в нашей личной жизни, мы становимся связанными с жизнью других людей. Эта истина принадлежит всем — и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» (Ин. 10: 16). Истина — это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.

Без любви нет Церкви. Апостол Павел говорит сегодня Ефесским пастырям: «Три года я день и ночь со слезами проповедовал вам о Христе» (Деян. 20: 31). Почему же он со слезами проповедовал? Потому что видит: как бы ни был человек грешен, он создан для небесной жизни. Где умирает любовь, говорят святые отцы, там умирает дело Христово, там Церковь перестает быть Церковью.

Об этой любви говорит сегодня Господь в Своей Первосвященнической молитве: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо они Твои». Неужели Господь не молится о всех, а только о Своих учениках? Ученики Христовы, говорят святые отцы, — это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мир зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: вначале надо оградить малое поле — то, с чего началась Церковь Христова, — надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.

Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе таких, кто горделиво предлагал осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, — говорят враги православия, — оно слишком требовательно: бесконечные посты, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и спасем сразу всех».

«Не о всем мире молю», — говорит Господь. Так всемирный потоп, несмотря на кажущуюся жестокость, был проявлением Божией заботы о всем человечестве. Чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь остальные ветви, которые настолько прогнили, что могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление Израилем нечестивых языческих народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Если бы не сохранился в человечестве этот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором говорит апостол Павел (Рим. 9: 27), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мир Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, «находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега» (1 Пет. 3: 19-20). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, которые приняли проповедь покаяния, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мире, все катаклизмы, потрясения, войны — все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15: 11-12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

«Не о всем мире молю», — молится Христос. Весь мир так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (1 Ин. 4: 9). Христос молится о мире и умирает за этот мир. Но прежде всего Он молится за тех, кто принимает Его слово истины и верует Ему. Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.

Господь видит опасность, которая исходит от мира для Церкви Его. «Сохрани их от мира», — молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.

«Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста, — молит Господь, — но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их». И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.

«Отче Святый», — говорит Он. Бога Христос называет Святым, то есть Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла», — говорит Он. «И избави нас от лукавого, — молимся мы Господу, — защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего». Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.

Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы Сам Господь защитил нас. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос — наша радость. Без Него всякая радость меркнет и становится быстро своей противоположностью.

Христос — наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость — каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек — радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью.

Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: «Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине» (3 Ин. 1: 4).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/15/ne_o_vsem_mire_molyu/

Александр Васильевич:
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора



 Сегодня мы празднуем память св. Отцев Первого Вселенского собора. Он состоялся более полутора тысяч лет тому назад, в 325г. от Рождества Христова, в г. Никее. На нём присутствовали 318 епископов со всего христианского мира. По какому же случаю собрались они из разных стран в Никею?

Перед Церковью стояло несколько важных вопросов. Например, о праздновании Пасхи. Христиане в разных странах праздновали её в разное время. Было решено совершать этот великий праздник в первое воскресение после первого новолуния, после весеннего равноденствия. Так происходит расчёт Пасхалии и в наши дни.

Вторым важным вопросом было учение александрийского протопресвитера Ария. Он был учёным человеком и даже преподавал в знаменитой Александрийской катехизаторской школе. Арий не признавал Иисуса Христа равным Богу Отцу, и считал Его творением Бога Отца. У него появилось много последователей, и, наконец, он возмутил всю Церковь своей ересью.

На соборе Арий со всеми спорил и упорно отстаивал своё заблуждение. Святитель Николай, присутствовавший при этом, в конце концов, не стерпел его богохульства и ударил по щеке. Отцы собора сначала осудили святителя Николая и даже лишили омофора. Однако в первую же ночь некоторые из них увидели, как Божия Матерь возвращает ему омофор и Евангелие.


Святитель Николай заушает Ария на Вселенском соборе.

Поэтому и они решили простить известному чудотворцу его поступок, вызванный ревностью о славе Божией. На том же соборе было решено учение Ария предать анафеме, а самого еретика отправить в ссылку.

