Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 19:30:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Любовь к своей Отчизне  (Прочитано 2088 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 04 Июня 2012, 06:11:15 »

Любовь к своей Отчизне
и верность долгу

Памяти военных разведчиков,

ветеранов военной разведки

от 1812 г. до наших времен

посвящается.


 

Эта заметка появилась благодаря рассказам моего отца о своих руководителях, однокурсниках, односумах, с которыми его свела нелегкая армейская служба длительностью более четверти века, хотя многие из них и до сих пор продолжают свою службу уже на общественной работе. Это Ф.И. Гредасов А.В. Кукушкин, В.А. Манченко, Н.М. Салий, А.Н. Сирота, А.И. Алистратов, Д.М. Герасимов, Ю.Т. Старов, В.Г. Алексеев, Е.В. Тишин, Г.Г. Рагозин, В.П. Трунов и мн. др. Особую благодарность хотелось бы выразить С.В. Козлову, так же простите меня друзья, отцы-братья, чьи фамилии я не назвал.

В 2012 году – военной разведке исполнилось 200 лет. 1812 год. Война с Наполеоном. Войска Наполеона пересекли границу Российской империи 12 июня 1812 года. С этого времени началась первая Отечественная война. Главнокомандующий русской армией был генерал от инфантерии М.Б. Барклай-де-Толли.Заслуги его перед нашим Отечеством велики. С 1810 по 1812 г. по инициативе генерала от инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли проводилось реформирование вооруженных сил. Разработкой реформ занималась созданная при министерстве Комиссия по составлению воинских уставов и уложений. Итогом ее деятельности явились важнейшие законодательные акты, один из которых – «Учреждение для управления Большой действующей армии». Кроме этого в преддверии войны 1812 года он создал службу военной разведки. Имея за плечами громадный боевой и полководческий опыт, Барклай-де-Толли понимал, что получение информации о планах противника должно быть поставлено на регулярную основу. Получив 18 января 1810 года пост военного министра, в докладе Императору Барклай-де-Толли изложил программу организации военной разведки, Секретной экспедиции при своем ведомстве и просил разрешить направить в русские посольства офицеров, на которых будут возложены соответствующие обязанности. Предложение Император Александр I принял, и вскоре последовало назначение в европейские столицы военных агентов (что-то вроде современных военных атташе) при посольствах. Экспедиция секретных дел или, как ее иногда называли, Канцелярия должна была решать следующие задачи: ведение стратегической разведки (сбор стратегически важных секретных сведений за рубежом), оперативно-тактической разведки (сбор данных о войсках противника на границах России) и контрразведки (выявление и нейтрализация агентуры противника).

Канцелярия действовала в условиях строгой секретности, в ежегодных министерских отчетах она никак не фигурировала, а круг обязанностей ее сотрудников определялся «особо установленными правилами». Подчинялась эта структура напрямую военному министру. Штат был невелик: директор, три экспедитора и один переводчик. Сотрудников подбирал лично Барклай-де-Толли. На пост директора он назначил человека из своего окружения – флигель-адъютанта полковника Алексея Воейкова, начинавшего военную службу в швейцарском походе 1799 года ординарцем у Суворова. В январе 1812 г. Секретную экспедицию переименовали в Особенную канцелярию при военном министре. Особенная канцелярия работала по трем направлениям: стратегическая разведка (добывание за границей стратегической информации), тактическая разведка (сбор данных о войсках противника, дислоцированных в сопредельных государствах) и контрразведка (выявление и нейтрализация наполеоновской агентуры). Перед началом войны возросла роль тактической разведки, которая добывала информацию на сопредельных России территориях. Четкой структуры у нее не было. Организацией разведдеятельности занимались специальные резиденты на границе, военные коменданты приграничных городов, командование воинских частей. Все они регулярно слали доклады военному министру. С 1810 года по приказу Барклая-де-Толли командиры корпусов, расквартированных в пограничных областях, посылали в соседние государства агентов. За несколько месяцев до нападения французов тактическая разведка заметно активизировалась. Русское командование в Вильно почти каждый день получало «известия и рапорты о движении неприятельских корпусов». Исходя из этих данных, Барклай-де-Толли пришел к заключению, что основной удар Наполеон нанесет из Восточной Пруссии. Удалось также выяснить дату перехода «великой армии» через границу. Не было известно только место, но главная цель – вовремя привести войска в полную боевую готовность – была достигнута.

