Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора
Дмитрий Н:
Ересь Ария – покушение на Бога и на человека
Слово в день памяти святых отцов I Вселенского Собора
Протоиерей Александр Шаргунов
После того как мы совершили путь Пасхи Христовой, вступили в праздник Вознесения, в преддверии Пятидесятницы святая Церковь говорит нам о тайнах нашей веры, которые благодатно открываются нам, когда мы узнаем, что Христос воскрес. Когда не плоть и кровь открывают нам это, не самый великий разум, а Отец, Сущий на небесах.
В пасхальную ночь мы слышим Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога». Оно было у Бога. Как же возникли ереси, которые искажают тайну святой нашей веры, восстают на Самого Бога? Превечное Слово не просто было у Бога, Оно было Бог. Святой апостол Иоанн Богослов исповедует это Слово как Творца мира: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Он говорит нам о той жизни, которая есть у Бога и которую нам дается узнать как свет благодатный. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 1—5).
Святые отцы говорят, что эти слова — не только о Боге и диаволе, они — о том, что происходит с родом человеческим. Одни в нем — это те, кто по-прежнему «во тьме и сени смертней сидят», потому что не хотят покаяться, а другие — те, кто принял свет Христов и узнал тайну Христа Бога, Который выше всякого творения, единосущен Богу Отцу.
Самый больший из рожденных женами, Иоанн Предтеча, был послан, чтобы свидетельствовать об этом свете. Он не был свет, но он был послан, чтобы свидетельствовать о свете. Был Свет истины, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. И слово Божие говорит о том, что мир Им был, и мир Его не познал, этот Свет. И «Он пришел к своим», то есть ко всему роду человеческому, «и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 11—14).
К этому пасхальному свидетельству призываемся присоединиться и мы. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1, 1), о том, что мы имеем общение с Богом Отцом и Единородным Его Сыном, мы должны передать другим людям, чтобы Церковь до скончания века всегда хранила эту тайну веры.
Сегодня Господь в Своей Первосвященнической молитве говорит: «Я и Отец одно», и обращаясь к Отцу Небесному: «Все Мое — Твое». Блаженный Августин замечает по этому поводу, что никто никогда из людей не исповедовал такое единство с Богом Отцом, и добавляет, что он нашел мудрость, которую исповедует христианское откровение, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. И потому вся мудрость этих религий становится ложью, делается относительной. Бог стал человеком, чтобы человек мог быть по благодати богом, чтобы все, что имеет Бог, принадлежало нам. Чтобы мы приобщались этой жизни в Церкви. И эту жизнь хранили, и эту веру исповедовали.
Двойная ложь — в ереси Ария, учившего, что Христос не есть Бог, а только высшее творение. Первая — которая не видит того, что Бог стал человеком. Та, которая является ересью антихриста, по слову апостола Иоанна Богослова, потому что всякий дух, не исповедующий пришествие Бога во плоти, не есть Дух Божий, но дух антихриста.
Вторая ложь, связанная с первой, — та, которая покушается на достоинство человека. После того как Бог стал человеком, важно понять нам тайну Бога во Христе, и не менее важно понять тайну человека в Нем. В сегодняшнем мире, можно сказать, уже почти не стоит вопрос, существует ли Бог, а стоит вопрос — существует ли человек. Но человек существует только в Боге. И как говорит Господь в Своей Первосвященнической молитве: «Да будут все едины, как Мы с Тобой, Отче, едины, так будут едины и они». Святые отцы говорят, что как Господь Иисус Христос по Божеству Своему единосущен Отцу, так по человеческой природе Он единосущен нам. Весь человеческий род призван стать как бы единым существом с одной природой и с великим множеством человеческих ипостасей. К такой любви, к такому единству, которое может быть только в истине, зовет Господь. И Он все для этого совершил.
Волки, не щадящие стада Христова, возникают в самой Церкви, говорит нам сегодня апостол Павел. Мы помним слово Господне, какими должны быть пастыри. Он предупреждает, что наемники, которые не пастыри, видят приближающегося волка и оставляют своих овец, потому что они наемники и нерадят об овцах, и волк приходит и расхищает стадо. Но страшно, когда из самой Церкви исходят эти волки. И здесь главная цель сатаны — найти в самой Церкви таких людей, которые исполняли бы его разрушительную работу.
Все ереси прежних веков были покушением на тайну Бога и на тайну единения Божественной и человеческой природы во Христе Иисусе. А сегодня, когда грех в человеческом обществе все более утверждается как то, в чем нет необходимости каяться, диавол ищет внутри Церкви таких людей, которые учили бы, что заповедь Божия неабсолютна, что бывают обстоятельства, позволяющие нарушить ее, якобы ради благих целей. И это есть ересь, которая заключает в себе все ереси, прежде существовавшие. Потому что исповедание истинной веры необходимо для нас, чтобы мы по благодати Божией, которая дается через исповедание этой веры, могли жить по заповедям Божиим. А там, где отвергается абсолютность заповеди Божией, там восстание на все заповеди, на все догматы, вместе взятые, там ересь всех ересей, там разделение между человеком и человеком, и между Богом и человеком.
Будем молить Господа, чтобы была нам открыта тайна истинной веры. Чтобы мы поняли, что только исповедуя истинную веру и живя по заповедям Божиим, можем мы достигать того непостижимого таинственного единства с Богом и друг с другом, о котором говорит на Тайной Вечери Господь, отдавая Свою пречистую Плоть и Кровь за спасение всех.
Услышим слово Христа, что Он явится с Отцом Небесным тому, кто любит Его, то есть живет по заповедям Его. И тогда сам человек узнает тайну единосущия Божественного Сына с Отцом и тайну нашего вечного родства с Богом и друг с другом. Где нет этого пути, всякое богословие уже ересь само по себе — ересь, заключающая в себе опасность богоубийства. И та самая ересь, которая отделяет сегодня человека от другого человека и от Бога, хуля тайну Слова Божия, воплотившегося ради спасения всех. Будем свято исповедовать в своей жизни веру апостольскую, веру отеческую. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать человеком в неразрушимом ничем единстве с Богом.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
27.05.2023
Источник
Александр Васильевич:
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора
Историческое содержание
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16,18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, Александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов – представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря) и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы – Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).
Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8
Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
https://azbyka.ru/days/nedelja-7-po-pashe-svjatyh-otcov-i-vselenskogo-sobora
Навигация