Ещё один вопрос, который рассматривался на I Вселенском соборе, касался Символа веры. Он начинался так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». В нём коротко была изложена сущность Православия, а про Господа Иисуса Христа сказано для обличения Арианской ереси, что Он рождён от Бога Отца, а не сотворен. На Втором Вселенском соборе этот Символ веры был дополнен учением о Единой Святой соборной и апостольской Церкви, о Крещении (что допустимо только один раз креститься), и о Воскресении (чаю воскресения мертвых и жизни будущего века). В таком виде он остаётся и до наших дней и поётся в храмах всем народом во время Божественной Литургии.

Казалось бы, I Вселенский собор и учение Ария – дела давно минувших дней, и к нам никакого отношения иметь не могут. Но нет!

И сейчас многие готовы признать Иисуса Христа исторической личностью, пророком, учителем веры, но только не Богом. А это и есть арианская ересь, осужденная ещё на 1 Вселенском соборе. Мы же считаем Спасителя Истинным Богом, несмотря на то, что Он принял на Себя Человеческое естество, и воздаем Ему честь, равную с Богом Отцом и Св. Духом. Аминь.

 Сегодня мы празднуем память св. Отцев Первого Вселенского собора. Он состоялся более полутора тысяч лет тому назад, в 325г. от Рождества Христова, в г. Никее. На нём присутствовали 318 епископов со всего христианского мира. По какому же случаю собрались они из разных стран в Никею?

Перед Церковью стояло несколько важных вопросов. Например, о праздновании Пасхи. Христиане в разных странах праздновали её в разное время. Было решено совершать этот великий праздник в первое воскресение после первого новолуния, после весеннего равноденствия. Так происходит расчёт Пасхалии и в наши дни.

Вторым важным вопросом было учение александрийского протопресвитера Ария. Он был учёным человеком и даже преподавал в знаменитой Александрийской катехизаторской школе. Арий не признавал Иисуса Христа равным Богу Отцу, и считал Его творением Бога Отца. У него появилось много последователей, и, наконец, он возмутил всю Церковь своей ересью.

На соборе Арий со всеми спорил и упорно отстаивал своё заблуждение. Святитель Николай, присутствовавший при этом, в конце концов, не стерпел его богохульства и ударил по щеке. Отцы собора сначала осудили святителя Николая и даже лишили омофора. Однако в первую же ночь некоторые из них увидели, как Божия Матерь возвращает ему омофор и Евангелие.
Святитель Николай заушает Ария на Вселенском соборе.
Святитель Николай заушает Ария на Вселенском соборе.

Поэтому и они решили простить известному чудотворцу его поступок, вызванный ревностью о славе Божией. На том же соборе было решено учение Ария предать анафеме, а самого еретика отправить в ссылку.

Ещё один вопрос, который рассматривался на I Вселенском соборе, касался Символа веры. Он начинался так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». В нём коротко была изложена сущность Православия, а про Господа Иисуса Христа сказано для обличения Арианской ереси, что Он рождён от Бога Отца, а не сотворен. На Втором Вселенском соборе этот Символ веры был дополнен учением о Единой Святой соборной и апостольской Церкви, о Крещении (что допустимо только один раз креститься), и о Воскресении (чаю воскресения мертвых и жизни будущего века). В таком виде он остаётся и до наших дней и поётся в храмах всем народом во время Божественной Литургии.

Казалось бы, I Вселенский собор и учение Ария – дела давно минувших дней, и к нам никакого отношения иметь не могут. Но нет!

И сейчас многие готовы признать Иисуса Христа исторической личностью, пророком, учителем веры, но только не Богом. А это и есть арианская ересь, осужденная ещё на 1 Вселенском соборе. Мы же считаем Спасителя Истинным Богом, несмотря на то, что Он принял на Себя Человеческое естество, и воздаем Ему честь, равную с Богом Отцом и Св. Духом. Аминь.

Архимандрит Борис (Долженко)

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=61433

Дмитрий Н:
Господь, Бог и Спаситель

Сергей Худиев


В 7-ю неделю по Пасхе Церковь празднует память отцов Первого Вселенского Собора. Что совершил этот Собор? Он отстоял веру Церкви в то, что в Господе нашем Иисусе Христе мы встречаем не просто Кого-то великого или даже сверхъестественного — мы встречаем Бога. Иисус есть совершенный Бог и совершенный человек; Его слова и деяния — это слова и деяния Бога. Его обетования и предостережения — это обетования и предостережения Бога.