Мало того, через отставного ротмистра русской армии, прусского дворянина Давида Савана, французам регулярно передавалась дезинформация о намерениях русской армии. Саван жил в Варшаве и, оставшись без средств, вынужден был согласиться работать на польскую разведку. Когда его заслали в России, он сообщил русским властям, с какой целью прибыл, и стал сотрудничать с русскими. Весной 1812-го французы заслали Савана в принадлежавшую тогда России Литву. С его помощью русским контрразведчикам удалось обезвредить часть агентурной сети противника. Саван исправно слал своим французским хозяевам донесения, которые составлялись в русских штабах, в том числе и о том, что Барклай-де-Толли намерен дать генеральное сражение французам непосредственно у границы. Исходя из этого, Наполеон и строил план кампании.

С началом войны разведсведения о противнике добывали войска. Разведка в то время не имела своей организационной структуры. 23 июля 1812 г. Барклай-де-Толли сформировал первый летучий партизанский отряд под начальством генерала Винцингероде для действия против левого фланга французов. Уже в ночь с 26-го на 27-ое июля Барклай-де-Толли получил от Винцингероде важное донесение о намерении Наполеона двинуться из Поречья к Смоленску, чтобы отрезать отступление русской армии. И потом отряд Винцингероде продолжал действовать против флангов неприятеля, разбившись на более мелкие отряды и поставляя в Главный штаб русской армии сведения о противнике. После Бородинского сражения генерал Винцингероде получает задачу своим «летучим корпусом» контролировать дорогу на Москву через Рузу и Звенигород. В дальнейшем эта задача расширилась: контролировать деятельность французских войск на Владимирской, Ярославской, Дмитровской, Санкт-Петербургской дорогах. В это же время главнокомандующий всеми русскими армиями и ополчениями М.И. Голенищев-Кутузов создает более десяти партизанских отрядов, состоящих в основном из казачьих подразделений. Так отряд Винцингероде состоял из Казанского драгунского полка (четыре эскадрона), около 500 человек; трех казачьих полков, численностью около 400 человек, из войска Донского (Иловайского 4-го, Иловайского 12-го и Родионова 2-го) и Ставропольского калмыцкого полка численностью около 500 человек. Партизанские отряды, называя их действия современными терминами, проводили разведывательные рейды в тылу противника, совершали диверсии, налеты, поиски, захват «языков», курьеров, разведку боем. Так, Генерал-Адъютант Барон Винценгероде доносил Его Императорскому Величеству следующее:

«… 8 сентября 1812 г. Вчера я послал майора Пренделя с сильною партиею в окрестности Можайска, и предписал ему затруднить коммуникацию неприятеля между Можайском и Москвою… (кстати, Прендель Виктор Антонович (1766-1852) до войны засылался М.Б. Барклаем-де-Толли в качестве военного агента, – авт.)».

«… от 10 Сентября. По Санкт-Петербургской, Дмитриевской, Ярославской и Владимирской дорогам на всех постах и пикетах обстоит все благополучно. Движения по сим дорогам неприятель никакого не сделал… Вчерашнего числа от моего авангарда, состоящего в команде Полковника Иловайского 12, отправлена была сотня казаков для открытия неприятельских застав. Сия сотня открыла неприятеля в селении Соколове. Сила неприятеля состояла из 2 эскадронов кавалерии 23 драгунского полка и 3 рот пехоты 84 линейного полка. Казаки наши, ударив на неприятеля, разбили его совершенно; взято в плен: 3 Офицера, 16 унтер-офицеров и 83 рядовых; на месте положено батальонный Командир, 3 Офицера и 120 человек нижних чинов. С нашей стороны урон весьма маловажен...»

Командир партизанского отряда капитан Фигнер лично, переодевшись в неприятельскую форму, или в составе небольшой разведгруппы (2-3 чел.), проникал в стан противника, собирал необходимую развединформацию, при необходимости ликвидировал важных офицеров неприятеля.

Командир партизанского отряда Сеславин, грамотно организовав наблюдательный пост, а потом, проведя дерзкий налет по захвату «языка», добыл важную развединформацию о направлении французской армии из Москвы.

Таких примеров, на основе боевых донесений этих славных командиров, журналов боевых действий, можно привести множество.

Важно другое. Эти партизанские отряды послужили прообразом современных разведгрупп, отрядов. А действия казаков и других членов партизанских отрядов – примером самоотверженной любви к своей Отчизне и верности долгу.

Вахмистр Р. Криулин, начальник канцелярии МОКО Союза казаков России

http://www.voskres.ru/army/publicist/kriulin.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!