Первый Вселенский собор. Румынская фреска XVIII в.      


Эта вера отличает христиан от всех остальных: многие религиозные системы охотно хотели бы включить Иисуса в свои картины мира — как Пророка, как Посвященного, как продвинутого Гуру, как Одного из Великих Учителей нравственности, но христианство — это вера в Иисуса Христа как Бога.

На эту веру тогда восстала ересь Ария. Арий учил, что Сын Божий — величайшее из сотворенных существ, но не Бог в собственном смысле. То есть, конечно, Арий признавал, что Сын в Библии неоднократно назван Богом (напр., Евр. 1:8–12), но предлагал трактовать это как указание на «подобосущие» Сына Отцу, видя в Нем высочайшее из творений — но все же творение. Это учение в наше время отчасти воспроизводят «Свидетели Иеговы».

Взгляды Ария казались более простыми, понятными — они нравились людям, для которых тайна Троицы казалась не только непостижимой, но и раздражающей.

Отцы Собора отвергли эту ересь и твердо определили: Сын Божий единосущен Отцу, то есть Он обладает Той же божественной Природой, что и Отец. Что это означает и почему это так важно?

Апостольское возвещение «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8.) широко известно, его охотно повторяют, в том числе и нехристиане. Но на чем основано это возвещение? На жертве Христа: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 3:16), «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8.).

Но каким же образом мучительная смерть хорошего человека, праведника, всецело преданного Богу, доказывает любовь Божию? Скорее, она могла бы породить тяжелые сомнения. Как жертва Этого Человека может быть жертвой Бога? Если за нас вочеловечилось и умерло творение — хотя бы и самое высокое, Бог-то тут при чем? Он таких творений может насоздавать сколько угодно. Возвещение «Бог есть любовь» имеет смысл только в том случае, если Тот, Кто умер за нас на Кресте, — и совершенный Человек, и Совершенный Бог. Святой апостол Павел заповедует пресвитерам Церкви «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). О «крови Бога» имеет смысл говорить только в одном случае: если Иисус Христос, как это постоянно утверждает Писание, есть Бог.

В Библии это возвещение о Божественности Христа очень настойчиво, более того, оно промыслительно дано таким образом, чтобы исключить арианское перетолкование в смысле «тварного бога». Во времена Спасителя благочестивые люди избегали говорить о Боге прямо, опасаясь нарушить заповедь «не поминай имя Господа Бога твоего напрасно». В речи на Бога чаще указывали косвенно: «Благословенный», «Господь», «Небо», «Великий Царь», «Судия».

И вот Иисус указывает на Себя как на Царя, Судию, Того, Кто посылает Пророков, Того, о Ком в ветхозаветных пророчествах говорится как о Боге и т.д. В контексте Писания это не может означать ничего, кроме предельно ясного заявления о Своей Божественности. Вспомним хотя бы притчу о Страшном Суде:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую” (Мф. 25:31–33).

Судией всех народов здесь выступает Иисус, хотя в библейском контексте никакого другого высшего Судии, кроме Бога, нет и быть не может. Окружающие Его отлично это понимали:

«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33).

Церковное возвещение «ни ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься и спасл еси всего мя человека» глубоко укоренено в Священном Писании, более того, и составляет его, Писания, главное содержание.

Для человека внешнего этот догматический вопрос — Кем именно мы должны почитать Господа Иисуса — иногда кажется просто неважным. И этому есть причина: такой человек живет без надежды. Если мы все равно навсегда умрем — не так важно, какими историями мы утешаем себя перед лицом неизбежного исчезновения.

Но когда мы обретаем надежду на жизнь вечную, для нас становится очень важным, на Кого мы надеемся и к Кому мы взываем в молитве.

Ведь в молитве мы с верою ищем покориться Иисусу Христу как Господу, просим милости у Него как у Судии, уповаем на Него как на Спасителя, а в библейском контексте никакого другого Господа, Судии и Спасителя кроме Бога нет. Как говорит Бог через Пророка Исайю, «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11).

Такая молитва и такая вера возможны, только если Христос есть истинный Бог.

И эту спасительную веру отстояли для нас Отцы Первого Вселенского Собора, память которых мы ныне с благодарностью и благоговением совершаем.



2 июня 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/71166.htm

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница